Проект по экологическому воспитанию в старшей группе "Берегите природу"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кретинина Алена Юрьевна

Проблема экологического воспитания дошкольников в современных условиях приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь всё живое. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Наша задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого, в ближайшем окружении, природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад

«Медвежонок»

Проект по познавательному развитию в старшей группе

Тематический модуль: «Экологическое воспитание»

Тема проекта «Берегите природу»

Воспитатель:

Кретинина А.Ю. (первая категория)

2023г.

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе

«Берегите природу»

Подготовили проект: воспитатель первой категории Кретинина Алёна Юрьевна

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

Вид проекта: информационно - творческий

Длительность проекта: 2 недели

Актуальность проекта:

Проблема экологического воспитания дошкольников в современных условиях приобретает особую остроту и актуальность. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь всё живое. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Наша задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого, в ближайшем окружении, природе родного края.

Цель проекта: Формирование осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.Систематизировать знания об окружающем мире.

2.Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

3. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

4.Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в природе, наблюдательность, творческое воображение.

5.Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

6.Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

7.Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

8.Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.

Прогнозируемые результаты проекта:

- расширятся знания у детей о растительном и животном мире;

- эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;

- у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

бережное отношение к природе

План реализации проекта.

Подготовительный этап (10.03.2023 – 11.03.2023 г.):

1. Подбор программно – методического материала по направлению работы

2. Совершенствование развивающей среды

3. Подбор и изготовление дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых, настольно-печатных, пальчиковых, хороводных игр на экологическую тему

4. Подбор художественной литературы, стихотворений, пословиц, поговорок, загадок

5. Привлечение родителей к реализации проекта.


6. Оформление информации  для родителей.

Основной этап (14.03.2023-18.03.2023 г.)

  1. Проведение дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных, пальчиковых, хороводных игр
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Проведение бесед, занятий на эту тему.

        

Итоговый этап (21.03.2023-23.03.2023 г.):

  • Выставка детских работ, семейного творчества «Берегите природу!»
  • Подведение итогов по реализации проекта.

План работы:

Понедельник

(14.03.2023 г.):

1.Беседа «Живая, неживая природа»

2.Дидактические игры «Опиши, а мы отгадаем», «Насекомые»

3.Пальчиковая игра «Подводный мир»

4.Наблюдение на прогулке «Деревья на нашем участке»

5.Чтение В. Зотова «Заяц – беляк», «Лесная мозаика»

6.Папка-передвижка для родителей «Берегите природу»

Вторник

(15.03.2023 г.):

1.Экскурсия на водоём

2. Настольно-печатная игра «Зоологическое лото»

3. Труд: Работа в природном уголке - полив, рыхление, протирание, опрыскивание и подкормка комнатных растений

4.Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»

5. Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Лесные шорохи»

Среда

(16.03.2023 г.):

1.ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование) «Первые подснежники»

2. Хороводная игра «Ручеек»

3.Решение проблемной ситуации «Что было бы, если не было бы воды?»

4.Настольная игра «Чей дом?»

5.Чтение стихотворений о природе

6.Наблюдение на прогулке «Птицы на нашем участке»

Четверг

(17.03.2023 г.):

1.Беседа «Правила поведения в природе»

2.Подвижные игры «Хитрая лиса», «Волк и зайцы»

3.Эксурсия в весенний парк        

4.Информация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе!»

5.Чтение пословиц, поговорок о природе

6.Опыты и эксперименты «Воздух и вода»

Пятница

(18.03.2023 г.):

1.ООД по художественно-эстетическому развитию (конструирование из бумаги) «Цветы»

2.Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин»

3.Просмотр иллюстраций о растениях и животных родного края.

4. Семейное творчество «Берегите природу!»

5.Приятный досуг: викторина – загадки о природе, спортивная эстафета «Убери мусор»

Выводы:

- были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей, ориентированные на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и способствующие самопознанию, саморазвитию;

- повысился уровень экологического поведения детей старшей группы;

- в заключении хочется отметить, что все поставленные цели и задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.

C:\Users\админ\Searches\Desktop\фото проект\M16YBDSqGvA.jpg

Приложение №1

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Что за чудо-красота! Расписные ворота
Показались на пути! В них ни въехать,
Ни войти. 

(Радуга)

В синем небе, Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? …

(Облака)

По небесам оравою Бегут мешки дырявые,
И бывает – иногда Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше От дырявой …
(Тучи)

На улице рубашка, В избе рукава.
(Солнечный луч)

Ты весь мир обогреваешь И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все …

(Солнце)

Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается.
(Небо, солнце)

Это что за потолок? То он низок, то высок,
То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий!
(Небо)

Ночью на небе один Золотистый апельсин.
Миновали две недели, Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только Апельсиновая долька.

(Луна, месяц)

Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной, А зовут меня …

 (Луной)

Бежал по тропке луговой –Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –Речка сделалась рябой.
(Ветер)

Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это — …
(Дождь)

На деревья, на кусты С неба падают цветы.
Белые, пушистые, Только не душистые.
(Снег)

Что за звёздочки резные На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, А возьмёшь — вода в руке.
(Снежинки)

Чьи рисунки на окне, Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос Зимний дедушка …
(Мороз)

Дунул ветер, и мороз Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор На стекле моём …
(Узор)

Не снег, не лед, А серебром деревья уберет.
(Иней)

Приложение №2

Стихи про экологию для детей 

Берегите природу!

Чтоб  радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,
Терзал за веком век
И брал всё только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек! 


Птичка
Она шоссе перелетала.
Водитель не затормозил,
И птичка бедная попала
Под тяжело груженный ЗИЛ.

Возьми она чуть-чуть повыше –
Она б себя уберегла:
Она не только что над крышей,
Над лесом пролететь могла!

Был майский вечер тих и светел,
В сиренях пели соловьи.
И этот случай не отметил
Дежурный местного ГАИ.
(С. Михалков) 

Вишня
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада, —
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо, —
Все равно я вишню посажу!
На городском субботнике
На городском субботнике ,Отличные работники.
Прибрать сегодня город ,Пришли и стар и молод.
Собрали́сь пенсионеры ,Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны? Предложения слышны.

Это вышел третий класс ,На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай! На работу налетай!
Кто-то мусор собирает, Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится, Всюду радостные лица.
На городском субботнике Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр Помогать пришёл в наш сквер.

Никто ни с кем не ссорится, У всех работа спорится.
Третий класс решил на «пять» Город к празднику прибрать.
(Н. Анишина) 

Обращение дерева к Человеку
– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!
Высокое, могучее!
Пока еще в лесу стою И шелестю пока.
Лесная вся промышленность
Ждет не дождется случая
Свалить, срубить, спилить меня –Ищите дурака!
Пусть только хоть попробует!
Хочу ее заранее
Предупредить по-дружески,
Министра – в том числе:
Что б из меня ни сделали –
Напрасны все старания!
Я это с виду смирное,
Пока стою в земле.
Но только преврати меня
В различные изделия –
Я шкафом с диким ужасом
Вдруг заскриплю в ночи!
Занозой табуреточной
В твоем зароюсь теле я!
Паркетом под тобой сгнию –
Хоть падай, хоть кричи!

Случайно в унитаз спущусь
Зарплатой за три месяца!
Столом я рухну на гостей,
Министра – в том числе...
Не проще ль, чем рубить меня,
Взять сразу и повеситься?
Веревку можешь не искать –
Она лежит в дупле!
(И. Шевчук)

Прогулка
Мы приехали на речку Воскресенье провести,
А свободного местечка Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло, Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда! Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж! Мы купались,
Загорали, Жгли костер,
В футбол играли –Веселились, как могли!
Пили квас, Консервы ели,
Хоровые песни пели...Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора! Мы приехали на речку
Понедельник провести, Только чистого местечка
Возле речки не найти!
(С. Михалков)

Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.
Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)

Приложение №3

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе»

Приложение №4

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» |  Детский сад №23

Приложение №5

Конспект беседы по познавательному развитию

«Живая и неживая природа» в старшей группе

Программное содержание: Учить детей различать объекты живой и неживой природы. Развивать психические процессы: память, внимание, речь, мышление. Воспитывать бережное отношение к объектам природы.

Показать связь между объектами живой и неживой природы.

Материалы: глобус; разрезные картинки природы живой и неживой; иллюстрации, изображающие объекты живой и неживой природы; дидактическая игра «Что лишнее?»

Ход беседы:

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

(Читаю детям отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,        

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это всё вокруг…

Дети: Природа!

Воспитатель: Правильно природа. А что такое природа?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно дети, все, что нас окружает, называется природой. Вот сегодня мы с вами и поговорим о природе. (Воспитатель показывает глобус). Дети, что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Правильно дети,  это глобус - макет нашей земли. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Что дышит, питается, растёт, развивается - всё относится к живой природе.  А что не может дышать, питаться, расти, развиваться - всё относится к  неживой природе. Сейчас мы с вами попытаемся разделить нашу природу  на два мира. Дети, что мы можем назвать живой природой?

Дети: Животные, насекомые, человек, растения.

Воспитатель: А, что относится к неживой природе?

Дети: Небо, солнце, облака, вода, земля, ветер, снег, воздух, песок.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я для вас приготовила картинки. Но они все перепутались, наша задача разделить картинки, отобрав живую и не живую природу друг от друга. А размещать мы их будем на разных столах, один стол будет для неживой природы, а другой стол для живой.      

Дети выполняют задания по одному, ошибки исправляют сами дети объясняя почему не правильно.

Воспитатель: Но у нас на столе остались картинки. Почему вы их не разместили под домиками?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно дети, все что сделано руками человека не принадлежит природе. Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Все что сделано руками человека можно назвать Рукотворным миром. Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.

А сейчас посмотрите, у меня есть разрезные картинки, вам нужно их собрать в целые. Подойдите к столам (работа в микрогруппе), соберите картинку, а потом ответьте, что у вас на картинке нарисовано.

Игра-пазлы «Природа живая, неживая или рукотворный мир».

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель: Молодцы, дети. Ну и в заключение нашего занятия давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили.  

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания....

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Познаем мир природы с помощью игры»

Игра как средство экологического образования дошкольников это формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение пр...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «СБЕРЕЖЁМ ПРИРОДУ!»

Актуальность проекта по экологическому воспитанию обусловлена необходимостью повышения уровня экологических знаний и представлений, экологической воспитанности и осознанного отношения к природе у дете...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»

Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, котора...

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Мы вместе сохраним природу»

Цель: формирование правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.Задачи проекта:1.Развивать понимание взаимосвязей в природе и места челов...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Природа - наш дома. Сохраним её!"

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкокльного возраста (5-6 лет)"Природа - наш дом. Сохраним её!"...