Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"
консультация на тему
Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях, введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ и УО, обусловливают необходимость оптимизации подходов к организации образовательного процесса, направленного на всестороннюю социальную адаптацию данной категории обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_protsessy.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразовательных организациях, введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ и УО, обусловливают необходимость оптимизации подходов к организации образовательного процесса, направленного на всестороннюю социальную адаптацию данной категории обучающихся. Несмотря на то, что признание равных прав на образование и включение в единую социальную среду определило фундаментальные основы развития образования в современном мире, многие практические вопросы создания инклюзивных образовательных практик еще только предстоит решить.
В условиях ДОУ особое практическое значение в плане организации инклюзии приобретают вопросы методической и материально-технической оснащенности образовательной деятельности. Обучение детей с разными образовательными потребностями в рамках одного учреждения, группы, требует от педагога владения современными педагогическими технологиями, наличия широкого спектра дидактических средств, методик, позволяющих эффективно решать поставленные задачи. Педагогу, работающему в группе, где одновременно обучаются дети «нормы» и дети с ОВЗ ежедневно приходится решать непростые задачи создания специальных условий организации учебной деятельности, например, для понимания материала обучающимся с особыми образовательными потребностями могут быть необходимо дополнительное внимание педагога. В этих условиях у педагога возникает острая потребность в доступных, надежных инструментах – технологиях, методиках, средствах, позволяющих активизировать деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей, заинтересовать их, создать условия, способствующие интеллектуальному, личностному и творческому развитию каждого из обучающихся. Поиск таких инструментов становится актуальной и практически значимой задачей. Интересные возможности для решения поставленной задачи открывает «лэпбук», представленный в качестве образовательной технологии, метода активного обучения, дидактического средства.
Лэпбук (lapbook) – дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», или тематическая папка, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков по избранной теме, а также интересные игры и задания.
Несмотря на то, что технология лэпбук возникла в зарубежной педагогической практике, она вполне согласуется с идеями известной технологии поэтапного формирования умственных действий, разработанной в середине ХХ столетия отечественными авторами П.Я. Гальпериным, Д. Б. Элькониным, Н. Ф. Талызиной. Согласно теории П.Я. Гальперина, формирование умственного действия проходит ряд последовательных этапов, одним из которых является выполнение действия во внешней форме, материальной или материализованной, т. е. с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и др. Кроме того, авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. Разработанная на основе теории поэтапного формирования умственных действий образовательная технология ориентировала на создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе, позволяла обеспечить доступный контроль качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их оптимизации. Технология поэтапного формирования умственных действий активно применялась в отечественной практике, однако, в качестве основных ее недостатков отмечалась сложность разработки методического обеспечения, формирование у обучаемых стереотипных мыслительных и моторных действий в ущерб развитию их творческих способностей . Реализуя потенциальные возможности формирования умственного действия посредством обязательного выполнения действия в материальной форме, лэпбук, позволяет преодолеть указанные недостатки отечественной технологии, поскольку его разработка способствует развитию творческого потенциала обучающихся. Кроме того, работа с интерактивной папкой создает коррекционноразвивающий эффект: раскладывание иллюстративного материала по кармашкам, «по заданному образцу», вырезание и конструирование способствует развитию мелкой моторики, задействует кинестетические способы обработки информации, что особенно важно для развития познавательной сферы детей с ОВЗ.
Важным достоинством лэпбука является его полифункциональность и вариативность. Применение лэпбука позволяет учитывать разные образовательные потребности обучающихся. Интерактивная папка может использоваться как дидактическое средство, метод, технология, предполагает разные формы организации деятельности: индивидуальную, групповую, совместную с родителями, может использоваться для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. В качестве дидактического средства для индивидуальной работы с детьми по время учебного занятия обычно применяется заранее разработанный лэпбук. Как наглядно-практический метод обучения, интерактивная папка позволяет варьировать степень сложности заданий, помогает детям осмысленно структурировать информацию, закреплять пройденный материал. В качестве преимуществ лэпбука: -
отсутствие возрастных ограничений. Не случайно данная технология получила наиболее активное распространение в практике дошкольных образовательных учреждений - многогранность в плане содержания, возможность разработки и применения при изучении разных тем, предметных областей;
- трансформируемость – лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- доступность и экономичность лэпбука обеспечивает все виды детской активности; возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, изготовление лэпбука не требует значительных финансовых затрат. Выявленные преимущества, позволяют предположить целесообразность применения технологии лэпбук в практике инклюзивного образования в условиях ДОУ. Тем более, что работа с лэпбуком отвечает основным требованиям ФГОС по созданию условий для обеспечения таких особых образовательных потребностей, как: доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования, действенный характер содержания образования, использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и др.
Применение лэпбука согласуется с требованиями стандарта по обеспечению деятельностного и дифференцированного подходов, разнообразия организационных форм образовательного процесса. Практический опыт внедрения технологии лэпбук в образовательный процесс МБДОУ подтверждает целесообразность использования данной технологии в инклюзивном образовании. Знакомство с данной технологией вызвало большой интерес у педагогов нашего ДОУ, испытывающих затруднения в обеспечении эффективной организации образовательной деятельности детей с ОВЗ. На начальном этапе освоения технологии мы самостоятельно разработали лэпбуки на развитие различных компонентов речи:
-формирование произношения различных групп звуков.
-развитие грамматического строя речи и активмзации словаря.
-на развитие связной речи.
Апробация интерактивных папок в учебном процессе доказала целесообразность их применения в качестве дидактического средства и наглядного метода обучения в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ, а также вызвала интерес у обучающихся «нормы». Безусловно, технология лэпбук имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику инклюзивного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС.
Инклюзивное образованиес требованиями ФГОС...
Инклюзивное образование в детском саду
На современном этапе дошкольного образования уделяется большое внимание инклюзии в ДОУ. Но многие педагоги, а в основном и родители, даже не слышали о понятии "инклюзивное образование". Поэтому в данн...
Презентация об инклюзивном образовании в детском саду
Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивн...
Статья: «Разные возможности – равные права». неделя инклюзивного образования в детском саду.
Статья в газету о проведении недели инклюзивного образования в детском саду....
Выступление на муниципальной педагогической конференции "Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров". Тема доклада "Проблемы реализации инклюзивного образования в детском саду", о.Шикотан
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И если для родителей нормально ра...
Инклюзивное образование в детском саду
Материал будет полезен педагогам работающих в детском саду с воспитанниками ОВЗ и инвалидностью....
Инклюзивное образование в детском саду
Материал будет полезен педагогам работающих в детском саду с воспитанниками ОВЗ и инвалидностью....