Авторская программа " Профессии" для детей старшего возраста
рабочая программа (старшая группа)
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение - первая ступень в формировании новых базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Всё это помогает детям расширить представления о действующих профессиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский сад общеразвивающего вида № 17»
Авторская программа
« ПРОФЕССИИ»
Подготовила:
Иванова С.М., воспитатель высшей
квалификационной категории
г.Бугуруслан – 2017 г.
№ п/п | Содержание | Страница |
1 | Введение. | 3 |
2. | Принципы построения программы | 5 |
3. | Формы работы | 6 |
4. | Виды деятельности по программе | 7 |
5. | Средства, используемые в программе | 7 |
6. | Задачи | 8 |
7. | Основные методы и приёмы | 8 |
8. | Календарно – тематическое планирование | 9 |
9. | Диагностика | 33 |
10. | Приложение Приложение 1. Занятие по изобразительной деятельности« Хлебобулочные изделия» Приложение 2. Сюжетно – ролевая игра « Парикмахерская» Приложение 3.Подвижная игра « Вкусный обед» Приложение 4.Беседа « Берегись поезда!» Приложение 5.Сюжетно – ролевая игра « Мы строители Приложение .6 Опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых» Приложение 7. Профориетационный опросник Е. И. Климова Приложение 8. Педагогическая диагностика В.П. Кондрашова по определению уровня развития игры «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера) | 34 37 40 44 48 |
11. | Список использованной литературы. |
Введение
Проблема профессионального выбора всегда стояла перед подрастающим поколением. Школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов.
Задача как можно раньше подготовить к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Ориентирование в мире профессий невозможно без определенного объема знаний о профессиях. Первая, но очень необходимая ступень в выборе профессии это обзорная ориентация в мире профессий, которая может начинаться уже в дошкольном возрасте. Особое внимание необходимо обратить на изучение содержания: дать представление о разных профессиях в детском саду, ближайшем окружении, о работе родителей, воспитывая уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда, систематизируя профориентационный материал. Знакомить с профессиями в форме встреч с интересными людьми, экскурсий.
Пояснительная записка
О множестве профессий дети практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий важно начинать в дошкольном возрасте. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях. Но материалы разрозненны и бессистемны.
Авторская программа позволит систематизировать материал по теме, обогатит знания детей, создаст предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, будет способствовать развитию познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей, что в итоге отразиться на формировании готовности к обучению школе, социальной адаптации ребенка в обществе.
Авторская программа реализуется на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Конвенция о правах ребенка
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
- Приказа № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Программа «Профессии» углубляет задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», « Познавательное развитие».
Цель: развитие познавательных способностей детей на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни человека.
Организация программы:
Диапазон программы: дети 5- 6лет, старший дошкольный возраст.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю проводится одно мероприятие.
Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25 минут.
Общее количество занятий - 35 часов .
Принципы построения программы
В основу программы положены принципы:
- Принцип психологической комфортности.
- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его особенностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
- Принцип дифференцированного подхода.
- Принцип интеграции – интегративность опытно-экспериментальной деятельности с другими видами деятельности.
- Принцип научности - детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
- Принцип доступности - все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Обеспечить усвоение ребёнком способов познания, исследовательской деятельности.
- Принцип развивающего эффекта содержания. Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.
- Принцип системности. Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.
Формы работы
Формы организации детей:
- занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения);
- беседы;
- дидактические игры;
- проблемные ситуации;
- игровые обучающие ситуации;
- проектная деятельность;
- эвристические беседы;
- творческая деятельность: организация творческих конкурсов, выставок;
- праздники;
- экскурсии - следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности).
Формы организации педагога:
- подбор стихов, рассказов, сказок о труде и профессия;
- подготовка оборудования для сюжетно – ролевых игр, дидактических игр;
- организация проведения экскурсий;
- подбор игр: сюжетно - ролевых, подвижных, дидактических по теме « Профессии».
Форма оценки планируемых результатов:
- наблюдения;
- диагностика.
Виды деятельности по программе:
- Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры).
- Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).
- Познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) .
- Восприятие художественной литературы .
- Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.
- Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
- Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) .
- Двигательная (овладение основными движениями).
Средства, используемые в программе
Фортепиано, магнитофон, видеомагнитофон, музыкальный центр, костюмы, атрибуты, видеопроектор, иллюстрации картин, художественная литература, видео и аудио записи, дидактические игры, шапочки-маски.
Задачи:
- Знакомить детей с профессиями, расширяя представления дошкольников о многообразии и значимости любой.
- Формировать представление о том, что такое профессия, вызывать интерес к разным профессиям, расширять кругозор о мире профессий.
- Анализировать профессиональную сферу более осмысленно на основе предоставленного материала; формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии.
- Развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Ожидаемые результаты:
- Сформированность у детей представлений о мире профессий.
- Сформированность ранних профориентационных склонностей.
- Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность.
Основные методы и приёмы
- Наглядные методы и приёмы: наблюдения, метод демонстрации.
- Словесные методы и приёмы: объяснение, рассказ воспитателя, чтение.
- Практические методы: метод упражнений, метод практических работ, метод игры.
Комплексно-тематическое планирование по программе
Месяц | № занятия | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Модуль 1. Введение в мир профессий. | ||
1 | Мониторинг | Осведомленность о труде взрослых. | |
2 | « Эти разные профессии». Методические приёмы. 1. Чтение стихотворения про разные профессии. 2. Пословицы и поговорки о труде. 3. Просмотр презентации « Мир профессии». 3.Дидактическая игра « Кем быть?» 4.Рассматривание альбома « Профессии» | Закрепить и расширить представления детей о профессиональной деятельности взрослых. | |
3 | В.В. Маяковский « Кем быть?». Методические приёмы. 1.Орг. момент. 2. Игра в кругу « Профессия мамы». 3.Портрет В.В. Маяковского. 4.Чтение стихотворения « Кем быть?». 5.Беседа по стихотворению. 6.Физминутка « Разные профессии». 7.Игра « Определи профессию». 8.Игра « Опиши профессию по мнемосхеме». 9. Рефлексия. | Воспитывать (прививать) интерес к будущей профессии через ЧХЛ. | |
4 | Дидактическая игра « Профессии». Содержание игры. Ведущий описывает различные профессии. Задача детей - назвать профессию. Ему нужны такие вещи: | Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. | |
Октябрь | Модуль 2. Профессии “Мир природы” (агроном, фермер). | ||
1 | « Знакомство с трудом агронома». Методические приёмы. Словарь: агроном, плуг, борона, удобрение. 1.Загадка про хлеб. « Мнут и катают, в печи закаляют, а потом за столом нарезают». 2.Беседа « Главная профессия на селе – агроном». 3.Физкультминутка « Дует ветер с высоты» 4. Поговорки про хлеб. «Худ обед, коли хлеба нет». 5. Игра « Каравай приехал к детям» 6. Рефлексия. | Расширять кругозор детей, знаниями о профессиях работников сельского хозяйства (агроном, доярка, ветврач). | |
2 | « Знакомство с профессией фермера». Методические приёмы. Словарь: фермер, доярка, теплица, удобрение, стойло. 1.Беседа « Чем занимается фермер» 2.Едим в гости к фермеру. Играем. 3.Дидактическое упражнение « Какое поле?» 4.Дидактическое упражнение «Сосчитай и сравни» 5.Дидактическая игра « Фрукты и овощи». 6.Игра- физминутка « Во дворе растёт подсолнух». 7.Дидактическая игра « Чем одарит нас?» 8.Дидактическое упражнение « Назови правильно». 9.Фермер угощает ребят мёдом. | Познакомить детей с профессией фермера, профессиональными действиями, предметами-помощниками в труде. | |
3 | Д. Родари « Чем пахнут ремёсла?». Методические приёмы. 1.Выставка книг на тему « Профессии». 2.Дети читаю стихи о разных профессиях. 3.Загадки на тему « Профессии». 4.Работа с рисунками детей на тему « Профессии мам и пап». 5. Едим в кинотеатр. Физминутка «Заводил шофёр мотор: дрр, дрр, дрр,дрр…» 6.Просмотр фильма Джани Родари « Чем пахнут ремёсла?». 7. Беседа по содержанию стихотворения. 8. Поговорки про лодырей. 9. Возвращаемся на машине в детский сад. 10. Игра « Кому что нужно?». | Закрепить знания детей о различных профессиях. | |
4 | Сюжетно – ролевая игра « Ветлечебница». Методические приёмы. Словарь: ветеринар, ветлечебница, профилактика. 1.Создание проблемной ситуации. ( Воспитатель вносит в группу плюшевого котёнка, он не встаёт, стонет) 2.Котёнка нужно показать ветеринару. 3.Сюжетно – ролевая игра « Ветлечебница» Роли: ветеринар, хозяйка питомца. 4. Советы ветеринара по уходу за котёнком. | Воспитание уважения к профессии ветеринар. | |
Ноябрь | Модуль 3. Профессии “Железная дорога” (машинист, проводник, начальник станции, билетный кассир, дежурный по вокзалу, стрелочник). | ||
1 | Беседа с детьми «Берегись поезда». Методические приёмы. 1.Повторяем правила поведения на проезжей части. 2.Загадка про поезд. 3. Сказка « Неосторожная Резвушка». 4. Физминутка «Чух –чух, пыхчу, ворчу». 5.Просмотр плакатов и иллюстраций по технике безопасности на железнодорожном полотне. 6. Игра « Путешествие на поезде». | Познакомить детей с элементарными правилами поведения возле железнодорожного полотна, на проезжей части улицы. Учить детей правильно находить выход из сложившейся ситуации. | |
2 | Конструирование из бросового материала «Вагон». Методические приёмы. 1.Загадка про поезд. 2.Беседа « Как вы думаете, из чего можно изготовить вагончики?» 3.Работа по инструкции. 4. Правила работы с ножницами и клеем. 5.Самостоятельная деятельность детей. 6. Ира « Железная дорога». 7. Рефлексия. | Сконструировать вагон, используя прием «аналогия»; учить детей обклеивать готовые коробочки цветной бумагой, предварительно сделав выкройку. Развивать внимательность, аккуратность, умение выполнять поделку в определённой последовательности. Закреплять приобретённые ранее навыки работы с бумагой, осторожное обращение с ножницами. | |
3 | Дидактическая игра «Отправь паровозик». Содержание игры. Материал: отдельно нарисованные четыре тепловоза и множество разнообразных вагонов, цистерны (пожарная, цистерна с бензином, горючим); вагоны с углем, дровами, песком, гравием, зерном, машинами и другим грузом; пожарные вагоны, почтовые вагоны, вагоны с пассажирами и т.д. Ход игры. Ребята, давайте поможем диспетчеру отправить поезда. Для этого вам нужно внимательно посмотреть на фланелеграф и прицепить свой вагон к нужному составу". В игре участвуют 4 человека. Каждому ребенку дается задание собрать и отправить свой состав: пожарный, грузовой, пассажирский и почтовый поезд. | Закрепить знания детей о назначении поездов, закрепить в активном словаре их названия, упражнять в употреблении этих слов. | |
4 | Мультфильм « Паровозик из Ромашкова». Методические приёмы. 1.Игра « Здравствуй паровозик». 2. Мультфильм « Паровозик из Ромашкова». 3.Физкультминутка « Весёлый поезд». 4. Игра « Собери букет ромашек». | Воспитывать любовь к красоте окружающего мира. | |
Декабрь | Модуль 4. Профессии “Производство” (работники мясокомбината, молокозавода, пекари, кондитеры, газовик) | ||
