Статья на тему: "Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста на логопедических занятиях"
методическая разработка по логопедии
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста на логопедических занятиях
Наглядные средства обучения – один из важнейших элементов системы обучения. Они помогают организовать восприятие и наблюдение за реальным миром, развивать чувственное восприятие, наблюдательность, мышление, воображение, развивают познавательную и творческую активность, мотивируют на дальнейшее обучение.
Данный принцип сформулировал и обосновал великий педагог Я.А. Коменский. Принцип его работы – познавать мир и выкачаться обучение через все чувства, что помогает лучше и качественнее усвоить материал. Этот принцип актуален и в наше время.
Данный принцип обучения особенно эффективен и важен в дошкольном возрасте, т.к. развиваются разные виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логическое, абстрактное.
В работе педагога в ДОУ можно использовать разнообразный наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели, муляжи, предметы – заменители, игрушки, диафильмы
В работе логопеда по коррекции речевых нарушений главным является логопедическое воздействие (воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация).
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр профилей артикуляций, диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов. Их использование создает благоприятный эмоциональный фон для проведения логопедической работы, Требования к наглядным средствам обучения:
- хорошо обозримы для всех,
- соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка;
- соответствуют этапу и задачам логопедической работы;
- сопровождается грамотной и конкретной речью; развивает аналитико-синтетическую деятельность, наблюдательность, речь.
Аудиозаписи сопровождаются беседой логопеда, пересказом. Аудиозапись речи самих детей используется для анализа, для коррекции и сравнения речи на различных этапах коррекции, для мотивации и настроенности на успех ребенка.
Видеоматериалы используются при автоматизации звуков речи во время беседы при пересказе содержания, для слитной плавной речи при устранении заикания, для развития связной речи.
Игровой и наглядный метод используются при устранении дислалии, заикания и других нарушений речи.
Дидактические игры и упражнения используются на фронтальных занятиях по развитию фонематического восприятия (игры «Солнце и дождик», «Цапля и воробей», «Отгадай, на чем играю», «Три медведя», «Определи, где в названиях предметов слышится заданный звук», «Определи, твердый звук или мягкий в названиях предметов», «Есть ли заданный звук в названиях предметов», «Найди картинки на заданный звук».
Также дидактические игры активизируют словарный запас детей, данный вид наглядности формирует лексико-грамматический строй речи (игры «Овощи или фрукты», «Что где растет», «Кто прилетел к кормушке», «Помоги Карлсону накрыть стол к приходу гостей», «Кто живет в курятнике?», «Водный, воздушный или наземный транспорт?», «Кто живет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?», «Подбери слово»).
Для развития речевого дыхания и длительного речевого выдоха также используются наглядные пособия .
Использование опорных схем для составления рассказов-описаний, сюжетных картинок, серии сюжетных картинок, предметные картинки формируют связную речь на логопедических подгрупповых занятиях. Коррекция звукопроизношения на индивидуальных занятиях проходит с использованием предметных, сюжетных картинок, рассматриванием артикуляционных профилей и т.д.
Использование ИКТ также положительно влияет на результат логопедической работы.
Главное, при подборе средств наглядности ориентироваться на задачи данного занятия, индивидуальные и психологические особенности ребенка, этап занятия и собственные предпочтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...
Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)
В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....
Мультимедийные технологии как средство обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте
Использование ИКТ на занятиях по обучению детей дорожной грамоте...
Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности
Обучение дошкольников умению планировать свою деятельность через хозяйственно - бытовой труд...
"Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста"
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ...
статья на тему "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи и движения"
статья...
Статья ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлены результаты исследования по использованию лэпбука в обучении детей дошкольного возраста...