Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».
консультация на тему
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 14.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Общее недоразвитие речи (ОНР). Понятие и причины возникновения».
В настоящее время одной из актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста является наличие речевого расстройства, объединяющегося под названием общее недоразвитие речи. Многие родители боятся соприкоснуться с данным речевым нарушением и сталкиваясь с ним, теряются, что делать, как правильно формировать и развивать речь ребенка. Как же правильно выявить ОНР у ребенка и понять его причины?
Общее недоразвитие речи (ОНР) - форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматического строя, фонетики, семантической стороны, при условии нормально развитой слуховой функции и первично сохранном интеллекте.
ОНР может иметь различный механизм и структуру проявления дефекта.
Причины возникновения ОНР:
1. Инфекции и интоксикации во время беременности.
2. Родовые травмы: быстрые роды, стимуляция родов, асфиксия.
3. Заболевания центральной нервной системы впервые годы жизни ребенка.
4. Травмы головы и черепа.
5. Неблагоприятная наследственность.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия: недостаточное внимание к речи ребенка, двуязычие.
Профессором Р. Е. Левиной, руководителем сектора логопедии НИИД, были выделены такие уровни ОНР:
I уровень - отсутствие нормально сформированной речи и нарушение всех компонентов речи.
II уровень - наличие начальных навыков общеупотребительной речи.
III уровень - развернутая речь с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
При I уровне ОНР дети 5-6 лет имеют очень бедный словарный запас, состоящий преимущественно из звукоподрожаний, лепетных слов, звуковых комплексов. К примеру, на собаку ребенок говорит "гав-гав", на маму - "ма", машину - "би-би" и тд. При этом дети могут также использовать в своей речи отдельные слова, однако при их произношении будет нарушена фонетическая и лексическая составляющая. Часто дети могут называть разные предметы одним и тем же словом. Фразовая речь у таких детей отсутствует.
При II уровне к 7 годам проявляется возможность более или менее развернуто рассказать о себе и своих близких. Наблюдается наличие аграмматизмов,незнание многих слов, нарушения звукопроизношения, нарушения в слоговой структуре слов. В речи дети нередко используют жесты, заменяют одни слова другими: "мыло" - "мыть", "нога"- "носок". Дети с данным уровнем ОНР испытывают трудности при склонении слов: "Я умывать кукла".
При III уровне ОНР разговорная речь ребенка дошкольного возраста более или менее развернута, грубые отклонения не наблюдаются, однако отчетливо выступают нарушения чтения и письма, наблюдаются проблемы в развитии звукопризношения, в лексике и грамматическом строе речи.
ОНР этого уровня в большей степени проявляется в незнании некоторых слов, в неумении изменять и образовывать слова. Понимание обиходной речи при этом уровне наиболее полное и точное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возникновение предпосылок дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи как следствие нарушений лексико-грамматического строя
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия....
Опыт формирования обобщающих понятий у детей с общим недоразвитием речи
В статье обобщен практический опыт работы по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса и формиромванию обобщающих понятий у детей с ОНР...
Консультация для родителей "Фонематическое недоразвитие речи "
Иногда недоразвитие фонетической стороны речи и фонематического восприятия у детей сопровождается недостаточным запасом знаний об окружающем мире, бедностью словарного запаса, так же встречаются недор...
Понятие общего недоразвития речи и его причины
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при н...
Методика учебного моделирования в практике обучения начальным понятиям грамоты детей с общим недоразвитием речи
Методика учебного моделирования разработана автором, З.Д. Гольдиным, для массовой общеобразовательной школы, но мы посчитали возможным введение некоторых её элементов в ...
Буклет для родителей "Общее недоразвитие речи… Что это такое?"
Буклет для родителей детей с общим недоразвитием речи....
Консультация для родителей " Общее недоразвитие речи"
Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство....