Мастер - класс для педагогов ДОО "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
материал

Гришина Елена Владимировна

Мастер - класс был проведён с педагогами дошкольной образовательной организации детский сад №7 "Ягодка" с целью распространения педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Мастер - класс для педагогов:

«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Подготовила и провела:

Гришина Елена Владимировна, воспитатель

                                                               

Пгт. Джубга

 Декабрь 2018

Цели:

  • Обозначить роль здоровьесберегающих технологий в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
  • Продемонстрировать возможности использования здоровьесберегающих технологий на физкультурном занятии.
  • Освоить на практике упражнения физкультурно-оздоровительной направленности.

Ход мастер-класса.

Уважаемые коллеги, здравствуйте! Сегодня мастер-класс проведу я, воспитатель Гришина Елена Владимировна.

Встречу я хочу начать словами древнего мыслителя Цицерона: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий - счастливее больного короля».

Но прежде, чем мы начнем мастер - класс, я бы хотела, чтобы вы выполнили следующее задание, которое называется «Воздушный шар.

Я сейчас раздам листы бумаги. Нарисуйте на нем воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей, важные для вас настолько, что вы взяли бы их с собой в путешествие (например: деньги, здоровье, семья, работа, любовь и т. д.) А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Воспитатели зачитывают свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то ведущий ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих.  Например: на 1 месте - здоровье, на 2месте - семья и т.д.)

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение - улучшению здоровья. Образование и здоровье - неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос «что же самое дорогое и ценное в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ«деньги»«машина», и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь«Вы болеете?» все дружно говорят«Да» - А чем вас лечат?» - «Таблетками».- «А можно быть здоровыми без таблеток? – Нет!» Такие слова говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь. 

 Януш Корчак писал: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

 Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

  • Здоровье физическое.
  • Здоровье психическое.
  • Здоровье социальное.
  • Здоровье нравственное.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимания, мышления;
  • повышение способности к произвольному  контролю;
  • улучшение общего эмоционального состояния;
  • повышается работоспособность, уверенность в себе;
  • стимулируются двигательные функции;
  • снижает утомляемость;
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
  • стимулируется речевая функция;

Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • ритмопластика,
  • динамические паузы,
  • подвижные и спортивные игры,
  • релаксация,
  • гимнастика пальчиковая,
  • гимнастика для глаз,
  • гимнастика дыхательная,
  • гимнастика бодрящая,
  • гимнастика корригирующая,
  • гимнастика ортопедическая.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • физкультурное занятие,
  • проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия),
  •  коммуникативные игры,
  • занятия  из серии «Здоровье»,
  •  точечный самомассаж,
  • самомассаж

  • Коррекционные технологии:

  • психогимнастика,
  • арттерапия,
  • артикуляционная гимнастика,
  • технологии музыкального воздействия,
  • сказкотерапия,
  • технологии воздействия цветом,
  • технологии коррекции поведения.

Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них - физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми мною используются следующие формы и методы:

  • Подвижные и спортивные игры - используются как часть физкультурного занятия и на физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Игры могут быть как малой так и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.
  • Корригирующие упражнения - используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и ее коррекции;
  • Ортопедические упражнения – включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы;
  • Стретчинг - включение упражнений на растяжку. Такие упражнения повышают уровень гибкости, подвижности и эластичности мышечной системы.
  • Ритмопластика - включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности;
  • Пальчиковая гимнастика - применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику;
  • Дыхательная гимнастика - может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия. Восстанавливает дыхание, стимулирует кровообращение и имеет оздоравливающий эффект;
  • Релаксация - необходима для отдыха и успокоения, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может использоваться и внутри занятия;
  •  Беседы о здоровье – включение в занятия познавательного материала о здоровье в форме беседы и разъяснений с целью приобщения детей к здоровому образу жизни и пониманию ими влияния физкультурно-оздоровительной деятельности на организм;
  • Самомассаж - проводится с использованием массажных мячиков во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребенка;
  •  Активный отдых - проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, досугов, развлечений, праздников, где дети ведут себя более раскованно, проявляют артистизм и заинтересованность. Такие мероприятия способствуют закреплению приобретенных навыков и развитию творческих способностей.
  • Работа с родителями - проводятся в форме сообщений и консультаций на родительских собраниях, анкетирования, индивидуальных бесед с родителями и размещения информации в тематических папках-передвижках и на стендах. Родители должны стимулировать детей к занятиям физкультурой и спортом, приобщать их к здоровому образу жизни.
  • Создание соответствующих условий и предметно-развивающей среды - создание нестандартного оборудования, создание различных картотек, разработка специальных оздоровительных комплексов, ведение физкультурно-оздоровительного кружка «Ритмика».

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Для этого мне нужна ваша помощь, уважаемые коллеги. Я попрошу вас выйти сюда и отправиться вместе со мной в путешествие. Вы теперь не взрослые, а дети подготовительной группы.

Дорогие ребята, Сейчас мы вместе, отправимся в увлекательное морское путешествие. Быть здоровыми, крепкими, красивыми, уверенными в пути, нам помогут музыка,  разные упражнения. Итак, в путь!

Упражнение «Выливание из кувшинчика» (вводная медитация). Сядьте на пол, ноги крест на крест, закройте глаза. Представьте, что ваша голова - это «кувшин», в котором находится грязная вода (боль, обида, злоба). Вы должны вылить её и наполнить кувшин чистой водой (радостью и весельем). Для этого медленно опускаем голову вниз, как будто выливаем воду, затем также медленно поднимаем обратно. Теперь вы должны расслабиться, подумать о чём-нибудь хорошем, например, о воде, как вы сидите на берегу моря, светит солнце, вода ласкает ваши ноги, у вас прекрасное настроение. Возвращаемся обратно, медленно открываем глаза, сидим 1 минуту, затем медленно встаём и расходимся по залу.

