кружковая работа в подготовительной группе "Сибирячок"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
План
кружковой работы
по познавательному развитию
«Сибирячок»
подготовительная группа «В»
Воспитатели:
Чораева Г.Р.
Кобзова И.А.
г. Пыть-Ях
2018 - 2019 г.
Пояснительная записка
Какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и любовью, рассказывает о красоте и богатстве своего родного края.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Формировать чувства любви к Родине, воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Познакомить с народным искусством, которое влияет не только на эмоциональное, художественно-эстетическое восприятие, но в силу своей простоты и доступности, жизнерадостного и живого характера, играет важную роль в общем познавательном развитии ребенка.
Цель:
Формирование представлений о родном крае Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Задачи:
Познакомить с природой, растительным и животным миром, традициями бережного отношения человека к окружающей среде, позволяющим жить в гармонии с природой, и веками складывавшемуся быту народов региона.
Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства обско-угорского народа и детской деятельности: рисовании, лепке, аппликации, игровой деятельности.
Воспитывать интерес и любовь к родному краю, уважение к традициям и промыслам коренных народов, мастерам народного творчества, воспитывать доброту, трудолюбие, взаимовыручку.
Виды детской деятельности:
- социально – коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно - эстетическое развитие
- физическое развитие
Ожидаемые результаты:
- создание необходимых условий для развития познавательных и творческих способностей у детей;
- выпускники детского сада;
- владеют основными техническими навыками различных видов детской деятельности;
- в своих работах передают сходство с реальным объектом, дополняя образ различными выразительными деталями, расположением, формой и цветом;
- создают нарядные и яркие рисунки, используя чувство ритма и чередования декоративных элементов в узоре;
- проявляют творчество, могут выбрать тему изображения или дополнить заданную, самостоятельно получают результат.
создана предметно – развивающая среда – мини-музея «Моя Югра». В работе с детьми используется опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность
Содержание работы кружка построено на принципах:
- наглядность -обеспечивает познание предметов и явлений, осознанное восприятие деятельности и наблюдение за ней;
- отбор материала - тщательный, обусловленный возрастными особенностями детей;
- изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности - связь обучения с жизнью;
- интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности:музыкальную,изобразительную,игровую,художественно-речевую;
- индивидуальный подход к детям;
- на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения;
- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
- региональный подход к отбору изобразительной художественной деятельности с учетом местных традиций.
При организации работы кружка для развития самостоятельности творчества используются эффективные методы и приемы:
- *информационно-рецептивный- восприятие, осознание, запоминание информации;
- *репродуктивный – закрепление, углубление знаний и способов деятельности;
- *эвристический – поэлементное обучение процедурам творческой деятельности;
- *исследовательский– самостоятельное разрешение целостных задач;
- *наглядные - наблюдения, рассматривания образцов, показ способов изображения и действий;
- *словесные - беседа, объяснение, вопросы, совет, поощрение, художественное слово;
- *игровые - сюрпризный момент, игровой мотив или ситуация, обыгрывание готового изображения;
При решении обозначенных целей и задач по развитию детского творчества в основе плана кружковой работы была использована методика Е. С. Зашихин, Е. А. Киричек, Т. Н. Проснякова «Край в котором я живу».
Режим работы:
Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий 30 минут.
Время работы кружка: пятница 16:00
Список детей:
- АдильхановАдильхан
- Алиев Саид
- Астахова Настя
- Ахмедов Тимур
- Вшивкова Маша
- Газизуллина Зарина
- Герасимова Настя
- Гритченко Никита
- Гуенкова Таисия
- Ельмекеев Глеб
- Кумпан Максим
- Михеев Артем
- Павлов Антон
- Палько Данил
- Подчиненов Вова
- Поземнов Алексей
- Русанова Женя
- Соколова Альбина
- Соколова Арина
- УрунбаевСанжарбек
- Шубина Лиза
- Шахворостов Артем
- Шейкин Женя
- Юнусов Радмир
Перспективный план работы кружка «Сибирячок».
