Статья "Этикет и имидж педагога"
статья

Денисенко Татьяна Сергеевна

Современный педагог на сегодняшний день представляется иным, чем 10-20 лет назад. От него ждут проявление индивидуальности, неординарности, реализации в полной мере творческого потенциала. Связано это не только с реформированием образования, но и с изменением общественных взглядов на личность педагога в целом. В информационных источниках очень малая доля уделяется изучению самой личности педагога, его имиджу. Кстати именно он играет немаловажную роль в профессиональной деятельности как молодого, так и опытного специалиста. Прежде всего, современный учитель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Нужно отметить, что работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, т.е уважения к личности ребенка. Учитель друг по отношению к детям, советник и союзник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_i_imidzh_pedagoga.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Этикет и имидж педагога

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Понятие «имидж» в современной литературе
  2.  Составляющие элементы имиджа учителя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Современный педагог на сегодняшний день представляется иным, чем 10-20 лет назад. От него ждут проявление индивидуальности, неординарности, реализации в полной мере творческого потенциала. Связано это не только с реформированием образования, но и с изменением общественных взглядов на личность педагога в целом. В информационных источниках очень малая доля уделяется изучению самой личности педагога, его имиджу. Кстати именно он играет немаловажную роль в профессиональной деятельности как молодого, так и опытного специалиста. Прежде всего, современный учитель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Нужно отметить, что работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, т.е уважения к личности ребенка. Учитель друг по отношению к детям, советник и союзник.

Хороший имидж учителя важен не только для его обучающихся как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологической удовлетворенности.

В настоящее время проблема имиджа педагога стоит очень остро, так как на современном этапе происходит снижение статуса преподавателя.

К настоящему времени в науке есть множество данных, освещающих особенности восприятия обучающимися образа учителя. Но в то же время в педагогической науке пока отсутствует научно обоснованный инструментарий имиджа учителя.

Современный педагог должен сочетать в себе черты воспитателя и учителя. Это должно находить свое отражение в профессиональном имидже педагога, а так же его имидж должен быть индивидуализированным.

Теоретическую основой исследования явились философские, социально-психологические и педагогические концепции отечественных и зарубежных авторов, позволившие обосновать феномен имиджа учителя. В основу исследования теоретических аспектов имиджа педагога была положена гуманитарная концепция имиджа, автором которой явился профессор В.М. Шепель, психолого-педагогические теории по проблеме познания человека человеком, социального восприятия индивидуальных и возрастных особенностей личности, разработанные А.А. Бодалевым, Р.А. Максимовой.

Имидж всегда адресован той социальной группе, с которой планируется работа. Поскольку педагог имеет дело не только с обучающимися, но также с их родителями и коллегами, следовательно, имидж педагога носит массовый характер. По персональному имиджу отдельных преподавателей судят об имидже и даже конкурентоспособности образовательного учреждения. Этим и обоснована актуальность и выбор тему исследования: Имидж преподавателя и его составляющие элементы.

Объект данного исследования – имидж преподавателя

Предмет исследования – структурные элементы построения имиджа преподавателя

Цель исследования – изучить и представить имидж современного преподавателя

На основании определенной цели, объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза данного исследования:

мы предполагаем, что имидж преподавателя может повлиять на конкурентоспособность образовательного учреждения...

Исходя из цели и гипотезы исследования, мы поставили следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую литературу по указанной проблематике;

раскрыть понятие «имидж» в педагогике и психологии;

дать характеристику структурным элементам имиджа преподавателя;

представить образ преподавателя на каждый день.

  1.  Понятие «имидж» в современной литературе

Мы часто слышим о создании имиджа, о его сохранении и поддержании, но что такое имидж, из чего он состоит и как создается?

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Многие справочные издания раскрывают содержание понятия «имидж», и трактуя его как «целенаправленно формируемый образ»; как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотип и эмоционально окрашенный образ»; как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью»; или как «мысленное представление чего-то ранее видимого конкретного или абстрактного, сильно напоминающего в представлении о другом.

Слово «имидж» в переводе на русский язык означает «образ, облик». В общей психологии под образом в широком смысле слова понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий [2,с 456].

В настоящее время в научной литературе можно встретить большое число определений имиджа. Часто имидж определяется, как целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, группа людей, организация и т. д. [8, с. 35].

Многие из авторов определение имидж интерпретируют по своему.

И. Нефедова и Е. Власова, на которых ссылается Е. Б. Перелыгина, отмечают: «Имидж - это некий образ человека, и его «Я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации для других. С одной стороны, мы стараемся дать информацию для окружающих, но в то же время преследуем какие-то свои вполне определенные цели, т.е. имидж нужен нам» [11].

