Консультация-практикум для педагогов "Имидж педагога"
консультация

Пашкова Евгения Александровна
Продолжить работу по повышению  эффективности имиджевой политики дошкольного учреждения, расширению  способов формирования имиджа ДОУ, как ресурса его развития. 
- Способствовать совершенствованию основных характеристик профессионального имиджа педагога.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imidzh_pedagogo.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация – практикум

для воспитателей и специалистов

«Технология построения имиджа

педагога ДОУ»

Цель:

- Продолжить работу по повышению  эффективности имиджевой политики дошкольного учреждения, расширению  способов формирования имиджа ДОУ, как ресурса его развития.

- Способствовать совершенствованию основных характеристик профессионального имиджа педагога.

Материал:

1.Демонстрационный: ноутбук, проектор, экран, презентация на тему «Технология  построения имиджа педагога ДОУ», тесты «Насколько Вы наблюдательны» (в презентации), презентация «Цветомедитация»;

 выставка литературы:

- М.А.Аралова.Формирование коллектива ДОУ.М.,2005.

-В.Т.Лободин, Г.В.Лавренова. Как сохранить здоровье педагога.М..2005.

-С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь. М.,2007.

-Секреты настоящей женщины: Популирная женская энциклопедия.СПб., 2005.

-Справочник старшего воспитателя. № 2, 2010.

-Управление дошкольным образовательным учреждением. № 5, 2010.

-Г.А.Широкова. Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей. Ростов-наДону., -2008.

-А.И.Щебетенко. Психологические тесты для лидера коллектива.М.,2005.в.ф.Андреев.Золотая книга этикета. М., 2004.

2.Раздаточный: бланки к упражнению  «Учитесь понимать себя», тест для начинающего педагога  на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева); тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ".

План консультации:

  1. Имидж педагога, определение и основные характеристики.
  2. Составляющие имиджа педагога.
  3. Технология построения имиджа педагога ( в ходе консультирование: тестирование, анкетирование, организация «Цветомедитации»).

Кто на себя глядит, cвой видит лик.

Кто видит лик свой – цену себе знает.

Кто знает цену – строг к себе бывает.

Кто строг к себе, тот истинно велик.

                       Шекспир

Имидж - представление о чьём-нибудь внутреннем облике, образе. (С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.)

«Имидж» - это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков.

Так, психолог П. Берд пишет, что имидж – это «полная картинка о вас», которую вы представляете другим. Она включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение. Отдельные специалисты, которые в своей практической деятельности специализируются именно на улучшении внешности клиента, употребляют термин «имидж» в узком значении, подразумевая под ним только собственно внешность (лицо, прическу, стиль одежды и т.д.).

Итак, имидж – целенаправленно сформированное представление, наделяющее объект дополнительными ценностями, благодаря чему способствующее эффективному взаимопониманию и влиянию.  

Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение.

Необходимость создания имиджа проявляется в демонстрации наиболее привлекательных для окружающих качеств личности. Он выступает как мощное средство коммуникации, обладающее большим влиянием на людей, отражает внутренний мир человека, мировосприятие, образ мыслей, менталитет.

Психолог А. Махрабян, проводя исследования по восприятию человека человеком привел следующие экспериментальные данные:

  • 55 % общего впечатления приходится на то, как он выглядит (внешний вид, цвет кожи, глаз, волос, одежда, поза, мимика, зрительный контакт, эмоциональный настрой);  
  • 38 %  определяется манерой  говорить (тон, тембр и высота голоса, темп речи, произношение и дикция, окраска речи)
  • 7 % составляет восприятие самого сообщения.

Исходя из этого, можно понять, насколько велика роль имиджа для профессиональной деятельности .

Имидж  может быть спонтанный и целенаправленно созданный под определенные нужды. К последнему относится имидж педагога ДОУ.  Существуют различные виды имиджа:

- воспринимаемый, суть которого состоит в том, как педагога воспринимают окружающие: дети, коллеги, родители; воспринимаемый имидж не всегда совпадает с тем, который человек хотел бы показать;

- требуемый – предполагает презентацию личностных и деловых качеств, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Имидж неустойчив и постоянно нуждается в целенаправленной поддержке и подкреплении. Представляя собой сформированный стереотип в сознании людей, он содержит ограниченное число элементов, так как сложность конструкции будет вызывать неоднозначность его восприятия окружающими. Так же нужно иметь в виду при формировании соответствующего имиджа то, что он должен быть реалистичным, без явного приукрашивания или демонстрации несуществующих достоинств.

