Беседа с дошкольниками по картине И.С. ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
план-конспект занятия (старшая группа)
И.С. ОСТРОУХОВ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного, высказывать свои суждения и оценки, соотносить увиденное на картине с собственными чувствами и опытом. Возбудить интерес к живописи. Подводить детей к видению того, что с помощью теплых цветосочетаний художник передает радостное, приподнятое, взволнованное настроение, которое природа вызвала у него; звучащие кое-где холодные тона настораживают, создают ощущение печали, грусти прощания природы и человека с теплым временем года. Обратить внимание детей на то, что с помощью рисунка, передающего особенности форм, строения деревьев, кустов, мы узнаем, какие это деревья, кусты, видим, близко или далеко они расположены. Рассмотреть с детьми некоторые особенности построения картин: композицию, особенности формата полотна, использование художником линии горизонта, линейных планов (близко, далеко, еще дальше), способы выделения главного в картине. Подвести детей к пониманию того, что художник в своих картинах изображает то, что он видит, что удивило, порадовало его, о чем ему захотелось рассказать.
Материалы. Две репродукции художественных картин «Золотая осень» художников И. Левитана и И. Остроухова, фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, отрывок из цикла А. Вивальди «Четыре времени года» — пьеса «Осень», мольберт, СD-проигрыватель.
Ход занятия.
Дети свободно рассаживаются перед стендами, на которых висят две картины (они пока закрыты).
Воспитатель. Дети, во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года?
Ответы детей … (Осень.)
Воспитатель. Правильно, это осень. Вспомним, как художник Исаак Ильич Левитан написал нам об осени. (Открывает одну картину.)
Кто вспомнит, как называется эта картина?
Ответы детей … («Золотая осень».)
Воспитатель. Правильно. Полюбуемся пейзажем еще раз. А я включу «осеннюю» музыку, ее написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года». Дети слушают музыку и рассматривают картину.) Радостно или грустно звучала эта мелодия?
Ответы детей … (Грустно.)
Воспитатель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть?
Ответы детей …
Воспитатель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.
Воспитатель открывает вторую репродукцию «Золотая осень» И.С. Остроухова, дает возможность детям полюбоваться ей.
Воспитатель. Что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какое настроение возникает у вас?
(Дает возможность детям высказаться.)
Воспитатель. А почему у вас такое настроение? Какие краски использовал художник?
Ответы детей … (Желтые, зеленые, красные, оранжевые, бордовые.)
Воспитатель. А как эти краски можно еще назвать?
Ответы детей … (Теплые, нарядные.)
Воспитатель. Да, эти теплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А эти краски тихие или громкие?
Ответы детей … (Громкие, звучные!)
Воспитатель. Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед ее красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания. Скоро зима. О каком же периоде осени рассказали нам художники?
Ответы детей …
Воспитатель. Да, о вершине осени. Они и назвали свои картины одинаково - «Золотая осень». Картины об одном, но посмотрите - каждый художник рассказал о золотой осени по-своему, каждый увидел в ней что-то свое.
(Можно пока закрыть картину И. Левитана.)
Воспитатель. А сейчас посмотрите на эту картину.
(Открывает картину И. С. Остроухова.)
Воспитатель. Полюбуемся ею. Как вы думаете, о чем здесь нам рассказывает художник?
Ответы детей …
Воспитатель. Да, тоже о золотой осени. Но художник рассказал о красоте небольшого кусочка леса. Что мы видим на переднем плане?
Ответы детей …
Воспитатель. Усыпанная ажурными листьями земля, два старых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а еще дальше — сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то еще интересное заметил в этом уголке наблюдательный глаз художника. Да, две сороки, скачущие по тропинке. Сороки-белобоки что-то рассказывают друг другу, какие-то новости о лесе и его обитателях. Отличается ли по цвету эта картина от первой?
Ответы детей …
Воспитатель. Чем?
