Мастер – класс для педагогов МДОУ на тему: Эксперимент- как метод исследования деятельности детей дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (средняя группа)
Эксперимент- как метод исследования деятельности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment-_kak_metod_issledovaniya_deyatelnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов МДОУ.
Тема: Эксперимент- как метод исследования деятельности детей дошкольного возраста.
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, мыльные пузыри – на каждого участника мастер-класса, тазик с водой, салфетки или полотенца. Куклы: Буратино (или другие сказочные герои).
Участники мастер-класса: Педагоги МДОУ.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса. (слайд 1.)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Темой моего мастер-класса является Экспериментирование – как метод исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Ведущий пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование в соответствии с развивающей парадигмой образования.
(слайд 2.)
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.
(слайд 3.)
По определению Н.Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
(слайд 4.)
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А.И. и Прохоровой Л.Н.
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.
(слайд 5.)
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала сказочному герою можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
(слайд 6.)
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
Создать мотивацию мне помогают сказочные герои.
Ведущий показывает Буратино.
-Буратино : ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.
- Буратино, милый, подожди и мне немного помоги.
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
(слайд 7.)
- Буратино: Конечно, помогу и про фокус расскажу.
Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в стакан воды, накрыл его картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.
Ведущий: спасибо тебе Буратино, Интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Буратино, что произойдет? Ответы участников.
Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.
(слайд8)
А использование превращения в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.
Какие вы можете выдвинуть предположения? Ответы участников.
Ведущий: Дети предполагают, что вода прольется, и тоже с удовольствием соглашаются стать фокусниками и попробовать.
Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента.
Ведущий: (обращаясь к участникам мастер-класса) Что вы будете делать, что бы провести фокус? Ответы участников.
Ведущий: Давайте каждый из вас попробует провести этот эксперимент – фокус. И посмотрим, что из этого получиться. Ну что ж превращаемся в фокусников и показываем фокус. (Участники мастер-класса выполняют эксперимент).
Ура! Фокус получился.
Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений.
По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.
Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. «Почему картонка не упала?», а когда под ней взмахнули, картонка упала, и вода с шумом вылилась из стакана? Ответы участников.
Выводы: Мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую стакан с водой.
Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.
(слайд 9.)(слайд 10)
Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
(слайд 11.)
Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:
- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;
- необходимо создание мотивации у детей к деятельности
- использование проблемных ситуаций, поля пробности.
- ведение диалога с детьми.
- поощрение выдвижения детьми гипотез.
- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.
и формулировать выводы.
(слайд 12)
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:
Если:
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе.
Прошу вас пустить мыльные пузыри.
Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.
Проведение эксперимента «Сильный воздух» во время мастер-класса для педагогов района.
Литература:
Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М, 1996.
Презентация на тему: Особенности организации деятельности детское экспериментирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Цель:Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....
Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МУЗЫКЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Задачи:Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);создание условий для формирования основ музыкаль...
Мастер-класс для педагогов "Технология «детская журналистика» как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"
В условиях реализации в образовательной деятельности ФГОС ДО особое значение занимает выбор эффективных технологий. Сегодня я хочу познакомить вас с технологией «детская журналистика» как средством со...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Технология создания мультфильмов как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс для педагогов " Цветные числа" Кюизенера как дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию, способствовать повышению уровня профессионализма воспитателей....
Мастер - класс для педагогов ДОУ «Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста».
Цель: познакомить со способами снятия агрессивности у детей дошкольноговозрастаЗадачи:- раскрыть понятия агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, арттерапия...