Основные характеристики профессионального имиджа педагога:

- профессиональная компетентность;

- педагогическая эрудиция;

- рефлексия;

- импровизация;

- общение.

Чаще всего (различают) выделяют 4 параметра человека как личности: 

  • Темперамент.
  • Установку на род деятельности.
  • Система внутренних ценностей.
  • Неформальную роль в группе.

Имидж человека выполняет определенные технологические функции, к которым можно отнести:

- высвечивание лучших личностно-профессиональных качеств;

- социальная и профессиональная адаптация;

-затемнение негативных характеристик личности;

- преодоление возрастных рубежей;

- привлечение внимания значимого окружения.

Имидж педагога можно разделить на несколько составляющих:

  1. Это сам образ, т.е. некая целостная картинка, возникающая в сознании людей, когда они видят и воспринимают человека. А так же то, что в последствие остаётся в их памяти, когда человек уходит.
  2. Это внешние аспекты, к которым можно отнести манеру поведения, походку, жесты, мимику, одежду, причёску и т.д.
  3. Внутренний аспект, включающий в себя интересы, эрудицию. Творческие замыслы, хобби.
  4. Процессуальный аспект, предполагающий темперамент, темп, эмоции, пластичность. Волевые качества.
  5. Ценностный компонент, который определяется жизненной позицией человека, приоритетами, установками, а так же его легендой.
  6.  Профессиональная репутация педагога, к которой можно отнести наработанный практический и теоретический опыт, авторские методики, отзывы детей, родителей, коллег о профессиональной компетентности, профессиональные награды и премии, авторские сайты, публикации и т.д.

 Восприятие образа педагога ДОУ происходит на следующих уровнях:

  • Детей.
  • Родителей.
  • Коллег.
  • Вышестоящих проверяющих и других органов образования.

 

Образ педагога ДОУ достаточно сложен в построении.  В нём необходимо гармонично сочетать множество составляющих:

- проявление любви к детям (поддержка, забота, доброжелательность, терпение);

- соответствие личной концепции и уникальному педагогическому и творческому опыту;

- этическим, профессиональным и эстетическим нормам образовательного учреждения;

- харизматичность образа (владение технологиями позитивного влияния и личного обаяния);

- отражение личных ценностей и убеждений, которыми педагог готов поделиться со своими воспитанниками и коллегами;  

- презентация уникальных личных профессиональных, творческих способностей, отличающих педагога от коллег;

- демонстрация здорового образа жизни;

- проявление психоэмоциональной устойчивости и безупречного поведения как примера для подражания;

- коммуникабельность, выражающаяся в доброжелательной манере общения, эмпатичности и умении разрешать конфликтные ситуации, владении языком и стилем общения с детьми;

 - соответствие возрасту и статусу;

- эстетический вкус (одежда, прическа и т.д.);

- сформированный авторитет среди детей, коллег, родителей;

- демонстрация профессиональной репутации.

Для обеспечения этих составляющих нужно обратить внимание на следующие аспекты:

- предоставление возможностей на самосовершенствование и саморазвитие;

- создание условий для развития внутренней мотивации к деятельности;

- наличие чётко построенных жизненных целей, соотносимых с его профессиональной деятельностью.

Таким образом, можно выделить основные принципы формирования имиджа педагога:

- умение нравиться на всех уровнях взаимодействия в ДОУ;

- самовоспитание самосовершенствование, обеспечивающие высокий уровень профессиональной компетентности;

- гармонизация образа, учитывая вышеперечисленные составляющие;

- владение навыками самопрезентации;

- саморегуляция, обеспечивающая психофизическое равновесие.

В связи с вышесказанным технология формирования имиджа педагога разделяется на несколько этапов.

  1. Определение стартовых целей – выполняемые профессиональные задачи, готовность к изменениям, слабые и сильные стороны в профессиональном и личностном плане.

Психологическая оценка опыта педагога строится исходя из его структуры, включающей следующие компоненты:

  • Анализ собственных достижений и ошибок и неудач.
  • Знание «сильных» и «слабых» сторон характера и интеллекта.
  • Наличие развитых способов саморегуляции (самоконтроля, сдерживания, активизации).
  • Умение правильно анализировать свои достижения и ошибки, выделяя объективные условия ситуаций, действия других людей и собственные действия.
  • Способность позитивно изменять самого себя, развиваться и совершенствоваться.
  • Ставить профессиональные цели и достигать их.

Тесты «Психогеометрический», «Насколько Вы наблюдательны» (приложение 1), тест для начинающего педагога  на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) (приложение 2); тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) (приложение 3).

Нет смысла надеяться, что другие оценят вас за ваш характер и личность,

не обратив внимания на то, как вы выглядите.

Брайан Трейси (р. 1944), бизнес-тренер, лектор, писатель, автор известных книг и аудиопрограмм на темы бизнеса, управления продажами, самореализации, лидерства.

То, как ты выглядишь, заглушает то, что ты хочешь сказать.

Ральф Уолдо Эмерсон

  1. Создание внешности.

Определение цветовой гаммы имиджа зависит от физиологического типа человека и видов выполняемых профессиональных задач. Для специалиста, работающего в ДОУ желательно использовать стойкую цветовую гамму, создающую позитивные эмоции и не вызывающую излишнего возбуждения детей. Одежда, прическа, жесты, походка, мимика должны соответствовать той социальной роли, которую выполняет педагог.

  1. Отражение психологического портрета во внешнем облике.

Чтобы успешно преодолеть данный этап, необходимо проанализировать особенности характера, темперамента, индивидуально-личностные характеристики, эмоционально-волевые качества интеллектуальные способности. Внутренний облик человека должен гармонично сочетаться с внешними проявлениями – в одежде, манере поведения и т.д.

Упражнение «Стихотворение о себе» из тренинга «Учитесь понимать себя» (приложение4).

  1. Овладение эффективной поведенческой техникой и основами самопрезентации.

На этом этапе происходит

  • совершенствование в искусстве публичных выступлений;
  • овладение культурой поведения и умение оставлять о себе приятное впечатление;
  • повышение уровня компетентности в разрешении конфликтных ситуаций;
  • овладение азами самопрезентации;
  • умение пользоваться механизмами создания позитивного впечатления.

«Важно, что о вас говорят, ещё важнее, что для вас делают, но самое главное, что о вас думают. Думают о вас хорошо — и вам могут простить многое, ежели нет, — то вам не помогут и заслуги.»

Теткоракс

Механизмы создания позитивного впечатления: 

  • Мнения других лиц (если среди окружающих существует положительное мнение о человеке, то даже незнакомые люди думают о нем так же).
  • Гало-эффект (если человек изначально производит общее позитивное впечатление, то мелкие негативные детали остаются незамеченными).
  • Эффект ореола (тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на другие).
  • Эффект снисходительности – ожесточения (существуют разные типы людей, различающиеся по реакции на первое впечатление: одни относятся к недостаткам малознакомых людей – снисходительно, а другие наоборот, слишком предвзято; если человек сам снисходительно относится к окружающим, то и они скорее всего ответят ему тем же).
  • Стереотипы восприятия (видя перед собой представителя ДОУ у родителей формируются определенные ожидания от дальнейшего общения).
  • Психическое состояние (человек в хорошем настроении притягивает к себе других и вызывает у них симпатию).
  • Доминирующая потребность (если созданный имидж предполагает, что вы можете наилучшим образом удовлетворить потребности нужных людей, то они сами захотят иметь с вами дело).
  • Упрощение (при первом впечатлении схватываются лишь самые главные, важные для данного человека качества. Чем меньше деталей и больше общего будет во внешности человека при первом разговоре, тем ярче он будет выглядеть в  глазах собеседника).
  • Защитные механизмы (человек быстро чувствует настроение другого и воспринимает его как свое. Перед общением необходимо знать, что является эталоном моральных качеств собеседника, и стать таким эталоном в его глазах. Тогда человек, с которым вы общаетесь, будет чувствовать к вам симпатию, желание продолжить общение).
  • Влияние самооценки (полнота и характер оценки  одного человека другим, зависит от уровня самооценки (степени уверенности в себе). Если один из участников общения уверен в себе (имеет высокую самооценку) и думает, что его суждения о другом человеке точно соответствуют действительности, то воздействие первого впечатления будет решающим).
  • Эффект релаксации (успех будет иметь тот, кто умеет пошутить, вставить остроумное замечание, юмор сближает, настраивает на благожелательный лад).
  • Суггестия (попытка убедить других в принятии конкретных представлений без представления логических оснований, фактов. Наиболее эффективна при работе с детьми 4х лет. Работает только тогда, когда человек создает впечатление, что он действует в интересах другого).

