Тема осваиваемой социокультурной категории: Традиция слова
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема осваиваемой социокультурной категории: Традиция слова
Тема ООД: «Напутственное слово»
Цель: знакомство родителей с социокультурной категорией важности «напутственного слова» как базовой ценности.
Задачи:
1. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении темы «Напутственное слово в семье».
2. Развитие мотивации на взаимодействие всех участников в группе.
3. Формирование единой системы духовно – нравственных ценностей в семье и в детском саду.
4. Знакомство с книгой для развития детей 6-7 лет «Напутственные слова».
5. Укрепление активной позиции родителей в воспитании детей.
Предварительная работа: чтение произведений К. Д. Ушинского «Ветер и солнце», А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», русской народной сказки Василиса Прекрасная».
Оборудование: Мультимидийная установка, фланеграф, магниты, разрезные картинки, лепестки цветка, лист бумаги и простые карандаши, макет солнца.
Ход занятия
- Присоединение:
Воспитатель в русском народном сарафане входит в группу, где находятся родители, расположившись за столами по два человека.
Воспитатель: «Добрый вечер, уважаемые родители!
Сказанное слово, слово семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в сердце нашем растёт тепло и благодарность, любовь и надежда. Великая сила скрыта в напутственном Слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Оно даёт силу, помогает пережить разлуку, согревает спасает.»
Воспитатель: Я рада вас приветствовать на нашем сегодняшнем занятии, тема которого «Напутственное слово», по программе «Социокультурные истоки». Занятие будет проходить в форме Ресурсного круга, т.е. вы будете взаимодействовать на занятии со своими детьми и со мной.
Воспитатель приглашает детей пройти в группу. Дети проходят, здороваются и становятся полукругом на ковре.
Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие будет необычным, и я буду не Еленой Владимировной, а хранительницей напутствующих слов, а вы будете моими гостями. Согласны?
Предполагаемые ответы детей: Да.
Воспитатель: Ксюша, прочти стихотворение…
Ребёнок читает стихотворение.
- Поле большое, зеленый лесок,
Сколько на свете путей и дорог!
Хорошо на свете, солнышко, свети.
Пожелай нам, ветер, доброго пути.
Доброго, доброго, доброго пути.
Самого - самого доброго пути.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы прослушали стихотворение… Какие слова вы услышали?
Предполагаемые ответы детей: Доброго пути, солнышко свети…
Воспитатель: А какие это слова? Как мы их можем назвать?
Предполагаемые ответы детей: Напутственные.
Воспитатель: Правильно ребята. Это напутственные слова. А как вы их понимаете? Что они означают? Кто и когда их говорит? Какие напутственные слова вы ещё знаете?
Предполагаемые ответы детей: Говорят родители, бабушки, дедушки, близкие люди и просто люди, кто желает нам добра. Говорят, когда провожают в детский сад, в школу, в какую – нибудь поездку…
Воспитатель: Правильно ребята. Хорошо.
Уважаемые родители! Назовите пожалуйста, и вы несколько напутствующих слов…
Ответы родителей
Воспитатель: Спасибо. А сейчас ребята, я вас попрошу подойти к экрану. Вашему вниманию будут представлены небольшие отрывки из известных вам сказок. Ваша задача: внимательно посмотреть и послушать сказки и сказать мне название сказок, и кто является автором этих произведений, а также назвать напутствующие слова, которые вы услышите.
Дети на экране смотрят отрывки мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане»
Предполагаемые ответы детей: название сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», автор А.С. Пушкин, напутствующие слова:
«Бог с тобою, золотая рыбка,
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе»
***
«Не печалься, ступай себе, с богом,
Так и быть, изба вам уж будет.»
Детям представлены иллюстрации по русской народной сказке «Василиса прекрасная»
Предполагаемые ответы детей: Сказка русская народная, её сочинил народ, т.е. люди, называется «Василиса прекрасная».
Воспитатель: Скажите пожалуйста, какое напутствие дала матушка Василисе прекрасной?
Как помогло ей это напутствие?
Предполагаемые ответы детей: Взять себе куколку, как материнское благословение и никогда с ней, не расставаться и она поможет в трудную минуту.
Воспитатель: Какие это сказки? Как вы можете их охарактеризовать?
Предполагаемые ответы детей: Добрые, ласковые, поучительные.
Воспитатель: Чему учат нас эти сказки?
Предполагаемые ответы детей: Быть добрым, трудолюбивым, послушным, скромным, уважать старших…
Воспитатель обращается к родителям с просьбой охарактеризовать сказки… Родители дают свои ответы.
Воспитатель: Хорошо. Спасибо.
Воспитатель: А сейчас ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть и провести небольшую разминку.
Дети становятся в круг, воспитатель назначает одного ребёнка ведущим. Дети говорят слова и делают движения. Повторяется 3 – 4 раза.
- Физкультурная минутка
Давным – давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил – вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал.
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал
За солнышко хватался.
