Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы.
Погружённые в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию экологической обстановки. Основы экологического воспитания должны закладываться ещё в младшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии личности. Влияние природы на маленького ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной мере соприкасаются с её объектами или явлениями. Объекты природы интересуют дошкольников, привлекают их внимание красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важно. Однако такое эмоциональное состояние должно иметь фундаментом определенные знания, умения и опыт деятельности. Опыт тридцатипятилетней работы в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе. Однако зачастую отсутствует опыт общения с природными объектами (живой и неживой природы), недостаточно знаний и представлений о природном окружении, о правилах экологически-безопасного поведения в природе. Нередко у дошкольников отмечаются отрицательные эмоции к окружающей среде .
ДОУ «Теремок» находится в экологически чистом районе. Здесь ребёнок дышит свежим воздухом, имеет возможность ходить на лыжах, кататься на коньках, санках, ежедневно соприкасаться и изучать естественные объекты природы.
Цель программы:
-формирование начал экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, её явлениям и объектам;
- формировать предпосылки экологического мышления в процессе исследовательской деятельности детей;
- формировать опыт целенаправленного наблюдения за живыми и неживыми объектами природы;
- формировать экологические знания по темам «Лес», «Вода»;
- создавать условия для освоения элементарных правил поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Для успешной реализации поставленных задач в рамках программы разработано:
Перспективное планирование на учебный год по старшей и подготовительной к школе группе.
Оформлен «Экологический центр» для самостоятельной природоведческой деятельности дошкольника:
- уголок игр и экспериментов;
- уголок «Природа нам подарила»;
- выставка юных художников «Мы любим рисовать природу».
Чтобы процесс воспитания начал экологической культуры был увлекательным, занимательным и познавательным, в сельском детском саду целесообразно использовать средства народной педагогики. В рамках кружковой работы «Берегиня» совместная деятельность педагога и детей реализуется через небольшие праздничные мероприятия.
Перспективное планирование по теме «Вода» рекомендовано для реализации в рамках непосредственно образовательной деятельности.
Перспективное планирование по теме «Лес» рекомендовано для реализации в кружковой работе. Это и «Встреча первого снопа», «Именины Лешего», «Покровские посиделки», «Бабушкино подворье», «Именины Домового» и др.
Поскольку игра — наиболее естественный и ведущий вид деятельности дошкольника, , разработана подборка игр экологического содержания. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняет их яркими красками, делает их живыми и более интересными для детей (дидактические игры «Да нет», «Летает, бегает, плавает», «Земля и воздух»; подвижные игры «Дедушка Тимофей», «Ручейки», «У медведя во бору», «Две тетери» и др.).
В процессе реализации данной программы совместно с детьми и их родителями разработан экологический проект «Лес, лес, русский лес — полон сказок и чудес».
Исаклинский район славен родниками. Недаром его прозвали «Край ста ключей». В районе действует областной туристический маршрут «Исаклы- край ста ключей». Совместный детско-родительский проект «Родников вода живая» награждён дипломом Всероссийского конкурса проектов.
Предполагаемыми результатами освоения программы являются:
- сформировано осознанное отношение к природе;
-сформированы предпосылки экологического мышления;
-сформирован опыт целенаправленного наблюдения за живыми и неживыми объектами природы;
-сформированы умения целенаправленных наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- сформированы экологические знания по темам «Лес», «Вода»;
-освоены элементарные правила поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_prikosnis_k_prirode_serdtsem.docx | 72.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Исаклинский детский сад комбинированного вида «Теремок»
«Прикоснись к природе сердцем»
Дети 5-7 лет.
Срок реализации дополнительной программы 2 года.
Цыганко Любовь Геннадиевна
воспитатель высшей категории
Самара
2012 г.
Прикоснись к природе сердцем...
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы.
Погружённые в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен. Он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию экологической обстановки. Основы экологического воспитания должны закладываться ещё в младшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии личности. Влияние природы на маленького ребёнка огромно. Дети ежедневно в той или иной мере соприкасаются с её объектами или явлениями. Объекты природы интересуют дошкольников, привлекают их внимание красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важно. Однако такое эмоциональное состояние должно иметь фундаментом определенные знания, умения и опыт деятельности. Опыт тридцатипятилетней работы в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе. Однако зачастую отсутствует опыт общения с природными объектами (живой и неживой природы), недостаточно знаний и представлений о природном окружении, о правилах экологически-безопасного поведения в природе. Нередко у дошкольников отмечаются отрицательные эмоции к окружающей среде .
ДОУ «Теремок» находится в экологически чистом районе. Здесь ребёнок дышит свежим воздухом, имеет возможность ходить на лыжах, кататься на коньках, санках, ежедневно соприкасаться и изучать естественные объекты природы.
Цель программы:
-формирование начал экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, её явлениям и объектам;
- формировать предпосылки экологического мышления в процессе исследовательской деятельности детей;
- формировать опыт целенаправленного наблюдения за живыми и неживыми объектами природы;
- формировать экологические знания по темам «Лес», «Вода»;
- создавать условия для освоения элементарных правил поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Для успешной реализации поставленных задач в рамках программы разработано:
Перспективное планирование на учебный год по старшей и подготовительной к школе группе.
