Планирование кружковой работы в подготовительной группе детского сада по математическому развитию
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему

Тушова  Инна  Семеновна

В данном  материала  составлен  перспективный  план  кружковой  работы  на  год .  Весь  план  составлен  в  соответствии с  требованиями  ФГОС.  Прилагается  список используемой   литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей «Дорога  знаний»

для детей от 6 до 7 лет

Срок реализации 1 год

Пояснительная записка

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки . Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

 

Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.

. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Основная  задача  состоит в формировании  потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Цель программы:   Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической  действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности,  развитие математических представлений и логики.

 

Развитие математических представлений и логики :

• развитие математических представлений о числах и цифрах;

• знакомство с математическими знаками;

• развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

№ п/п

Тема (раздел)

Основные задачи

Количество часов

всего

теория

практика

 Октябрь

Числа-цифры

(Развитие математических представлений и логики)

-   развитие математических представлений о числах и цифрах

-знакомство с математическими знаками

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 Ноябрь

Числа-цифры

(Развитие математических представлений и логики)

- развитие математических представлений о числах и цифрах

-знакомство с математическими знаками

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 Декабрь

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

-развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 Январь

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

 

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 Февраль

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

-развитие внимания, наблюдательности, логичес-кого мышление

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 Март

Арифметические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

-развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 Апрель

Логические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

-развитие умение решать   логические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

 

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

 Май

Логические задачи

(Развитие математических представлений и логики)

Второго раздела:

-развитие умение решать логические задачи

- развития интереса к окружающему миру математического содержания

 

Четыре занятия

по 30 мин

10 мин

20 мин

• развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

• подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет. Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по май месяц включительно), что составляет 4 занятия  в месяц по 30 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю.

Форма занятий- совместная игровая-познавательная деятельность взросло и детей.

Ожидаемые результаты после реализации программы.

- ребенок должен различать и называть цифры и другие математические знаки (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);

- уметь составлять и решать арифметические задачи;

- уметь решать логические задачи , обосновывать доказательство;

- ориентироваться в тетради

Организация учебно-воспитательного процесса:

Основная форма организации работы -игровая, так как именно в игре развиваются творческие способности личности.

При реализации данной образовательной программы применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка (введение игрового персонажа, подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на развитие внимания, памяти); используется разнообразный дидактический материал                     ( наборное полотно и карточки с с цифрами); магнитная  доска, индивидуальные разрезные наборы цифр; картинки с цветным изображением предметов; предметные картинки для составления задач; тетради «Рисуем  по  клеточкам» ИП Бурдина; рабочие листы- прописи, цифр,  книга Л.Г.Петерсона «Игралочка»).

Форма подведения итогов по реализации дополнительной образовательной программы «Подготовка к школе» – открытое занятие для родителей.

 

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Содержание программы.

 

  Мес.

Название темы

Цели

Краткое описание темы

 Октябрь

Числа-цифры

развитие математических представлений

Цифры от 0 до 5; математические знаки +, -,=

 Ноябрь

Числа-цифры

развитие математических представлений

 

 

Цифры от 5 до 10

математические знаки > ,<

 Декабрь

Арифметические задачи

развитие математических представлений

 

Арифметические задачи на сложение

 Январь

Арифметические задачи

развитие математических представлений

 

Арифметические задачи на вычитание

 Февраль 

Арифметические задачи

развитие математических представлений

Составление арифметических задач

 Март

Арифметические задачи

развитие математических представлений

 

 

Составление арифметических задач

 Апрель

Логические задачи

развитие математических представлений

 

Логические задачи на внимание

 Май

Логические задачи

Второго раздела:

развитие математических представлений

Закрепление умения решать все виды задач

 

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.

Месяц

Тема (раздел)

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы подведения итогов

Октябрь

Числа-цифры

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

 

помещение группы

(наборное полотно и карточки с с цифрами)

Магнитная доска;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач,

тетради в клетку;

рабочие листы - прописи цифр; учебник  Л.Г. Петерсона «Игралочка», тетради ИП Бурдина «Рисуем  по  клеточкам».

 

Проведение открытого занятия

 

Ноябрь

Числа-цифры

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания буквы (цифры)

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

 

 

помещение группы

(наборное полотно и карточки с с цифрами)

Магнитная доска;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач,

тетради в клетку;

рабочие листы - прописи цифр; учебник  Л.Г. Петерсона «Игралочка», тетради ИП Бурдина «Рисуем  по  клеточкам».

Проведение открытого занятия

Декабрь

Арифметичес-кие задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания цифры.

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

помещение группы

(наборное полотно и карточки с с цифрами)

Магнитная доска;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач,

тетради в клетку;

рабочие листы - прописи цифр; учебник  Л.Г. Петерсона «Игралочка», тетради ИП Бурдина «Рисуем  по  клеточкам».

Проведение открытого занятия

Январь

Арифметичес-кие задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания цифры.

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

 

помещение группы

(наборное полотно и карточки с с цифрами)

Магнитная доска;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач,

тетради в клетку;

рабочие листы - прописи цифр; учебник  Л.Г. Петерсона «Игралочка», тетради ИП Бурдина «Рисуем  по  клеточкам».

Проведение открытого занятия

Февраль

Арифметичес-кие задачи

 

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания цифры

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

 

помещение группы

(наборное полотно и карточки с с цифрами)

Магнитная доска;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач,

тетради в клетку;

рабочие листы - прописи цифр; учебник  Л.Г. Петерсона «Игралочка», тетради ИП Бурдина «Рисуем  по  клеточкам».

Проведение открытого занятия

Март

Арифметичес-кие задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания цифры.

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

помещение группы

(наборное полотно и карточки с с цифрами)

Магнитная доска;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач,

тетради в клетку;

рабочие листы - прописи цифр; учебник  Л.Г. Петерсона «Игралочка», тетради ИП Бурдина «Рисуем  по  клеточкам».

Проведение открытого занятия

Апрель

Логические задачи

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания цифры. 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

помещение группы

(наборное полотно и карточки с с цифрами)

Магнитная доска;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач,

тетради в клетку;

рабочие листы - прописи цифр; учебник  Л.Г. Петерсона «Игралочка», тетради ИП Бурдина «Рисуем  по  клеточкам».

Проведение открытого занятия

Май

Логические задачи

 

Игровое

Игровые:

использование игр и игровых персонажей

 

Наглядные методы:

показ способа написания цифры.

 

Словесные:

объяснение,

беседа

использование художественной литературы (стихи, загадки)

 

Практические:

- выполнение заданий

помещение группы

(наборное полотно и карточки с с цифрами)

Магнитная доска;

индивидуальные разрезные наборы цифр;

предметные картинки для составления задач,

тетради в клетку;

рабочие листы - прописи цифр; учебник  Л.Г. Петерсона «Игралочка», тетради ИП Бурдина «Рисуем  по  клеточкам».

Проведение открытого занятия

  

Литература:

1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. М., 1990

2. Тихомирова Л.Ф , Басов А.В.. Развитие логического мышления детей. Ярославль «Академия развития», 1996

3. Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994

4. СтолярА.А . Давайте поиграем. М., 1991

5. Агофонова И.Н.. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993

6. Чилигрирова Л , Спиридонова Б. Играя, учимся математике М., 1993

7. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992

8.  Пономарева И.А., Позина В.А. «Формирование  элементарных  математических  представлений» . Москва, «Мозаика –Синтез», 2015

9. Управителева Л.В.,  «Подготовка  к  школе» , Ярославль, «Академия  развития», 2006

10. Новикова В.П., «Математика  в  детском  саду», Москва, «Мозаика-Синтез», 2010