№ | Месяц | Тема | Цель |
1.
| Сентябрь.
| 1.«Я- юный пыть-яховец».
| Расширять и обогащать знания детей о истории родного города, его достопримечательностях. Дать знания о географическом местонахождении нашего города. Развивать интерес и любовь к родному краю, городу, дому, улице, участку детского сада и умению отображать это в рисунках. |
2.«Символика г. «Пыть-Ях».
| Закрепить представление детей о знании герба, как символа города, учить использовать при составлении рассказа о гербе лексику, связанную с символикой, учить детей использовать трафареты, шаблоны в форме герба, силуэтов животных, растений, транспорта и т.д. Воспитывать у детей патриотические чувства. | ||
3. «Вот моя улица»
| Дать детям знания о том, что в городе много разных улиц, каждая имеет свой адрес. Закрепить представления детей о районе города, в котором они живут, познакомить с другими районами города, достопримечательностями и особенностями. | ||
4.«Мой город, дороже которого нет»
| Закрепить представления детей об истории возникновения города Пыть-Ях, дать понятие «пытьяховец», указывающее на принадлежность человека к городу, в котором он живёт. | ||
2.
| Октябрь.
| 5.Экскурсия в этнографический музей Д/с
| Познакомить детей с культурой народов ханты и манси. Предложить детям инсценировать хантыйскую сказку, используя одежду и домашнюю утварь народов ханты и манси. Воспитывать уважение к культуре коренного народа земли, ставшей для них маленькой Родиной. |
6.Коренные жители. «Хантыйский дом». Изготовление из бумаги и палочек чума | Расширять знания детей о традиционном укладе жизни народов ханты и манси. Познакомить детей с назначением хозяйственных построек, их месторасположением. Дать знания детям о материале, из которого делают постройки ханты и манси. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни. Словарь: Чум, лабаз, чувал – печь. | ||
7.«Одежда ханты» | Дать детям представления о национальной одежде ханты. Показать, что потребность в удобной и тёплой одежде вызвана суровыми климатическими условиями. Научить детей отличать мужскую и женскую одежду. Вызвать интерес к национальной одежде коренных народов севера. | ||
8.«Орнамент». Украшение одежды орнаментом | Продолжать знакомить детей с северным краем, с особенностями национальной одежды ханты, их орнаментом и украшениями. Развивать интерес к родному краю, коренным жителям, их быту и жизни | ||
3.
| Ноябрь.
| 9.«Творчество народов Севера». Загадывание загадок ханты и манси. | Дать детям представление о народном творчестве, тесно связанным с духовными традициями хантыйского народа. Воспитывать доброжелательное отношение к культуре коренных народов Сибири. |
10.«Хозяйкины помощники». | Познакомить детей с кухонной утварью народов ханты и манси, ее названием и предназначением. Расширить знания детей о материале, из которого изготавливается посуда, как она украшается. Учить детей изготавливать посуду из пластилина , с нанесением орнамента. Показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы на примере их работ и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях. Развивать у детей творческое воображение и фантазию. | ||
11.«Природа и люди» Изготовление домашней утвари народов севера. | Расширять и обогащать представление детей о родном крае, жизни и творчестве народов Севера; в доступной и увлекательной форме (по средствам сказки) донести до сознания детей основы единства человека и природы. | ||
12. «Охота и рыбалка». Подвижная игра «Рыбаки и рыбки». | Познакомить детей с предназначением охоты и рыбалки. В жизни ханты рыбалка и охота является главным пропитанием в течении года. Расширить представление детей о том, кто является объектом охоты и рыбалки и какие приспособления необходимы для этого. Развивать интерес о способах и приемах рыбной ловли и в охотничьем промысле. Воспитывать уважение главному мужскому занятию в жизни ханты. | ||
13.« Транспортные средства коренных народов» П/игра « На оленях мы помчимся». | Познакомить воспитанников с транспортными видами передвижения северных народов-оленьими упряжками. Воспитывать интерес к жизни людей других национальностей | ||
4. | Декабрь | 14.«Как ханты к зиме готовятся» | Продолжать знакомить детей с образом жизни ханты и манси. Формировать представления о подготовительных работах ханты к зимнему периоду, обосновать их переезд с одного места на другое. Расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения. |
15.«Полезные свойства клюквы». | Формировать представление детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой клюквой .Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления | ||
16. «Ягодка - брусничка» | Формировать представление детей о природе родного края, его особенностях, экологических проблемах. Научить детей относить растения к живым существам. Познакомить с растением, которое приспособилось жить в суровых условиях – ягодой брусникой. Развивать способность воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления | ||
17. «Тайны необыкновенных листьев». Сравнительные зарисовки особенностей хвоинок ели и сосны. | Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев - сосна обыкновенная и ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Развивать навыки исследовательской деятельности детей. Упражнять в схематической зарисовке «тайн» хвоинок. Поддерживать устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы. | ||
5.