Оформлен «Экологический центр» для самостоятельной природоведческой деятельности дошкольника:
- уголок игр и экспериментов;
- уголок «Природа нам подарила»;
- выставка юных художников «Мы любим рисовать природу».
Чтобы процесс воспитания начал экологической культуры был увлекательным, занимательным и познавательным, в сельском детском саду целесообразно использовать средства народной педагогики. В рамках кружковой работы «Берегиня» совместная деятельность педагога и детей реализуется через небольшие праздничные мероприятия.
Перспективное планирование по теме «Вода» рекомендовано для реализации в рамках непосредственно образовательной деятельности.
Перспективное планирование по теме «Лес» рекомендовано для реализации в кружковой работе. Это и «Встреча первого снопа», «Именины Лешего», «Покровские посиделки», «Бабушкино подворье», «Именины Домового» и др.
Поскольку игра — наиболее естественный и ведущий вид деятельности дошкольника, , разработана подборка игр экологического содержания. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняет их яркими красками, делает их живыми и более интересными для детей (дидактические игры «Да нет», «Летает, бегает, плавает», «Земля и воздух»; подвижные игры «Дедушка Тимофей», «Ручейки», «У медведя во бору», «Две тетери» и др.).
В процессе реализации данной программы совместно с детьми и их родителями разработан экологический проект «Лес, лес, русский лес — полон сказок и чудес».
Исаклинский район славен родниками. Недаром его прозвали «Край ста ключей». В районе действует областной туристический маршрут «Исаклы- край ста ключей». Совместный детско-родительский проект «Родников вода живая» награждён дипломом Всероссийского конкурса проектов.
Предполагаемыми результатами освоения программы являются:
- сформировано осознанное отношение к природе;
-сформированы предпосылки экологического мышления;
-сформирован опыт целенаправленного наблюдения за живыми и неживыми объектами природы;
-сформированы умения целенаправленных наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- сформированы экологические знания по темам «Лес», «Вода»;
-освоены элементарные правила поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Литература;
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2009
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2009
- Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. СПб; Аукцион, 1997
- Николаева С.Н. Как приобщить ребёнка к природе М:Новая школа, 1996
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении М: ООО Издательство «Скрипторий-2003», 2009
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду М.: Мозаика — Синтез, 2008
Перспективное планирование по теме «ВОДА»
в старшей группе
Месяц | Тема | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность детей и взрослых | Взаимодействие с семьёй | Праздники и развлечения |
Сентябрь | Что нас окружает | «Познание», «Коммуникация» «Социализация», «Безопасность», «Здоровье». Задачи: -формировать представления об объектах природы («Познание»); - формировать представление об объектах, созданных человеком («Познание»); - расширять представления о содружестве человека и природы («Познание»); - формировать опыт общения в малых детских группах («Социализация»); - пополнять активный словарь детей («Коммуникация»); - формировать опыт безопасного поведения в заповедных зонах («Безопасность»); - закреплять представления детей о ЗОЖ («Здоровье»); | Целевая прогулка по участку детского сада. Просмотр слайдов о природе. Ситуативный разговор «Природа нашего края». Активное слушание музыкальных произведений: «Земля - наш дом» В. Добрынин. Д/ игры «Что такое хорошо и что такое плохо?» «Береги природу» | Анкетирование родителей: «Экологическое образование в семье». Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и семье. | |
Октябрь | Без чего человек не сможет прожить? Голубые капельки | «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье». Задачи: -дать детям представление о том, какое значение всего живого на земле имеют воздух, вода и свет («Познание»); - формировать представления детей о родниках как бесценном даре природы («Познание»); - формировать умение осторожно и осмотрительно относиться к окружающему миру природы («Безопасность»); - дать представление о влиянии природы на жизнь и здоровье человека («Здоровье»). - инициировать общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность(«Коммуникация») «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» Задачи: -закрепить умение детей рисовать восковыми мелками («Художественное творчество»); - развивать способность передавать в рисунке свои впечатления о встрече с природой («Художественное творчество»); - развивать способность высказывать свои впечатления о явлениях природы («Коммуникация»); -развивать способность эмоционально воспринимать музыкальные произведения («Музыка»). | Малоподвижная игра «Ручеек» Игра с мячом «Воздух, земля, вода» Дидактические игры «Летает, плавает, бегает», «Юные защитники природы» Рассматривание иллюстраций, картин о природе; -чтение стихов о природе; -слушание песен «Пасмурная погода» Р. Паулса, «Непогода» М. Дунаевский. | Экологический праздник «Давайте сохраним природу» | |
Ноябрь | Вода на карте нашего края Гость из водоёма | «Социализация», «Познание» - воспитывать бережное отношение к природе («Социализация»); развивать опыт общения детей в малых детский группах («Социализация»); -способствовать развитию внимания, мышления, воображения («Познание»); - формировать представления детей о родниках как бесценном даре природы («Познание»); -формировать понимание значения воды для всего живого («Познание»); -формировать начала экологического мировоззрения («Познание»). « Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Безопасность») Задачи: - закреплять знания об условиях жизни обитателей водоемов («Познание»); - формировать умение изображать в рисунке обитателей водоемов (лягушку, головастиков) («Художественное творчество»); - пополнять активный словарь детей (головастик, лягушка) («Коммуникация»); - формировать опыт безопасного поведения человека на водоеме («Безопасность»); - создавать положительный эмоциональный фон в детской группе («Музыка»). | Игра «Создай свой водоем», «Подражание», «Мяч лови, слово назови», - конкурс «Кто готов сохранить водоем? -Рассматривание картины «Водоем». | Рекомендации для родителей «Чем мы можем помочь природе?» | |
