Статья на тему: "Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста на логопедических занятиях"
методическая разработка по логопедии

Демихова Валерия Олеговна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста на логопедических занятиях

Наглядные средства обучения – один из важнейших элементов системы обучения. Они помогают организовать восприятие и наблюдение за  реальным миром,  развивать чувственное восприятие, наблюдательность, мышление, воображение, развивают познавательную и творческую активность, мотивируют на дальнейшее обучение.

Данный принцип сформулировал и обосновал великий педагог Я.А. Коменский. Принцип его работы – познавать мир и выкачаться  обучение через все чувства, что помогает лучше и качественнее усвоить материал.  Этот принцип актуален и в наше время.

Данный принцип обучения  особенно эффективен и важен в дошкольном возрасте, т.к. развиваются разные виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое, абстрактное.

В работе педагога в ДОУ можно использовать разнообразный наглядный материал: дидактические картины,  репродукции  с художественных картин, фотографии,  модели, муляжи,  предметы – заменители, игрушки, диафильмы

В работе логопеда по коррекции речевых нарушений главным  является логопедическое воздействие (воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация).

Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.

          К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр профилей артикуляций, диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов. Их использование создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы, Требования к наглядным средствам обучения:

  1. хорошо обозримы для всех,
  2. соответствуют  возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка;
  3. соответствуют этапу и  задачам логопедической работы;
  4. сопровождается грамотной и конкретной речью; развивает аналитико-синтетическую деятельность, наблюдательность, речь.

Аудиозаписи сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Аудиозапись речи самих детей используется для анализа, для коррекции и сравнения речи на различных этапах коррекции, для мотивации и настроенности на успех ребенка.

Видеоматериалы используются при автоматизации звуков речи во время беседы при пересказе содержания, для слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.

Игровой и наглядный метод используются при устранении дислалии, заикания и других нарушений речи.

      Дидактические игры и упражнения  используются на фронтальных занятиях по развитию фонематического восприятия (игры «Солнце и дождик», «Цапля и воробей», «Отгадай, на чем играю», «Три медведя», «Определи, где в названиях предметов слышится заданный звук», «Определи, твердый звук или мягкий в названиях предметов», «Есть ли заданный  звук  в названиях предметов», «Найди картинки на заданный звук».

Также дидактические игры активизируют словарный запас детей, данный вид наглядности формирует лексико-грамматический строй речи (игры «Овощи или фрукты», «Что где растет», «Кто прилетел к кормушке», «Помоги Карлсону накрыть стол к приходу гостей», «Кто живет в курятнике?», «Водный, воздушный или наземный транспорт?», «Кто живет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?», «Подбери слово»).          

 

              Для развития речевого дыхания и длительного речевого выдоха также используются наглядные пособия .

Использование опорных схем для составления рассказов-описаний, сюжетных картинок, серии сюжетных картинок, предметные картинки формируют связную речь на логопедических подгрупповых занятиях.             Коррекция звукопроизношения на индивидуальных занятиях проходит с использованием предметных, сюжетных картинок, рассматриванием артикуляционных профилей  и т.д.

   Использование ИКТ также положительно влияет на результат логопедической работы.

Главное, при подборе средств наглядности ориентироваться на задачи данного занятия, индивидуальные и психологические особенности ребенка, этап занятия и собственные предпочтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...

Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....

Мультимедийные технологии как средство обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте

Использование ИКТ на занятиях по обучению детей дорожной грамоте...

Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности

Обучение дошкольников умению планировать свою деятельность через хозяйственно - бытовой труд...

"Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста"

Дидактические игры можно широко использовать как средство  обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ...

Статья ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты исследования по использованию лэпбука в обучении детей дошкольного возраста...