Имидж педагога дошкольного учреждения, как одна из основных составляющих имиджа учреждения
статья на тему

Свидерская Алла Викторовна

В статье отражены основные направления по работе над созданием положительное имиджа образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imidzh_dou.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имидж педагога дошкольного учреждения, как одна из основных составляющих имиджа учреждения»

 

1.  Понятие имидж. Из чего складывается имидж ДОУ 

 С каждым годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями. В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появилась возможность выбирать  то учреждение, которое удовлетворяет  все его потребности. В данных обстоятельствах создание положительного имиджа детского сада представляется необходимым элементом повышения его конкурентноспособности.

Имидж – это искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.  

Цель его создания – выработка определенного отношения к тому или иному объекту.  

Под имиджем организации понимается сформировавшийся, действенный и эмоционально окрашенный образ, основанный как на реальных, так и на приписываемых свойствах данной организации.

В повседневной практике любое учреждение сталкивается с параллельным существованием трех различных имиджей: идеального, зеркального и реального.

Идеальный имидж – тот, к которому организация стремится. Он отражает планы на будущее, основные цели деятельности.

Зеркальный имидж отражает представление сотрудников о привлекательности и значимости организации в обществе. При этом зеркальный образ в представлении персонала и руководства организации должны совпадать.

Реальный имидж характеризует действительное отношение представителей различных категорий граждан и социальных слоев к организации. На то, чтобы реальный имидж максимально приблизился к идеальному, и направлены усилия PR-специалистов.

На формирование имиджа оказывают влияние множество различных факторов:

  • история организации;
  • ее социальная миссия;
  • личность руководителя;
  • стиль управления;
  • деловая репутация;
  • качество предоставляемых товаров и услуг;
  • уровень обслуживания посетителей;
  • паблисити (известность в широких кругах общества);
  • фирменный стиль и пр.

Рассмотрим коротко вышеперечисленные факторы. Как показывает практика, организации, чья история связана с какой-либо известной личностью или знаменательным событием, пользуются большей популярностью у населения. Однако и те учреждения, которые не обладают данным преимуществом, могут использовать этот факт в своих интересах. Например, можно самим создать увлекательную историю, так называемую «легенду» о своей организации, и распространить ее через средства массовой информации.

Миссия организации является ее визитной карточкой. Она должна быть социально обусловлена и соответствовать ожиданиям и потребностям реальных и потенциальных клиентов, партнеров и спонсоров.

Личность руководителя и стиль управления также важны. Так, авторитарное руководство крайне неблагоприятно сказывается на морально-психологическом климате в коллективе, ухудшая тем самым и внешние связи организации.

Деловая репутация подразумевает стабильное финансовое положение, прозрачность в работе с партнерами, готовность отвечать по своим обязательствам.

 Качество товаров и услуг и уровень обслуживания являются, пожалуй, ключевыми факторами, формирующими образ организации в глазах общественности.

Фактор паблисити (рекламной известности) также важен, но возможности его использования для многих учреждений культуры ограничены из-за недостаточности финансирования.

Фирменный стиль (товарный знак, логотип, слоган, фирменная одежда, корпоративная цветовая гамма и пр.) выступает в качестве одного из главных средств создания имиджа организации.

Можно с уверенностью сказать, что любая организация имеет тот или иной образ в общественном сознании, вне зависимости от того, работает она над его созданием или нет. Во втором случае образ формируется стихийно под влиянием обрывочной и не всегда достоверной информации, слухов, мнений конкурентов и т. д.

Для организации гораздо выгоднее целенаправленно формировать свой благоприятный имидж, чем пускать дело на самотек и исправлять впоследствии нежелательные и ошибочные представления людей о себе и своей деятельности.

Результатом создания позитивного имиджа станет повышение престижа (авторитета) организации среди различных групп населения. Например, стабильно высокое качество товаров и услуг порадуют старых и привлекут еще больше новых клиентов. В свою очередь, это будет способствовать стимулированию спроса и повышению конкурентоспособности: увеличению продаж, а следовательно, и прибыли. Таким образом, вполне оправдывается утверждение, что сначала организация работает на имидж, а потом имидж работает на организацию.

Имидж образовательного учреждения - «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения».

Структура имиджа  складывается из семи представлений:  

  1. об образе руководителя (персональные физические особенности, характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования учреждения), представление о не основной деятельности, семье, прошлом, окружении));  
  2. о качестве образования (показатель ЗУН, соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучение, ТСО, форма обучения (развивающая));  
  3. о стиле ОУ (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность образовательной организации, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы

(системный, штурмовщина), корпоративная культура));  

  1. о внешней атрибутике;  
  2. об образе персонала (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик);  
  3. о цене на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения);  
  4. об уровне психологического комфорта представление об уровне комфортности школьной среды (компоненты: уважение учитель-ученик; бесконфликтное, духовно обогащающее общение подростков).  

Создание положительного имиджа детского сада, приобретение его высокой репутации является сложным и длительным процессом.

  • Первый этап - нужно определиться с базовой идеей образовательного учреждения. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой».  
  • Второй этап  – определение целевой аудитории.  На следующем этапе необходимо определить, какую целевую аудиторию, хотелось бы привлечь в союзники. Собственно, здесь мы должны привлечь все четыре группы - это воспитанники, родители, СМИ и социальные партнеры. Как ни странно главными «пиарщиками» образовательного учреждения являются выпускники. Память о детском саде хранится долго, и если тот образ, который сложился у ребенка по окончании образовательного заведения, малопривлекателен, отдать в ваш детский сад своих детей они вряд ли кому-то посоветуют. К тому же именно воспитанники, еще находясь в ДОУ, затем, учась в школе, служат своеобразной «визитной карточкой» дошкольного образовательного учреждения: то, как они себя ведут в общественных местах, или то, какой они показывают уровень знаний, напрямую демонстрируют определенные стандарты, принятые в ДОУ. Родители воспитанников - это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работе, но и откорректировать общественное мнение своих детей о ДОУ. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе.  Социальные партнеры тоже, как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию. Средства массовой информации являются  своеобразными посредниками между ДОУ и обществом: именно благодаря своевременному информированию о ваших планах или достижениях вы можете существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и  сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.
  • Третий этап – планирование. На третьем этапе происходит разработка конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним относится создание дошкольной символики, разработка дресскода (стандартов одежды),  обучение этике деловых отношений, здесь важно помнить, что открытость и демократичность дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит то, что вы собираетесь «открывать» для других.

Внешние мероприятия - это трансляция целей и деятельности дошкольного образовательного учреждения для внешних «потребителей», а именно для родителей, социальных партнеров, СМИ. Это создание и регулярное пополнение сайта ДОУ, акции, письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты, памятки, листовки, рассылки благодарственных писем, участие в крупномасштабных проектах, исследованиях, - то есть во всех мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс.

  • Четвертый этап - мотивация членов образовательного сообщества. Естественно, не каждый педагог, который услышит о новых инициативах, обрадуется перспективам изменений. Это происходит потому, что он хорошо представляет себе уровень предстоящей нагрузки и недостаточно ясно понимает, какую личную пользу принесут ему эти изменения.  
  • Ну и конечно же, когда проведен ряд мероприятий, необходимо провести анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация», демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации, но и важность  усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.  

Цель создания имиджа состоит не в обретении образовательным учреждением известности, а в обеспечении положительного отношения к нему. Его основой являются надежность, порядочность, гибкость, культура и социальная ответственность.  

Одной из главных задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности. Детский сад предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым – проявить себя профессионально. Внешний положительный корпоративный имидж - согласованность всех элементов коммуникации ДОУ, передающая основную идею, вызывающая благоприятный отклик, который увеличивает степень доверия окружения  

2. Составляющие имиджа педагога.

Имидж – хрупкое явление: достаточно один раз оказать некачественную образовательную услугу или натолкнуться на неэтичное поведение сотрудника учреждения, как репутация дошкольного образовательного учреждения в глазах родителей воспитанников резко падает. «Единожды солгавши – кто тебе поверит?» гласит народная пословица, поэтому имидж учреждения зависит от каждого работника.

Имидж – это «полная картинка о ДОУ», которую мы представлям другим. Она включает то, как мы выглядим, говорим, одеваемся, действуем; наши умения, нашу осанку, позу и язык тела; наши аксессуары, наше окружение.  

Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми.  

Существует несколько классификаций имиджа:

Имидж может быть – положительный, отрицательный;

Личностный, профессиональный.

Причем, в одном человеке может сочетаться имидж замечательного человека, и никакой профессионал.