1 | Беседа с детьми о профессиях настоящего и будущего. Вопросы: 1.Что такое профессия? 2.Перечислите профессии известные вам. 3.Беседа « Как возникли профессии». 4. О какой профессии вы мечтаете? Почему? 5.Есть ли у вас любимое занятие ? Расскажите о нём. | Вызывать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей. | |
2 | Лепка из солёного теста « Хлебобулочные изделия». Методические приёмы. 1.Беседа « Из чего сделаны хлебобулочные изделия?» 2.Загадка для теста. 3.История создания фигур из теста. 4. Физкультминутка « Мы танцуем у печи». 5. Самостоятельная деятельность детей. 6. Пальчиковая гимнастика. « Долго, долго мы лепили…». 7.Рефлексия. | Закрепление представлений детей о хлебобулочных изделиях через приёмы развития мелкой моторики на занятии «Лепка из солёного теста». | |
3 | Сюжетно – ролевая игра « Мы строители». Методические приёмы. Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик, крановщик. | Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры. | |
4 | Подвижные игры « Вкусный обед». Методические приёмы. 1.Стихотворение про повара. Ребята, скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Румяные котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки обеды? 2. Беседа « Каким должен быть повар?» 3.Роли: воспитатель – повар, дети – овощи и фрукты. 4. Правила игры. 5. Эстафеты. 6. Уборка спортивного инвентаря. | Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу; Учить ритмично двигаться под музыку; Закреплять знания о профессии повара, продуктах, содержащихся в кулинарных блюдах, разновидности витаминов. | |
Январь | Модуль 5. Профессии “Больница” (врач, медсестра, социальный работник) | ||
1 | Виртуальная экскурсия в поликлинику (медицинские работники педиатр, окулист, стоматолог, фармацевт, регистратор, лор, медсестра) | Расширять знания детей о людях, которые трудятся в детской поликлинике. | |
2 | Сюжетно – ролевая игра « Больница». Содержание игры: Игровая зона: «дом», «больница, «скорая помощь» (детям одеть бейджеки с названием роли) - А я буду заведующей поликлиники, наблюдать за работой врачей, и как проходит лечение больных. Сюжет игры: Из дома на скорой помощи привозят маму с дочкой, хотят положить в больницу. Врач: слушает , смотрит горло, трогает живот, спрашивает , что болит, ставит диагноз, выписывает лекарство, ставит уколы. Мед. сестра: раскладывает лекарство, приносит и раздаёт его больным, ставит градусники, капельницы , приносит в палату обеды. Водитель скорой помощи: принимает заявки, привозит больных в больницу, ремонтирует машину. | Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам. | |
3 | Аппликация « В гостях у доктора Айболита». Методические приёмы:
| Продолжать знакомить детей с профессией доктор. | |
Февраль | Модуль 6. Профессии “Мир офиса” (бухгалтер, менеджер, кассир) | ||
1 | Беседа на тему «Бухгалтер». Бухгалтер Есть бухгалтер в ресторане, Вопросы: | Познакомить с профессией бухгалтера. Основные понятия: зарплата, деньги, калькулятор. | |
2 | Сюжетно – ролевая игра « Банк». Содержание игры: 1.Проблемная ситуация « вам принесли квитанцию, где мы сможем её оплатить?». 2.Распределение ролей сотрудников. 3.Создаётся обстановка банка: поставить банкомат, терминал, столы для операторов, кассовый аппарат и стул для охранника. 4.Банк начинает свою работу. 5. Каждый «клиент банка» выполняет необходимую ему операцию. ( оплачивает квитанцию, получает кредит и т.п.) 6. Окончание игры. | Систематизировать знания детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний. Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения. Продолжать учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре. | |
3 | Экскурсия в кабинет секретаря -документоведа, беседа. Методические приёмы. 1.История развития секретарских служб. 2.Роль секретаря. 3.Категории секретарей. | Познакомить с профессией секретаря. Основные понятия: документы, печать. | |
4 | Дидактическая игра « Кто чем занимается». Содержание игры: Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги) и т.п. | Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий. | |
Март | Модуль 7. Профессии “Мир творчества” (художник, артист, дизайнер, стилист, скульптор) | ||
1 | « Знакомство с профессией художника» | Познакомить детей с профессией и творчеством художника; формировать у детей положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности. | |
2 | Сюжетно – ролевая игра « Салон красоты». Содержание игры: Активизация словаря: салон красоты, женский мастер, мужской мастер, клиент, укладка, фен, бигуди, прическа, пеньюар, стрижка, маникюр, макияж, пилочка, лак для ногтей, администратор. 1.Сюрпризный момент. Мальвина приглашает кукол к себе на день рождения. 2. Беседа «Кто работает в салоне красоты?». 3. Роли: мастер, администратор, клиент. 4. Игровое действие. 5. Окончание игры. | Обобщение представлений о назначении салона красоты, деятельности специалистов, работающих в нем. | |
3 | Аппликация « Украсим платье для куклы» Методические приёмы. 1.Сюрпризный момент. ( В детский сад пришла посылка от Тётушки Нелли с просьбой помочь украсить платья для кукол.) 2.Работа по инструкции. 3. Правила работы с ножницами и клеем. 4.Самостоятельная деятельность детей. 5. Физминутка « Буратино». 6.Украшаем платье. 7. Рефлексия. | Закрепить умение украшать силуэт платья геометрическими формами. Развивать творчество. | |
4 | Драматизация сказки « Кошкин дом». Содержание сказки: Тили бим – бом! Тили бим – бом! На дворе высокий дом.Тили бим – бом! Тили бим – бом! Ставеньки резные в нём. Роли: рассказчик, кот Василий, гости, кошка, свинья, курица, коза, петух, котята. | Научить детей выразительно передавать образы героев сказок. | |
Апрель | Модуль 8. Профессии “Сфера обслуживания” (парикмахер, визажист, продавец-консультант) | ||
1 | Мониторинг | Профориентационные склонности | |
