Наглядные средства обучения ПДД
материал по обж на тему
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей не только правилам дорожного движения , но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, ставить их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. При этом особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naglyadnye_sredstva_obucheniya.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анненкова Алена Евгеньевна
воспитатель
МБДОУ «ДСКВ № 45» мо г. Братска
НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПДД
Проблема безопасного передвижения пешеходов по улицам в условиях постоянно растущего числа автомобилей в больших городах стоит особенно остро. Тревожные статистические данные по детскому дорожному травматизму в Братске мало, чем отличаются от показателей по России. Для создания более благоприятных условий организуются подземные и наземные переходы, на перекрестках устанавливаются светофоры с функцией звукового или голосового оповещения. Но наиболее эффективная стратегия обеспечения безопасности пешеходов – это формирование у каждого участника дорожного движения четкого представления о правилах, которым необходимо подчиняться на дороге – ПДД. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, ставить их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. Конечно, это будет игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.
Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени. Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка, уточнять его эмпирические знания.
Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.
Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, таблиц, стендов, карточек и других дидактических материалов.
К демонстрационным методам в детском саду относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.
Соблюдение требований к средствам наглядности обеспечивает успешное их использование:
Во-первых, эти материалы должны быть понятными и доступными, соответствовать возрастной категории воспитанников.
Во-вторых, даже доходчиво изложенная информация должна соответствовать действительности и не идти вразрез с окружающими нас реалиями.
В-третьих, они должны быть красочными, художественными, привлекательными, качественно выполненными.
Детям должно быть действительно интересно изучать информацию, представленную в пособии, а яркие картинки помогут максимально сфокусировать внимание на материале.
Рассматривая иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства, дети рассказывают по картинкам, что на них изображено. В результате у детей развивается речь, понимание и осознания ими опасных и безопасных действий на улице, умение найти правильный и безопасный выход из сложившейся ситуации на дороге.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. К. Д. Ушинский сказал: «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».
Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образные модели, коллажи. Например, мнемотаблицу: «Красный, желтый, зеленый» - мы используем для закрепления знаний о сигналах светофора (почему выбраны именно эти цвета, на что похожи сигналы светофора).
Мнемотаблицу: «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» - используем для ознакомления с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам).
В нашем детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, На нем, прежде всего мы с детьми изучаем свой микрорайон, составляем его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняем по содержанию в соответствии с возрастом. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой,
Так же воспитатель рассказывает детям про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, взрослый наглядно показывает, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняет, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывает опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
Таким образом, у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.
У нас в группах имеются центры «Безопасность» (ПДД), где размещено все необходимое оборудование для воспитания у детей ППД, в том числе разнообразный наглядный дидактический материал:
- наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты, отражающие дорожные ситуации);
- настольно-печатные игры
- дидактические игры
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой
- игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, трактора, краны, цистерны и т.д.);
- схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;
- комплект дорожных знаков (из картона);
- детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей),
- безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема), разработанные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схема микрорайона школы с указанием основного маршрута движения будущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);
- альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия);
- стенды со сменным материалом по ПДД
В методическом кабинете нашего детского сада имеются наглядные учебные пособия для всех возрастных групп — демонстрационные картинки, плакаты, раздаточный дидактический материал, макеты улиц, схемы, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарные и другие); куклы, одетые в форму регулировщиков; необходимые атрибуты для управления движением — жезлы, светофоры и т. п.; методическая, художественная, детская литература, для чтения и заучивания наизусть, которым воспитатели пользуются в совместной деятельности с воспитанниками.
В общем коридоре ДОУ оформлен постоянно действующий стенд с красочной, краткой информацией о ПДД для дошкольников, что позволяет воспитателям ежедневно закреплять правила дорожного движения.
Осуществляя взаимодействие с семьями воспитанников, особенно молодыми, мы рекомендуем составлять схему двора с указанием опасных мест.
Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать.
Таким образом, использование наглядных методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста позволит сформировать понимание и осознание ими опасных и безопасных действий на улице, умение найти правильный и безопасный выход из сложившейся ситуации на дороге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Принцип наглядности утверждает, что сознательное овладение знаниями и формирование у дошкольников научных представлений...
Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"
Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...
Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР
Большинство детей с ЗПР не проявляет активого интереса к решению математических заданий. При этом, испытывая затруднения, фактически они не обращаются к взрослому за помощью, однако охотно ее принимаю...
Наглядные средства обучения в ДОУ
При обучении и развитии детей дошкольного возраста применятьнаглядные пособия особенно важно, т.к. в этом возрасте...
Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста
Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста...
Статья на тему: "Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста на логопедических занятиях"
статья...
Наглядные средства в обучении математике, как средство активизации творческой познавательной деятельности дошкольников
Прежде, чем описать использование наглядных средств как средства активизации познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».По...