Многие слышали высказывания «Как человек, он замечательный, а как профессионал – ноль»

Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду:

  • имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);
  • вербальный имидж (от лат. Verbalis – «словесный»; это его манера говорить и писать);
  • кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика  и телодвижения);
  • габитарный имидж (от лат. Habitus – «внешний»; включает костюм, прическу, аксессуары);
  • ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы);
  • фоновый имидж. Он может быть дистантно-опосредованным  (это сведения, получаемые извне, а не от нас самих, через СМИ, по «сарафанному радио» и т.д.) и контактно-непосредственным (это сведения о нас, полученные от людей, в обществе которых мы находимся).  

Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих. И без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у воспитанников и их родителей и повышает авторитет педагога.

 «Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности». Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека, так и его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж - это образ, включающий внутренние  и  внешние характеристики.

В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа:

  1. Внешний облик (манера одеваться);
  2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);
  3. Деловой этикет.
  4. Этика общения.

Внешний облик. Визуальная привлекательность – первостепенная составляющая имиджа педагога.

Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещѐ одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.  

Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий  по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж, и модная стрижка или укладка.  

Одежда. Основной стиль педагога – классика. Он подчеркивает авторитет, уверенность, самообладание.  

Классический стиль имеет четкие и строгие формы. Деловой стиль предполагает отсутствие бижутерии, а если используются украшения, то из благородных металлов и натуральных камней. Безвкусный и легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и недоверие. Вообще есть своя специфика одежды, обуви (высокий каблук нельзя – травмоопасно, обувь исключительно с задниками).

Теплые цвета в одежде способствуют доверительности, холодные дистанционируют и дисциплинируют. Одежда педагога несет большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратная и чистая одежда педагога воспитывает эти качества у детей. Разноцветная и слишком яркая одежда может негативно влиять на воспитанников.  

Макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Психологи рекомендуют из макияжа подчеркивать губы, ребенок должен видеть артикуляцию рта. Аромат духов – лѐгкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей. Инструментом мощного  воздействия  на детей имеет лицо педагога. Этим инструментом надо научиться в совершенстве владеть, уметь очень тонко им управлять. Лицо педагога должно быть доброжелательно – заинтересованным.  

 Руки педагога должны быть чистыми с ухоженными ногтями. Деловой  этикет предписывает женщинам носить ногти средней длины, овальной формы и покрывать их светлым, но в тон губной помаде цветом: бледно-розовым, тельным, светло-бежевым. Недопустимы в деловой обстановке накладные ногти.

Тактика общения. Вербальное поведение. Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение  формирует имидж педагога. Поэтому владение  речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога.  

Для восприятия педагога детьми не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и словпаразитов («это», «ну», «значит»). Кроме того для восприятия речи педагога важна эмоциональная окрашенность речи. Информация, передаваемая педагогом монотонным равнодушным голосом, будет действовать на воспитаннников усыпляющее или вызывать скуку. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается фальшью и вызывает недоверие к говорящему. Важной частью вербального педагогического общения является положительная оценка ребенка, похвала, которая стимулирует положительное отношение учащихся  к себе, веру в свои силы.  

Существуют правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения. 2. Педагог должен говорить внятно.

  1. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
  2. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
  3. Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
  4. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Здесь не надо забывать, что нас не только слышат, но и видят. Поэтому нельзя забывать о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.

Педагогический этикет. Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к ребенку, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой манере (вербальном поведении), в реальном поведении. «Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен» — пишет В.М. Шепель.

 Педагогическая этика. В создании имиджа педагога большую роль играет  педагогическая этика. Педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Педагогическая этика включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическую справедливость, педагогическую честь, педагогический авторитет, педагогическую совесть и педагогический такт.

В. Гюго говорил: «Стиль подобен хрусталю: чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск». Можно рассмотреть формирование имиджа как один из показателей компетентности современного педагога. Педагог создает культуру последующих поколений. И он должен быть интересен как личность. Педагог обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью.  

Каким бы специалистом ни был учитель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я». Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Имидж педагогов, работающих в образовательном учреждении, создает имидж самого учреждения.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Имидж педагога дошкольного образования"

Для педагогов дошкольного образования....

Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»

В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская...

Деловая игра "Имидж педагога дошкольной образовательной организации"

Деловая игра с воспитателями и специалистами дошкольного отделения. Данная методическая разработка может быть использована для ознакомления педагогов с имиджелогией. Повышения их педагогической грамот...

Имидж педагога дошкольного учреждения

Разработка на тему : " Имидж педагога дошкольного учреждения, как одна из составляющих имиджа учреждения"...

Создание имиджа группы дошкольного учреждения

В условиях инновационных процессов, происходящих сегодня в российской системе образования, существенно возрастает роль имиджа дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день детский сад эт...