Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа:
«Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»
Тема программы: «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»
Введение
Актуальность: Сегодня перед дошкольным образованием стоит
сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,
умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся
действительности. В данных условиях возникает проблема введения народных традиций в воспитании, обращения к народным традициям и обычаям Республики
Саха.
Целью образования в многонациональной республике является не
только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному
языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них
культуры межнациональных отношений. Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества.
Актуальностью темы является, что родное слово и культура предков это
бесценное богатство у каждого народа. Воспитание детей на родном языке
способствует всестороннему развитию его личности, патриотическому и
нравственному воспитанию, передающему с поколения в поколение.
Федеральный государственный образовательный стандарт дает нам –
педагогам много возможности в плане внедрения национально-
регионального компонента. В детском саду можно создать предметно
-пространственную развивающую среду в виде уголка или национальной
комнаты. Все зависит от творческого подхода каждого воспитателя.
Проблема: У современных детей мало знаний и представлений о своей
стране, о людях разных национальностей живущих в ней, об их культуре и
традициях.
Цель:
Воспитание интереса к родной стране, стремление сделать все возможное,
чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа входящего в
состав РС (Я).
Задачи:
- воспитывать интерес к познанию особенностей жизни народ
Саха.
- развивать умения отражать полученные знания о национальной
культуре в специально созданной обстановке (игра, театр, музыкально-
литературные импровизации, музей).
- развивать творческие способности детей, через знакомство с
национальным народным творчеством.
- вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, побуждая
интерес к познанию своих умений и сотрудничеству с ребенком.
- просвещение родителей, формирование мотива сотрудничества:
ребенок-педагог-родитель.
- воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице, в гостях, в
музее.
Методы работы с детьми:
1. словесный;
2. наглядный;
3. практически-исследовательский;
4. поисковый;
5. игровой.
Предполагаемый результат исследования:
-дети имеют первичные представления о Республике Саха;
-самостоятельно могут рассказать о природных особенностях, климате,
животном мире, коренных жителях, национальных сказках и т.д.;
- выражают желание дальнейшей деятельности по изучению субъектов
РС (Я);
- развиваются психические процессы, такие как: мышление, память,
внимание, воображение, умение исследовать, познавать новое.
Планирование деятельности педагог:
- проводит анкетирование родителей для выявления их отношения к
воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
-обработка результатов анкетирования родителей по патриотическому
воспитанию;
- изучает литературу, интернет ресурсы (факты из истории и т.д.);
- составляет проект по линиям развития посвященный изучению истории
возникновения Республики Саха (Якутия); о происхождении города,
географическом расположении, климате и т.д.; знакомит детей с культурой,
языком, традициями, национальными обрядами;
-использует ТСО;
- подбирает методический и наглядный материал;
-организует выставку творческих работ детей;
-оформляет группу в соответствии с выбранной темой проекта;
-привлекает родителей к поиску и оформлению проекта.
Дети:
- знакомятся с дидактическими и наглядными материалами;
- участвуют в продуктивной, поисковой и игровой деятельности;
- принимают совместное участие с родителями в досуговых мероприятиях;
- знакомятся с художественной литературой;
- ищут с родителями материал по теме проекта.
Материалы:
Дидактические, наглядные пособия (карты, атласы, картинки, музыка,
видео и т.д.), современные средства ТСО, научная, художественная
литература, материалы.
Формы работы:
Планируемая деятельность | Дата проведения |
Сентябрь | |
1.Беседа «Месяц сентябрь – Улуу Суорун» Цель: дать детям представление о месяце сентябре в обычаях и традициях якутского народа. 2.Чтение «Три совета» Ленская А. Цель: развивать интерес детей к национальной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. 3.Рисование якутских узоров «Тараах ойуу», «Ураhа ойуу» Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды. 4.Национальные игры «Хейро», «Сокол и лиса» Цель: развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве. | |
Октябрь | |
1.Беседа «Месяц октябрь – Хотой Айыы» Цель: дать детям представление о месяце октябре в обычаях и традициях якутского народа. 2.Беседа «Место проживания предков - алаас» Цель: закрепить представление детей о местах проживания предков. Вызвать интерес к укладу их жизни. 3.Рисование якутских узоров «Таҥалай ойуу», «Илим ойуу» Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды. 4.Национальные подвижные игры «Перетягивание палки», «Бой быков» Цель: развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве. | |
Ноябрь | |
1.Беседа «Месяц ноябрь – Байанай» Цель: дать детям представление о месяце ноябре в обычаях и традициях якутского народа. 2.Заучивание стихотворения Баал Хабырыыса «Поздняя осень» Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая красоту природы. Развивать поэтический слух детей. 3.Знакомство с национальным инструментом - хомус Цель: познакомить детей с якутским национальным инструментом хомус (внешним видом, звучанием). Расширять музыкальные впечатления детей. 4. Украшение чорона национальным узором (аппликация) Цель: учить составлять якутские узоры на посуде, композиционно правильно располагать аппликацию. Закреплять умение вырезать симметрические формы из бумаги, сложенной гармошкой. 5. Знакомство с якутскими народными играми «Меткий охотник», «Рыбаки с неводом» Цель: развитие ловкости, внимания, координации движений, выдержки. | |
Декабрь | |
1.Беседа «Месяц декабрь – Билгэ Хаан» Цель: дать детям представление о месяце декабре в обычаях и традициях якутского народа. 2.Чтение якутской национальной сказки «Лиса и медведь» Цель: познакомить детей с якутской сказкой, которая учить, что хвастаться некрасиво. 3.Рисование якутских узоров «Оҕуруо ойуу», «Сибэкки ойуу» Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды. 4.Национальная подвижная игра «Игра в ворота» Цель: развитие равновесия, координации движений, гибкости и ритмичности. | |
Январь | |
1.Беседа «Месяц январь – Танха ыйа» Цель: дать детям представление о месяце январе в обычаях и традициях якутского народа. 2.Беседа «Заповедные места Якутии» Цель: расширение представлений детей о географии родного края, формирование бережного отношения к природе 3.Рисование якутских узоров «Билэ ойуу», «Хатырык ойуу» Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды. 4.Национальная подвижная игра «Лунки» Цель: развитие меткости, ловкости, быстроты реакции и выдержки. | |
Февраль | |
1.Беседа «Месяц февраль – Одун Хаан» Цель: дать детям представление о месяце феврале в обычаях и традициях якутского народа. 2.Заучивание стихотворения «Снега лежали ровно» Л. Попов (отрывок) