КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ

 И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_detey_s_peyzazhem_podg.gr_.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ

 И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Цель образовательной ситуации:

  • Учить проникновению в картину, развивать фантазию и воображение детей, создавая необходимое настроение. Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её достоинства, делиться впечатлениями.
  • Воспитывать интерес к дальнейшему рассматриванию пейзажа.
  • Вызывать у детей эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлений природы.
  • Развивать у детей воображение, творчество, умение видеть в живописи средства выразительности – цвет от яркого до темного, форму от мелкой до крупной.
  • Активизировать словарь: зеленоватые, золотистые, узорчатые.

Произведения изобразительного искусства: репродукция картины И.С.Остроухова «Золотая осень»

Предварительная работа:  Наблюдение на прогулке признаков осенней природы. Экскурсия в сквер. Рисование осеннего дерева (березы, клена). Рассматривание иллюстраций и картин (разных художников) – осенние пейзажи.

Содержание образовательной ситуации:

- Здравствуйте ребята, нам в группу подарили новую книжку, в ней я нашла интересное стихотворение – загадку, об одном из видов искусства. Сейчас я вам ее загадаю, а вы попробуйте отгадать, о каком виде искусства в ней говорится?

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или чад и облака,

Или снежная равнина

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется ……..   Пейзаж

- Правильно пейзаж, а кто рисует пейзажи? (Пейзажи рисуют художники -пейзажисты).  

- Мы с вами знаем, что изображение природы, леса, луга, реки, моря,  написанные художником, называются - пейзажем. Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться изобразить и выразить своё отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как её увидел только он один. То особенное, что ему открылось, и что он вложил в привычные очертания деревьев, снега, неба, художник передает в своей картине.

- Сегодня я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Толстова «Осень».

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

                                           А.Толстой

- Какие строчки из стихотворения особенно вам понравились? Почему именно эти?

- Поэты и писатели словом передают красоту осени. Вы услышали сейчас стихотворение об осени, ясно себе представили осеннее утро, золотую листу, гонимую ветром. А художники передают красоту осени на полотне, красками. Мы с вами рассматривали много иллюстраций и картин об осени, а сейчас перед нами репродукция картины художника И.С.Остроухова «Золотая осень».

- Что вы видите на картине? Что изображено на переднем плане? Посмотрите внимательно и скажите, что самое яркое на ваш взгляд в картине? (Деревья) Какие деревья? (Клен и береза) Какое время года изображено на картине? (Осень) Посмотрите внимательно и скажите, что самое яркое в картине? (осенние листья). А что можно сказать об этих листьях? Какие краски использовал художник? (Листья клена и березы, они не просто желтые, они словно светятся; листья устлали всю землю). Да, среди желтых листьев клена и березы есть и другие литья. Какие они? (Вверху они зеленоватые, а внизу и на земле много красноватых,  коричневых, и оранжевых листьев). Вы почувствовали, что от этих листьев нам становится теплее. Почему? Ведь художник изобразил ранее утро, солнце еще не взошло, а от этих листьев светло. (Желтый цвет – яркий, теплый, он ярко выделяется на темном фоне земли, черных стволов). Как вы думаете, что художник хотел этим нам рассказать? (Осень красивое время года, осень -  золотая пора). Посмотрите на землю, какими красками воспользовался художник, рисуя землю? (Краски все темные). А почему темные? (Прошел дождь, земля сырая, земля вся в тени). А что так радует глаз, когда мы смотрим на землю? (Листья. Они лежат разноцветным ковром). Да, листья устлали землю разноцветным ковром. Здесь и желтые, и зеленые, и коричневые, и красноватые листья. Посмотрите, как художник выписывает каждый листок. На темном фоне земли они видны четко, естественно. А что вы видите дальше в глубине картины? (Деревья, покрытые желтыми листьями, сороки на тропинке, кусты). А как вы думаете почему сороки опустились вниз на тропинку? (Раннее утро. Кругом тихо. Птицы никого не боятся.) Какое настроение передает художник в своей картине? (Грустное, печальное). Почему грустно смотреть на опавшие листья, пожелтевшие деревья? (Природа прощается с летом).

