Беседа с дошкольниками по картине И.С. ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мануйлова Наталья Геннадьевна

И.С. ОСТРОУХОВ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к худо​жественному изображению яркой осенней при​роды, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настро​ение, желание общаться по поводу увиденного, высказывать свои суждения и оценки, соотно​сить увиденное на картине с собственными чувствами и опытом. Возбудить интерес к жи​вописи. Подводить детей к видению того, что с помощью теплых цветосочетаний художник передает радостное, приподнятое, взволнованное настроение, кото​рое природа вызвала у него; звучащие кое-где холодные тона настораживают, создают ощу​щение печали, грусти прощания природы и че​ловека с теплым временем года. Обратить внимание детей на то, что с помощью рисунка, передающего особенности форм, строения де​ревьев, кустов, мы узнаем, какие это деревья, кусты, видим, близко или далеко они располо​жены. Рассмотреть с детьми некоторые особен​ности построения картин: композицию, осо​бенности формата полотна, использование ху​дожником линии горизонта, линейных планов (близко, далеко, еще дальше), способы выде​ления главного в картине. Подвести детей к пониманию того, что ху​дожник в своих картинах изображает то, что он видит, что удивило, порадовало его, о чем ему захотелось рассказать.

Материалы. Две репродукции художествен​ных картин «Золотая осень» художников И. Ле​витана и И. Остроухова, фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, отрывок из цикла А. Вивальди «Четыре времени года» — пьеса «Осень», мольберт, СD-проигрыватель.

Ход занятия. 

Дети свободно рассаживаются перед стендами, на которых висят две картины (они пока закрыты).

Воспитатель. Дети, во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года?

 Ответы детей …  (Осень.)

Воспитатель. Пра​вильно, это осень. Вспомним, как художник Исаак Ильич Ле​витан написал нам об осени. (Открывает одну картину.)

Кто вспомнит, как называется эта картина?

Ответы детей …   («Золотая осень».)

Воспитатель. Правильно. Полюбуемся пейзажем еще раз. А я включу «осен​нюю» музыку, ее написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года». Дети слушают музыку и рассматривают картину.) Радостно или грустно звучала эта мелодия?

Ответы детей …  (Грустно.)

Воспитатель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисо​вал золотую осень? Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть?

Ответы детей …  

Воспитатель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чув​ствуем радость, удовольствие от пышной красо​ты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой де​ревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.

Воспитатель открывает вторую репродукцию «Золотая осень» И.С. Остроухова, дает воз​можность детям полюбоваться ей.

Воспитатель. Что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какое настро​ение возникает у вас?

(Дает возможность детям высказаться.)

Воспитатель. А почему у вас такое настроение? Какие краски использовал художник?

Ответы детей …   (Желтые, зеленые, красные, оранже​вые, бордовые.)

Воспитатель. А как эти краски можно еще назвать?

Ответы детей …   (Теплые, нарядные.)

Воспитатель. Да, эти теплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А эти краски тихие или громкие?

Ответы детей …   (Громкие, звучные!)

Воспитатель. Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед ее красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания. Скоро зима. О каком же периоде осени рассказали нам художники?

Ответы детей …  

Воспитатель. Да, о вершине осени. Они и назва​ли свои картины одинаково - «Золотая осень». Картины об одном, но посмотрите - каждый художник рассказал о золотой осени по-своему, каждый увидел в ней что-то свое.

(Можно пока закрыть картину И. Левитана.)

Воспитатель. А сейчас посмотрите на эту картину.

(От​крывает картину И. С. Остроухова.)

Воспитатель. Полюбуем​ся ею. Как вы думаете, о чем здесь нам расска​зывает художник?

Ответы детей …  

Воспитатель. Да, тоже о золотой осени. Но художник рассказал о красоте небольшого ку​сочка леса. Что мы видим на переднем плане?

Ответы детей …  

Воспитатель. Усыпанная ажурными листьями земля, два ста​рых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а еще дальше — сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то еще интересное заметил в этом уголке наблюдательный глаз художника. Да, две сороки, скачущие по тропинке. Сороки-белобоки что-то рассказывают друг другу, какие-то новости о лесе и его обитателях. Отличается ли по цвету эта картина от пер​вой?