Ответы детей …
Воспитатель. Ее краски более холодные. Желтые и оранжевые тона имеют холодный лимонный оттенок, а зеленые — голубоватый. Мы видим легкую беловатую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. Художник рассказал нам о том, как красив даже небольшой кусочек леса осенью, как спокойно и доверчиво природа открывает свои тайны наблюдательному человеку.
Воспитатель. А сейчас посмотрим еще раз на обе картины вместе, полюбуемся ими. Художники рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно, каждый по-своему. Какую они нам доставили радость, какое удовольствие! Эти картины мы можем рассматривать в любое время года. И при этом мы будем вспоминать наши прогулки золотой осенью в лес, в парк. Мы будем вспоминать о том, что видели, чувствовали, когда были там. И мы снова услышим звонкую, яркую мелодию уходящей осени. Давайте послушаем музыку, которая передает эти же чувства.
(Включает отрывок из цикла А. Вивальди «Четыре времени года» — пьесу «Осень».)
Воспитатель. Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию?
Ответы детей … (Нежность, радость, светлую грусть!)
Воспитатель. Да, природа ликует, но и немного грустит об ушедшем лете. Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рассказали словами, красками и музыкой!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.s._ostrouhov_zolotaya_osen.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
И.С. ОСТРОУХОВ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного, высказывать свои суждения и оценки, соотносить увиденное на картине с собственными чувствами и опытом. Возбудить интерес к живописи. Подводить детей к видению того, что с помощью теплых цветосочетаний художник передает радостное, приподнятое, взволнованное настроение, которое природа вызвала у него; звучащие кое-где холодные тона настораживают, создают ощущение печали, грусти прощания природы и человека с теплым временем года. Обратить внимание детей на то, что с помощью рисунка, передающего особенности форм, строения деревьев, кустов, мы узнаем, какие это деревья, кусты, видим, близко или далеко они расположены. Рассмотреть с детьми некоторые особенности построения картин: композицию, особенности формата полотна, использование художником линии горизонта, линейных планов (близко, далеко, еще дальше), способы выделения главного в картине. Подвести детей к пониманию того, что художник в своих картинах изображает то, что он видит, что удивило, порадовало его, о чем ему захотелось рассказать.
Материалы. Две репродукции художественных картин «Золотая осень» художников И. Левитана и И. Остроухова, фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, отрывок из цикла А. Вивальди «Четыре времени года» — пьеса «Осень», мольберт, СD-проигрыватель.
Ход занятия.
Дети свободно рассаживаются перед стендами, на которых висят две картины (они пока закрыты).
Воспитатель. Дети, во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Какое же это время года?
Ответы детей … (Осень.)
Воспитатель. Правильно, это осень. Вспомним, как художник Исаак Ильич Левитан написал нам об осени. (Открывает одну картину.)
Кто вспомнит, как называется эта картина?
Ответы детей … («Золотая осень».)
Воспитатель. Правильно. Полюбуемся пейзажем еще раз. А я включу «осеннюю» музыку, ее написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года». Дети слушают музыку и рассматривают картину.) Радостно или грустно звучала эта мелодия?
Ответы детей … (Грустно.)
Воспитатель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть?
Ответы детей …
Воспитатель. Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.
Воспитатель открывает вторую репродукцию «Золотая осень» И.С. Остроухова, дает возможность детям полюбоваться ей.
Воспитатель. Что вы чувствуете, глядя на этот пейзаж? Какое настроение возникает у вас?
(Дает возможность детям высказаться.)
Воспитатель. А почему у вас такое настроение? Какие краски использовал художник?
Ответы детей … (Желтые, зеленые, красные, оранжевые, бордовые.)
Воспитатель. А как эти краски можно еще назвать?
Ответы детей … (Теплые, нарядные.)
Воспитатель. Да, эти теплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А эти краски тихие или громкие?
Ответы детей … (Громкие, звучные!)
