Экологический проект в старшей группе "Вода. Берегите воду."
проект (старшая группа)
Цель проекта: Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proektvoda_davayte_berech_vodu.docx | 1011.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад №93 о.в. города Магнитогорска
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»
ТЕМА: «Вода. Давайте беречь воду.»
Группа: старшая
Срок реализации проекта: неделя
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители
Вид проекта: краткосрочный, исследоватеско-практический
Подготовила: воспитатель Исламова Анна Сергеевна
Актуальность темы:
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь! Мы совместно с детьми решили узнать, как можно беречь воду, и научиться бережно её расходовать. А так как Дети – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И главная задача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-7 лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. И исходя из актуальности темы мы выявили проблему.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.
Обоснование проблемы:
Недостаточный объем знаний по вопросу физических свойств воды, а так же ее значимости. Ухудшение экологической обстановки
Цель проекта: Обобщить и расширить познавательный интерес дошкольников к воде, как объекту неживой природы.
Задачи:
Развивать представления о свойствах (вкус, цвет, запах, текучесть) и состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное);
Сформировать у детей знания о значении воды для всего живого на земле;
Развивать навыки элементарного экспериментирования;
Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу;
Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности;
Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада;
Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, творческого воображения и мышления, а так же коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты:
Дети: Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
Овладеть элементарными навыками экспериментирования
Накопить опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
Повышение знаний с области исследовательских умений (устанавливают причинно- следственные связи).
Родители: Формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней.
Родители станут активными участниками проекта. Оценят важность и необходимость формирования у детей ценностного отношения к природе. Родители в результате деятельности в образовательном проекте расширят свои знания о родниках нашего района, важности знакомства с ними детей, а также о сохранении природы
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный | 2 этап: Основной-исследовательский | 3 этап: Заключительный |
Ресурсное обеспечение проекта: 1. Уголок экологии и экспериментирования в группе 2. Методический инструментарий подборка и составление (картотек дидактических игр, конспектов занятий, сценарии развлечений и т. д.). 3. Подборка литературы по теме (энциклопедии, карты, схемы, сказки, стихи, ребусы, поговорки и т. д.). 4. Подборка опытов и экспериментов «Опыты с водой» 5. Сбор иллюстративного материала 6. Оформление искусственного аквариума с Детьми . 7. Создание Лэпбука на тему «Давайте Беречь воду». 8. Создание плаката со вместнно с родителями «Загрязнение Водоемов» | I блок – Социально-коммуникативное развитие Беседа «Вода, вода – кругом вода» Беседа «Кому нужна вода?». Беседа «Берегите воду» II блок – Познавательное развитие Загадки «О воде» игра « Подскажи словечко» Эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Дидактические игры 1. «Водный транспорт» 2 Лабиринт «Доставка продовольствия в затопленные районы» IIIблок – Речевое развитие Экологические рассказы Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели» «Жила – была Река» Чтение стихов Г. Люшин «Капелька» В.Фетисов «Речка зимой» А. Тараскин «Сколько знаю я дождей?» С. Погорельского «Весенний разговор» Сказка Надежда Болтачева «О круговороте воды в природе» Пальчиковые игры: «Водичка – вода», «Моем руки», «Речка и рыбка», «По воду» IV блок – Художественно-эстетическое развитие - Аппликация из бумаги « Рыбки в аквариуме» - Коллективная работа «Морские обитатели» - Прослушивание аудиозаписей: «Шум моря» «Прибой» «Музыка дождя» «Гром» «Звонкий ручей» V блок – Физическое развитиеПодвижные игры: «Мы капельки» , «На болоте». «Мы – большие киты» Игра с мячом «Воздух, земля, вода» | В ходе реализации проекта «Волшебница вода» у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам.
Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников. |
Результат работы:
У детей возрос познавательный интерес к воде, как объекту природы Обогащены и систематизированы знания детей о воде, ее свойствах, значении и т. д.
Расширились представления о роли воды в жизни человека и её влиянии на здоровье.
Проект был интересен как детям так и взрослым. Дети стали бережно относится к воде. Регулируют воду в кране, смотрят чтобы вода не капала. Повысился интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Приложение
Опыты с водой
Опыт № 1. «Окрашивание воды».
Цель:Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой, краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной)
.
Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Опыт № 3. «Вода нужна всем».
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
Ход: Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.
Опыт № 4. «Ходит капелька по кругу».
Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Ход: Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)
Опыт № 5. «Тёплая и холодная вода».
Цель: Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками,в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.
Материал: Мыло,вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.
Ход: Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой.Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.
Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.
Вывод: Вода – добрый помощник человека.
Приложение
Беседы о Воде
Беседа «Вода, вода - кругом вода»
Цель: Дать представление детям о значении воды в нашей жизни. Развивать любознательность, мышление и речь детей. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: глобус, иллюстрации с различными видами водоёмов.
Ход беседы
- Сегодня мы поговорим о том, без чего не может быть жизнь на Земле. Для этого мы должны разгадать загадку: Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая? (Вода)
- Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.