| Январь
| 18.«В гостях у северных животных». | Продолжать знакомить детей с животными Севера.Закрепить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Формировать умение различать животных по внешнему виду, месту обитания. Развивать речь, внимание, память; интерес к жизни животных. Воспитывать любовь и понимание к животным и желание им помочь в трудное время. |
19.«Лиса» Рассматривание фотоальбома «Животные Югры» | Формировать представление детей о животных, которые живут в нашем крае. Расширить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.. | ||
20.«Олень - житель леса». Конструирование из картона. | Формировать представление детей о животных, которые живут в нашем крае. Дать новые знание об олене: внешнем виде, образе жизни, какую пользу приносит для людей живущих на севере, чем питается. Расширить знания о жизни животных в суровых условиях холодной зимы и жаркого лета. Учить детей выполнять поделку из пластилина, природного материала. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы. | ||
6.
| Февраль | 21. «Медведь». Аппликация из меха, ниток и пр. | Способствовать расширению представления о жизни животных проживающих в тайге. Познакомить детей с медведем: его повадками, месте обитания, чем питается, как добывает себе пищу, как относятся к нему народы ханты и манси. Обучать умению использовать для описания схему-модель «Животные» Учить детей работать с искусственным мехом. Воспитывать интерес к животному миру нашего края и бережного отношения к нему. |
22.«Белка» Изготовление заготовок и рисование красками | Познакомить детей с образом жизни ханты и манси. Расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения. Дать знания о том, что хантыйский дом делиться на две половины: женскую и мужскую, поэтому и обязанности у них разные. Какую работу выполняет по дому женщина? Какую работу выполняет мужчина? Можно ли обойтись друг без друга? Воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов проживающих в нашем крае. | ||
23. «Сова Совушка – мудрая головушка». Конструирование из природного материала | Расширять знания детей о жизни совы в лесу, о ее повадках и способах передвижения: ведет ночной образ жизни, у нее прекрасное зрение, чуткий слух. Развивать интерес к произведениям устного народного творчества, умение отгадывать загадки, заучивать эти произведения. Развивать интерес к выполнению поделки из природного материала. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы | ||
24.«Священные животные коренного населения Сибири». | На примере народных традиций показать особое отношение этих людей к некоторым животным. Познакомить детей с духовной культурой ханты и манси. Дать понимание того, что все традиции направлены на сохранение природы и почитаются коренными жителями. | ||
7.
| Март
| 25.«Тайны необыкновенных листьев». Сравнительные зарисовки особенностей хвоинок ели и сосны
| Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев - сосна обыкновенная и ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Развивать навыки исследовательской деятельности детей. Упражнять в схематической зарисовке «тайн» хвоинок. Поддерживать устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы. |
26. «Как рождаются кедровые шишки, «Орешки» и кедры». Проведение опыта для определения наличия в ядре масла.