Декабрь | Экскурсия на «Святой родник» Как на речке, на реке... | «Коммуникация» «Безопасность», «Познание» Задачи: -познакомить детей с происхождением источника чистой воды в селе («Познание»); -дать детям представление о том, что такое «источник», «родник», «ключ» («Познание»); - формировать представления детей о родниках как бесценном даре природы («Познание»); -формировать навыки безопасного поведения в природе («Безопасность»); -обогащать природоведческий словарь, осваивать выразительные средства языка («Коммуникация»). « Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» Задачи: -закрепить знания об особенностях составления коллективной работы («Познание»); -способствовать осознанию мысли о красоте природы, скоротечности прекрасного и необходимости беречь природу («Познание»); -способствовать умению передавать глубину речки в изодеятельности, сочетая светлые и темные оттенки синего («Художественное творчество»); -добиваться целостности художественной выразительности в рисунке («Художественное творчество»); - развивать опыт диалогической речи («Коммуникация»). | Беседы с детьми о родниках. Беседы со старожилами села. Экскурсия в краеведческий музей. Рассматривание иллюстраций с изображениями речки, реки, пруда. Слушание песен «Дождик босоногий» Б. Савельев, «Длинноногий дождик» З. Роот. | Памятка для родителей «Как вы бережете воду?» Родительское собрание «Тайны природы». | |
Январь | Чтение сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». «Конёк-горбунок» | «Познание»,«Социализация», «Чтение художественной литературы» Задачи: -формировать умение понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль («Чтение художественной литературы); -формировать оценочное отношение к героям сказки («Социализация»); - сформировать понятия «живая» и «мертвая» вода («Познание»). « Познание», «Коммуникация», «Социализация» Задачи: -продолжать знакомить детей с народными игрушками («Познание»); - воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров («Социализация»); -учить передавать в лепке отношение к героям сказки («Художественное творчество») | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, конкурс детских рисунков «Мы рисуем сказку». Рассматривание изделий народных промыслов. Экскурсия в ДШИ Экскурсия в краеведческий музей, в ДШИ. | ||
Февраль | Экскурсия на «Партизанский родник» | «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье» Задачи: -познакомить детей с историей «Партизанского родника» («Познание»); -дать детям представление о том, что вода в роднике отличается от водопроводной («Познание»); -воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе («Познание»); - расширять представления о пользе родниковой воды для человека («Здоровье»); - формировать опыт безопасного поведения человека на воде («Безопасность»). | Экскурсия в краеведческий музей, в ДШИ. | Выпуск экологической газеты «Прикоснись рукой и сердцем к Исаклинским родникам». | |
Март | Лесной родник | « Познание», «Коммуникация», «»Художественное творчество», Задачи: -закрепить умение создавать коллективную аппликацию из листьев, используя знакомые приемы вырезания («Художественное творчество»); -формировать начала экологического мировоззрения («Познание»); -развивать способность эмоционально выражать собственные мысли на экологические темы («Коммуникация»); | Рассматривание иллюстраций, картин о природе, чтение книг о природе. -Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему: «Любить, ценить и охранять». | КВН для семейных команд «Что мы знаем о природе и ее охране?» | |
Апрель | Тематический день «Этот чудный мир воды» посвященный Международному Дню Воды | «Познание», «Социализация», Задачи: -закрепить знания детей о воде, как среде обитания живых организмов, о ее свойствах и признаках («Познание»); -формировать понятие о том, как дети могут помочь взрослым сохранить природу («Познание»); -закрепить знания о рациональном использовании природных ресурсов («Познание»); - создавать условия для оптимизации детско-родительских отношений («Социализация»). | Загадки, пословицы, поговорки. Чтение сказок, где упоминается «живая» и «мертвая» вода. -Д/и «Берегите природу и воду» |
Перспективное планирование по теме «ВОДА»
в подготовительной к школе группе
Месяц | Тема | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность детей и взрослых | Взаимодействие с семьёй | Праздники и развлечения |
Сентябрь | «Планета Земля- наш общий дом» | Познание (ознакомление с окружающим) «Социализация», «Безопасность», «Познание» Задачи: -уточнить представление детей о строении солнечной системы («Познание»), -формировать представления о Земле как небесном теле («Познание»); -помочь освоить безопасное для окружающего мира природы поведения,осторожного и осмотрительного отношения к природе («Безопасность»); - дать представление о том, что люди на земле живут в разных местах на суше, но только там , где есть пресная (питьевая) вода («Познание»). - формировать опыт совместной творческой деятельности («Социализация»); | Рассматривание глобуса, карты. Рассматривание картины И. Левитана «Вечер на Волге». Выставка рисунков «Моя страна- моя Россия». Д.и. «Покажи на глобусе» | Рассматривание глобуса, карты. Рассматривание картины И. Левитана «Вечер на Волге». Выставка рисунков «Моя страна- моя Россия». | |
Октябрь | Вода в жизни человека Свойства воды (экспериментирование) Мы рисуем землю. | «Коммуникация», «Социализация», «Познание» Задачи: -продолжать формировать знания о значении воды в жизни человека («Познание»; -формировать бережное отношение детей к воде «Социализация»); -учить вести диалог об экологически грамотном поведении в быту и природе («Коммуникация») Познание (ознакомление с окружающим) «Социализация», «Безопасность», «Познание» Задачи: -ознакомить детей со свойствами воды («Познание»); -развивать навыки проведения безопасных лабораторных опытов («Безопасность»); -формировать бережное отношение к воде («Социализация»); -- формировать опыт общения в малых детских группах («Социализация»); « Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» Задачи: - закреплять знания о Земле как планете («Познание»); -совершенствовать умение рисовать цветными восковыми мелками по белому листу бумаги, с последующим покрытием всего листа гуашью («Художественное творчество»), -учить изображать звездное небо, его вид в безвоздушном пространстве с помощью приема набрызка («Художественное творчество»); -учить продумывать композицию и содержание рисунка («Художественное творчество»); -активизировать впечатления от прочитанных литературных произведений («Чтение художественной литературы»). | Беседы: «Вода на Земле». Рассматривание иллюстраций к картинам Г. Сорока «Вид на платину», В. Васильев «Болото в лесу. Осень», И. Левитан «Озеро», «Вечерний звон». Д/и «Да- нет», «Летает, плавает, бегает» Опыты и эксперименты с водой в центре экспериментирования Рассматривание глобуса. Карты, рассматривание иллюстраций с изображением Земли, слушание песни «Я- Земля», «Я люблю эту Землю». Д/и «Земля – воздух» | Папка – передвижка для родителей «Вы и ваш ребенок- друзья природы или наблюдатели». | |
Ноябрь | Царица-водица Портрет Царицы-водицы. | «Познание» «Социализация», «Здоровье» Задачи: -уточнить и расширить знание детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека в живых организмах, о формах и видах воды (родники, реки, океаны, моря, озера, осадки) («Познание»); -познакомить детей с круговоротом воды в природе («Познание»); -дать представление об основных источниках загрязнения воды, ее последствиях, мероприятий по предотвращению загрязнения («Познание»); -закрепить представление о здоровом образе жизни ,пользе для здоровья чистой воды («Здоровье»); -воспитывать бережное отношение к воде как к основному природном ресурсу («Социализация»); - развивать начала экологической культуры («Познание»). « Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество» Задачи: -совершенствовать у детей развитие воображения, фантазии, творческой самостоятельности («Познание»); - развивать описательность речи («Коммуникация»); - создавать благоприятный эмоциональный фон в детской группе («Музыка»); -развивать способность воплощать в рисунке свой художественный замысел («Художественной творчество»); -закрепить умение использовать в работе различные изобразительные материалы («Художественное творчество»). | Отгадывание загадок, чтение стихов о вожде, инее, льде, росе, дожде. Подвижные игры «Ручеек», «Мы- камешки», «Земля, вода, огонь, воздух». Конкурс рисунков «Фантазия. Фантастика». | Родительское собрание «Воспитание любви к природе». Цель: обсудить с родителями проблему экологической культуры ребенка. | |
Декабрь | «Родники вы, мои родники...» «Мы идём к колодцу водицы напиться…» | «Коммуникация» «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы» Задачи: -продолжать знакомить детей с природными источниками воды («Познание»); - уточнить значение слов «родник, источник, ключ, криница» («Познание»); -пополнять активный словарь ребенка («родник, источник, ключ, криница») («Коммуникация»); -воспитывать бережное отношение к воде («Социализация»); -развивать эмоциональное отношение к прослушанным художественным произведениям («Чтение художественной литературы»). «Познание», «Здоровье», «Музыка», «Физическая культура» Задачи: -продолжать знакомить детей с понятиями колодец, источник («Познание»); -познакомить со строением колодца («Познание»); -продолжать знакомить с основами ЗОЖ («Здоровье»); -воспитывать эмоциональное отношение к прослушанным музыкальным произведениям («Музыка») - развивать двигательную активность детей посредством подвижной игры («Физическая культура»). | Чтение стихов о родниках, слушание песни «Живи, родник, живи». -Создание книжки – малышки «Роднички» Загадки, пословицы о родниках, колодцах. Слушание песни «Колодец». П/и «Ручейки», «Дедушка Тимофей». | ||
Январь | «Речка, речка ты откуда? Речка, речка, ты куда?» Деревенский колодец | «Познание»,»Художественное творчество», «Чтение худоественной литературы» Задачи: -познакомить детей с речкой Ганинкой, ее историейи местом нахождения («Познание»); -развивать способность создавать композии из фотографий («Художественное творчество»); - развивать умение отгадывать загадки («Чтение художественной литературы»). « Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» Задачи: -формировать знания о функциях колодца («Познание); -пополнять активные словарь детей (колодец, пруд) («Коммуникация); -совершенствовать умение создавать коллективную картину, объединяя части общей композиции («Художественное творчество»); -изображать предметы окружающего мира из геометрических форм (Познание»); - | Просмотр слайдов с изображением речки Ганинки, - создание фотоальбома «Река, речушка». Загадки о речке. Экскурсия в ДШИ, ЦДТ. Рассматривание картины В.Поленова «Заросший пруд». | ||
