Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников
статья по теме

Карпова Елена Алексеевна

Принцип  наглядности  утверждает,  что  сознательное  овладение  знаниями  и  формирование  у  дошкольников   научных  представлений  и  понятий  возможно  лишь  в том  случае,  если  у  них  имеется  определенный  чувственно – практический  опыт,  связанный  с  непосредственным  восприятием  изучаемых  предметов  и  явлений.  Этот  принцип  требует,  чтобы  в  процессе  обучения  использовались  различные  ощущения:  зрительные,  слуховые,  осязательные  и  др.  Чем  разностороннее  восприятие  предмета,  тем  полнее  и глубже  знания  учащихся  о  нем.  Поэтому  Я. А. Коменский  требовал  начинать обучение  не  со  словесного  толкования  о  вещах,  а  с  реального  восприятия  их:  «Все,  что  только  можно,  предоставлять  для  восприятия  чувствами».  Это  положение  он  назвал  «золотым  правилом  для  учащихся».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование наглядных средств обучения   для формирования элементарных математических представлений у дошкольников

          Принцип  наглядности  утверждает,  что  сознательное  овладение  знаниями  и  формирование  у  дошкольников   научных  представлений  и  понятий  возможно  лишь  в том  случае,  если  у  них  имеется  определенный  чувственно – практический  опыт,  связанный  с  непосредственным  восприятием  изучаемых  предметов  и  явлений.  Этот  принцип  требует,  чтобы  в  процессе  обучения  использовались  различные  ощущения:  зрительные,  слуховые,  осязательные  и  др.  Чем  разностороннее  восприятие  предмета,  тем  полнее  и глубже  знания  учащихся  о  нем.  Поэтому  Я. А. Коменский  требовал  начинать обучение  не  со  словесного  толкования  о  вещах,  а  с  реального  восприятия  их:  «Все,  что  только  можно,  предоставлять  для  восприятия  чувствами».  Это  положение  он  назвал  «золотым  правилом  для  учащихся».

        К. Д. Ушинский  говорил  о  том,  что  наглядности  обучения  требует  сама  детская  природа.  Понятия  и  абстрактные  положения  на  всех  возрастных  ступенях    доходят  до  сознания  легче,  если  они  подкрепляются  восприятием.  Образы  изучаемых  предметов  могут  восприниматься    под  руководством  преподавателя,  который   демонстрирует  эти  предметы  или  их  изображения (внешняя  наглядность).              Обучение  может  опираться  на  опыт  детей,  самостоятельно  проведенное   ими  ранее  наблюдение  (внутренняя  наглядность).  Правильное  использование  наглядности  в  обучении  способствует  развитию  наблюдательности,  мышления  (осмысливание  наблюдаемого)  и  речи  (словесное  выражение  мыслей)  воспитанников .

        Принцип  наглядности  соответствует  целям  обучения  и  обусловлен  самим  содержанием  материала,  изучение  которого  должно  вооружить  детей   подлинно  научными  и  жизненно  важными  знаниями.  Наглядность  способствует  лучшему  усвоению  этих  знаний  и  установлению  связи  их  с  жизнью,  с    практикой.  Применение  различных  видов  наглядных  пособий  на  занятиях  активизирует  мыслительную  деятельность  детей ,  мобилизует  их  внимание.  Поэтому  средства  наглядности  применяются  на  всех  стадиях  обучения:  при  восприятии  дошкольниками нового  материала,  закреплении  знаний,  проверке их  и  применении  в  практической  деятельности  и  труде,  при  формировании  трудовых  умений  и  навыков.

       Наглядность в  формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду

          Процесс   формирования   элементарных   математических   представлений осуществляется под руководством педагога в результате   систематически   проводимой   работы   на   занятиях   и   вне   их, направленной  на  ознакомление детей  с  количественными,  пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных   средств.   Дидактические   средства   являются   своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

              В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:

— комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

— оборудование  для   самостоятельных   игр   и   занятий   детей;

— методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

— сборники дидактических  игр  и  упражнений для  формирования  количественных,   пространственных  и  временных  представлений у дошкольников;

— учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:

— реализуют принцип наглядности;

— адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

-  помогают   дошкольникам   овладевать   способами   действий, воспроизводимыми   для   возникновения   элементарных   математических представлений;  

- способствуют накоплению у детей опыта  чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному  расширению и обогащению;

-  помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного   к     абстрактному;

-  дают  возможность  воспитателю  организовывать  учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой: развивать у них желание получать новые знания, овладевать  счетом,  измерением,  простейшими  способами  вычисления  и  т.  д.;

__ увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

— расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

— рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

           Таким образом, средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей в детских дошкольных учреждениях.

                 Основным  средством   обучения  является   комплект  наглядного дидактического материала для занятий.

    В него входит следующее:

— объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

— изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

— графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

              При формировании элементарных математических представлений наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия.

            Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою   очередь цифрами и т. п.

            Для   каждой  возрастной  группы  имеется   свой   комплект  наглядного   материала.  

             Наглядный дидактический материал - это  комплексное   дидактическое   средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений  в  условиях  целенаправленного  обучения. Он рассчитан:

  • на определенное содержание,
  • методы,
  • фронтальные формы организации обучения,
  • соответствует возрастным особенностям детей,

отвечает разнообразным требованиям:

  • научным,
  • педагогическим,
  • эстетическим,
  • санитарно-гигиеническим,   экономическим   и   т.   д.  

Он   используется на занятиях:

  • при объяснении нового,
  • его закреплении,
  • для повторения  пройденного  и  
  • при   проверке  знаний  детей,   т.  е.   на  всех этапах обучения.

                 Обычно используют наглядный материал двух видов:

  • крупный (демонстрационный) для показа и работы детей и
  • мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.

Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.        Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.

К демонстрационным материалам относятся:

— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т.д.;

— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —,= , >, <;

— фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

— мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

— магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

— полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

— комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

— карточки и таблицы;

— модели («числовая лесенка», календарь и др.);

— логические блоки;

— панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

— оборудование для проведения дидактических игр;

— приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты

напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности:  

- магнитная и обычная доски,

-  фланелеграф,

- счеты, настенные часы и т. д.    

к раздаточным материалам относятся:

- мелкие  предметы,  объемные  и   плоскостные,  одинаковые  и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

 - карточки,  состоящие  из одной,  двух,  трех и  более  полос;

- карточки  с изображенными  на  них  предметами,  геометрическими фигурами,   цифрами   и   знаками,  

- карточки   с   гнездами,  

-  карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

— наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

— таблицы и модели;

— счетные палочки и т. д.

Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства могут использоваться и для показа, и для упражнений.

        Следует   учитывать   размеры   пособий:   раздаточный   материал   должен   быть таким, чтобы  сидящие  рядом  дети  могли  удобно  располагать его  на  столе  и  не мешать друг другу во время работы.

      Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа  всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем  раздаточный.   Существующие   рекомендации   относительно   размеров   наглядных   дидактических материалов при формировании элементарных математических представлений у детей носят эмпирический характер, строятся на опытной основе. В этом отношении определенная стандартизация крайне необходима и может быть достигнута в результате  специальных  научных  исследований.  Пока  отсутствует единообразие  в указании размеров в методической литературе и в выпускаемых промышленностью комплектах,   следует   практически   устанавливать   наиболее   приемлемый   вариант в каждом   конкретном   случае,  ориентироваться   на  лучший   педагогический  опыт. Раздаточный   материал   требуется   в   больших   количествах   в расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей.

              Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении малышей —      с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Однако это требование не должно стать самоцелью, так как чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь ребенка от главного — познания количественных, пространственных и временных отношений.

              Наглядный   дидактический   материал   служит   для   реализации программы развития элементарных математических представлений

В   процессе специально организованных упражнений на занятиях с этой целью используют:

— пособия для обучения детей счету;

— пособия для упражнений в распознавании величины  предметов;

— пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;

— пособия для  упражнения  детей  в  пространственной  ориентировке;

— пособия для упражнения детей в ориентировке во времени

        Данные комплекты пособий соответствуют основным разделам программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал. Необходимые для проведения занятий дидактические средства воспитатели изготавливают сами, привлекая к этому родителей, шефов, старших дошкольников, или берут готовыми из окружающей среды.

          На сегодняшний день промышленность выпускает отдельные наглядные пособия и целые комплекты, которые предназначены для занятий по математике с дошкольниками . Это значительно сокращает объем подготовительной работы по оснащению педагогического процесса, освобождает воспитателю время для работы, в том числе по конструированию новых дидактических средств и творческому использованию имеющихся.