2 | « Знакомство с профессией портного». Методические приёмы: 1 «Сказка про иголочку» 2.Чтение стихотворения « Портной». 3.История изготовления одежды. 4.Дидактическая игра « Кому что нужно для работы». 5.Практическая деятельность детей. Дети рисуют модели праздничных платьев. 6. Чистоговорка. « Та-та-та – вот такая красота». 7. Рефлексия. | - Расширять представление детей о профессии портного; - обогащать и расширять представления об окружающем мире; - закреплять знания о других профессиях. | |
3 | Сюжетно – ролевая игра « Парикмахерская» Содержание игры: 1.Загадки про полотенце, расчёска, зеркало, ножницы. 2.распределение ролей. 3. выбор атрибутов, подготовка рабочего места. 4.Игровое действие. 5. Рефлексия. | Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера. | |
4 | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Содержание игры: 1.Беседа « Вы были в супермаркете?». 2.Загадки про: продавец, грузчик, уборщица. 3. Работники супермаркета: директор, кассир, охранник, покупатель. 4. Игровое оборудование: « Сладости», « Овощи – фрукты» и т.п. 5.Игровое действие. Супермаркет « Карусель» приглашает за покупками. 6.Рефлексия. | Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли и обобщать представления о структуре супермаркета и об использовании технического прогресса в их труде. | |
Май | Модуль 9. Профессии “Сфера образования” ( воспитатель, учитель, логопед, психолог …) | ||
1 | Экскурсия в школу. Методические приёмы: 1.Дети знакомятся с учителями, ребятами-школьниками. 2. Провести ребят по всей школе и показать классы, столовую, мастерские, актовый зал. 3. В группе обсудить свои впечатления о школе. | 1. Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя. 2. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе. 3. Расширять представления о школе: здесь дети учатся читать, писать, узнают много интересного. 4. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе. | |
2 | Сюжетно – ролевая игра « Школа» Содержание игры: Игровой материал. Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители. Подготовка к игре. Экскурсия в школу. Беседа с учителем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми подготовительной группы. Игровые роли: учитель, ученики. | 1.Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, качественному исполнению ролей. 2. Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, опираясь на ранее полученные знания. 3. Формировать отношение на сотрудничестве и взаимопонимания | |
3 | Праздник « Чья профессия нужней, интересней и важней». | Формировать у детей представление о важности и нужности любой профессии взрослых. | |
4 | Выставка рисунков « Моя будущая профессия». | Стимулирование процесса профессионального самоопределения личности воспитанника, осознание через визуализацию профессиональных предпочтений ребят. |
Мониторинг
Показатели | Методики | Периодичность |
Осведомленность о труде взрослых | Опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых»
| 2 раза в год сентябрь апрель |
Ранние профориентационные склонности | Профориетационный опросник Е. И. Климова
| 1 раза в год сентябрь
|
Игровая деятельность (игры профессионально -ориентированного характера) | Педагогическая диагностика В.П. Кондрашова по определению уровня развития игры «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера)
| 2 раза в год Сентябрь
апрель |
Приложения
Приложение №1
Художественное творчество (лепка)
Тема: «Хлебобулочные изделия»
Цель: закрепление представлений детей о хлебобулочных изделиях через приёмы развития мелкой моторики на занятии «Лепка из солёного теста».
Задачи:1) учить детей приёмам техники лепки из солёного теста, задумывать содержание своей работы на основании личного опыта;
2) уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях;
3) формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки.
Предварительная робота: чтение рассказов «Зерно упало в землю», «Хлеб растёт», чтение стихов «Кусок хлеба», «Хлеб», сказка «Лёгкий хлеб», рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
- Организационный момент.
- Беседа « Из чего сделаны хлебобулочные изделия».
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете, чем пахнет у нас в группе?
Дети: Хлебом, булками, пирогами.
Воспитатель: Правильно. А теперь посмотрите, что лежит у меня на столе.
Как назвать все эти изделия одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Из чего сделаны хлебобулочные изделия?
Дети: Из муки, масла, сахара, соли, воды, дрожжей.
Воспитатель: Да, все эти хлебобулочные изделия сделаны из дрожжевого теста, поэтому они такие пышные, мягкие, вкусные.
Но прежде чем попасть к нам на стол, все эти изделия выпекали в печке.
Сегодня мы с вами тоже будем делать хлебобулочные изделия. Только тесто наше будет не простым, а солёным.
Посмотрите на столы, чего не хватает для работы?
Дети: Теста.
Воспитатель: А сейчас засучим рукава и замесим тесто. - Загадка для теста.
Для теста нам понадобится: загадка
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут,
В порошок её сотрут.
(Мука)
Ещё нам нужна будет нужна соль и вода.
Воспитатель в присутствии детей замешивает тесто.
- История создания фигур из теста.
Рассказ воспитателя : Искусство создания фигур из теста известно из давних времён. Ещё в Древнем Риме из теста делали фигурки идолов для проведения ритуальных обрядов. Широкое распространение, этот вид деятельности получил в 19 веке. В бедных семьях из теста изготовляли фигурки для украшения рождественской ёлки. А чтобы тесто не уничтожали грызуны в них добавляли большое количество соли. Потом ремесло было забыто. А в 20 годы оно возродилось, как художественный промысел.
Воспитатель: Вот тесто и готово.
5. Физкультминутка
Чи-чи-чи (3 хлопка по бёдрам)
Мы танцуем у печи (прыжки на одной ноге)
Чо-чо-чо (3 хлопка над головой)
Возле печки горячо (4 прыжка на двух ногах)
Ча-ча-ча (3 хлопка за спиной)
Дай нам печка калача
Чи-чи-чи (3 хлопка впереди себя)
Сушки наши хороши.
- Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: А теперь приступаем к работе. Изделия из солёного теста долго хранятся, но есть его нельзя. Они используются, как декоративные украшения. Мы слепим хлебобулочные изделия для игры в «Магазин». Приёмы лепки из теста те же что и для лепки из пластилина. Но есть сложности- поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому её надо смачивать водой перед тем как соединять детали.
Каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста. Вспомните, что продаётся в магазинах, что мы раньше рассматривали. Может вы придумаете свой, оригинальный пирог? Приступайте, пожалуйста, к работе…
7. Пальчиковая гимнастика:
Долго, долго мы лепили
Наши пальцы утомили
Пусть немножко отдохнут
И опять лепить начнут
Дружно руки разведём
И опять лепить начнём
Готовые изделия складываются на противень для сушки.
8.Рефлексия.
Воспитатель: А ещё из солёного теста можно вылепить сувениры, игрушки, картины, украсить какие-то предметы. Их можно подарить на праздники друзьям и близким.
Показ изделий из солёного теста.
Приложение №2
Сюжетно – ролевая игра « Парикмахерская»
Цели и задачи:
- расширять и углублять знания и представления детей о профессии парикмахера;
- учить использовать в игре различные предметы, предметы – заместители;
- учить производить по ходу игры простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого;
- закреплять умения действовать в процессе совместно, проявлять отношения партнерства, взаимной поддержки;
- продолжить развитие способности использовать игровую композицию в процессе социально – бытовых действий;
- продолжать обучение сопровождать игровые действия речью;
- закреплять правила поведения в общественном месте;
- расширять словарный запас детей, активизировать речевую активность.
Организационный момент
Вводная беседа.
- Почему такая красивая Настя? Куда она ходила? Что ей там делали?
- Чем еще занимаются в парикмахерской? Кто? Что нужно парикмахеру?
Давайте для этого отгадаем загадки.
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? (полотенце)
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расческа)
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит.
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет. (зеркало)
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет. (ножницы)
Распределение ролей.
- Кто у нас будет парикмахером? В чем он будет работать? Какие инструменты ему нужны?
- Коля будет парикмахером. Кто будет посетителями? Посетителями будут Аня, Олег, Катя, Настя и Маша.
- Зачем пойдут в парикмахерскую Аня, Олег, Катя, Настя и Маша? С кем вы туда пойдете?
Выбор атрибутов, подготовка рабочего места.
- В чем работает парикмахер? Что еще он может носить?
- Как он общается с посетителями? Что не забывает сказать?
Дети организуют рабочее место парикмахера и холл для ожидания клиентов.
Ход игры:
Дети входят в холл, занимают очередь.
- Парикмахер (Коля) приглашает первого посетителя.
- Здравствуйте, заходите, пожалуйста.
- Что вы хотите? Какую стрижку вам сделать? Куда зачесать волосы?
- Давайте вымоем голову. Будем стричь электрической машинкой? Вам сделать еще покороче?
- Давайте уложим феном.
- Сколько я вам должен?
Парикмахер выписывает чек и прощается с первым посетителем.
Приглашают второго клиента.
- Проходите, пожалуйста.
- Что вы хотите? Каким цветом вы хотите покрасить волосы?
- Давайте сначала вымоем голову, затем покрасим волосы и уложим прическу. (Выполняется цепочка действий)
- Хотите посветлее? Вот вам чек, пройдите и оплатите его . До свидания, заходите к нам еще. Будем вас рады видеть.
Приглашают третьего посетителя. Входят мама с маленькой дочкой (кукла).
- Здравствуйте, проходите. Садитесь, пожалуйста, в кресло (сажают в кресло куклу). Закрепляют салфетку.
- Как зовут вашу дочку? Что вы хотите?
- Подстричь челку. Сделать другую прическу.
- Мне будут нужны ножницы, расческа, заколки и две резинки.
- Света, сиди спокойно, не вертись, иначе челка будет не ровной.
- Не больно? Посиди еще чуть – чуть. Осталось только заколоть заколки. Вот и все.
- А теперь снимем салфетку, поворачиваемся к зеркалу. Вам нравится? Тогда оплатите чек и будем вас рады видеть у нас в следующий раз.
Рефлексия.
- Какие вы все красивые! Куда вы ходили? Зачем? Вам понравилось?
Дома расскажите о посещении парикмахерской и сходите туда постричься с родителями по – настоящему.
Приложение №3
Подвижная игра «Вкусный обед»
Задачи:
1.Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро действовать по сигналу;
2.Учить ритмично двигаться под музыку – Музыка;
3.Закреплять знания о профессии повара, продуктах, содержащихся в кулинарных блюдах, разновидности витаминов – Познание;
4.Формировать навыки безопасного поведения во время бега – Безопасность;
5.Формировать начальные представления о здоровом образе жизни (есть овощи и фрукты, содержащие витамины) – Здоровье;
6.Формировать самостоятельность в расстановке и уборке физкультурного инвентаря – Труд;
7.Воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками, умение взаимодействовать в коллективе сверстников – Социализация;
8.Воспитывать желание общаться со взрослым в двигательной деятельности, поддерживать интерес к подвижной игре с речевым сопровождением – Коммуникация.
Ход игры:
Педагог:
Ребята, скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Румяные котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки обеды?
Дети: Повар.
Педагог: Где работает повар?
Дети: В детском саду, школе, столовой, кафе.
Педагог: Каким должен быть повар?
Дети: Знать много рецептов, сильным, любить свою профессию, опрятным.
Педагог: Нам с вами сейчас предстоит приготовить обед из овощей и фруктов. Чем полезны овощи и фрукты?