Февраль | Рассказывание сказки «Два ручья» Сказка «Гуси-лебеди» | «Познание»,«Коммуникация», «Чтение художественной литературы» Задачи: -формировать умения сочинять сказки («Познание»); -развивать опыт рассказывания (Коммуникация»); -совершенствовать умение воспринимать образное содержание художественного произведение, его нравственный смысл («Чтение художественной литературы»); -закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки («Чтение художественной литературы»); -уметь слышать и выделять в художественном тексте выразительные средства( «Чтение художественной литературы»); -закреплять опыт изготовления персонажей из глины («Художественное творчество»). «Художественное творчество», «Коммуникация» «Социализация», Задачи: -упражнять в лепке человека и птиц в движении, используя приёмы надрезания пластилина стекой («Художественное творчество»); -побуждать создавать общую композицию («Художественное творчество»); -побуждать к самостоятельному составлению образа персонажа («Художественное творчество»); -развивать способность использовать разные приемы лепки («Художественное творчество»); -развивать способность пересказывания текста («Коммуникация»); -создавать условия для создания единой работы в малой детской группе («Социализация»); | Чтение пословиц, поговорок о воде. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/и «Круги на воде», «Кто больше назовет действий Чтение сказки «Гуси-лебеди». Рассматривание иллюстраций к сказкам художников Ю. Васнецова, Е. Рачева. Игры, заклички, загадки, пословицы, поговорки. | Экологическая газета для родителей «Предание старины глубокой». | |
Март | Знакомство с народными традициями, обычаями, обрядами, связанными с водой Сказка «Живая вода» | «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», Задачи: -продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений («Познание»); -знакомить детей с народными традициями и обрядами («Познание»); -учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании («Чтение художественной литературы»); -воспитывать любовь и уважение к народным традициям, гордость за русский народ («Социализация»). «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» Задачи: -уточнить и обогатить представление о сказках («Познание»); -развивать интуитивное восприятие своеобразия языка русских сказок («Коммуникация»); -развивать умение с помощью интонации создавать и передавать в речи выразительные художественные образы («Коммуникация»); -развивать способности эмоционально воспринимать образное содержание произведения, его смысл («Чтение художественной литературы»);
| Рассматривание картины И. Левитана «Озеро. Русь», Ю. Васнецова «Алёнушка». | ||
Тематический День Воды | |||||
Апрель | Экскурсия на «Серебряный родник», на водокачку Экскурсия на «Артельный родник» | «Познание», «Коммуникация» «Социализация», «Безопасность», «Здоровье» Задачи: -познакомить детей с работой водокачки («Познание»); - дать детям представление о том, как вода поступает в дома («Познание»); -закрепить бережное отношение к воде («Познание»); -формировать представления о том, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил («Познание»); -пополнять активный словарь детей (водокачка) («Коммуникация»); -формировать опыт взаимопомощи в детской группе («Социализация»); -формировать представления об опасности приема человеком грязной, не питьевой воды («Безопасность»); -формировать представления о пользе чистой воды для здоровья человека («Здоровье»). «Познание», «Коммуникация» «Социализация», «Безопасность», «Здоровье», «Музыка» Задачи: -продолжать знакомить детей с природными источниками воды («Познание»); -познакомить детей с историей «Артельного» родника («Познание»); -формировать желание беречь и охранять чистые источники воды («Познание»); -уточнить значение слов «родник, источник, ключ, криница» («Коммуникация»); -формировать опыт взаимовыручки и взаимопомощи в процессе экскурсии («Социализация»); -формировать представления об опасности приема человеком грязной, не питьевой воды («Безопасность»); -формировать представления о пользе чистой воды для здоровья человека («Здоровье»)» -развивать способности эмоционального восприятия музыкальных произведений («Музыка»). | Создание альбома с вырезками из газет и журналов о значении и роли родниковой воды. Слушание песен «Живи, родник, живи», «Родники вы мои, родники». Создание альбома с вырезками из газет и журналов о значении и роли родниковой воды. | Родительское собрание «Войди в природу другом». Цель: повысить интерес родителей к экологии окружения их детей и экологии в целом. | |
Экскурсия на «Зеркальный родник» Растения водоёмов. | «Познание», «Коммуникация» «Социализация» Задачи: -продолжать знакомить детей с природными источниками воды («Познание»); - уточнить значение слов «родник, источник, ключ, криница» («Коммуникация»); -познакомить детей с историей «Зеркального» родника («Познание»); -воспитывать любовь и гордость за свою Малую Родину («Социализация»); «Познание», «Здоровье», Коммуникация» «Безопасность», Задачи: -познакомить детей с лекарственными растениями, растущими около рек, родников и колодцев («Познание»); -сформировать представление о пользе для здоровья человека лекарственных растений, растущих в экологически чистых местах («Здоровье»); -пополнять активный словарь детей (колодец, родник) («Коммуникация»); -формировать представления о безопасном обращении с лекарственными растениями («Безопасность»). | Слушание песен «Живи, родник, живи», «Родники вы мои, родники». Создание альбома с вырезками из газет и журналов о значении и роли родниковой воды Создание гербария лекарственных растений нашей местности. С. р. и. «Аптека», «Семья». | Фотовыставка «Семья и я у родника». | ||
Итоговая диагностика по разделу экологическое воспитание |
Перспективное планирование НОД по теме «Лес »
в рамках кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц | Тема | Непосредственная образовательная деятельность | Виды детской деятельности | Взаимодействие с семьёй | Праздники и развлечения |