В. Н. Черепанова представляет следующее определение: «Имидж - это целенаправленно сформированный интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновение внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой».

Можно сказать, что «имидж» - это не застывшее понятие, человек может быть разным в зависимости от обстоятельств. Но к сожалению, чаще бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип дальше, в другие обстоятельства.

А. Ю. Панасюк дает следующее определение имиджа следующим образом: «Имидж человека - это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей» [11].

В обыденном понимании слово «имидж» употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

Над созданием имиджа много и упорно работают публичные люди: политики, артисты, бизнесмены, руководители предприятий. От того, насколько удачно они сформировали свой образ, во многом зависит их успешность в профессиональной сфере.

У понятия «имидж» имеются параллельные понятия ими являются «мнение», «репутация», «авторитет».

В научной литературе можно даже встретить отождествление имиджа с этими явлениями. Так, например, А. Ю. Панасюк полагает, что имидж есть по существу то же, что и мнение. С таким определением имиджа нельзя согласиться, как и с отождествлением имиджа с репутацией или авторитетом. Мнение обязательно предполагает словесную форму выражения. Между тем образ, а значит, и имидж обязательно включает невербальные элементы, причем эти элементы могут преобладать в его структуре [6, с. 35].

Некоторые авторы говорят об имиджах во множественном числе. Например, И. А. Федоров определяет имиджи как «систему социального программирования духовной жизни и поведения субъектов (индивидов и групп) общецивилизационными и ментальными стереотипами и символами группового поведения, опосредованную мощью мотивации успеха, эталоном желаемого впечатления, миметическими способностями субъекта и ситуацией». Тем самым подчеркивается изменчивость, гибкость, ситуативность имиджа.

Часто в литературе встречается утверждение, что имидж - это форма поведения человека и стиль, причем, преимущественно внешняя сторона поведения в обществе. Иногда имиджем называют набор значений и впечатлений, благодаря которым люди описывают объект, запоминают его и начинают относиться к нему определенным образом, иными словами, благодаря которым объект становится известным.

В ряде определений, пишет Е. Б. Перелыгина, подчеркивается то обстоятельство, что понятие «имидж» включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные и сформированные качества личности. В других определениях делается акцент на том, что имидж во многом предопределяется объективными характеристиками объекта, в частности, имидж человека предопределяется его психологическим типом и личностью, и соответствует запросам времени и общества [4].

Большая часть специалистов по имиджу включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию.

Так в своей книги, Е. Б. Перелыгина ссылается на П. Берда, который пишет, что имидж - это «полная картинка вас, которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение и компанию, которую вы поддерживаете».

Лишь отдельные специалисты употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность.

В. М. Шепель, не сводит имидж к внешности, тем не менее выводит понятие имиджа из визуального образа. «Имидж» - это визуальная привлекательность личности [16, с 14].

Еще одной очень важной характеристикой имиджа является его функциональность. Иными словами, имидж не является самоцелью. Хороший имидж нужен для чего-то, при его помощи человек может достичь определенных целей, более эффективно решить какие-то задачи, сделать более успешной ту или иную деятельность.

Таким образом, основываясь на выше сказанном, определение имиджа должно учитывать его двойственную природу: социальную и психологическую. Так будучи образом субъекта для социальной группы, имидж в определенном смысле является в то же самое время и образом данной группы для данного субъекта, ведь построение имиджа происходит в соответствии с представлениями (осознанными или неосознанными) субъекта о характеристиках группы, для которой строится имидж.

  1. Составляющие элементы имиджа учителя

Имидж педагога не только помогает привлечь внимание, но и располагает к себе коллег, родителей и учащихся. Необходимо помнить о том, что взрослые являются примером для детей. Именно поэтому особое внимание преподаватель должен уделять своему облику. Он не должен быть вызывающим, кричащим. Вместе с этим в нем должен отражаться вкус, культура человека.

Формирование имиджа педагога – задача не такая простая, как может показаться на первый взгляд. В первую очередь следует обратить внимание на одежду. В манере одеваться выражается одно из ключевых правил: хорошо выглядеть – это означает проявлять уважение к людям вокруг. Требования, которые предъявляются к внешнему виду специалиста, помогают улучшить профессиональный имидж педагога[12].

Правильно подобранная одежда способствует достижению успеха в деятельности. Чтобы избежать недоверчивого отношения со стороны коллег к профессиональным качествам, не стоит появляться на работе в ультрамодных вещах. Работнику образовательного учреждения следует придерживаться следующего правила. Слишком модная одежда свидетельствует о дурном вкусе. Вместе с этим, не следует и отставать от современных тенденций. Проще говоря, необходимо одеваться модно, но так, чтобы не пострадал профессиональный имидж педагога. Учитель не должен подчеркивать свою привлекательность. На работе ему необходимо демонстрировать свой ум, навыки, способности. Они более важны, чем внешность.

Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с обучающимися педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников.

В.В. Бойко отмечает сложность структуры имиджа и предлагает рассматривать имидж как целостность, в которую входят следующие компоненты:

1.Аудио-визуальная культура личности: насколько грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа и т.д. Но напомним, что внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей.

2.Стиль поведения, т. е. разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический.

3.Внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемомделе, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы.

4.Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности — мебель в офисе, машина, домашние животные и т. п.

5.Психогигиенический «Я-образ»: притягательный психогигиенический образ партнера, то есть человек внешне и внутренне спокоен, активен, в хорошем настроении, доброжелателен, оптимистичен, миролюбив

Рассмотрим составляющие элементы имиджа преподавателя.  
- Манеры и этика поведения преподавателя. 

В педагогической деятельности особое значение приобретает умение «нравиться детям». Обаяние - это не просто дар, его психологическая основа заключается в том, что человек уверен в себе и своей привлекательности.  
Способы выработки флюидного излучения, основы «коммуникативной механики» - это те азы, которыми может овладеть педагог, стремящийся овладеть искусством самопрезентации. Эти действия помогают на практике реализовать один из важнейших показателей эффективности труда учителя - его способность к реализации артистического потенциала, который, в свою очередь, опирается на уровень развития творческих способностей. Творческие способности учителя являются показателем целостности его личности, здоровья в самом широком смысле этого слова[11].  

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно-педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога. 

Понимание такта и этикета связано с характеристикой правильности выбора тех или иных форм культурного поведения. Профессиональный такт связан с умением осуществления в конкретных условиях профессиональной деятельности, сообразуясь с индивидуальными качествами объекта труда и выбором наиболее целесообразных приемов и средств воздействия на личность. Такт и профессиональный этикет являются слагаемыми компонентами профессионального мастерства. 

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт - это всегда творчество и поиск[1]. 

Внешний имидж. Одежда говорит за вас задолго до того, как начинаете говорить вы. Вы еще не успели сказать и нескольких слов, а первое впечатление уже сложилось. Так что трудно переоценить значение одежды, прически, обуви и аксессуаров в создании определенного мнения.

Одежда преподавателя несет еще большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Во–вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. В–третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день.

Кроме реализации утилитарных и информационных функций одежда удовлетворяет ряд потребностей человека (в самоутверждении и самовыражении) и поэтому становится важным элементом в восприятии человека человеком. 

Надевая одежду того или иного силуэта, мы закладываем определенные отношения. Если учитель в пиджаке, это создает в аудитории атмосферу строгости; если в пушистой кофте – атмосферу мягкости. «Официальным» считается силуэт, приближенный к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами.

Мимический имидж. Выражение лица, наличие или отсутствие улыбки, выразительность мимики – оказывают влияние на образ, который вы хотите сформировать у окружающих.

Кинетический имидж. То как вы двигаетесь, ваша осанка и жесты – составляющие впечатления, которое вы производите. Для создания благоприятного впечатления  сидите и ходите спокойно и расслабленно, без напряжения. Если вы не отличаетесь грациозностью – займитесь танцами или спортом. Это поможет улучшить координацию и плавность движений.

Вербальный имидж. Это манера говорить, стиль и обороты речи. От правильно выбранного тона и стиля изложения может зависеть итог сделки, ход переговоров или результат собеседования.

Ментальный имидж. Система мировоззрения, этические установки и моральные нормы, религиозные убеждения. Все это составляющие, которые формируют имидж.

Фоновый имидж. Информация, которую мы получаем из различных источников, также влияет на наше представление о человеке. Подобная информация может быть почерпнута из СМИ, от друзей, партнеров, знакомых…

Вещественный имидж. Те вещи, которые вас окружают, которыми вы пользуетесь, также вносят свой вклад в формирование определенного впечатления [16, c.121-29].

Первое впечатление и имидж в целом формируются за очень непродолжительное время, но его значение переоценить достаточно трудно. Особенно это касается деловой жизни. Удачно сформированный имидж делового мужчины (женщины) способен значительно поднять успешность. Благодаря свойствам нашей психологии не только мы влияем на наш образ, но и он оказывает на нас свое действие. Сначала вы представляете из себя успешного человека, выстраивая свой имидж, а потом вы становитесь преуспевающим человеком. Поэтому нужно тщательно продумать все составляющие, из которых складывается образ, и стремиться быть, а не казаться. Надеемся, вам стало понятнее, что такое имидж, как он формируется, из чего состоит и как влияет на нашу жизнь.