Ответы детей …  

Воспитатель. Чем?

Ответы детей …  

Воспитатель. Ее краски более холодные. Желтые и оранжевые тона имеют холодный лимонный от​тенок, а зеленые — голубоватый. Мы видим лег​кую беловатую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. Художник расска​зал нам о том, как красив даже небольшой ку​сочек леса осенью, как спокойно и доверчиво природа открывает свои тайны наблюдательно​му человеку.

Воспитатель. А сейчас посмотрим еще раз на обе картины вместе, полюбуемся ими. Художники рассказали нам о золотой осени, рассказали ин​тересно, каждый по-своему. Какую они нам до​ставили радость, какое удовольствие! Эти кар​тины мы можем рассматривать в любое время года. И при этом мы будем вспоминать наши прогулки золотой осенью в лес, в парк. Мы будем вспоминать о том, что видели, чувствова​ли, когда были там. И мы снова услышим звон​кую, яркую мелодию уходящей осени. Давайте послушаем музыку, которая переда​ет эти же чувства.

(Включает отрывок из цикла А. Вивальди «Четыре времени года» — пьесу «Осень».)

Воспитатель. Что вы чувствовали, когда слушали эту ме​лодию?

Ответы детей … (Нежность, радость, светлую грусть!)

Воспитатель. Да, природа ликует, но и немного грустит об ушед​шем лете. Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рас​сказали словами, красками и музыкой!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.s._ostrouhov_zolotaya_osen.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

И.С. ОСТРОУХОВ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к худо​жественному изображению яркой осенней при​роды, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настро​ение, желание общаться по поводу увиденного, высказывать свои суждения и оценки, соотно​сить увиденное на картине с собственными чувствами и опытом. Возбудить интерес к жи​вописи. Подводить детей к видению того, что с помощью теплых цветосочетаний художник передает радостное, приподнятое, взволнованное настроение, кото​рое природа вызвала у него; звучащие кое-где холодные тона настораживают, создают ощу​щение печали, грусти прощания природы и че​ловека с теплым временем года. Обратить внимание детей на то, что с помощью рисунка, передающего особенности форм, строения де​ревьев, кустов, мы узнаем, какие это деревья, кусты, видим, близко или далеко они располо​жены. Рассмотреть с детьми некоторые особен​ности построения картин: композицию, осо​бенности формата полотна, использование ху​дожником линии горизонта, линейных планов (близко, далеко, еще дальше), способы выде​ления главного в картине. Подвести детей к пониманию того, что ху​дожник в своих картинах изображает то, что он видит, что удивило, порадовало его, о чем ему захотелось рассказать.

Материалы. Две репродукции художествен​ных картин «Золотая осень» художников И. Ле​витана и И. Остроухова, фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, отрывок из цикла А. Вивальди «Четыре времени года» — пьеса «Осень», мольберт, СD-проигрыватель.

Ход занятия. 

Дети свободно рассаживаются перед стендами, на которых висят две картины (они пока закрыты).

Воспитатель. Дети, во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года?

 Ответы детей …  (Осень.)

Воспитатель. Пра​вильно, это осень. Вспомним, как художник Исаак Ильич Ле​витан написал нам об осени. (Открывает одну картину.)

Кто вспомнит, как называется эта картина?

Ответы детей …   («Золотая осень».)

Воспитатель. Правильно. Полюбуемся пейзажем еще раз. А я включу «осен​нюю» музыку, ее написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года». Дети слушают музыку и рассматривают картину.) Радостно или грустно звучала эта мелодия?

Ответы детей …  (Грустно.)

Воспитатель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисо​вал золотую осень? Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть?

Ответы детей …  

Воспитатель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чув​ствуем радость, удовольствие от пышной красо​ты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой де​ревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.

Воспитатель открывает вторую репродукцию «Золотая осень» И.С. Остроухова, дает воз​можность детям полюбоваться ей.

Воспитатель. Что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какое настро​ение возникает у вас?

(Дает возможность детям высказаться.)

Воспитатель. А почему у вас такое настроение? Какие краски использовал художник?