          Дидактические средства лучше  содержать в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся.

          Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:

— специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;

— разнообразные дидактические игры: настолько-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные

Б. П. Никитиным; шашки, шахматы и др.;

— занимательный математический материал:

-головоломки,

- геометрические мозаики и конструкторы,

- лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы: расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

— отдельные дидактические средства: блоки Э. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюизенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое;

_ книги   с   учебно-познавательным   содержанием   для   чтения и рассматривания иллюстраций.

         Все   эти   средства   лучше   всего   поместить   непосредственно   в уголке  самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически   их  следует  обновлять,  учитывая  детские  интересы   и наклонности.  Эти  средства  используются  в  основном   в  часы  игр, но могут применяться и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ воспитанников  и их широкое использование.

          Действуя с разнообразными дидактическими средствами самостоятельно, ребенок не только закрепляет знания, полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное  содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению.             Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

           Многие  из  дидактических  средств,  применяемых   вне учебной деятельности чрезвычайно эффективны.

           Примером могут служить «цветные числа» — дидактический материал преподавателя из Бельгии X.Кюизенера,  получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с  групп раннего возраста  и   кончая   последними   классами  общеобразовательной    школы. «Цветные числа» — это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов  и  кубиков.   Все  палочки  окрашены  в  разные  цвета. Исходным является белый кубик — правильный шестигранник размером   1 х 1 х 1   см,  т.  е.   1   см3.  

Белая  палочка — единица,  

розовая — два,  

голубая — три,  

красная — четыре и т. д.  

        Чем  больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.   Таким  образом,   цветом  и   величиной   моделируется   число. Имеется   и   плоскостной   вариант   цветных   чисел   в   виде   набора полосок разного цвета. Выкладывая из палочек  разноцветные коврики, составляя поезда из вагонов, выстраивая лесенку и  производя другие действия, ребенок знакомится с составом числа из единиц, двух   чисел,    с   последовательностью   чисел    натурального   ряда, выполняет арифметические действия и т. д., т. е. готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия.

            Таким же универсальным и весьма эффективным дидактическим средством являются блоки Э.Дьенеша (логические блоки), венгерского психолога и математика. Маленьких детей в большей мере привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

        Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

     В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции "не", "и", "или". В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки представляют собой эталоны форм -- геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами. 

Методические  требования при  использовании  наглядности

       Наглядность  имеет  особенно  большое значение  в  начальный  период  обучения,  когда  у  учащихся  только  формируются  исходные  понятия  по  изучаемому  предмету,  а  жизненный  опыт  очень  мал.

         При  использовании  наглядности  в  учебном  процессе  необходимо  соблюдать  целый  ряд  методических  требований.  

Во-первых.  Отбор  тех  или  иных  видов  наглядных  пособий  должен  вестись  с  учетом  целей  занятий.

Во-вторых,  при  работе  с  наглядными  пособиями  педагог должен  руководить  процессом  восприятия  их  детьми,  направлять  их  внимание  на  наиболее  главные  и  существенные  стороны  изучаемого  предмета,  создавать  условия  для  проявления    максимальной  активности и  самостоятельности воспитанников .

 В-третьих,  не  перегружать  занятие   наглядными  пособиями,  использовать  их  в  количестве,  необходимом  для  достижения  учебной цели.  Если  на  занятии предстоит показать  несколько  пособий,  то  демонстрировать  их  следует  по  мере  надобности.  А  не  все  сразу.

Литература.

  1. Волина В. Математика. Екатеринбург,1997.
  2. Дети у истоков математики: Методика обучения математике/ Т.И.Ерофеева, В.П.Новикова. М., 1994
  3. Ерофеева Т.И.,Павлова Л.Н. Математика для дошкольников.М.,1997
  4. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях.Сост. В.В.Данилова.- М.:Просвещение,1987.
  5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.
  6. Петерсон Л.Г.Холина Н.П. Математика для дошкольников.М.,1993
  7. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.:Просвещение,1988

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства совершенствования процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Пути и средства совершенствования процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников...

Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

Презентация."ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Дидактические игры математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды зани...

Консультация для родителей на тему: "Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Консультация для родителей на тему: "Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР

Большинство детей с ЗПР не проявляет активого интереса к решению математических заданий. При этом, испытывая затруднения, фактически они не обращаются к взрослому за помощью, однако охотно ее принимаю...