Наглядные средства обучения в ДОУ
статья

поздеева евгения владимировна

При  обучении  и  развитии  детей  дошкольного  возраста  применять

наглядные  пособия  особенно  важно,  т.к.  в  этом  возрасте  развиваются разные виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое, абстрактное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnye_sredstva_obucheniya_v_dou.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Наглядные средства обучения в Доу

При  обучении  и  развитии  детей  дошкольного  возраста  применять

наглядные  пособия  особенно  важно,  т.к.  в  этом  возрасте  развиваются разные виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое, абстрактное.

У   детей младшего дошкольного возраста в основном преобладает наглядно – действенное  мышление.  Действие  (практическое)  служит средством  ориентировки и решения задачи. Речь в этом случае нужна  для  формулировки  задачи  (надо  починить  игрушку;  вытащить  флажок; сложить картинку). В дальнейшем речь подытоживает уже выполненное действие. Она используется после выполнения практического действия.

У  старших дошкольников идет формирование наглядно – образного мышления.  Ориентировка  в  задаче,  ее  планирование  и  решение совершается сразу  в  плане  умственного  действия,  т.  е.  через внутреннюю,  беззвучную  речь.  Практическое  действие выполняется после  решения  задачи  в  словесном  плане  и поэтому  практическое действие  теряет  свой  проблемный, поисковый характер,  становясь только  исполнительным.  Это  изменение  роли  практического  и умственного  действия  сказывается  посредственно  в  изменении всего  типа  мышления.  Из наглядно - действенного  оно становится  наглядно – образным,  в  дальнейшем логическим, рассуждающим мышлением.  Изменение соотношений действия и речи в развитии мышления ребенка говорит об успехах в развитии всей умственной деятельности ребенка.  

Использование наглядного материала в работе с детьми.

В   воспитательно – образовательном процессе  с  детьми    используем разнообразный наглядный материал: дидактические картины (предметные и  сюжетные картинки),  репродукции  с художественных картин, фотографии,  модели, муляжи,  предметы – заменители, игрушки, диафильмы.  Иллюстративно - наглядный  материал помогает детям  усвоить  новый материал, углублять, закреплять и уточнять уже имеющиеся представления детей.  Наглядные пособия применяются на всех видах занятий с детьми. На  занятиях  по  развитию  речи используются предметные  и  сюжетные картинки. С помощью предметных картинок дети знакомятся с разными объектами  и  их  свойствами:  внешний  вид, цвет,  составляют  по  ним предложения.  С  помощью  сюжетных  картинок  развивается  творческое воображение детей, наглядно – образное мышление, умение составлять описательные рассказы, небольшие сюжеты. Работа с сериями сюжетных картинок способствует формированию и закреплению представлении рассказа, умений придумать ему точное название, логически переходить от  одной  картины  к другой, включать  в  связное высказывание разнообразные синтаксические  конструкции.  Обычно дети проявляют большой интерес к такой работе.

На  занятиях  по  формированию  элементарных  математических представлений используется демонстрационный и раздаточный  материал: это  плоскостные  и  объемные  геометрические  фигуры, разноцветные полоски  на  закрепление  знаний  о  цвете,  пирамидки – вкладыши, применяются  как предметы – заменители, так и натуральные предметы (например,  при  знакомстве  детей  старшей  группы  с  часовым  временем используем и настоящие часы и нарисованные, при знакомстве с монетами тоже и настоящие монеты показываем и изображенные на рисунке). Часто используем  плакаты  для  ознакомления  детей  с  животными  и  их детенышами.

На занятиях по изобразительной деятельности применяем иллюстрации,  игрушки,  предметы – заменителя,  образцы рисунков, образцы разных видов росписи и т.д.

Наглядным материалом являются как настоящие предметы, так и их изображения. Главное, умело и эффективно их использовать. Например, ознакомление детей с птицами проходит в разных видах деятельности: на прогулках наблюдаем за живыми птицами, их  повадками,  сходством и  различиями.  В  данном  случае  наглядным средством является живой натуральный объект. Если мы лепим птиц на занятии, то наглядным средством может быть игрушка или чучело птицы, чтобы дети могли не только увидеть, но и потрогать форму туловища, головы,  чтобы  передать  это  в  лепке.  Если  идет  рисование  птиц,  то наглядным материалом служит иллюстрация, образец  рисунка.

Иллюстративно - наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих  в природе явлениях (например, рост и развитие растений и  животных, сезонные изменения  в  природе).

С помощью иллюстративно – наглядного  материала      удается  успешно обобщать и систематизировать знания детей.

Большое значение имеет наглядный материал в формировании эстетического восприятия, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются  при  рассматривании    репродукций    с  художественных  картин, иллюстраций.

При отборе наглядного материала для работы с детьми учитывается ряд требований,  основными  из  которых  являются реалистичность  изображенных объектов,  художественная  выразительность  материала,  познавательная содержательность  предмета. Также  учитываются  и  возрастные  возможности восприятия детей. Например, при формировании знаний о временах года для детей младшего возраста лучше использовать сюжетные картинки, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону. Это облегчает малышам задачу установления времени года,  т.к. позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознание сезонов по пейзажным картинкам для детей  младшего возраста затруднительно.  Животные и растения должны  быть изображены на картинках крупным планом, в естественных условиях. По xоду рассматривания задают детям вопросы, помогающие им  осмыслить  изображенное  явление, самостоятельно установить связи.

В улучшении организации учебно-воспитательной работы с детьми и повышении ее качества большую помощь   оказывают технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные, средства обучения. Они тоже являются  наглядными  средствами  обучения. К  техническим  средствам относится  как  сама  аппаратура (диапроекторы, магнитофоны, телевизор, DWD (ди-ви-ди), так и специально созданные  дидактические  материалы  и  пособия:  диафильмы,   грампластинки, магнитные записи, кинофильмы, радио-и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Принцип  наглядности  утверждает,  что  сознательное  овладение  знаниями  и  формирование  у  дошкольников   научных  представлений...

Наглядные средства обучения ПДД

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей не только правилам дорожного движения , но и безопасному поведению на...

Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"

Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...

Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР

Большинство детей с ЗПР не проявляет активого интереса к решению математических заданий. При этом, испытывая затруднения, фактически они не обращаются к взрослому за помощью, однако охотно ее принимаю...

Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста

Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста...

Наглядные средства в обучении математике, как средство активизации творческой познавательной деятельности дошкольников

Прежде, чем описать использование наглядных средств как средства активизации познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».По...