Воспитатель: Отдохнули немного? Хорошо. Сейчас пройдите пожалуйста за столы и займите места напротив своих родителей.
Дети проходят, садятся за столы.
Воспитатель: Перед вами на столах разрезные картинки. Вам нужно собрать из частей целую картинку и сказать, что на ней изображено, а вашим родителям нужно подобрать напутственные слова к этим картинкам.
Дети работают в парах и родители тоже. Родителям предлагается лист бумаги и простой карандаш для записи напутственных слов.
По мере выполнения задания детьми, родители зачитывают напутственные слова к определённым картинкам.
Воспитатель: Спасибо, Молодцы, все справились.
Воспитатель: Обращаясь к детям и взрослым.
Скажите, у вас хорошее настроение? Погода на улице радует? Солнышко светит?
Ответы детей и родителей:
IV. Активное занятие «Напутственное слово»
Воспитатель: А мне бы ещё очень хотелось, чтобы у нас в группе расцвёл красивый цветок. И так как я сегодня – хранительница напутствующих слов и у меня есть вот такая красивая шкатулка, где я храню лепестки цветов с напутствующими словами.
Воспитатель демонстрирует детям и родителям шкатулку с лепестками от цветка, где написаны напутствующие слова.
И чтобы цветок расцвёл, эти слова нужно прочитать и после этого прикрепить ко мне на полянку.
Вы мне поможете это сделать?
Предполагаемые ответы детей: Да.
Воспитатель: А ваши родители вам в этом помогут.
Родители работают вместе со своими детьми.
Дети читают напутственные слова на лепестках и по очереди приносят на фланеграф.
Воспитатель: Цветок расцвёл? Прекрасно!!! Молодцы.
V. Рефлексия
Воспитатель: А сейчас я вас вех попрошу встать и пройти в центр группы, образовав круг. У нас есть вот такое чудесное, яркое, весёлое, доброе солнышко. – Возьмите пожалуйста каждый по лучику.
Воспитатель: Ребята, скажите какие слова мы сегодня с вами повторяли?
Предполагаемые ответы детей: Напутственные.
Воспитатель: Правильно. Давайте мы все вместе с вами сейчас ещё раз повторим эти напутственные слова.
Дети и родители по кругу, по очереди называют напутственные слова.
После этого дети читают стихи.
София:
Хотите счастье подарю?
Отмерю столько, сколько надо.
Его горстями раздаю,
Я Вам насыпать счастья рада!
Берите больше, про запас.
Его не будет слишком много.
Пусть защитит от горя Вас
И солнцем светит Вам в дорогу.
А Вы поделитесь роднёй
Раздайте всё – до самой крошки!
И обойдя весь шар земной, оно вернётся к Вам в ладошки!
Виттория:
Дарите всем красивые слова.
Ведь в них – дыхание и сила…
От них кружится голова,
Когда они добры и милы!!!!
Слова идут от сердца и души,
Желая для кого – то счастья…
И яркой радугой войдут,
Изгнав из сердца, все невзгоды и ненастья…
Воспитатель: Дорогие дети! Уважаемые взрослые! Я вас благодарю за участие в сегодняшнем занятии и хочу сказать напутствующие слова: «Говорите почаще друг другу добрых слов и тогда в вашем доме всегда будет светить вот такое красивое, тёплое, яркое, лучистое, доброе солнышко и никакие тучи не смогут его закрыть».
Спасибо вам большое и до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 6– 7 ЛЕТ. Тема – «ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ» Социокультурная категория – «ТРАДИЦИИ СЛОВА»
Тема жизненного пути очень важна для каждого человека, и не случайно в подготовительной группе с детьми говорят о важности смысла человеческой жизни .Скоро дети пойдут в школу, и у них начнется новый,...
Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа
Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...
Конспект проведения итогового занятия в группе компенсирующей направленности «В» с ТНР от 4 до 5 лет Социокультурная категория - «Благодарное слово» Категория - «Труд души» Тема - «Любимая сказка» Воспитатели: Кузнецова Н.В. Дата: 28.03.2019год. Время: 16
Конспект проведения итогового занятияв группе компенсирующей направленности «В» с ТНР от 4 до 5 летСоциокультурная категория - «Благодарное слово»Категория - «Труд души&r...
ООД в подготовительной группе "Напутственное слово" по освоению социокультурной категории "Традиции слова"
В последние годы проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения на основе традиционных российских ценностей является предметом обеспокоенности общества и государства. Традиционная...
Конспект ООД по программе «Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ»
Конспект ООД по программе СКИ "Светлый образ"...
Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Истоки» для детей младшего дошкольного возраста. в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории: «Образ
Конспект занятия по программе «Истоки» для детей младшего дошкольного возраста.Возрастная дошкольная группа: 3-4 летТема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории:«...
Тема осваиваемой социокультурной категории (в соответствии с содержанием курса пропедевтики «Истоки»): «Слово»
- Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово»- Развитие умения слушать друг друга.- развитие у детей способности слышать ласковую песню, чувствовать доброе отношение род...