Мастер-класс на тему "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях".
материал ( группа) на тему
Сохранение здоровья в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий. О них я хочу рассказать подробнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. На логопедических занятиях я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий, среди которых: обучение ориентации в пространстве и собственном теле, дыхательную гимнастику, цветотерапию (хромотерапию), релаксирующие упражнения, музыкотерапию, мимическую гимнастику, кинезиологические упражнения, логопедический массаж, развитие мелкой моторики, игротерапию и сказкотерапию.
Остановлюсь на каждом приеме отдельно.
1. Ориентация в пространстве и собственном теле.
Активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.
Очень у многих детей наблюдаются проблемы с ориентацией в пространстве. В дальнейшем это может неблагоприятно сказываться на развитии письменной речи. На логопедических занятиях я использую следующие игры.
- «Команды». Я даю ребенку задание, которое читаю только один раз. Ребенок должен запомнить инструкцию и выполнить ее. Пример инструкций: подними руки вверх; подними правое плечо; подними левую руку; согни левую ногу; правой рукой коснись правого плеча; левой ладонью прикрой правый глаз; левую руку вверх, правую на пояс; левую ладонь положи на правое колено; указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо и т.д.
- «Пожалуйста». Ребенок должен выполнить названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «пожалуйста». Например, «Пожалуйста, топни правой ногой» - ребенок выполняет инструкцию, «Подними руки вверх» - ребенок не выполняет инструкцию.
- «Порисуем». Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и цветные карандаши. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги). Например, нарисуй справа два шарика, а слева три кубика; нарисуй наверху четыре зеленые палочки, а внизу два желтых кружка и один красный.
Данные упражнения я обычно использую на подготовительных этапах работы. Так как для вызывания звуков и работы над речью огромное значение имеет слуховое внимание. Только обладая им, ребенок способен контролировать свою речь и правильно воспринимать чужую речь. Так же это является подготовительным этапом и для развития фонематического восприятия, и для будущего развития письменной речи. Данные упражнения очень хорошо способствуют развитию слухового внимания, памяти, концентрации, переключаемости. Одновременно выполняется задача по развитию ориентации в пространстве и собственном теле.
Еще хочу отметить пользу таких упражнений для детей, имеющих нарушения слоговой структуры слова. Считается, что развитие слоговой структуры очень важно начинать как раз с обучения ориентации в пространстве.
Дети очень любят такие упражнения. Во-первых, они могут использоваться как физминутка. Во-вторых, так как эти упражнения часто используются на начальных этапах работы, они способствуют выработке первоначального интереса к занятиям и установлению контакта с ребенком. И, в-третьих, они способствуют активизации нервных процессов, обостряют внимание и кинетическую память.
2. Дыхательная гимнастика.
Стимулирует работу мозга, регулирует нервно – психические процессы. Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Развитие дыхания и коррекция его нарушений является важным разделом логопедической работы при дизартрии.
При развитии речевого дыхания я провожу работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным.
- Для тренировки вдоха и выдоха через рот я закрываю ноздри ребенка и прошу его: «Давай подышим, как собачка».
- Для тренировки носового вдоха и выдоха я закрываю рот ребенка, придерживая сомкнутые губы пальцами. Даю инструкцию: «Не открывай рот. Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Через некоторое время ребенок начинает сам следить за положением своего рта. При отработке вдоха через нос можно провести игру «Давай понюхаем цветочек».
- Рот закрыт. Я зажимаю одну ноздрю, и ребенок дышит под определенный ритм (счет); потом зажимаю другую ноздрю, и повторяется тот же цикл дыхательных упражнений.
- Для формирования удлиненного произвольного выдоха через нос можно предложить упражнение «Учимся правильно сморкаться».
- Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необходимо максимально опираться на кинетические ощущения. Ребенок должен «видеть и слышать» свой выдох. С этой целью рекомендуется дутье через трубочку, соломинку, пипетку в воду. Ребенок дует и смотрит, как появляются пузыри. Затем дует с закрытыми (для усиления кинестетических ощущений). Даю инструкцию ребенку: «Делай большие пузыри, смотри, слушай», «Делай попеременно один маленький, один большой пузырь».