| Познакомить детей с сосной сибирской (кедровой) как цветущим и масличным деревом. Способствовать установлению детьми причинно-следственных связей между явлениями в природе. Воспитывать осознанное отношение детей к природным живым существам, понимая ценность жизни каждого из них. | ||
27. «День рождения осинки». (игра-занятие в природе) Конструирование осинки из конфетных оберток.
| Обобщить знания детей об особенностях строения листа осины, се применении. Развивать творческое воображение детей при сочинении сказок. Учить выразительно передавать образы действующих лиц в сказке. Поощрять индивидуальное творчество детей. Способствовать эмоциональному проживанию и накоплению чувственного опыта познания объектов живой природы посредством игрового перевоплощения. | ||
28.«Когда береза плачет». Рисование березы | Дать детям представление о сокодвижении, почему это происходит и в какое время года. Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимы: тепло, свет, вода, земля. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание жить в союзе с природой. | ||
8.
| Апрель
| 29.«Кукла Акань» Изготовление из ткани куклы Акань | Учить детей изготавливать из ткани хантыйскую куклу; вызвать у детей стремление проявить заботу, в изготовлении поделки и желание содействовать в разрешении проблемы. |
30.«Вороний день». Изготовление «Вороненок». | Развивать интерес к произведениям устного народного творчества, заучивать эти произведения. Закрепить с детьми способы изготовления вороненка. Воспитывать эстетические и патриотические чувства средствами окружающей среды | ||
31.Изготовление детской хантыйской погремушки из бересты «Шаркун» | Познакомить детей со свойствами бересты через детское экспериментирование. Воспитывать бережное отношение к березе | ||
32.«Берестяная посуда» | . Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством коренного населения. Познакомить детей с историей возникновения посуды у коренного населения Сибири. Дать понятия о бересте, познакомить с её свойствами | ||
9.
| Май
| 33.Природа ХМАО Лепка «Грибы в лукошке» | Обобщать представление детей об основных группах растений и животных. Закрепить умения детей выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания |
34.«Как вести себя на природе» | Продолжать формировать у детей обобщенное представление о лесе как природном сообществе, как месте обитания растений и животных. Совершенствовать умение вести конструктивную беседу в процессе совместной деятельности | ||
35.«Что мы знаем о крае, в котором живем». | Закрепить с детьми полученные знания о красоте родного края, его особенностях, экологических проблемах, особенностях коренного населения, их истории и культуре. Положить начало формированию чувства ответственности за то живое, что есть рядом. Умение занимать позицию активного участника, а не пассивного наблюдателя в течение всей жизни. | ||
36.Викторина: « В природе всё взаимосвязано» | Продолжать знакомить детей с явлениями природы. Объяснить детям к чему приводит отрицательная экология на природу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно - тематическое планирование кружковой работы в подготовительной логопедической группе
Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать; чтение сказок о разноцветном мире; игры на развитие слухового и зрительного внимания; упражнения...
Перспективный план кружковой работы в подготовительной группе "Волшебные клубочки"
Данная работа поможет вам при организации кружковой работы.Мои воспитанники с удовольствием создают картины из "волшебных" клубочков! ...
Кружковая работа в подготовительной группе детского сада "Моя малая Родина"
Документ содержит тематическое планирование кружковой работы в подготовительной группе по теме "Моя малая Родина"...
Кружковая работа в подготовительной группе «Дымковские краски в пластилиновой сказке»
Целью нашей кружковой работы является приобщать детей к истокам народного искусства,воспитывать любовь и интерес к декоративному рисованию и лепке дымковских игрушек.[[{"type":"media","view_mode":"med...
Программа кружковой работы в подготовительной группе "Мукосолька"
Цель данной программы: подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление ...
Программа кружковой работы для подготовительной группы. «Юные волшебники»
Программа «Юные волшебники» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Аверьяновой А.П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р.Г. “Рисование с...
Планирование кружковой работы в подготовительной группе детского сада по математическому развитию
В данном материала составлен перспективный план кружковой работы на год . Весь план составлен в соответствии с требо...