Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дубинина Лариса Павловна

Знакомство с картиной И.С.Остроухова "Золотая осень", составление описательных рассказов по картине, рисование пейзажей восковыми мелками и акварелью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen._ostrouhov.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с картиной И. С. Остроухова «Золотая осень»

Цель: Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на нее.

Задачи:

1.Образовательная: Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений. Учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине, использовать в речи разные синтаксические конструкции, образные слова и выражения, отражать свои впечатления в рисунке.

2. Развивающая: Развивать монологическую речь детей, наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, заключенное в пейзаже, воображение, творчество.

3.Воспитательная: воспитывать любовь к природе. Вызывать у детей эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлений природы.

Материалы: репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень», аудиозапись П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня», альбомные листы, восковые мелки, акварель, вода, кисти.

Содержание деятельности.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или чад и облака,

Или снежная равнина

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется … пейзаж

- Мы с вами знаем, что изображение природы, леса, луга, реки, моря, написанные художником, называются - пейзажем. Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться изобразить и выразить своё отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как ее увидел только он один. То особенное, что ему открылось, и что он вложил в привычные очертания деревьев, снега, неба, художник передает в своей картине.

- Послушайте отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Толстова «Осень».

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

- Какие строчки из стихотворения особенно вам понравились? Почему именно эти?

- Поэты и писатели словом передают красоту осени. Вы услышали сейчас стихотворение об осени, ясно себе представили осеннее утро, золотую листу, гонимую ветром. А художники передают красоту осени на полотне, красками. Перед нами репродукция картины художника Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень», созданная в технике пейзажной живописи.

На пейзаже изображен лес в осеннюю пору – золотые листья, темная кора деревьев и приглушенные тона полностью передают атмосферу пасмурного дня конца сентября. Клены, дубы, небольшие кустики покрыты пожелтевшей листвой, однако трава еще сохраняет свежий зеленый цвет.

На переднем плане изображен клен и две березы, склонившиеся над землей. Автор показывает увядание жизни растений после бурного лета, деревья готовятся к долгому зимнему сну. Земля покрыта резными листьями клена, укрывающими траву. На небольших деревцах почти не осталось листьев – последние отклики жаркого и буйного лета ее держатся на извилистых темных ветвях.

На заднем плане картины располагаются три вековых могучих дуба. Они стоят поодаль, образуя контраст с передним планом, более светлым участком пейзажа. Таким образом автор показывает два этапа осени – светлое и солнечное бабье лето и темный, дождливый, хмурый октябрь. На дорожке, которая образно разделяет передний и задний план, сидят две сороки. Вдалеке виднеется небольшой светлый участок. Возможно, что так автор изобразил небольшое озеро или пруд неподалеку. Несмотря на то, что Остроухов передает атмосферу осени, трава по-прежнему остается зеленой, напоминая зрителю о прошедшем лете.

При создании картины «Золотая осень» Илья Остроухов использовал приглушенные тона желтого, темно коричневый цвет, который передает естественный оттенок коры деревьев. Автор противопоставляет зеленый цвет желтому, а лето – осени. Небо хмурое, пасмурное. Написано Остроуховым с использованием светлых серых оттенков.

- Посмотрите внимательно и скажите, что самое яркое на ваш взгляд в картине? (Деревья) 

-Какие деревья? (Клен и береза) 

-Какое время года изображено на картине? (Осень) 

-Какие краски использовал художник? (Листья клена и березы, они не просто желтые, они словно светятся; листья устлали всю землю).

-Вы почувствовали, что от этих листьев нам становится теплее. Почему? Ведь художник изобразил ранее утро, солнце еще не взошло, а от этих листьев светло. (Желтый цвет – яркий, теплый, он ярко выделяется на темном фоне земли, черных стволов). 

-Как вы думаете, что художник хотел этим нам рассказать? (Осень красивое время года, осень - золотая пора). 

-Посмотрите на землю, какими красками воспользовался художник, рисуя землю? (Краски все темные). А почему темные? (Прошел дождь, земля сырая, земля вся в тени).

-А что так радует глаз, когда мы смотрим на землю? (Листья. Они лежат разноцветным ковром).

- Посмотрите, как художник выписывает каждый листок. На темном фоне земли они видны четко, естественно. А что вы видите дальше в глубине картины? (Деревья, покрытые желтыми листьями, сороки на тропинке, кусты).

-А как вы думаете почему сороки опустились вниз на тропинку? (Раннее утро. Кругом тихо. Птицы никого не боятся.) 

-Какое настроение передает художник в своей картине? (Грустное, печальное).

-Почему грустно смотреть на опавшие листья, пожелтевшие деревья? (Природа прощается с летом).

-Как вам кажется, что главное в картине? А как художник показал это главное? (Яркие листья на фоне темных деревьев, сырой земли, легкого утреннего тумана, в парке тихо, спокойно, после дождя все успокоилось, притихло. Деревья очень большие, листья резные, яркие и т. д.) 

-Какие чувства вызывает у вас эта картина? 

 -Чем понравилась вам эта картина?

-Кто сможет составить рассказ по картине о красоте деревьев, о листьях, о погоде, о небе и о сороках? (Составление описательных рассказов по картине)

-Хотели бы вы стать художниками и нарисовать золотую осень? Рисовать мы будем необычным способом: восковыми мелками, а затем все закрасим акварельными красками так как восковые карандаши отталкивают воду, и краска их не трогает.

Творческая деятельность детей под музыку П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»

Рефлексия:

-С какой картиной мы сегодня познакомились?

- Какая же главная мысль этой картины?

-Давайте мы тоже организуем выставку наших пейзажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с картиной В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе....

конспект - знакомство с картиной М.А.Кудрявцева "Мальчик с гармошкой"

Знакомство детей с творчеством художника М.А.Кудрявцева, расширять представления детей о многообразии картинной живописи....

Эмоциональное, эстетическое и духовное воспитание дошкольников посредством знакомства с картинной галереей

Мир искусства прекрасен и удивителен! А дорога туда начинается в детской душе и сердце. Мы учим раскрывать свою душу для красоты, учим смотреть на мир и видеть в нём неповторимое, удивительное и одним...

Конспект НОД "Знакомство с картиной Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по художественно-эстетическому развитию в старшей группе с использованием ТРИЗ-технологии....

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Знакомство с искусством - рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень"

Познакомить     детей    с    жанром    живописи    — пейзажем; учить...