Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском коллективе
статья (младшая группа)

Сафарова Назакет Баламет кызы

В общении друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, желания и права других. Спорная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания   другому и взаимных уступок. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки. Он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Поэтому нам важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском коллективе

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками мы сталкиваемся ежедневно. Я хочу обратить внимание на факторы, обостряющие протекание конфликта в детском коллективе.

Ими являются:

- повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога,  разочарование);

-проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;

-отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;

Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождение во взглядах на правильность игровых действий, поступков.

В общении друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, желания и права других. Спорная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания   другому и взаимных уступок. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки. Он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Поэтому нам важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Однако педагог не должен брать на себя решение детских конфликтов. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.

Необходимо поставить главную задачу: научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или сильного партнера.

Стратегия работы должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и построена на доверительном взаимодействии. В работе можно использовать следующие приемы:

- в разрешении проблемы учитываем нужды каждого;

- использование творческого подхода к решению проблемы: превращение конфликтной ситуации в проблемную, а саму проблему в возможность открыть для себя и для других нечто новое;

- развивать у детей навыки общения, ведущие к сближению;

- оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

- учить детей управлять эмоциями;

- формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликтов;

- привлекать детей к совместному творческому поиску.

В качестве основных форм обучения детей способам разрешения конфликтных ситуаций можно использовать:

- сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуацией;

- имитационные игры;

- социально-поведенческие тренинги;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- психогимнастика;

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов;

- чтение и анализ художественных произведений и другие.

Кроме этого в работе по предупреждению конфликтных ситуаций, можно использовать  – технику активного слушания. Если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Беседа в рамках  выяснения обстоятельств конфликта проходит в спокойной обстановке. В начале беседы устанавливаются определенные правила: если в данный момент слушается один из участников конфликта, другому участнику дать понять, что и он будет столь же внимательно выслушан.

Сказкотерапия – это тоже эффективный метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Благодаря ей дети познают окружающий мир не только умом, но и сердцем, в сказке черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Через сказку дети входят в мир социальных отношений. Они способствуют овладению ребенком связной выразительной речью, умению излагать свои мысли последовательно, ясно, полно.

Итак, на протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально-приемлемым нормам поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском саду

причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие...

«Конфликтные ситуации в детском коллективе»

Консультация для родителей. Как научить ребенка не попадать в конфликтные ситуации....

Консультация для воспитателей "Причины возникновения конфликтных ситуаций с родителями и способы их решения"

Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, это коллектив, который состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От ...

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целе...

Консультация для педагогов "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ в детском коллективе с учетом специфики воспитанников"

Цель:•Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов с учетом специфики воспитанни...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Приемы и техники решения конфликтных ситуаций в детском коллективе»

Выступление на ММО педагогов-психологов Тема «Приемы и техники решения конфликтных ситуаций в детском коллективе»...