Ответы детей …   (Желтые, зеленые, красные, оранже​вые, бордовые.)

Воспитатель. А как эти краски можно еще назвать?

Ответы детей …   (Теплые, нарядные.)

Воспитатель. Да, эти теплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А эти краски тихие или громкие?

Ответы детей …   (Громкие, звучные!)

Воспитатель. Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед ее красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания. Скоро зима. О каком же периоде осени рассказали нам художники?

Ответы детей …  

Воспитатель. Да, о вершине осени. Они и назва​ли свои картины одинаково - «Золотая осень». Картины об одном, но посмотрите - каждый художник рассказал о золотой осени по-своему, каждый увидел в ней что-то свое.

(Можно пока закрыть картину И. Левитана.)

Воспитатель. А сейчас посмотрите на эту картину.

(От​крывает картину И. С. Остроухова.)

Воспитатель. Полюбуем​ся ею. Как вы думаете, о чем здесь нам расска​зывает художник?

Ответы детей …  

Воспитатель. Да, тоже о золотой осени. Но художник рассказал о красоте небольшого ку​сочка леса. Что мы видим на переднем плане?

Ответы детей …  

Воспитатель. Усыпанная ажурными листьями земля, два ста​рых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а еще дальше — сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то еще интересное заметил в этом уголке наблюдательный глаз художника. Да, две сороки, скачущие по тропинке. Сороки-белобоки что-то рассказывают друг другу, какие-то новости о лесе и его обитателях. Отличается ли по цвету эта картина от пер​вой?

Ответы детей …  

Воспитатель. Чем?

Ответы детей …  

Воспитатель. Ее краски более холодные. Желтые и оранжевые тона имеют холодный лимонный от​тенок, а зеленые — голубоватый. Мы видим лег​кую беловатую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. Художник расска​зал нам о том, как красив даже небольшой ку​сочек леса осенью, как спокойно и доверчиво природа открывает свои тайны наблюдательно​му человеку.

Воспитатель. А сейчас посмотрим еще раз на обе картины вместе, полюбуемся ими. Художники рассказали нам о золотой осени, рассказали ин​тересно, каждый по-своему. Какую они нам до​ставили радость, какое удовольствие! Эти кар​тины мы можем рассматривать в любое время года. И при этом мы будем вспоминать наши прогулки золотой осенью в лес, в парк. Мы будем вспоминать о том, что видели, чувствова​ли, когда были там. И мы снова услышим звон​кую, яркую мелодию уходящей осени. Давайте послушаем музыку, которая переда​ет эти же чувства.

(Включает отрывок из цикла А. Вивальди «Четыре времени года» — пьесу «Осень».)

Воспитатель. Что вы чувствовали, когда слушали эту ме​лодию?

Ответы детей … (Нежность, радость, светлую грусть!)

Воспитатель. Да, природа ликует, но и немного грустит об ушед​шем лете. Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рас​сказали словами, красками и музыкой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание картины И. С.Остроухова «Золотая осень».

Рассматривая картину И.С. Остроухова "Золотая осень",- знакомим детей с содержанием картины;- закрепляем умение различать цветовые оттенки осенней листвы;расширяем знания детей об изобразительном иску...

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»...

Конспект НОД "Знакомство с картиной Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по художественно-эстетическому развитию в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологии....

Конспект проведения занятия по развитию речи с элементами рисования «Осенние мелодии» Сравнительное рассматривание картин художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова» «Золотая осень» воспитателя подготовительной группы МДОУ № 7с Кухаривка Ивченко Н.А.

Программное содержание:- Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художнико...

Составление рассказа по картине И.С.Остроухова. «Золотая осень»с самостоятельным созданием мнемотаблицы при помощи игр В.В.Воскобовича.

Составление описания пейзажной картины с  опорой на выложенную схему в таблице, с помощью игр В.В.Воскобовича. -учить детей составлять описательный рассказ по картине, придерживаясь единого ...

Беседа с дошкольниками по картине И.И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».

Программное содержание. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него. Пробуждать добрые и светлые ...

Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень"

Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень", составление описательных рассказов по картине, рисование пейзажей восковыми мелками и акварелью....