О золотой осени у А.С.Пушкина есть прекрасное стихотворение:

….Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса

– Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и  свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отделенные седой зимы угрозы.

(При чтении подчеркнуть печальные интонации стихотворения).

- Как вы считаете, может это стихотворение описывает картину И.С.Остроухова «Осень»? Как вам кажется, что главное в картине? А как художник показал это главное? (Яркие листья на фоне темных деревьев, сырой земли, легкого утреннего тумана, в парке тихо, спокойно, после дождя все успокоилось, притихло. Деревья очень большие, листья резные, яркие и т.д.) А что красиво и приятно для  вас, какие чувства вызывает у вас эта картина? ( ).

- Посмотрите на картину еще раз, очень внимательно и прислушайтесь к себе, к своим ощущениям, а  я вам пока расскажу о художнике Илье Семеновиче Остроухове, и о том что я чувствую, глядя на эту картину.

- Художник И.С.Остроухов родился в России. С детства он любил свой родной край, часто убегал в поле, в лес, любовался природой, замечал, как она просыпается весной, как на полях и лугах расцветают первые цветы, очень любил слушать пение птиц в лесу. Будучи уже взрослым, он часто уходил в лес, взяв с собой холст, краски, садился где-нибудь в укромном уголке и рисовал до позднего вечера. Однажды он забрел в дальний уголок леса. Вечером прошел дождь, воздух был свеж. Художника поразили два дерева, растущие рядом: береза и клен. Ничто не нарушало тишину уголка парка. Две белогрудые сороки опустились на дорожку, легкая голубизна утреннего тумана как бы смазывает рисунок листвы деревьев дальнего плана. На переднем плане ярко светится пышное золото клена, ветви которого пригибаются к земле, усыпая ее ковром своей листвы. Художник тщательно выписывает каждый резной листик, передает разнообразие оттенков – золотистых, зеленоватых, оранжевых, коричневых. Он любуется сам и предлагает нам любоваться красотой их узорчатой формы, богатством цвета, благородством соотношения глубокого черного цвета стволов, царственного багрянца листьев и травы.

 - Ребята, мы рассмотрели интересную картину, послушали рассказ о художнике. А теперь скажите, о чем вам подумалось, о чем мечталось или вспомнилось, когда вы смотрели на картину? Чем понравилась вам эта картина.

В дальнейшем можно организовать выставку картин художников-пейзажистов с целью закрепления знаний детей. Организовать экскурсию в картинную галерею. Провести образовательную ситуацию по изобразительной деятельности: «Я художник», «Разные краски осени» и т.д., оформить тематическую выставку детских работ по теме «Мои краски осени».

Описание: Портал Страны Фотошопии - Государственный Музей Фотошопии - Остроухов И. С. Золотая осень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели», Левитана И.И. «Большая вода».

Цель: Развитие  у детей эстетических представлений  на основе ознакомления дошкольников с произведениями  живописи, поэзии, музыки. ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасов А.К. «Грачи прилетели» Левитан И.И. «Большая вода»

Цель: Развитие  эстетических представлений  на основе ознакомления дошкольников с произведениями  живописи, поэзии, музыки....

По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины Исаака Ильича Левитана « Деревня. Зима» и «Лес зимой»

Вызвать эмоциональное отношениме к природе. Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета. Учить самостоятельно придумывать сюжет использовать выразительные сре...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитие речи на тему: «Золотая осень!»

Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края....

Конспект занятия в подготовительной группе. Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова "Алёнушка".

Данное занятие знакомит детей с произведением  художника В.М. Васнецова,  с его творчеством, умение увидеть в картине печальный образ девочки у пруда. художник удачно использует сказочный сю...

Конспект занятия в младшей группе Рассматривание репродукции картины Н.А.Тархова «У колыбели» (1908)

Программное содержание.Учить детей рассматривать картину и «прислушиваться» к возникающим эмоциям, чувствам; эмоционально откликаться на цвет, как средство выразительности, создающее настр...