Сентябрь | Что такое природа Осенний парк Деревья и кустарники | «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка» Задачи: -формировать умение детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от неживой («Познание»);. -познакомить с основными природными компонентами и их связями («Познание»); -подвести к пониманию того, что окружающая среда влияет на здоровье человека («Познание»); -продолжать знакомить с основами ЗОЖ («Здоровье»); - формировать опыт общения в малых детских группах («Социализация»); - пополнять активный словарь детей (объекты живой природы, объекты не живой природы) («Коммуникация»); -формировать способность эмоционально реагировать на музыку («Музыка»). - «Познание»,«Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» Задачи: -уточнять и углублять знания о взаимосвязи человека и природы («Познание»); - формировать культуру общения с природой («Социализация»); -развивать умение использовать в процессе рисования разнообразный изобразительный материал («Художественное творчество»); -развивать способность использовать различные цвета и оттенки для создания выразительного образа («Художественное творчество»). «Познание», «Коммуникация», «Социализация» Задачи: -зареплять знания о деревьях и кустарниках («Познание»); систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе («Познание»); -закрепить представление детей об условиях жизни растений («Познание»); - систематизировать представления о частях живого организма («Познание»); -развивать умение определять дерево по описанию («Коммуникация»); -развивать опыт общения в малых детских группах («Социализация»). | Коммуникативная: прогулка на участок детского сада. Познавательно-исследовательская: просмотр слайдов о природе; слушание музыкальных произведений: «Земля- наш дом» В. Добрынин. Игровая:Д/ игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» «Береги природу Экскурсии в парк. Коммуникативная: Чтение стихов, рассказов. -Рассматривание иллюстраций. Загадки о деревьях. Беседа на уточнение знаний детей. -Рассматривание гербария, иллюстраций деревьев. -Д/и «Назови дерево или кустарник» Беседа «Деревья нашего края» Ситуативный разговор «Кустарники и деревья» Д/и «Убери лишнее» П/и «Деревья и кустарники» Игра «Найди своё дерево» | Анкетирование родителей: «Ваше отношение к природе. Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в д/с и его реального осуществления в семье. -Фотовыставка «Природа и дети» Рекомендован сбор семян и плодов деревьев совместно родителей с детьми | |
Октябрь | Лекарственные растения Волшебные краски осени Если бы я был деревом | «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка» Задачи: -познакомить с лекарственными растениями («Познание»); -познакомить с особенностями охраны лекарственных растений в России («Познание»); -формировать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях («Познание»); -пополнять активный словарь детей (осенью дышало, золотая осень) («Коммуникация»); - развивать способность выделять главную мысль художественного произведения («Чтение художественной литературы»); -развивать умение характеризовать музыкальные произведения («Музыка»). «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Задачи: -дать представление о том, как композиторы, художники, писатели и поэты, используя разные средства выразительности, передают образ осени («Познание»); -познакомить детей с народными приметами осени («Познание»); -развивать интерес к природным явлениям окружающего мира («Познание»); -формировать знания об экологически грамотном поведении в природной среде («Социализация»); - пополнять активный словарь детей («Коммуникация»); - развивать способность выражать осеннее настроение в рисунке («Художественное творчество»). «Здоровье», «Познание», «Коммуникация» Задачи: -закрепить знания детей о строении деревьев («Познание»); - закрепить знание детей о птицах, живущих в лесах средней полосы России («Познание»); -формировать знания детей о значении деревьев для жизни и здоровья людей («Здоровье»); - пополнять активный словарь детей («Коммуникация»). | Чтение книги «Кукушкины слёзы». Экологическая игра «Узнай целебную трав» рассматривание репродукций картин Левитана «Золотая осень», Грабаря «Рябина». Чтение стихов А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало». Песни об осени. Слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года»; | Сбор гербария. Рекомендации для родителей «Это нужно всем» Экскурсии в лес. | |
Ноябрь | Лес-наше богатство Как растения готовятся к зиме. (Экскурсия в осенний лес). Красная книга природы | «Познание», «Безопасность», «Здоровье» Задачи: -познакомить с природными зонами: лес, луг, тайга («Познание»); -расширять знания о растениях леса («Познание»); -уточнить представление детей о значении леса в жизни человека («Познание»); - -формировать знания детей о значении деревьев для жизни и здоровья людей («Здоровье»); --формировать представления о безопасном поведении в лесу («Безопасность»); - познакомить детей с некоторыми свойствами древесины («Познание»); -воспитывать бережное отношение к природе («Познание»); -формировать знания детей о значении деревьев для жизни и здоровья людей («Здоровье»); - пополнять активный словарь детей («Коммуникация»). «Познание», «Коммуникация», «Безопасность». Задачи: -сформировать у детей представление о состоянии растений осенью («Познание»); - пополнять активный словарь детей («Коммуникация»), -дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений («Познание»); -показать приспособление семян к распространению («Познание») -пополнять знания о поведении человека в зимнем лесу («Безопасность»). «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Задачи: -познакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу («Познание»); -формировать представление об экологических проблемах родного села (города) («Познание»); формировать экологически грамотное поведение в природе («Социализация»); -закрепить умение детей рисовать разные виды исчезающих растений, животных, передавая в рисунке их характерные признаки: цвет, форму, строение («Художественное творчество»); -воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать и охранять все виды животных и растений, которые находятся под угрозой исчезновения («Познание»); -совершенствовать технику рисования («Художественное творчество»). | «Загадки о лесе. Рассматривание иллюстраций с изображением леса. Репродукции картин Шишкина, Левитана. -Чтение С.