Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"
рабочая программа (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 48.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение для детей
дошкольного и младшего школьного возраста
прогимназия №18 «Родничок» городского округа город Шарья
Костромской области
Автор:
МАЛЫШЕВА ЛАРИСА ЕВГЕНЬЕВНА
г. Шарья
2010 год
1. Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».
В.А. Сухомлинский
Исследования психологов, экологов и биологов показывают, что дети дошкольного возраста, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, или имеют эти объекты в своем окружении, в других случаях в их поведении проявляется нейтрально – безразличное отношение, а часто и просто отрицательное.
Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить.Нельзя научить детей любить природу, знать ее законы, но находиться вне ее. Поэтому я считаю, что одной из форм организованного взаимодействия детей с окружающей средой является учебная экологическая тропа.
Экологическая тропа является эффективным средством экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста. На базе экологической тропы можно проводить занятия, экскурсии, тематические праздники, конкурсы, выставки, акции.
Экологическая тропа – это своеобразный «кабинет экологии» в природных условиях, где дети овладевают учебно-программным материалом и навыками экологической культуры поведения человека в окружающей среде. Место, где во время движения по маршруту, в сочетании с отдыхом, идет непринужденное усвоение информации и пробуждение любви к природе.
Концептуальными основами программы являются взгляды С.Н. Николаевой, она считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.). Разработан проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.
ЦЕЛЬ:
формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
ЗАДАЧИ
2.Формирование умений разнообразной деятельности детей в природе (в том числе исследовательской и экспериментальной).
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний и правил поведения в природе.
4.Накопление детьми эмоционально - позитивного опыта общения с природой.
3.Формирование осознанного отношения к природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
2.Содержание работы
Содержание работы определено:
- перспективным планом (Приложение 1)
3.Ожидаемые результаты обучения
Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями.
Интерес к познанию живой природы.
Проявление соучастия к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей.
Проявление гуманных чувств к живому.
Мониторинг результатов
(Приложение 2)
4.МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках.
МЕТОДЫ
словесные
наглядные
экспериментирование и исследовательская деятельность
иллюстративно-наглядные
практические
ФОРМЫ
Индивидуальные
- трудовые поручения;
- коллекционирование;
- исследовательская работа
Подгрупповые
- кружковая работа;
- коллекционирование;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- трудовой десант
Фронтальные
- экологические занятия;
- музыкальные занятия;
- праздники;
- экскурсии;
- конкурсы;
- выставки;
- клубная работа;
- фестивали;
- экологические акции
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Средствами являются точки экологической тропы:
- Цветник
- Альпийская горка
- Рябина
- Ландыш
- Береза
- Фруктовый сад
- Фитоогород
- Метеоплощадка
- Столб для птиц
(Приложение 3)
5. МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ
Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка
Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром
Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе
Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДОУ
Проводить наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие
виды деятельности
Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах
Программа является результатом работы над проектом «Экологическая тропа в гимназии» и методической разработки «Наблюдения на экологической тропе». Эти работы имеют высокую оценку на муниципальном уровне. (Приложение 4)
ИНСТРУКЦИИ
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов
-
Составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов
Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости
Фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта)
Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон «Об образовании» РФ
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М., 2002.
3. «Дошкольное воспитание», № 7 1998, № 10 1989, № 8 1999, № 6, 7, 4 2000г., № 7 2001г, № 7 2002г., № 7, 10 2005г., № 3, 5 2008г.
4. «Детский сад от А до Я», № 6 2008г.
5. Методическое руководство по организации экологических троп в Астраханской области. Астрахань. 2000.
6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.
7. Николаева С.Н. «Юный эколог»: Программа и условия ее реализации в детском саду. М.: 1999г.
8. Николаева С.Н. «Эколог в детском саду»: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: 2003г.
9. Программа «Радуга»: под ред. Дороновой, В.В. Гербовой, Г.Н.Гризик и др.; - М.: Просвещение, 1997г.
10. Система экологического воспитания в ДОУ/ авт.- сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная мной программа помогает реализовать ряд основных положений образования дошкольников. Знания, которые получают дети на экологической тропе, тесно связаны с программным материалом и в большинстве случаев расширяют и углубляют его. Главное же состоит в том, чтобы дети учились применять в комплексе знания, полученные из разных предметов, познавая неразрывное единство природы и человека, что повышает научный уровень образования.
Во время пребывания на экологической тропе педагог имеет возможность наблюдать в реальных ситуациях, как дети усваивают не только научные знания о природе, но и этические и правовые нормы отношения к ней. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания знаний, чувств и действий. А такой сплав – главное условие для воспитания воли и убеждений личности.
Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения и воля, которые формируются в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – сохранение среды жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие-беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Правила поведения на экологической тропе»
Материал для педагогов...
Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания
Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...
«Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»
Планирование работы воспитателя с детьми по теме:"Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...
План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»
Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...
Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...
Экологическое мероприятие для детей дошкольного возраста «Стань природе другом»
Основные задачи:• формировать бережное, ответственное отношение детей к родной природе.• способствовать внимательному и заботливому отношению окружающей среде.• расширять кругозор ...
Консультация "Развитие интереса к природе у детей дошкольного возраста с помощью игр экологической направленности."
Экологическое воспитание – это процесс ознакомления ребенка с природой.С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ...