Мир профессий. Семинар - практикум с педагогами ДОУ
материал
Семинар - практикум раскрывает возможности организации работы в дошкольном образовательном учреждении по ранней профориентации дошкольников; знакомит педагогов с профессиями будущего и активизирует их профессиональный и личностный рост в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_professiy._seminar-_praktikum_s_pedagogoami_dou.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»
Мир профессий
Семинар - практикум с педагогами ДОУ
Юрга
2020
Цели: повышение профессионализма педагогов по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть педагогам современные тенденции в сфере труда в мире профессий.
2. Познакомить педагогов с профессиями будущего.
3. Активизировать профессиональный и личностный рост педагогов в области ранней профориентации.
Оборудование: листы бумаги и ручки для записей, проектор для просмотра презентации, мяч для групповой работы, списки современных профессий, карточки с названием профессии, листы ватмана, маркеры, фломастеры, клей - карандаш, вырезки из журналов, музыкальные инструменты.
Ход семинара - практикума
1. Теоретическая часть
Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным
Философ Сенеки
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет
К.Д. Ушинский
В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности современных образовательных организаций. Результаты социологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что, значительная часть молодежи, делают свой профессиональный выбор разрозненно, мозаично и противоречиво, под влиянием информационного поля окружающих субъектов (сверстников, родителей, публичных личностей и др.). Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных и финансовых результатов.
Следует констатировать, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии. Ориентируясь на получение профессионального образования как такового, без учета склонности к профессии, фактически ради диплома, молодые люди испытывают неудовлетворенность собственным профессиональным выбором и, как следствие, теряют мотивацию к труду. В связи с этим важно ориентировать молодых людей на выбор направлений профессионального образования и получение профессий, востребованных предприятиями и организациями региона.
И работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным. Уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношению к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека
Кроме этого, специалисты сферы профориентации, предприниматели, бизнесмены прогнозируют изменения на рынке труда. А именно.
Большинство профессий, которые существуют сейчас, в будущем существовать не будут, и мы это прекрасно понимаем. Развитие интернета, интенсификация информационных потоков приводят к тому, что смысловые и культурные ландшафты меняются, а вслед за ними меняются и профессии.
С появлением новых современных автоматизированных технологий прогнозируется то, что в перспективе в нашем обществе больше не нужно будет такое количество водителей, учителей и юристов широкого профиля. Так же не нужно будет столько строителей, потому что дома будут печатать на 3D-принтерах, и если раньше для постройки дома требовалось бы, условно, 100 строителей, 10 инженеров и 5 прорабов, то в будущем потребуется 30 инженеров и 10 строителей. Привычные нам процессы кардинально меняются, и темп этих изменений будет только увеличиваться — все, что может быть автоматизировано, будет автоматизировано.
Горизонт планирования жизни наших детей и их выхода на рынок труда — это 2030-е годы. К этому времени многих профессий действительно больше не будет. Поэтому и мы, как педагоги должны соответственно подготовить будущих специалистов, востребованных на современном рынке труда.
В связи с этим, нам самим необходимо информационное обновление и расширение имеющихся знаний и представлений, которые помогут сформировать необходимые социально - личностные и знаниевые компетенции у детей дошкольного возраста.
2. Практическая часть
Введение:
- Сегодня мне хотелось бы предложить Вам,. уважаемые коллеги, игры и упражнения, которые помогут Вам:
а) актуализировать имеющиеся знание о мире профессий,
б) настроиться на повышение своей профессиональной компетентности в области ранней профориентации,
в) пополнить Вашу профессиональную копилку для работы с детьми.
Упражнение "Похвали себя"
Инструкция:
- Возьмитесь за руки, образовав круг, и, начиная со слова «Я», похвалите себя. Например, я – честный. При этом необходимо передать мячик соседу справа.
Обсуждение:
- Поделитесь, как Вам было при выполнении этого упражнения?
Очень важно человеку знать и никогда не забывать о своих достоинствах, так как именно они помогают нам не "падать" духом, воодушевляют на новые достижения, формируют нашу положительную самооценку.
- Когда мы, взрослые знаем и умеем правильно учитывать свои сильные стороны и достоинства, мы сможем научить этому и наших детей. Ведь самопонимание, самосознание ребенка формируется именно через отношение к нему близких взрослых: родителей и педагогов.
Разминка (для групповых ответов)
- Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахером)
- Кто погружается в работу с головой? (водолаз, дрессировщик тигров)
- Кто горит на работе? (пожарный)
- Кто работает со вкусом? (дегустатор (в переводе с лат. - "отведыватель")
- Какой водитель смотрит на землю с высока, парит в облаках? (пилот, летчик, космонавт)
- Кто работает играючи? (актер, музыкант - исполнитель)
- Кто живет и работает припеваючи? (певец)
- Человек, работающий с напряжением, это ... Кто? (электрик)
- Кто может взять в тески? (Столяр)
- Профессиональный позёр - это ...Кто? (натурщик, модель)
- Как называю профессионала, набивающего цену молотком? (аукционист - ведущий аукциона)
- Кто из учёных ворон считает? (орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение)
- Какой специалист мягко стелет? (горничная в гостинице)
- Самый сладкий мастер? (кондитер)
- Зверский доктор - это ... Кто? (ветеринар)
Работа в командах
Задание № 1 "Подбери синонимы"
Инструкция:
- Рассчитайтесь по принципу: специальность, квалификация, должность и профессия и разделитесь на четыре команды.
Каждой команде необходимо придумать синонимы к современным профессиям в списке.
После выполнения команды зачитывают свои ответы.
Список профессий
- педагог - …учитель, преподаватель;
- врач - …лекарь, доктор;
- стоматолог - …дантист, зубной врач;
- портниха - …швея;
- сторож - …охранник;
- воспитатель - …наставник;
- летчик - …пилот;
- космонавт - …астронавт;
- шофер - …водитель;
- кочегар - …истопник;
- повар - …кулинар»
- экскурсовод - …гид;
- рудокоп - …шахтер;
- парикмахер - …цирюльник;
- каскадер - …трюкач.
Задание №2 «Профессии 21 века»
Инструкция:
- На одной карточке даны описания самых необычных профессий будущего. Ваша задача выбрать из предложенного списка, соответствующую описанию профессию:
ИТ-медик, разработчик BIG DATA, организатор интернет –сообществ, сетевой юрист, проектировщик нанотехнологических материалов, цифровой лингвист.
1) Специалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования.
2) Специалист, который проектирует систему сбора и обработки больших массивных данных, получаемый через Интернет, разрабатывает интерфейсы сборки и сами аналитические модели.
3) Специалист по организации и моделированию электронных форумов, игровых образовательных площадок в Сети.
4) Специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы правовой защиты человека и собственности в Интернете (включая виртуальную собственность).
5) Профессионал, занимающийся моделированием свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических материалов с помощью цифровых технологий. Высокопрофессиональный программист с хорошим знанием по нанофизике и нанохимии.
6) Профессионал, разрабатывающий лингвистические системы сематического перевода ( перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации ( в том числе сематический поиск в Интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках.
Правильные ответы проверяются после выполнения при демонстрации слайда:
Профессии 21 века
ИТ-медик | Специалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования |
Разработчик BIG DATA | Специалист, который проектирует систему сбора и обработки больших массивных данных, получаемый через Интернет, разрабатывает интерфейсы сборки и сами аналитические модели. |
Организатор интернет –сообществ | Специалист по организации и моделированию электронных форумов, игровых образовательных площадок в Сети. |
Сетевой юрист | Специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы правовой защиты человека и собственности в Интернете (включая виртуальную собственность). |
Проектировщик нанотехнологических материалов | Профессионал, занимающийся моделированием свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических материалов с помощью цифровых технологий..Высокопрофессиональный программист с хорошим знанием по нанофизике и нанохимии. |
Цифровой лингвист | Профессионал, разрабатывающий лингвистические системы сематического перевода ( перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации ( в том числе сематический поиск в Интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках. |
Упражнение «Реклама»
Инструкция:
- Всем известно, что реклама – двигатель торговли. Я предлагаю вам заняться маркетингом, а товаром станет та или иная профессия.
Каждой команде раздаются карточки с одной из профессий: экскурсовод, дизайнер, парикмахер, стоматолог. На столах находятся листы ватмана, маркеры, фломастеры, клей - карандаш, вырезки из журналов, музыкальные инструменты. Каждая команда рекламирует свою профессию.
Упражнение «Профессия на букву»
Инструкция:
- Я сейчас буду называет букву. Задача команд — назвать профессию на эту букву. Приветствуются не совсем распространенные профессии. Если названная профессия не известна остальным командам, назвавшая ее команда должна пояснить смысл профессии.
Примечание: чтобы придать игре комический эффект, можно в конце попробовать называть профессии на сложные буквы (Щ, Я, Ю и пр.).
Пантомима «Угадай профессию»
Инструкция:
- Сейчас у вас появится возможность стать актёрами пантомимы. Каждая группа изобразит заданную профессию, используя только мимику и жесты (кинолог, таксист, учитель любой специальности, ди-джей). Задача команд – догадаться, о какой профессии рассказывает пантомима.
Рефлексия семинара - практикума
Участники оценивают значимость семинара - практикума с помощью метода незаконченного предложения.
1. Сегодня на занятии я узнала __ _____________________________________.
2. Я научилась _____________________________________________________.
3.В работе мне пригодится ___________________________________________.
4.Особенно мне понравилось _________________________________________.
Интернет ресурсы:
2.https://rosuchebnik.ru/material/klassnyy-chas-po-proforientatsii-kak-nayti-svoye-prizvanie-33063/
3. https://zen.yandex.ru/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"
27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...
семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...
Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...
2021г. Районный семинар – практикум для педагогов Дзержинского района на тему: «Интеллектуальное развитие взрослых и детей» , презентация к семинару.
Интеллектуальное развитие – это процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: занятиях, познавательных действиях, способностях и др.; оно осущест...
Семинар-практикум для педагогов «Знакомство дошкольников с разнообразием инженерно-технических профессий в Уральском регионе»
Слово «инженер» произошло от латинского ingenium - способность, изобретательность. Инженер – это человек, которые способен к работе с техникой, к техническому творчеству. Благо...
Выступление на семинаре-практикуме для педагогов "Лэпбокс "Профессии"
Лэпбокс материал для педагогов работающих с детьми с ЗПР...
- Мне нравится (1)