Маршака «Откуда стол пришёл». Познавательно-исследовательская: чтение стихов о деревьях, загадки о лесе. Игровая: д/и «Кто где живёт», «угадай, какой наш дом», «К названному дереву - беги!». Коммуникативная: чтение пословиц, стихов и рассказов о природе. Познавательно-исследовательская: рассматривание иллюстраций и репродукций картин о природе. | Родительское собрание «Воспитание любознательности средствами природы» Экскурсия с родителями в краеведческий музей. | Праздник леса. |
Декабрь | В лес пришла зима. Волк и лиса- лесные хищники. | «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация» Задачи: -продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе («Познание»); -учить замечать красоту природы и отражать её в рассказах, рисунках («Познание»); -пополнять активный словарь детей («Коммуникация»); - закреплять умение вырезать различные характерные формы из бумаги («Художественное творчество»); - развивать творческую фантазию, самостоятельность в оформлении рисунков («Художественное творчество»); - формировать опыт общения в малых детских группах («Социализация»). «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность» Задачи: -уточнить представление детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время («Познание»); -формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость («Познание»); -упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных («Коммуникация»); -продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение («Коммуникация»); - формировать опыт общения в малых детских группах («Социализация»); -воспитывать любовь и бережное отношение к природе («Социализация»). | Коммуникативная: стихи, загадки, рассказы о природе. Познавательно-исследовательская: наблюдение на прогулках и экскурсиях. Продуктивная: панно для модели «Лес». Познавательно-исследовательская: экскурсия в зимний парк; просмотр сказки «Морозко»; чтение стихов о зиме. картины «заяц на лежке», «Волчья стая зимой», Лиса» и др. | КВН для семейных команд «Что мы знаем о природе и её охране» Деловая игра «Мы любим лес» | |
Январь | Берёзовая роща. Ёлочка Во поле берёза стояла... | Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье» -знакомить с растительным и природным миром своей местности («Познание»); -воспитывать любовь к родному краю («Социализация»); -закрепить умение рассказывать об отличительных особенностях берёзы («Коммуникация»); -формировать представления о пользе березового сока для организма человека («Здоровье»); -формировать опыта безопасного поведения в лесу («Безопасность»). «Художественное творчество», «Познание», «Социализация». Задачи: -уточнить и углубить знания о деревьях («Познание»); -формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к родине («Социализация»); -совершенствовать знания детей об основных частях дерева. В изображении берёзы добиваться определённого сходства с реальным объектом, передавать характерные признаки берёзы («Художественное творчество»). «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация». Задачи: -дать детям представление о лепке ёлочки модульным способом («Художественное творчество»); -побуждать рассказывать о ёлочке последовательно, используя сложные предложения («Коммуникация»); -воспитывать у детей любовь к окружающей природе («Социализация»). «Художественное творчество», «Познание», «Социализация» Задачи: -расширять и обобщать знания о строении берёзы («Познание); -закреплять все изученные приёмы вырезания («Познание»), -развивать чувство композиции и цвета («Художественное творчество»), -формировать потребность участвовать в общем труде («Социализация»). | Познавательно-исследовательская картины о лесе. Репродукция картины Куинджи «Берёзовая роща». Музыкально-художественная слушание песен о берёзах»Отчего так в России берёзы шумят», растёт в Волгограде берёзка», «Берёза-белая подруга», хоровод «во поле берёза стояла» Музыкально-художественная загадки, стихи, песни о лесе. Музыкально-художественная загадки, стихи, песни о лесе. | Выставка рисунков «Берёза-краса русского леса» Фотовыставка «Зимние прогулки в лес» | Праздник «Берёза — символ России» |
Февраль | Снегири на ветке дерева Чтение рассказа Г.Скребицкого «на лесной полянке» Старичок – лесовичок | «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Задачи: -знакомить с зимующими птицами («Познание»); -изучать особенности строения птиц («Познание»); -развивать способность изображать снегиря на бумаге («Художественное творчество»), -пополнять активный словарь детей («Коммуникация»); - формировать опыт общения в малых детских группах («Социализация»). - совершенствовать умение детей отображать главные признаки птиц («Художественное творчество»). «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество» Задачи: - совершенствовать знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы («Познание»); -расширять представление о жизни диких животных средней полосы России («Познание»); -закрепить представления о творчестве художника-иллюстратора («Познание»); - знакомить с произведениями литературы о лесе («Чтение художественной литературы»); - учить передавать образы природы в рисунке («Художественное творчество»). «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация» Задачи: -закреплять все изученные приёмы вырезания («Художественное творчество»); -развивать чувство композиции и цвета («Художественное творчество»); -формировать потребность участвовать в общем труде («Социализация»); -развивать активный словарь детей («Коммуникация»). | Музыкально-художественная загадки, стихи, песни о лесе. Музыкально-художественная загадки, стихи, песня «Почему медведь зимой спит». Игровая: д/и «Лесник, «Найди дерево по семенам» Музыкально-художественная загадки, стихи, песни о лесе. | Вечер игр «Лесные колядовщики» | |
