Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
проект по развитию речи по теме

Мастер-класс для педагогов «Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx68.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Сандугач» комбинированного вида

Высокогорского  муниципального района РТ




Мастер-класс для педагогов

«Синквейн, как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Галиева Гульчачак Мидхатовна


Высокая Гора, 2015 г.

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП», что можно расшифровать как  развитие критического мышления через чтение и письмо.

Нам, педагогам, сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века.

Критически мыслящие люди умеют:

  • решать задачи;
  • открыты для новых идей;
  • умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
  • умеют слушать собеседника;
  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  • любознательны.

Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

  • придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
  • закрепляет знания о частях речи, о предложении;
  • значительно активизирует словарный запас;
  • совершенствует навык использования в речи синонимов;
  • активизирует мыслительную деятельность;
  • совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
  • стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации

ЦЕЛИ СИНКВЕЙНА

1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.

2.Обогащать словарный запас детей.

3.Учить детей определять грамматическую основу предложения.

4. Развивать языковое чутье, фразовую речь, ассоциативное мышление.

ЗАДАЧИ СИНКВЕЙНА

Развивать у детей старшей и подготовительной групп  образное мышление и память.

  • Развивать способности резюмировать информацию; умения излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.
  • Обогащения понятийного запаса.
  • Обогащение словарного запаса слов.
  • Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму.
  • Умение анализировать.
  • Развитие эстетики и культуры речи.
  • Развитие гибкого нестандартного мышления у детей.

Слово «Синквейн» происходит от французского слова «cinq»-пять.

  • Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
  • У него есть свои правила написания и нет рифмы.
  • Пример синквейна:

hello_html_39002fb9.png

1.   ЕЛКА

2. ЗЕЛЕНАЯ, КОЛЮЧАЯ, ВЫСОКАЯ

3.  РАСТЕТ, ЗАЩИЩАЕТ, КОЛИТ.

4.  Я ЛЮБЛЮ УКРАШАТЬ ЕЛЬ.

5.  ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО





hello_html_31ca018f.png

Правила составления синквейна:

Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.

Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Актуальность использования синквейна

  1. Во-первых, это сравнительно новый метод – открывающая творческие интеллектуальные и речевые возможности;
  2. Во-вторых, он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.
  3. В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

  1. В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления
  2. В-пятых – использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется  для закрепления изученной темы.
  3. И в-шестых – имеет игровую направленность.

Но его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

Я предлагаю вам, коллеги, сейчас попробовать составить синквейны на темы:

Результативность использования «Синквейна»:

  • Более легкий процесс усвоения понятий и их содержания;
  • Расширение и актуализация словарного запаса;
  • Закрепление знания о частях речи, о предложении;
  • Совершенствование навыка использования в речи синонимов;
  • Умение выражать свои мысли, подбирать нужные слова;
  • Способность к анализу.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению словесных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель: познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательном процессе ДОУ....

«Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

laquo;Синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей дошкольного возраста»...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

Мастер класс для педагогов в детском образовательном учреждении «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Тема нашего мастер-класса«Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста»Хочу представить вашему вниманию черный ящик. Мне нужен один смелый участник – опустите руку...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНКВЕЙН КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дать представление об инновационном методе развития речи «синквейн», о значении этого метода в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления дошкольников....

Мастер-класс для педагогов и презентация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста»...