Дети: В них есть витамины.
Педагог: Какие витамины вы знаете?
Дети: А, Б,С.
Педагог: Мы приготовим борщ. Из чего варят борщ?
Дети: Из овощей.
Педагог: А еще сварим компот. Какие продукты нужны для компота?
Дети: Фрукты (яблоки, груши, абрикосы, виноград)
Педагог: Игра, в которую мы сейчас поиграем, называется «Вкусный обед». Можно я буду поваром, а вы – возьмёте на себя роли овощей и фруктов. Выберите себе медальон, наденьте и рассмотрите его.
Дети выбирают медальоны, взрослый надевает поварской колпак и фартук.
Педагог: Я напоминаю вам правила игры:
1. Под музыку скачем поскоками. С окончанием музыки все продукты бегут к своим кастрюлям - обручам: красный обруч – в нем варится борщ, синий обруч – в нем готовится компот.
2. Во время бега соблюдайте дистанцию друг с другом, не наталкивайтесь друг на друга, не создавайте опасных ситуаций;
3. Повар похвалит те продукты, которые быстро и правильно найдут свою кастрюлю.
Педагог: Продукты собрались вокруг повара и взялись за руки:
Дети встают вокруг взрослого, берутся за руки и идут по кругу, произнося слова:
Ты, наш повар, не ленись!
За обед скорей берись.
Ты почисти нас быстрей,
Чтобы был обед вкусней.
Приготовишь ты сейчас:
Вкусный борщ, компот из нас.
После окончания слов под музыку двигаются подскоками в разных направлениях. С окончанием музыки бегут к кастрюлям – обручам.
Педагог: Проверьте себя и своих товарищей, правильно ли вы заняли место!
И я проверю, все ли вы продукты правильно положили в борщ и в компот. Вы правильно приготовили блюда. А теперь нужно быстро выбрать себе пару и обменяться медальонами.
Дети меняются медальонами друг с другом, игра повторяется сначала.
Оценка педагогом деятельности детей:
Педагог: Весело мы с вами поиграли. Вы отлично справились с заданием повара. Показали хорошие знания об овощах и фруктах, умеете безопасно бегать. Мне понравилось ваше общение, когда вы обменивались медальонами.
В конце деятельности дети самостоятельно убирают физкультурное оборудование на место.
Приложение №4
Беседа «Берегись поезда!»
Цель: Познакомить детей с элементарными правилами поведения возле железнодорожного полотна, на проезжей части улицы. Учить детей правильно находить выход из сложившейся ситуации.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, вы, конечно, знаете, что по нашим улицам движется большое количество машин. И вы знаете, как нужно вести себя на проезжей части дороги, давайте вспомним правила перехода улицы (дети рассказывают, как и где правильно переходить проезжую часть улицы, какие бываю переходы, какими знаками обозначаются).
Воспитатель: Правильно, молодцы, вы знаете все правила безопасности на проезжей части. Ребята, но у нас есть и другой вид транспорта, такой как поезд. А вы все, наверное, знаете, что поезда двигаются не по дороге, а по железнодорожному полотну, вблизи которого, также очень важно соблюдать правила безопасности. Послушайте одну очень поучительную историю, приключившуюся с беспечными мышатами, которые думали, что играть можно вежде, где им захочется.
Сказка «Неосторожная Резвушка»
Однажды Мышка Хитрушка собралась к подруге в гости. Она нарядилась в клетчатую юбку, вязаный жилет, сложила в корзинку гостинцы, а за своими малышами – мышатами Хитрушка попросила приглядеть бабушку-мышку Храпушу, которая очень любила поспать.
- Слушайтесь бабушку! – строго предупредила Хитрушка ребятишек. – Да смотрите, носов из норки не высовывайте. Хотя хозяева на даче и кот Федот с ними, мало ли что может случиться.
- Хорошо! Будем бабушку слушаться, - пообещали мышата.
Когда Хитрушка ушла, бабушка-мышь уселась в кресло, взяла вязание и стала рассказывать мышатам сказку про кота Федота. Но скоро Храпуша выронила рукоделие из рук и сладко задремала. Мышата сначала сидели тихо, старались не шуметь, чтобы не разбудить бабушку, потом стали играть с клубком шерсти, а потом и вовсе решили отправиться на улицу, посмотреть что там интересного.
- Давайте вылезем из норки и побегаем по траве на лужайке, - предложила мышка Резвушка.
- Давайте! – обрадовались мышата, - и один за другим вылезли из норки.
- Как здесь чудесно! – воскликнула Резвушка, - светло, просторно, красиво, есть где покувыркаться, не то, что в нашей тесной норке.
Неподалеку проходило железнодорожное полотно и мышата так заигрались, что оказались прямо возле него.
- Ой, что это? – удивилась Резвушка, - смотрите, какие блестящие железные полоски, интересно, для чего они?
В это время приближался поезд, и мышата услышали стук вагонных колёс.
- Смотрите, это же поезд, уходите быстрей, - закричал мышонок Смышлёныш, - он нас задавит!
Но Резвушке так было интересно, что она не сдвинулась с места и с открытым ртом продолжала смотреть на приближающийся поезд. Мышата едва успели отпрыгнуть в сторону, как огромный поезд на бешеной скорости пронесся мимо них, а бедную Резвушку отбросило ветром так, что она упала на лежащий рядом камень и поранила лапку. Ей было так больно и обидно, что она горько заплакала. Мышата подбежали к Резвушке, помогли ей встать и быстро побежали домой в свою норку. Когда вернулась Хитрушка и узнала всю историю, которая произошла с мышатами, она тоже расплакалась, а мышата сидели и думали, почему плачет их мама. Когда Хитрушка успокоилась, она сказала мышатам: «Вы же могли погибнуть!».
Мышатам стало грустно и стыдно от того, что они так расстроили свою маму, и они пообещали, что никогда больше не будут себя так вести.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, правильно поступили мышата, когда ушли из своей норки? А когда подошли близко к железнодорожному полотну? Почему они чуть не погибли? Можно ли играть возле железной дороги? (ответы детей).
Физкультминутка:
Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу
Стоять на месте не хочу!
Колёсами стучу, стучу
Садись скорее, прокачу!
Поезд отправляется «Ту-ту-у!»
Движенье ускоряется «Чух-чух!»
Остановка – замедляется «С-С-С!»
Воспитатель с детьми рассматривают иллюстрации и плакаты по технике безопасности нахождения на железнодорожном полотне, ещё раз вспоминают и объясняют правила поведения вблизи железнодорожного полотна.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Путешествие на поезде»
Материал: стульчики, расставленные по два, как сиденья в вагоне.
Ход игры: Дети рассаживаются в вагоне, один – вагоновожатый. Вагоновожатый объявляет остановки, и на каждой остановке воспитатель задаёт вопросы по правилам поведения на железнодорожном полотне и в вагоне, дети по очереди отвечают. Правильно ответившие путешествуют дальше, те, кто ошибается, выходят на остановке. Вопросы могут задавать и дети.
Приложение №5
Конспект сюжетно-ролевой игры «Мы — строители»
Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик, крановщик.
Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом? » С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.
Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.
Ход игры
В: - Ребята, отгадайте загадку:
Знает каждый в доме житель-
Этот дом возвел…
Д:- Строитель.
В:- Сегодня мы с вами побываем в гостях у строителей, и посмотрим, чем же занимаются они. Как вы думаете, что делают строители?
Д:- Строят дома, больницы, магазины, школы, детские сады и т. д.
В:-- Из чего строят дома?
Д:- Из строительного материала.
В:- А кто знает, что входит в строительный материал?
Д:- Кирпичи, песок, глина и т. д.
В:- Строитель - это профессия людей, которая нас окружает повсюду. Чтобы построить дом, надо приложить немало усилий различных специалистов строительных профессий, таких как: архитектор, каменщик, маляр, штукатур, плотник, крановщик. Архитектор готовит план будущего здания. Каменщики заливают фундамент под дом и кладут кирпичи. Плотники ставят двери, окна и покрывают крышу. Штукатуры – маляры красят. А теперь отгадайте загадку:
Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
В этой башне мы живем
И она зовется… .
Д:- Дом.
В:- Сейчас я вас приглашаю на экскурсию, на стройку, где строители строят новой дом. По дороге мы рассмотрим здания, построенные нашими строителями. А на чем мы оправимся, отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Д:- Автобус.
В:- Вот и нас на остановке ждет автобус, но чтобы он поехал, нужен шофер. (Выбирается шофер)
Шофер: - Итак, автобус отправляется.
Едет, едет наш автобус
Крутит, крутит колесо (Вращать сжатые кулачки)
Едет, едет наш автобус
Дворниками вжик, вжик, вжик (Руки согнуты в локтях и
двигаются в разные стороны)
Едет, едет наш автобус
Крутит, крутит руль, руль,
Двери открываются, двери закрываются (Ладони открывают и
закрывают лицо)
Едет, едет наш автобус
Всем сигналит «би-и-ип».
В:- Сейчас обратите внимание на доску, где на слайдах изображены здания нашего города. Некоторые из них вам знакомы и сможете их назвать. (Дети рассматривают и называют здания)
В:- Мы подъезжаем к стройке.
Воспитатель с детьми подходит к строительной площадке и проводит инструктаж по технике безопасного поведения на строительном объекте и рядом с ним.
В:- Мы находимся на строительной площадке. На стройке работают строители. Прежде чем начать стройку, необходимо сделать чертёж будущего дома:
Ребёнок:
Мы строителями станем
И построим новый дом.
Первым делом подойдите,
Ознакомьтесь с чертежом.
Привести строительный материал:
- Никита, привези на строительную площадку кирпичи на грузовой машине.
Воспитатель:
Строителя знает весь район,
Мастер он отличный.
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят до облаков
Дом достанет крышей.
Ребёнок:
А теперь возводим стены
Выше роста своего
Кран подъемный вызываем,
Пусть поставит нам окно.
В ходе строительства задает вопросы: «Из чего будем строить дом? (Из кир-пичиков.) Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной.) Это будут стены дома. А как сделать крышу? (Надо положить кирпичик сверху на стены.)
В:- Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. В процессе строительства дома воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой детей: одному предлагает сделать забор, другому — дорожку к дому и т. д. Поощряет совместные игры детей.
В:- Средь облаков на высоте
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
В:- Пусть не сердятся родители
Что измажутся строители.
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь да стоит.
Ребёнок:
Под конец положим крышу
Ах, какая красота!
Дом построен, все довольны
И закончилась игра.
Дети продолжают играть, меняя роли.
В:- Молодцы! Вы настоящие строители! Что вам особенно понравилось?
Наступил вечер, рабочий день закончился и заканчивается работа на строительной площадке. А нам пора возвращаться в детский сад.
(Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад) .
Приложение № 7
Профориетационный опросник
(Е. И. Климов)
(Его можно использовать в старшей и подготовительной к школе группе при небольшой корректировке вопросов с учетом возраста детей. Опросник позволяет определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник пяти - семилетнего возраста.)
Ребенку предлагается 18 пар заданий. После чтения каждой пары ему необходимо выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей клеточке листа ответов ребенок фиксирует свой выбор знаком «+». Если он не может дать четкого ответа, все-таки следует отметить, какая деятельность ему ближе.
1а. Сажать и выращивать цветы, деревья. | 1б. Ремонтировать сломавшийся велосипед, игрушки, мебель. |
2а. Участвовать в играх «Семья», «Детский сад». | 2б. Показать кукольный театр. |
За. Шить, вязать, мастерить, ремонтировать игрушки. | 3б. Участвовать в конкурсе рисунков. |
4а. Ухаживать за животными. | 4б. Участвовать в игре «Продавцы-покупатели». |
5а. Конструировать постройки из кубиков. | 5б. Деталь украшения своими руками (из дерева, отходов материалов, ниток, растений). |
6а. Выращивать растения, удобрять, поливать, пересаживать их. | 6б. Играть в школу, при этом выполнять роль учителя. |
7а. Участвовать в утренниках (петь, читать стихи, танцевать). | 7б. Проектировать, придумывать новые виды игрушек, машин, зданий. |
8а. Быть экскурсоводом, уметь рассказывать людям о какой-нибудь небольшой выставке (рисунков, лепки, аппликации). | 8б. Лечить животных (кошек, собак, птиц), быть ветеринарным врачом. |
9а. Быть в игре машинистом в поезда, водителем поезда, летчиком. | 9б. Уметь организовать какую-нибудь игру (во дворе, детском саду). |
10а. Учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. | 10б. Оказывать людям медицинскую помощь, ухаживать за больными. |
11а. Лепить посуду, фигурки животных, птиц (из глины, пластилина). | 11б. Заниматься озеленением улиц, территории около дома, детского сада. |
12а. Играть со строительным материалом (строить город, вокзалы). | 12б. Рассказывать сказки малышам, играть с ними. |
13а. Участвовать в инсценировке сказок. | 13б. Заниматься разведением рыб в аквариумах и водоемах. |
14а. Собирать из деталей конструктора железную дорогу, космодром. | 14б. Помогать воспитателю в работе с детьми. |
15а. Выращивать животных и. ухаживать за ними. | 15б. Слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов. |
16а. Заниматься аппликацией, вышивкой, моделированием одежды для кукол. | 16б. Слушать и читать книги о растениях и животных. |
17а. Быть в игре проводником вагона, парикмахером. | 17б. Придумать и рисовать костюмы и декорации к спектаклям. |
18а. Смотреть фильмы, диафильмы о жизни цветов, растений, животных. | 18б. Смотреть фильмы, диафильмы о создании какой-нибудь машине (трактора, комбайна, подъемного крана). |
Лист ответов составлен следующим образом: в первом столбце собраны профессии типа «Человек - природа» (садовник, агроном, животновод, зоотехник и др.), во втором — профессии типа «Человек - техника» (слесарь, токарь, крановщик, инженер и др.), в третьем - профессии типа «Человек - человек» (учитель, врач, продавец, медсестра и др.), в четвертом типа «Человек -художественный образ» (певец, актер, чеканщик и др.).
Лист ответов
Дата_______________
Фамилия, имя________________________________
группа ______________
I | II | III | IV |
1а | 16 | 2а | 26 |
За | 36 | ||
4а | 46 | ||
5а | 56 | ||
6а | 66 | 7а | |
76 | 8а | ||
86 | 9а | 96 | 10а |
106 | Па | ||
116 | 12а | 126 | 13а |
136 | 14а | 146 | |
15а | 156 | 16а | |
166 | 17 а | 176 | |
18а | 186 | ||
Сумма + | Сумма + | Сумма + | Сумма + |
П | Т | Ч | X |
Мне нравятся профессии | Я хочу быть |
Приложение №8
Диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера)
(В.П. Кондрашов)
Критерий | Показатели |
Применение в игре знаний, полученных из разных источников (беседы с взрослыми и сверстниками, наблюдения, художественную и познавательную литературу и пр.). |
|
Самостоятельное создание игровых замыслов. |
|
Умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером |
|
- Нормативно-правовые материалы:
- Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г.
- Конвенция о правах ребенка
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
- Приказа № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Специальная литература
Алешина Н.М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М. «Просвещение», 2005. | |
Аромштам М.С. Детский сад – пространство инноваций/ М., Эврика, Детский сад – открытое пространство. | |
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э.Берн. — СПб.; М.: АСТ, 1996. | |
Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52 с. | |
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: СПб. ст./под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., 1995. | |
Выготский, Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка / Л.С.Выготский // Дефектология. — 1996. — №6. | |
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. Дидактический материал по трудовому обучению / В.Г.Машинистов. М.; Просвещение, 1988. | |
Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005. | |
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н.Захаров. — М. — 1988. | |
Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7лет/ /Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. - М.:Просвещение, 2002. | |
Кирилова О.П. Позвольте ребенку выбирать/ М., Эврика, Детский сад – открытое пространство. | |
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. — Р н/Д, 1996. — С.506. | |
Комплексная программа развития образования г. Муравленко до 2010 года. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. | |
Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации / Л.И. Красновский. // Дошкольное воспитание. — 1991. — №10. — С.39—44. | |
Логинова В.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых / В.И. Логинова. // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — Л., 1976. — С.142—153. | |
Степанов В. М., Лапина О. А., Макаровская А. П. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. | |
Третьяков П.И., Белая К.Ю.Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. -М.: Новая школа, 2003. | |
Фалюшина Л.И Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.. :Пособие для руководителей ДОУ.-М.: АРКТИ,2003. | |
Эльконин Д.Б. Психология игры . — М., 1978. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"
Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках...
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем»
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир сто...
Развлекательная программа для детей старшего возраста «Праздник Весны и Труда»
Ознакомление дошкольников с Праздником Весны и Труда...
Игровая программа для детей старшего возраста "В поисках сокровищ"
Игровая программа, которую можно провести на день Именинника, день защиты детей, летнее развлечение....
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего возраста "Колибри"
Коррекционно-развивающая программа «Колибри» «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» предназначена для детей старших возрастных групп детского сада....
Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»
Сегодня перед дошкольным образованием стоитсложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейсядействительности. В данных усло...