Таким образом, чаще всего понятие «имидж» расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

В результате анализа разных точек зрения на определение понятия имиджа, было выявлено, что имидж - это эмоционально-окрашенный образ, сложившийся в сознании человека или группы людей. Имидж выполняет две группы функций - ценностные и технологические. Существует три подхода к классификации имиджа (функциональный, контекстный, сопоставительный). Для создания имиджа необходимо прорабатывать различные аспекты по каждому из каналов восприятия: визуальному, вербальному, событийному и контекстному. Нет единой системы компонентов имиджа. Выделяют несколько классификаций компонентов имиджа, влияющих на эффективность формируемого образа в сознании других людей: по способу получения качеств, влияющих на имидж, по способу воздействия на человека, а также с точки зрения факторов формирующих имидж.

Можно сказать, что для педагога особенно важно совершенствовать свой имидж, так как именно от первого впечатления, зачастую, зависит качество дальнейшего взаимодействия педагога с обучающимися, родителями и коллегами.

Таким образом при сформированным положительным имиджам педагога является залогом его успешной деятельности. 

Заключение

Имидж - это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект - субъектного взаимодействия. Имидж нельзя рассматривать лишь как феномен психической жизни индивида, но в то же время неверно описывать его и как исключительно проявление внешних по отношению к индивиду факторов, в том числе воздействия группы. Он является проявлением работы психики по согласованию ее собственных импульсов с индивидуальным и групповым опытом.

Как театр «начинается с вешалки», преподаватель начинается с того, как он выглядит. В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Список использованных источников и литературы

Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. Образ Я как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ, № 6, Серия «Психология», выпуск 16, 2012. - с. 4-11.

Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.

Бондарчик Е.Ю. Социальная перцепция / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://opsychology.ru/2008/12/06/socialnaya-percepciya/10. Восприятие личности преподавателя студентами в процессе их профессиональной подготовки [Текст] / Чалых Н.А. // Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского. - 2009. - №12. - С. 236-239.

. Володина К.А. Исторический аспект становления категории «образ» в психологической науке [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-21.pdf

Исследование образа преподавателя высшей школы в представлении студентов [Текст] / T.B. Гущина, И.В. Якеева // Вестник Костромского государственного технологического университета. - 2009. - № 22. - С. 97-100.

Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя[Текст]. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 222 с.

Калюжный А.А. Особенности построения профессионального имиджа[Текст] //Вестник Государственного университета управления. Серия Социология и управление персоналом. - № 3 (19). - М., ГУУ, 2006. - С.

Личность современного преподавателя в контексте современного вектора образования / Т.А. Крупа // Ойкумена. - 2012. - №22. - С. 34-40.

Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов] / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов // Образование и общество. - 2004. - № 6. - С. 37-47.

Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности: Монография М.: Прометей, 2005. -- 312 с.

Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия в имиджелогии [Электронный ресурс] // Академия имиджелогии. 2004. 26 марта. URL: http://academim.org/art/pan1_2.html (дата обращения: 17.04.2008).

Преподаватель глазами студента, студент - глазами преподавателя (об итогах социологических исследований) / Е.Г. Васильева, Т.В. Юдина // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2007. - № 10. - С. 95-107.

Преподаватель глазами студентов / Г.Т. Трофимова // Инновации в образовании. - 2002. - № 5. - С. 72-75.

Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. - СПб. : Питер, 2006. - 589 с.

Скрынник Н.Е. Представления студентов о профессионально важных качествах педагогов / Н.Е. Скрынник // Психологические проблемы педагогичес

Шепель В.М. Имиджелогия: учебное пособие /В.М. Шепель. М.: Народное образование, 2002. 254 с.кой деятельности. - Ростов-на Дону, 2010. С. - 210.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Слагаемые профессионального имиджа педагога»

Понятие "имидж".Профессиональный имидж педагога.Как сформировать свой имидж?Практические советы (По В. Шепелю)....

Творческая лаборатория для молодых педагогов по теме: "Имидж педагога как условие эффективного взаимодействия с семьями воспитанников"

Творческая лаборатория для молодых педагогов создана с целью теоретической разработки какого - либо материала, апробации его на практике и практического внедрения в образовательный процесс, основная ц...

Имидж педагога, как составляющая часть профессионального стандарта и модельного кодекса профессиональной этики педагога.

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский1. Профессиональный стандарт педагога: • Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтр...

Имидж педагога дошкольного учреждения, как одна из основных составляющих имиджа учреждения

В статье отражены основные направления по работе над созданием положительное имиджа образовательной организации....

Консультация для педагогов "Имидж педагога"

Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа воспитателя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа воспитателя...

Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»

В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская...

Консультация-практикум для педагогов "Имидж педагога"

Продолжить работу по повышению  эффективности имиджевой политики дошкольного учреждения, расширению  способов формирования имиджа ДОУ, как ресурса его развития. - Способствовать соверше...