 

  1. Изучение законов ортобиоза,  или здорового образа жизни.

Включает в себя знание основ системы рационального питания, систематическое занятие спортом, знание различных подходов, снимающих напряжение (релаксация, медитация и т.д.).

Цветомедитация (приложение 5).

  1. Совершенствование профессиональной компетентности.

Заключается в посещении курсов повышения квалификации, семинаров, конференций, самообразовании, профессиональном общении со специалистами других образовательных учреждений, обмене опытом с опытными педагогами, популяризации собственных педагогических достижений в публикациях и выступлениях.

  1. Овладение психологией успеха и позитивного восприятия окружающей деятельности.

Для педагога – профессионала очень важен эффективный взаимовыгодный контакт с окружающим социумом.  Определяющим фактором становится высокая самооценка и уверенность в себе, вера в доброжелательность окружающих, социальная и личная ответственность (понимание, что причина всего положительного и отрицательного в его жизни – он сам). Желание меняться и рисковать, гармонично сочетающееся со здоровым чувством самосохранения.

Для педагога ДОУ построение правильного гармоничного образа более важная задача, чем для специалистов других профессий, связанных с людьми.

«Куда бы мы ни шли, имидж наш (неважно, хороший ли, дурной)

 нас обязательно опередит»

 Честерфилд Ф.

Как бы педагог не владел профессией, он просто обязан постоянно заниматься развитием своих личных качеств, создавая и совершенствуя собственный имидж, поддерживая, таким образом, свой авторитет в глазах воспитанников.

Информационные источники:

1.И.В. Беляева. Система работы старшего воспитателя детского сада с молодыми специалистами \\Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12, 2008.

2.М.С.Бережная. Технология построения имиджа педагога ДОУ \\ Управление дошкольным образовательным учреждением. № 5, 2010.

3.З. Капустина . Имидж современного педагога //Учитель. - 2006 - №1. - С.59-61.

4.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь. М.,2007.

5.Оводова А.Г. «Имидж современного педагога» //Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - с.80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для педагогов "Организация деятельности воспитателя по освоению дошкольниками основных движений"

Даннный материал представляет консультацию-практикум с педагогами ДОУ , включающую теоретический и практический материал для успешного решения задач физического развития дошкольников.Содержание данной...

Консультация - практикум "Играем со звуками" (для педагогов детского сада)

Консультация - практикум "Играем со звуками" (игровая программа для педагогов детского сада (мастер класс), родителей и детей.  Цель: понакомить педагогов, родителей с различными вариантами...

Консультация-практикум педагога-психолога для педагогов на тему: «Разрешение конфликтов между детьми».

выработка эффективных способов решения конфликтов среди детей-Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;-Познакомить со способами воздействия детьми друг на друга во время конфликта;-П...

Консультация - практикум для педагогов "Грамотная речь педагога -важное условие для развития речи дошкольника"

Материал содержит теоретическое обоснование проблемы повышения культуры речи воспитателя, требования к качеству профессиональной речи педагога и практикум для педагогов "Проверьте свою грамотност...

Здоровый образ жизни малыша . Консультация-практикум для родителей и педагогов

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У большинства взрослых слабый мотивационный аспект ...

Взаимодействие с педагогами ( консультации, консультации - практикум)

Для того чтобы обеспечить активную роль воспитателя на НОД рекомендуется инструктору консультировать педагогов, знакомить с целью и содержанием занятий на определенный период, с требованиями, предъявл...

Консультация-практикум для педагогов «Использование мнемотехники в работе педагога»

Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления   дошкольников, обеспечивающего эфф...