- Для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры – упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку. Можно провести игры «Чья птичка дальше улетит», «Одуванчик», «Чей пароход дольше гудит».
- Ротовой выдох можно поддержать ощущением воздуха на руке. Вначале на руку ребенка дует логопед, привлекая его внимание к ощущению воздуха: «Ты чувствуешь ветер?» Затем на свою руку дует сам ребенок.
- Наконец, очень важно научить ребенка произвольно вдыхать через нос и выдыхать через рот.
Позже, в момент ротового выдоха, я произношу различные гласные звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать мне. С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.
3. Цветотерапия (хромотерапия).
Использование цвета в лечебных целях, цветовая медитация (то есть созерцание цвета в какой-то временной отрезок). Используется в профилактике нарушений зрения.
Зеленый цвет расслабляет и успокаивает зрительную систему, помогает при головных болях и утомлении глаз. Психологи рекомендуют зеленый при нервных срывах, переутомлении, синдроме хронической усталости. Дает чувство уверенности. Укрепляет иммунитет и охлаждает негативные эмоции. Кроме того, зеленый цвет положительно влияет на работу сердца.
Синий цвет наиболее полезен при лечении болезней глаз. Синий успокаивает, уравновешивает, уменьшает боль, снимает воспаление. Русский военный врач А. Минин считал, что именно синий цвет является лучшим болеутоляющим. Целебное действие синего ощутимо при болезнях горла, всевозможных спазмах, бессоннице. Он может оказать помощь при таких тяжелых психических состояниях, как меланхолия, эпилепсия, истерика.
Фиолетовый цвет полезен при усталости и боли, рези в глазах. Обостряет зрение. Фиолетовый успокаивает нервную систему, его можно использовать при всех нервных нарушениях. Поддерживает иммунную систему и успокаивает нервы, но его излишек может привести к депрессии.
Голубой. Охлаждает и успокаивает, регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение. Голубой помогает при стрессах и волнениях. Этот цвет способен снизить кровяное давление.
Желтый цвет оптимально воздействует на наш организм, не утомляет, но при этом стимулирует, улучшает зрение. Укрепляет нервную систему, помогает при нервном истощении. Оказывает очищающее действие на весь организм, лечит некоторые кожные заболевания, полезен при вялом пищеварении. Кроме того, желтый цвет способствует общению. Его хорошо использовать в детских комнатах.
Оранжевый цвет восстанавливает нервные и мышечные ткани, помогает при болезнях мочеполовой системы, селезенки. Полезен при любых нарушениях в деятельности желудочно-кишечного тракта, стимулирует щитовидную железу.
Он способен мобилизовать жизненные силы, вывести из депрессии Однако, оранжевый очень быстро утомляет.
Красный оказывает возбуждающее, стимулирующее действие на нервную систему, положительно влияет на сердце, стимулирует иммунитет, активизирует обмен веществ. Помогает при спазматической головной боли. Настраивает на оптимизм. Избыток красного провоцирует перевозбуждение нервной системы, головную боль, усталость глаз, повышает давление.
Розовый цвет гасит агрессивность, вызывает ощущение расслабления, неги, уюта и покоя.
Цветотерапию хорошо можно использовать в различных упражнениях на логопедических занятиях. Так, например, для развития мелкой моторики я предлагаю детям такие упражнения, как рисование прищепками. «Дорисовать» голубыми прищепками дождик к голубому облаку, «дорисовать» желтыми прищепками лучи к яркому желтому солнышку, «дорисовать» розовыми прищепками лепестки к цветочку. Конечно же, во время таких упражнений не забываем и о логопедических задачах. На каждую прикрепленную прищепку проговариваем слоги, слова или предложения на отрабатываемый звук.
В Су-Джок терапии, о которой я буду говорить позже так же можно использовать цветотерапию. Предлагаю каждый раз выбирать шарик по цвету для выполнения упражнений.
4. Релаксирующие упражнения.
