Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском саду
статья на тему
причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_vozniknoveniya_konfliktnyh_situciy_v_detskom_kollektive.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Вертепова Виктория Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6» г. Энгельс
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» ориентировано на развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по социально-личностному направлению и раскрывает задачи по умению детьми анализировать причины ссор, использовать способы регуляции конфликтов, не допуская драк. С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками мы сталкиваемся ежедневно. В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я.Л.Коломинскому и Б.П.Жизневскому, были собраны 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста.
Причины возникновения конфликтов между
детьми в игре , %
Причины конфликтов | Возраст детей, лет | ||||
1-2 | 2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | |
Разрушение игры | 25 | 23 | 23 | 6 | 9 |
По поводу выбора общей темы игры | 0 | 0 | 2 | 1 | 3 |
По поводу состава участников | 0 | 0 | 0 | 10 | 11 |
Из-за ролей | 0 | 6 | 23 | 32 | 24 |
Из-за игрушек | 75 | 71 | 38 | 17 | 7 |
По поводу сюжета игры | 0 | 0 | 3 | 8 | 7 |
По поводу правильности игровых действий | 0 | 0 | 10 | 26 | 26 |
Полученные авторами эмпирические данные подтверждают, описанную Д. Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты возникают - из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в старшем возрасте – из-за правил игры.
Из этого следует, что причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей потребностей (физиологических и психологических).
Протекание конфликта непостоянно; изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Мы хотим обратить внимание на факторы, обостряющие протекание конфликта в детском коллективе.
Ими являются:
- повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
-проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;
-отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;
-увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону.
Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.
Субъекты конфликта – дети со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождение во взглядах на правильность игровых действий, поступков.
В общении друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, желания и права других. Спорная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Мы считаем, что это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки. Он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Поэтому нам важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Однако педагог не должен брать на себя решение детских конфликтов. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.
Необходимо поставить главную задачу: научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или сильного партнера.
Стратегия работы должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и построена на доверительном взаимодействии. В работе можно использовать следующие приемы:
- в разрешении проблемы учитываем нужды каждого;
- использование творческого подхода к решению проблемы: превращение конфликтной ситуации в проблемную, а саму проблему в возможность открыть для себя и для других нечто новое;
- развивать у детей навыки общения, ведущие к сближению;
- оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;
- учить детей управлять эмоциями;
- формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликтов;
- привлекать детей к совместному творческому поиску.
В качестве основных форм обучения детей способам разрешения конфликтных ситуаций можно использовать:
- сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуацией;
- имитационные игры;
- социально-поведенческие тренинги;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- психогимнастика;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов;
- чтение и анализ художественных произведений и другие.
Кроме этого в работе по предупреждению конфликтных ситуаций, можно использовать – технику активного слушания. Если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Беседа в рамках выяснения обстоятельств конфликта проходит в спокойной обстановке. В начале беседы устанавливаются определенные правила: если в данный момент слушается один из участников конфликта, другому участнику дать понять, что и он будет столь же внимательно выслушан.
Сказкотерапия – это тоже эффективный метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Благодаря ей дети познают окружающий мир не только умом, но и сердцем, в сказке черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Через сказку дети входят в мир социальных отношений. Они способствуют овладению ребенком связной выразительной речью, умению излагать свои мысли последовательно, ясно, полно.
« Стол переговоров» - сидя за столом, каждый ребенок может изложить свое отношение к любому событию, проблеме, в то время все остальные внимательно слушают и пытаются его понять, высказать свое мнение. Наряду с этим, его можно использовать и для индивидуальных бесед с детьми.
Итак, на протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально-приемлемым нормам поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликтные ситуации в детском саду
В этой статье вы узнаете, с какими проблемами могут столкнуться родители и дети в детском саду...
Консультация для воспитателей "Причины возникновения конфликтных ситуаций с родителями и способы их решения"
Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, это коллектив, который состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От ...
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целе...
Конфликтные ситуации в детском саду
В тексте рассказывается с какими проблемами могут столкнуться родители в детском саду и как их решить....
Стратегия поведения педагога-психолога в конфликтных ситуациях в детском саду
Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ...
Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском коллективе
В общении друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но ...