- Ребята, а капелька это тоже вода, её маленькая частичка. Из капелек, состоят моря и океаны, реки и озера, тучи и облака. Давайте отгадаем загадки и вспомним, где же есть вода:
Долговязый Тимошка
Бежит по дорожке. (Дождь)
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)
Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно … (Лёд)
Детки сели на карниз,
И растут всё время вниз. (Сосульки)
В тихую погоду.
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде. (Волны)
День и ночь кричит,
А голос не устаёт? (Водопад)
Кругом вода,
А с питьём беда. (Море)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
- Как вы думаете, ребята, чего больше на нашей планете воды или суши? Давайте посмотрим на глобус, синим цветом, обозначена вода. А зелёным, желтым и коричневым суша. (Больше воды)
- Правильно, моря и океаны занимают 3/4 части территории земли, а суша всего ¼. А как вы думаете, почему так? (Вода нужна всем живым существам)
- Верно, вода нужна всем! Поэтому говорят: «Капля воды дороже золота».
- Без воды человек может жить 5 дней, а растение через 3 дня засыхает.
- Как мы будем беречь воду?
- Всякая ли вода пригодна для жизни? (Только пресная! Чистая)
- А как эта вода попадает к нам? Отгадайте загадку:
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе,
И хозяйничает в нём.
Как мы это назовём? (Водопровод)
Мойдодыру я родня:
Отверни-ка ты меня,-
И холодною водою
Живо я тебя умою. (Кран)
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Ребята, а в любой реке можно купаться и брать воду для питья, и приготовления пищи? (Нет, только где вода чистая)
- Почему вода может быть загрязнена? (Предприятия спускают в реке неочищенные стоки, моют машины около водоемов, оставляют мусор на берегах не закрывают водопроводный кран)
- Мы о многом вспомнили, но и многое узнали нового.
Беседа «берегите воду».
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем?
Ответы детей: Да,конечно
Воспитатель: А умеете ли вы плотно закрывать кран?Всегда ли вы следите, чтобы из крана попросту не текла вода?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт.
Ребята вспомните, для чего мы используем водопроводную воду?
Ответы детей: (Перечисляют,для чего используется вода в быту). Для мытья посуды, для поливки цветов, для питья и т.д.
Воспитатель: А не случалось ли так, что в кране не было воды?
Ответы детей: Да,случалось, и мы не могли помыть руки, не могли приготовить еду.
Воспитатель: Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем- это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озёра попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадёт к нам в кран её приходиться очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют?
Ответы детей: Очистные сооружения.
Воспитатель: Правильно, очистные сооружения. А если кран остаётся открытым, то текущая из него чистая вода,смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать ещё большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь, и один из способов- не тратить воду попросту, плотно закрывать кран.
Перед детьми надо поставить задачу:после мытья рук, плотно закрывать кран.
Беседа «Кому нужна Вода»
Цель: дать детям представление о пользе воды для всего живого.
Ход беседы.
Воспитатель: Детки, отгадайте загадку:
Она и в озере, она и лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)
Дети: -Вода
Воспитатель: Правильно, это вода. И мы сегодня с вами поговорим о воде. Где можно встретить воду?
Дети: Воду можно встретить на улице. Воду можно встретить в группе и дома: в кране.
Воспитатель. Кому нужна вода?
Дети. Вода нужна растениям, животным, рыбам и людям.
Воспитатель. Для чего нужна вода?
Дети. Рыбы живут в воде (вода для рыб – дом), растения и животные пьют воду. Человеку нужна вода для того, чтобы: готовить пищу, пить, умываться (мыться), убираться, стирать вещи, поливать растения.
Воспитатель: Я хочу прочитать вам стихотворение о воде, а вы внимательно послушайте (воспитатель читает стихотворение)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Приложение
Работа с детьми и родителями:
Коллективная работа «Морские обитатели»
Цель: закрепить знание детей о морских обитателях. Их образе жизни, питании.
Аппликация из бумаги на тему: «Рыбки в аквариуме» Цель: Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде, формировать знания у детей о строении рыб. Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Развивать цветовое восприятие, чувство композиции.
Лэпбук
«Берегите Воду»
Создание плаката: «Загрязнение воды».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Берегите воду»
Данный конспект образовательной деятельности поможет уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, растений, животных и человека. Мы формируем понимание необходимост...
Экологический проект в старшей группе "Волшебная сила воды"
Познавательно - исследовательский проект, рассчитаный на 1 год...
Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»
Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...
Экологический проект в старшей группе детского сада "Берегите природу"
Тема проекта. «Берегите природу». Вид проекта: информационно-творческий.Участники: дети 4-5 лет, воспитатели, родители.Срок реализации проекта: долгосрочный (1.04....
Экологическая акция «Берегиня» на тему: «Берегите воду» (для старших дошкольников)
Цель: закрепить знания о значении воды в жизни людей, растений, животных. Сформировать представления о необходимости её экономного расходования. Закрепить умения задавать вопросы и отвечать на них. Ра...
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе "Берегите воду"
Аннотацияк занятию по экологическому воспитанию «Берегите воду» В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ре...
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Берегите природу"
Проблема экологического воспитания дошкольников в современных условиях приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формировани...