Способствует расслаблению ЦНС и снятию мышечных зажимов в области шеи, плеч, спины. Помогает лучшему восприятию и обработке информации, улучшает математические способности и навыки чтения. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Некоторые упражнения можно использовать в сочетании с ранее упомянутым развитием ориентации в пространстве и собственном теле. Например, релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара». Цель упражнения: расслабление мышц шеи.
а) Я предлагаю ребенку повернуть голову влево, постараться это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи напряжены! Вернуться в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.
Любопытная Варвара
Смотрит влево …
Смотрит вправо...
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена, а расслаблена».
Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
Теперь поднять голову вверх. Посмотреть на потолок. Больше откинуть голову назад. Затем выпрямиться. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
в) Далее медленно опустить голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Вы-прямить шею. Она расслаблена. Вдох — пауза, выдох — пауза.
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена».
На логопедических занятиях я использую постизометрическую релаксацию по авторской методике Ю.В. Микляевой. Использование постизометрической релаксации полезно тем, что расслабление мышц плечевого пояса и шеи расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, при этом рефлекторно снижается тонус корня языка, активизируются движения нижней челюсти.
- Ребенок сидит. Правая рука взрослого располагается на затылке. Ребенок немного наклоняет голову вперед, делает вдох и отклоняет голову назад. При этом рука взрослого оказывает сопротивление, противодействуя этому движению. Упражнение избирательно активизирует затылочные мышцы и способствует опусканию спинки языка.
- Ребенок сидит. Правая рука взрослого располагается на лбу. Ребенок делает вдох и наклоняет голову вперед и вниз, в то время как рука взрослого оказывает этому движению противодействие. Упражнение избирательно активизирует грудино-ключично-сосцевидные мышцы и способствует поднятию спинки языка.
- Ребенок сидит. Рука взрослого располагается на височной части головы слева (справа). Ребенок делает вдох и поворачивает голову влево (вправо), в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение избирательно активизирует грудино-ключично-сосцевидные мышцы и повышает тонус языка в поперечном направлении.
- Ребенок сидит. Рука взрослого располагается на височной части головы слева (справа). Ребенок делает вдох и наклоняет голову влево (вправо) и вниз, словно «прижимает к плечу», в то время как рука взрослого противодействует этому движению. Упражнение способствует расслаблению мышц языка в поперечном направлении.
Эти упражнения проводятся в сочетании с артикуляционной гимнастикой. Их можно давать перед самой артикуляционной гимнастикой. Я использую так же и артикуляционные упражнения, данные в книге Ю.В. Микляевой.
- «Доктор Айболит». Широко открыть рот. Высунуть язык, стараясь достать им до подбородка, произнести длительно: а-а-а.
Упражнения для мышц зева и глотки.
«Соня». Соня любит спать, но вот он проснулся, потянулся (руки вверх), во время вдоха открыл рот и сильно-сильно зевнул. Вот он стал зевать тише (зевок без заметного вдоха).
«Кашлять все умеют». Кашлять умеют все, но с открытым ртом – не каждый. Откашливание с широко открытым ртом.
«Как кашляет собака?». Откашливание с вытянутым языком.
«Что сильнее?». Что сильнее: руки или голова? Поднимание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук.
Для релаксации еще использую такие упражнения, как «Снеговик». Представь, что ты только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представь, что ты - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимись на ноги, затем распрями туловище, вытяни руки вверх. Затем напряги тело и вытянись. Подул ветер – ты раскачиваешься, как дерево.
«Сорви яблоки». Исходное положение – стоя. Представь себе, что перед тобой растет яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на яблоню, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Нагнись и положи яблоко в корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохни. Выпрямись и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Используй обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от тебя прекрасные большие яблоки и складывай их в корзину.
«Апельсин- лимон». Закрой глаза. Представь, что в твоей левой руке лимон. Сдави его сильно и попытайся выжать весь сок из него (рука сжимается в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.). Разожми кулачок. Откати лимон, ручка теплая, мягкая, отдыхает… Теперь возьми апельсин в правую руку (выполняется та же процедура).
5. Музыкотерапия.
Используется эта технология для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Применяю я музыкотерапию во время выполнения логопедического массажа, артикуляционной гимнастики. Использую детские музыкальные композиции Моцарта, музыкальные композиции Бетховена, звуки природы.
6. Мимическая гимнастика.
Способствует коммуникации, эмоциональному развитию, раскрепощенности, развивает воображение.
Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Вот некоторые упражнения.
- «Оживи камешки».
На берегу воображаемой реки лежат камешки. Я предлагаю ребенку несколько картинок с изображением животных. Камешки можно «оживить», если точно показать выразительными движениями, кого из предложенных животных символизирует выбранный ими «камешек», а взрослый отгадает.
- «Маски».
Изобразить мимику с картинки и передать логопеду. Передал свою маску и вновь стал самим собой.
7. Кинезеологические упражнения.
Направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Помогают активизировать различные отделы коры головного мозга; улучшают у ребенка память, внимание, речь; развивают пространственные представления; развивают мелкую и крупную моторику; снижают утомляемость, снимают напряжение, страх, раздражение, повышают способность к произвольному контролю и улучшают учебные достижения.
С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Лягушка", "Кулак-ребро-ладонь", "Колечко", "Нос-ухо", "Лезгинка", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
1) «Лягушка» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
2) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
3) «Колечко» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.
Пальчики соединяем
И кольцо мы получаем:
1/2 1/3 1/4 1/5
Поздоровались пальцы опять!
1/5 1/4 1/3 1/2
Закрепили кольца-слова!
4) «Нос-ухо» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
5) «Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.
6) «Замок» - скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
8. Логопедический массаж.
Логопедический массаж я провожу по методике О.Г. Приходько. Логопедический массаж способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата; происходит стимуляция проприоцептивных ощущений, подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции; уменьшению гиперсаливации, укреплению глоточного рефлекса, афферентации в речевые зоны коры головного мозга.
Выполняю логопедический массаж при необходимости, уделяю ему 10 занятий, далее делаю перерыв или полностью заканчиваю его (в зависимости от необходимости). Использую щетки, напальчники, шпатели, носовые платочки. Обычно я его провожу в начале занятия по 10 минут перед артикуляционной гимнастикой. Ребенок находится в положении лежа, я включаю музыку, о которой говорила в теме о музыкотерапии.
9. Артикуляционная гимнастика.
Каждое занятие я начинаю с артикуляционной гимнастики. Если ребенку требуется логопедический массаж, то артикуляционную гимнастику выполняем после него.
- Улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
- Улучшает подвижность артикуляционных органов;
- Укрепляет мышечную систему языка, губ, щек;
- Учит ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- Увеличивает амплитуду движений;
- Уменьшает напряженность артикуляционных органов;
- Подготавливает ребенка к правильному произношению звуков.
10. Развитие мелкой моторики.
Повышает тонус коры головного мозга, развивает речевые центры коры головного мозга, стимулирует развитие речи ребенка, согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, способствует улучшению артикуляционной моторики, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму.
Использую игры с бусами, прищепками («Облако», «Солнышко», «Цветочек», «Сделай вазочку»), пинцетами («Собери мячики»), с фасолью, горохом («Логическая цепочка», «Золушка», «Лабиринт», «Дорожка»), с камушками. Каждое упражнение сочетаю с необходимым речевым материалом («Проговори и нанижи бусину / прикрепи прищепу / перенеси мячик / поствь фасольку).
Игра «Сырный ломтик». Способствует развитию зрительно-моторной координации; пониманию пространственных отношений (влево-вправо, вверх-вниз); навыка балансирования, концентрации внимания; умения различать и соотносить геометрические размеры и формы.
Комплект состоит из раздвижной деревянной доски (типа мольберта) с вырезанными в ней отверстиями разной формы и размера, фишки и металического шарика. Деревянная доска может служить и в качестве панно для развития тактильных ощущений детей: с закрытыми или завязанными глазами, на ощупь ребенок должен назвать гометрические формы, расположенные на этой доске (шарики и шнуры в этом случае не используются). При игре фишка помещается на тонкую подставку. Эта подставка удерживается двумя шнурами, проходящими через петли с левой и правой сторон доски. К концу каждого шнура прикреплен шар. Управлять фишкой на подставке нужно с помощью этих шнуров. В принципе, держаться руками можно как за шары, так и за сами шнуры. Поэтому перед началом игры следует договориться, разрешается держаться руками за шары (что к концу игры становится сложно) или при необходимости допускается поднимать руки от шаров к шнурам. Игроку нужно провести с фишкой от нижнего края доски к верхнему (или наоборот), лавируя между отверстиями. Если фишка падает в отверстие, работа начинается с самого начала. Можно посестить на подставку не фишку, а шарик. Управлять подставкой с фишкой немного легче, чем с шариком, поскольку у фишки есть плоские фрагменты поверхности.
Игра «Магнитный лабиринт». Способствует развитию мелкой моторики, в том числе улучшению скоординированных действий правой и левой рук; укреплению руки для последующего обучения письму; повышению скорости реакции; развитию самоконтроля, выдержки и настойчивости. В этой игре дети учатся координировать движения пальцев, а также следить глазами за движением руки.
Игры с песком.
Для начала, хотелось бы сказать о песке вообще, песочная терапия дает возможность ребенку или взрослому, перенести свои психологические травмы вовне — на песок. С помощью песка «включаются» фантазия, воображение и формируется ощущения связи и контроля над собственным внутренним миром.
Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры. Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслабляющее и терапевтическое действие
Кинетический песок эффективен при работе с агрессивными детьми, гиперактивными детьми, застенчивыми и «зажатыми» детьми, с детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, памяти, развитие речи и коммуникативных навыков, умения связывать собственную деятельность с ее результатом. Кинетический песок эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. Особенно полезен такой песок для детей раннего и дошкольного возраста.
Цель использования кинетической песочницы — это развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в песок развивает мышление, память, внимание, воображение. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость.
Во время игр с песком ребенок расслабляется, уходит напряжение, происходит адаптация к новому месту и коллективу, меняется фон настроения на положительный, ребенок «раскрывается», вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность, активно задействуется речь и коммуникативные навыки.
Итак, игры с песком:
- развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость;
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
На логопедических занятиях я использую следующие игры с песком.
«Найди в песке фасоль», «Укрась фигуру» (украшаем фигуру из песка горохом, фасолью, пуговицами и т.д). Эти игры сочетаю с логопедическими задачами («Произнеси и найди фасоль / укрась»).
«Узоры на песке». Разложить на песке в особой логической очерёдности камни, пуговицы, бусины, фасоль, горох.
«Выложи лабиринт». Сделать лабиринт из песка и выложить его теми же камнями, пуговицами, бусинами, фасолью, горохом. Также проводится в сочетании с логопедической работой.
Можно использовать игры с песком в заданиях на звуковой и слоговой анализ. Например, «Раздели фигуру» (сколько в слове слогов / звуков на столько частей разрежь фигуру).
Игра «Назови звук» (Н.В.Дурова). Предлагаю вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку логопеда.
Су-Джок терапия.
Целью су-джок терапии является нормализация мышечного тонуса. Опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга.
В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии можно активно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а также с целью общего укрепления организма.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эта работа проводится перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.
- Массаж Су – Джок шарами. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
- Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
- Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, после каждого надевания кольца проговаривает слог, слово или предложение на автоматизацию поставленного звука.
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.
- Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс «Практическое применение компьютерных технологий на логопедических занятиях ».
Опыт использования авторских презентаций Microsoft Power Point на логопедических занятиях.Задачи: Ø показать преимущества применения ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда;Ø продемонст...
Мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Задача мастер - класса познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....
Мастер-класс на тему: «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно - образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают пол...
Мастер- класс для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике"
Здоровьесберегающая технология - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающие технологии – неотъем...
Мастер-класс для педагогов "Игровые технологии в логопедической работе"
Опыт работы позволяет мне делиться своими наработками с коллегами....
Мастер-класс "Развитие духовно-нравственного воспитания на логопедических занятиях с использованием инновационных технологий (мнемотехника)".
Игра "Православные праздники"...
Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях: «Приключения в стране правильной речи»
Конспект мастер-класса для родителей, в котором логопед знакомит со здоровьесберегающими технологиями....