Накатилась волна, и, словно по волшебству, мы оказались на морском дне. Все разбежались врассыпную по залу. Выполним интересные гимнастические упражнения. Упражнения выполнять медленно, дышите ровно и спокойно, постарайтесь сохранить позу в течение нескольких секунд.

Гимнастические упражнения с элементами психогимнастики и стретчинга.

1. «Водоросли».

Водоросли тянутся через толщу воды к солнышку, но появился ветер, и вода уносит их то в одну, то в другую сторону.

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На раз - поднять руки вверх,  на два - наклон влево, на три - выпрямиться, на четыре - и.п. То же самое повторить в правую сторону. Подняли руки вверх, наклон влево, задержались на несколько секунд.

2. «Плавающие лягушат».

Представьте себя лягушатами, плавающими в чистой, прозрачной воде.

И.п. ноги на ширине плеч, пальцы в разные стороны. Руки согнуты в локтях перед грудью. На раз - сели на уровне попы, два выпрямить руки в стороны выпрямить ноги,  на три -руки пере собой, на четыре - и.п. Сели на уровне попы, задержались на несколько секунд.

3. «Волна».

Волна то поднимается, то опускается.

И.п. стоя на коленях, руки на поясе. На раз - два - присесть на левое бедро, руки вверх и вправо, на три-четыре - и.п. На раз - два - присесть на правое бедро, руки вверх и влево, на три-четыре - и.п. Сели на пол, руки в противоположную сторону, задержались.

4. «Морской конёк».

Необычно плавает морской конёк: покачиваясь в воде на одном месте, то сделает рывок вперёд, то замрёт.

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На раз - полуприсед с упором на левую ногу, на два-три - пружинистые покачивания вперёд, на четыре - и.п. То же самое только с упором на правую ногу. Полуприсед на ногу, задержались.

5. «Морская звезда».

И.п. сидя на полу, раз ноги раздвинуть  в стороны, два руки сзади, три голову откинуть назад, четыре ноги соединить. Ноги раздвинули, голова назад, потянулись.

6. «Ползёт улитка».

Гибкая, пластичная, но немного медлительная.

И.п. сидя на пятках, голову наклонить к коленям, руки вытянуть вперёд. На раз-два - скользящими движениями лечь на живот, принять упор на локти, голову и плечи поднять, на три-четыре - таким же скользящим движением вернуться в и.п. Задержаться в положении: голова назад, ноги вытянуты.

7. «Кит плывёт».

Большой красивый кит плывёт в воде.

И.п. лежа на спине, руки за головой. На раз - повернуться на левый бок, на два - и.п., на три - повернуться на правый бок, на четыре - и.п. Задержаться на боку.

8. «Дельфины».

И.п. стоя, ноги вместе, руки опущены. На раз-два-три - прыжки на месте на двух ногах, руки свободны, на четыре - прыжок с поворотом на 90 градусов. Стоя, ногу согнуть на колено, задержаться.

Выполним упражнение на восстановление дыхания:

И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Набрать как можно больше воздуха, надуть щёки - вдох; плавно наклониться вперёд вниз, легко постукивая кулачками по щекам, выдыхая воздух небольшими порциями - выдох.

Поднялись волны и выкатили всех на песчаный берег. Перестраиваемся в колонну.

Как приятно ходить по влажному, тёплому песку.

  1. Ходьба перекатом с пятки на носок.
  2. С носка на пятку.
  3. Оставим запутанные следы, крестный шаг.
  4. Зароем ноги в песке, Семенящий шаг.
  5. Набрать в руки воды и вылить ее на себя с криком ура.

Давайте поиграем на берегу солнечного моря и мягкого песка. Здесь собрались только друзья, давайте будем всегда дружить, и не будем ссориться.

 Малоподвижная игра «Друзья».

Распределяемся по парам. Игра сопровождается текстом: «Я - девочка, ты - девочка» или «я - мальчик, ты - мальчик»; «у меня - нос, у тебя - нос» (каждый указывает сначала на свой нос, затем на нос партнёра); «у меня - гладкие, у тебя - гладкие» (указывают на щёки), «у меня сладкие, у тебя – сладкие» (указываются губы); «я твой друг и ты - мой друг». «Мы любим друг друга!». Все обнимаются. Затем пары меняются.

Вы устали? Теперь отдохнём и понежимся на песке.

Релаксация «Сон на берегу моря».

Ложимся на коврики.

Закройте глаза. Всем снится один и тот же сон. В этом сне вы видите море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир необыкновенной красоты, водоросли и различные виды диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Пауза. «Раз, два, три!»,  все проснулись и встали.

Улыбнёмся друг другу, поблагодарим друг друга.  Большое всем спасибо!

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.

Послушайте старую легенду: “Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: “Здоровье надо спрятать в самого человека” Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да, вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!” Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников.

Педагогам раздаются буклеты и информационный материал на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

Благодарю за внимание. Я желаю вам дальнейших профессиональных успехов и достижений!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Мастер – класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ» с применением ИКТ

Цель мастер-класса:  Освоение и последующее применение родителями здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.Задачи: 1.Познакомить родителей с организацией физкультурных занятий в ДОУ.2. ...

Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с методикой их проведения....

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии»

Представление опыта работы для педагогов....

Мастер-класс на тему "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях".

Сохранение здоровья в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, ка...