Воспитатель. Вот молодцы! Художники почувствовали необыкновенный жар пылающей нарядной осени, посылающей нам прощальный привет, желающей порадовать нас, и нашли такие краски, которые и нам передали их удивление, радость от увиденного в природе, восторг перед ее красотой! Это праздник радости и светлой грусти, красоты прощания. Скоро зима. О каком же периоде осени рассказали нам художники?
Ответы детей …
Воспитатель. Да, о вершине осени. Они и назвали свои картины одинаково - «Золотая осень». Картины об одном, но посмотрите - каждый художник рассказал о золотой осени по-своему, каждый увидел в ней что-то свое.
(Можно пока закрыть картину И. Левитана.)
Воспитатель. А сейчас посмотрите на эту картину.
(Открывает картину И. С. Остроухова.)
Воспитатель. Полюбуемся ею. Как вы думаете, о чем здесь нам рассказывает художник?
Ответы детей …
Воспитатель. Да, тоже о золотой осени. Но художник рассказал о красоте небольшого кусочка леса. Что мы видим на переднем плане?
Ответы детей …
Воспитатель. Усыпанная ажурными листьями земля, два старых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а еще дальше — сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то еще интересное заметил в этом уголке наблюдательный глаз художника. Да, две сороки, скачущие по тропинке. Сороки-белобоки что-то рассказывают друг другу, какие-то новости о лесе и его обитателях. Отличается ли по цвету эта картина от первой?
Ответы детей …
Воспитатель. Чем?
Ответы детей …
Воспитатель. Ее краски более холодные. Желтые и оранжевые тона имеют холодный лимонный оттенок, а зеленые — голубоватый. Мы видим легкую беловатую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. Художник рассказал нам о том, как красив даже небольшой кусочек леса осенью, как спокойно и доверчиво природа открывает свои тайны наблюдательному человеку.
Воспитатель. А сейчас посмотрим еще раз на обе картины вместе, полюбуемся ими. Художники рассказали нам о золотой осени, рассказали интересно, каждый по-своему. Какую они нам доставили радость, какое удовольствие! Эти картины мы можем рассматривать в любое время года. И при этом мы будем вспоминать наши прогулки золотой осенью в лес, в парк. Мы будем вспоминать о том, что видели, чувствовали, когда были там. И мы снова услышим звонкую, яркую мелодию уходящей осени. Давайте послушаем музыку, которая передает эти же чувства.
(Включает отрывок из цикла А. Вивальди «Четыре времени года» — пьесу «Осень».)
Воспитатель. Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию?
Ответы детей … (Нежность, радость, светлую грусть!)
Воспитатель. Да, природа ликует, но и немного грустит об ушедшем лете. Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рассказали словами, красками и музыкой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассматривание картины И. С.Остроухова «Золотая осень».
Рассматривая картину И.С. Остроухова "Золотая осень",- знакомим детей с содержанием картины;- закрепляем умение различать цветовые оттенки осенней листвы;расширяем знания детей об изобразительном иску...
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»...
Конспект НОД "Знакомство с картиной Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологии....
Конспект проведения занятия по развитию речи с элементами рисования «Осенние мелодии» Сравнительное рассматривание картин художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова» «Золотая осень» воспитателя подготовительной группы МДОУ № 7с Кухаривка Ивченко Н.А.
Программное содержание:- Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художнико...
Составление рассказа по картине И.С.Остроухова. «Золотая осень»с самостоятельным созданием мнемотаблицы при помощи игр В.В.Воскобовича.
Составление описания пейзажной картины с опорой на выложенную схему в таблице, с помощью игр В.В.Воскобовича. -учить детей составлять описательный рассказ по картине, придерживаясь единого ...
Беседа с дошкольниками по картине И.И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
Программное содержание. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него. Пробуждать добрые и светлые ...
Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень"
Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень", составление описательных рассказов по картине, рисование пейзажей восковыми мелками и акварелью....