«Формирование связной речи»
презентация

Пелипенко Ольга Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_svyaznoy_rechi.ppt639.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал Л.С. Рубенштейн , это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.

Слайд 3

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ - ЭТО РЕЧЬ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТ ВСЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ СТОРОНЫ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего; Либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Слайд 4

процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела этой деятельности по развитию речи. Связная речь- единое смысловое и структурное целое, включающее между собой и тематические объединения, законченные отрезки.

Слайд 5

Основная функция связной речи- коммуникативная. Функция связной речи осуществляется в двух направлениях диалог монолог

Слайд 6

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Отличаются они и по своей коммуникативной направленности.

Слайд 7

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Слайд 8

Для диалога характерны: Разговорная лексика Фразеология Кратность Недоговоренность Обрывистость Простые и сложные бессоюзные предложения Кратковременное предварительное обдумывание.

Слайд 9

Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Слайд 10

Для монолога характерны: Литературная лексика Развернутость высказывания Законченность Логическая завершенность

Слайд 11

Эти две формы речи отличаются и мотивами Монологическая речь Стимулируется внутренними мотивами, и её содержание выбирает сам говорящий Диалогическая речь Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника) Следовательно, монологическая речь является более сложным, производным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания

Слайд 12

Связная речь может быть ситуативной и контекстной Ситуативная речь- связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержание мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. В контекстной речи – содержание понятно из самого контекста. Сложность данной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Слайд 13

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, является решающим условием для развития его личности.

Слайд 14

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве. Понимание речи- начальный этап в развитии функций речи. Зарождается намеренность голосовой реакции, формируется речевой слух,. Произвольное произношение

Слайд 15

К концу первого – началу второго года жизни Ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому; Появляются первые предложения из двух слов Появляются первые осмысленные слова; Речь выступает как средство познания и как средство установления контакта.

Слайд 16

На третьем году жизни Быстрыми темпами развивается как понимание речи, так и активная речь; Возрастает словарный запас; Усложняется структура предложений Дети начинают использовать самую простую диалогическую речь Речь связана с непосредственным опытом детей

Слайд 17

Дети 4-5 лет Активно вступаю в разговор, могут поддержать беседу Пересказывают сказки и короткие рассказы Сами рассказывают по игрушкам и картинкам Умеют формулировать вопросы Рассказы в большинстве копируют образец взрослого

Слайд 18

Дети старшего дошкольного возраста Активно участвуют в разговоре, беседе; Полно и точно отвечают на вопросы, формулируют вопросы; Достаточно хорошо участвуют в диалоге

Слайд 19

Пять основных групп диалогических умений: Собственно речевые умения : вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно. Умение речевого этикета : обращение, знакомство, приветствие, просьба. Умение общаться: в паре, коллективе ; Умение общаться для планирования совместных действий; Неречевые (невербальные) умения использование мимики, жестов

Слайд 20

Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам . Ранний возраст Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на вопросы взрослых (кто это?, что делает? Какая?) Побуждают обращаться к взрослому Младший дошкольный возраст Необходимо чтобы каждый малыш легко вступал в общение со взрослым и детьми, выражал свои мысли словами, понятно отвечал на вопросы, делился своими впечатлениями, прививать привычку пользовать речевым этикетом, здороваться, говорить спасибо, стимулировать попытки детей задавать вопросы (кто?, где?, что делаешь, зачем?)

Слайд 21

Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам . Средний дошкольный возраст Детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поведу предметов, их качества, действий с ними; педагог поддерживает стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях; педагог больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать, как в краткой, так и в распространенной форме. Постепенно приучает детей к участию коллективной беседе, продолжается воспитание культуры общения детей: приветствовать знакомых и родных с применением разных форм речевого этикета.

Слайд 22

Содержание требований к диалогической речи по возрастным группам . Старший дошкольный возраст Следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по разному; закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь; особое внимание следует уделить умению ребенка формулировать вопрос; следует поощрять разговоры детей по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов. Дети на данном этапе должны овладеть речевым этикетом общения, через образец педагога .

Слайд 23

Пересказ - это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы (словарь, грамматические конструкции, связки) Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение)

Слайд 24

Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков: Целостность (единство темы) Структурное оформление (начало, середина и конец) Объем высказывания Связность (логические связки между предложениями и частями монолога) Плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания)

Слайд 25

Для достижения связной речи необходим ряд умений : Умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы; Отбирать необходимый материал; Располагать материал в нужной последовательности; Пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами задачами высказывания; Строить речь преднамеренно и произвольно

Слайд 26

В языке сложились типичные способы соединения фраз в тексте : Цепная – наиболее распространенная связь при которой основными средствами являются местоимения и синонимическая замена. Параллельная – при данной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются или противопоставляются. Лучевая – данная связь чаще всего используется в описании, когда называется, а затем характеризуется объект.

Слайд 27

Связанные высказывания детей можно охарактеризовать с разных точек зрения По функции (назначению) описание повествование рассуждение контаминацию (смешанные тексты) Источнику высказывания по картине из опыта по игрушкам и предметам творческие рассказы Ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок по восприятия по памяти по воображению

Слайд 28

В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов описание повествование рассуждение контаминацию

Слайд 29

В зависимости от ведущего психического процесса выделяют три типа монолога монолог Рассказывание по восприятию Рассказывание по памяти Рассказывание по воображению

Слайд 30

Особенности развития монологической речи в возрастных группах Ранний возраст Создаются предпосылки для развития монологической речи. Детей учат слышать и понимать доступные им по содержанию рассказы и сказки и повторять отдельные реплики и фразы. В двух фразах рассказывать по картине или об увиденном на улице. Вторая младшая Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушки, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжету).Детей подводят к составлению коротких описаний игрушек и картин.

Слайд 31

Особенности развития монологической речи в возрастных группах Средняя группа Дети пересказывают содержание сказок и рассказов не только знакомых, но и впервые услышанных. Рассказыванию по картине учатся сначала по вопросам воспитателя, затем самостоятельно стоить высказывания описательного и повествовательного рассказа. Необходимо обращать внимание на структурное оформление описаний и повествовании, дается представление о разных значениях рассказов («Однажды, «Как то раз») средствах связи между предложениями.

Слайд 32

Особенности развития монологической речи в возрастных группах Старшая группа Дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги героев. По серии сюжетных картинок, по игрушкам учатся составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине –придумывать последующие действия.

Слайд 33

Особенности развития монологической речи в возрастных группах Подготовительная к школе группа Детей учат строить разные типы текстов (описание,, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения рассказыванию по игрушкам и картинкам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения из содержания, структуры, связанности.

Слайд 34

Развитие связной речи в процессе формирования воображения у детей

Слайд 35

Недостаточное развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи и недостаточное развитие психических процессов слились воедино

Слайд 36

Для того, чтобы научить детей связному, последовательному рассказыванию, необходимо развивать не только речевые навыки детей, но и психические процессы

Слайд 37

Чем больше ребёнок видел, слышал, пережил и усвоил, тем значительнее и продуктивнее будет деятельность его воображения Слово даёт ребёнку возможность представить и преобразовать предмет в его отсутствии

Слайд 38

В процессе выполнения игр и упражнений у детей активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению

Слайд 39

Цель работы При работе над развитие связной речи повысить уровень развития творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста

Слайд 40

Воспитание взрослых, способных руководить творчески Совместная деятельность взрослого и ребёнка Организация развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 41

Подготовительный Основной Заключительный

Слайд 42

Цель основного этапа Развивать у детей творческое воображение, учить их определять главную функцию предмета и находить много дополнительных, расширять функциональное применение предметов на практике

Слайд 43

На завершающем этапе детям предоставляется возможность действовать самостоятельно: загадывать предметы, рисовать открытку, подбирать отдельные слова…

Слайд 44

Развитие образной речи Воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании

Слайд 45

«Увеличение – уменьшение» Вот волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать всё, что вы захотите

Слайд 46

«Оживи предмет» Игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способность двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти…

Слайд 47

«Разными глазами» Участникам предлагается описать ситуацию, с точки зрения разных её участников, интересы которых могут быть противоположными

Слайд 48

«Автобиография» «Я представляю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь»

Слайд 49

«Фантазёр» Предложить ребёнку пофантазировать на самые разнообразные темы: если бы я был волшебником (каким?, зачем?, что делал бы?, и т.п.)

Слайд 50

«Пиктограммы» Детям даётся бумага и простой карандаш и объясняются правила игры: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти…»

Слайд 51

Выведение следствий Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт…» Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Слайд 52

Дети научатся составлять интересные сказки, составлять описательные рассказы, разовьют фантазию и логическое мышление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Преемственность в формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководств...

«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  1 год обучения. 2016- 201...