Программа по дополнительному образованию
рабочая программа (младшая группа)

Томчук Ирина Игоревна

Программа дополнительного образования для детей 2 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда»

Рабочая программа

«Конструирование из бумаги

в технике оригами »

по развитию мелкой моторики рук

у детей второй младшей группы.

на 2019-2020 учебный год

                                                                Автор: Томчук И.И.

Пояснительная записка

«В простом листе бумаги скрыто бесконечное число самых разных фигурок зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого. Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Такие способности считались у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Это умение передавалось из поколения в поколения. Чтобы творить такие бумажные чудеса, надо овладеть волшебным искусством оригами.»

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры пятисотлетней давности? С какими проблемами постоянно сталкивается человек в течение всей своей жизни? Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности вот главная проблема для ребенка. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Для творческого развития главное ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные). Искусство оригами интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблики, самолетики, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх лестницы творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

Как и в любой игре, главное удовольствие здесь процесс, а не конечный результат. Оригами в переводе с японского это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы и ты получишь оригами». Оно привлекло внимание многих жителей России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Психологи считают, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Специалисты рекомендуют малышам, которые учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор: мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.

Цель: повышение уровня культуры по средствам овладения данного вида искусства для развития свободной, гуманной, творческой личности.

Задачи:

• развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, воображения, развитие интеллекта в целом.

• развитие творческой активности воспитанников, создание условий для их самореализации;

• привитие трудовых навыков при работе с бумагой;

• воспитание у детей художественного вкуса, фантазии;

• воспитание усидчивости, аккуратности, терпения, самостоятельности, целеустремлённости;

Принципы реализации программы:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Формы и методы проведения занятий:

• словесные (рассказ, беседа, объяснения)

• наглядные (демонстрация, показ)

• практические (упражнения)

• инструктаж

Основное место на занятиях отводится выполнению практических работ, упражнений. В процессе упражнений отрабатываются приемы работы с бумагой.

Методика работы с детьми строиться на следующих принципах:

-отбор содержания доступного детям 3-4 лет;

-постепенное усложнение программного содержания;

-индивидуальный подход к детям.

Ожидаемые результаты:

-научиться различным приёмам работы с бумагой;

-научаться следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;

-познакомятся с искусством оригами.

Формы проведения итогов:

-проведение выставок детских работ;

-составления альбома лучших работ.

Перспективное планирование

Октябрь

1. Беседа: «что такое оригами»

Цель: дать понятие оригами. Познакомить с базовой формой круг.

2. Базовые формы в оригами.

Цель: познакомить детей с базовыми формами, которые лежат в основе любой поделки; с методами и приёмами в оригами.

3. Солнышко

Цель: учить сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали.

4. Облака

Цель: продолжать учить сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали.

Ноябрь

1. Цыплёнок

Цель: продолжать учить сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали.

2. Грибная полянка

Цель: продолжать учить сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали.

3. Вишни

Цель: продолжать учить сгибать края круга, продолжать учить разглаживать место сгиба.

4. Цветочек

Цель: Учить сгибать края круга, продолжать учить разглаживать место сгиба.

Декабрь

1. Котенок

Цель: закреплять умение сгибать края круга, продолжать учить разглаживать место сгиба.

2. Зонтик

Цель: закреплять умение сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали.

3. Яблоко

Цель: закреплять умение сгибать круг и тщательно разглаживать место сгиба по диагонали. Развивать пространственное воображение.

4. Ёлочная игрушка

Цель: Развивать фантазию. Украшать свою поделку с помощью раскрашивания

Январь

1. Оформление выставки детских работ в группе детского сада

2. Снеговик

Цель: Создать радостное настроение. Учить детей сгибать поделку по подобию воспитателя

Февраль

1. Знакомство с новой базовой формой «квадрат»

Цель: познакомить со способами сгибания базовой формы квадрат.

2. Дверь

Цель: учить сгибать квадрат пополам. Закреплять умение разглаживать линию сгиба.

3. Окошко

Цель: учить сгибать квадрат пополам. Закреплять умение разглаживать линию сгиба.

4. Открытка для папы: автомобиль

Цель: продолжать учить сгибать квадрат пополам. Украшать свою поделку с помощью аппликации.

Март

1. Открытка для мамы: цветок

Цель: создать атмосферу праздника, закреплять навыки сгибания квадрата и круга.

2. Салфетка для столовых приборов

Цель: воспитывать художественно-эстетический вкус

3. Автобус

Цель: продолжать учить сгибать квадрат пополам. Украшать свою поделку с помощью аппликации.

4. Коллективная работа: дерево

Цель: Закреплять умение сгибать квадрат и круг пополам. Украшать свою поделку с помощью аппликации.

Апрель

1. Изучение новой формы «Треугольник»

Цель: Учить сгибать треугольник пополам.

2. Змей

Цель: продолжать учить сгибать треугольник пополам. Развивать пространственное воображение.

3. Птичка

Цель: продолжать учить сгибать треугольник. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции

4. Самолёт

Цель: закрепить умение тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба.

Май

1. Кошелек

Цель: повторить сгибание по двум основным базовым формам, закрепить навыки сгибания на равные части

2. Игрушка «Ветерок»

Цель: закреплять умение соединять детали поделки

3. Коллективная работа «Цыплята на ферме»

Цель: закрепить умение тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба, закреплять умение соединять детали поделки, закреплять умение украшать подделку апликацией.

4. Оформление выставки детских работ в группе детского сада

Цель: привлечь внимание родителей, воспитывать у детей чувство гордости и радости от выполненных работ.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение познаний у детей по теме оригами.

2. Дети получат дополнительные навыки по работе с бумагой.

3. Повысится уровень развития мелкой моторики.

4. Развиваются умственные способности детей.

5. Дети узнают основные геометрические понятия и базовые формы оригами.

6. Привить трудовые навыки при работе с бумагой.

7. Воспитание у детей художественного вкуса, фантазии.

Литература:

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005 г.

2. Афонькин С. Ю. Библиотека оригами. Игрушки. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 128 с., илл

3. Игрушки из бумаги. – СПб. : Дельта, 1996. – 318.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 205с.

5. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка / Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 222 с.

6. 100 поделок из бумаги. – СПб., 1997.

7. Козлина А. В. Уроки ручного труда. – М., 2000.

8. Дошкольное воспитание. 2000. №3.

9. Хрестоматия для маленьких. / сост. Л. Н. Елисеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Просвещение, 1975.

10. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1976.

11. Тайны бумажного листа. Издат. г. Москва, «Мозаика-Синтез».

12. О. М. Жихарева Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. М. : Издат. ГНОМ, 2011.

13. Оригами для старших дошкольников. Соколова С. В. : Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2010.

14. Оригами. Подарки к праздникам. Елена Ступак. – М. : Айрис-пресс, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....