Март | Кто главный в лесу? Лесной родничок. | «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье». Задачи: -расширять представление о профессиях («Познание»); -формировать знания о том, что охраной окружающей среды занимаются экологи, зоологи, лесники («Познание»); -дать детям представление о леснике — человеке, который заботится о лесе («Познание»); -способствовать формированию у детей навыков разумного и безопасного поведения в лесу («Безопасность»); - формировать представления о значении леса для жизни и здоровья человека («Здоровье»). «Познание», «Коммуникация», «Безопасность» Задачи: -совершенствовать умение детей соблюдать правила поведения в природе («Безопасность»); - формировать представления о местных родниках («Познание»); -пополнять активный словарь детей («Коммуникация»); | Музыкально-художественная: чтение стихов «Дикарь». «Прогулка» Игровая: д/и «лесник» Музыкально-художественная: чтение стихов, слушание музыки. Рассматривание картины Поленова «Заросший пруд». Просмотр мультфильма «Родничок» | Родительское собрание «Воспитание доброты к природе» | Весенний праздник птиц. |
Апрель | Весна в лесу (театрализованная сказка) Мой край родной — моё Поволжье. Заповедные места Исаклинского района. Яблоня | «Познание», «Музыка», «Социализация» Задачи: -познакомить с характерными признаками весеннего леса («Познание»); -формировать опыт совместной деятельности («Социализация»); - развивать опыт театрализованной игры («Социализация»); - развивать опыт эмоционального исполнения песни о весе («Музыка»). «Познание», «Социализация», «Безопасность» Задачи: -познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности («Познание»); -познакомить с редкими охраняемыми видами растений и животных Исаклинского района («Познание»); -воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Самарской области («Социализация»); - пополнять опыт безопасного поведения в заповедных природных зонах («Безопасность»); - познакомить с музыкой композиторов Исаклинского района («Музыка»); - познакомить с стихами поэтов Исаклинского района («Чтение художественной литературы»). «Художественное творчество», «Познание» , «Коммуникация». Задачи: -познакомить детей с новым приёмом лепки - рисованием пластилином («Художественное творчество»); -дать представление об умении передавать форму и характерные особенности фруктов при рисовании пластилином, создавать декоративные пластины («Художественное творчество»); - познакомить с внешним видом яблонь (цветущее дерево, плоды на дереве ) («Познание»); - пополнять активный словарь детей («Коммуникация»). | Музыкально-художественная Рассматривание картины на тему «Весна». Загадки, стихи и песни о весне. Познавательно-исследовательская: книги и карты природы Самарского края, заповедников Исаклинского района. Музыкально художественная: Песни и стихи местных поэтов и композиторов. Игровая: д/и «Посели животное» Музыкально художественная: повторение стихов и песен о весне. | Выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем» | Праздник «Природа — наш дом родной» |
Май | Весеннее утро. Тематический День леса | «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация» - обобщить знания детей о жанре живописи — пейзаже («Познание»); -воспитывать интерес к явлениям природы, их отражению в искусстве («Познание»); -формировать умение строить композицию рисунка («Художественное творчество»); - учить передавать колорит весенней природы с помощью смешивания красок («Художественное творчество»). - пополнять активный словарь детей («Коммуникация»); -формировать потребность участвовать в общей трудовой деятельности («Социализация»); Задачи: -подвести итоги работы в течение года по теме «Леса в нашей местности» в рамках образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Чтение художественной литературы». | Игровая: «Отгадай и покажи», «Найди своё дерево», «К дереву и кустарнику — беги», «Дерево-куст», «Наряди дерево по временам года». Подвижная игра «Где растёт дерево?» | Анкетирование родителей «Для чего мы изучаем природу» | Праздник «Давайте сохраним природу» |
Итоговая диагностика по экологии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста «Мой край родной далёкий, близкий»
Содержание программы направлено на создание условий для развития личности дошкольника; развитие мотивации личности дошкольника к познанию и творчеству; обеспечение благополучного эмоционального развит...
КВН «Путешествие по реке» для детей старшего дошкольного возраста (о влиянии природы на здоровье детей и безопасность на природе)
КВН «Путешествие по реке» для детей старшего дошкольного возраста(о влиянии природы на здоровье детей и безопасность на природе)...
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем»
Предлагаю консультацию для родителей в папку передвижку....
Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Добру откроем мы сердца.»
Занятие по духовно-нравственному воспитанию...
Проект Психолого-педагогической деятельности по экологическому развитию детей дошкольного возраста. «Прикоснись к природе сердцем»
Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Задачи:Учить детей понимать и оценивать при...
Авторская программа для детей старшего дошкольного возраста по нетрадиционной технике рисования "Волшебная палитра"
Знакомство детей с новыми художественными материалами, инструментами и техниками помогает развивать творчество....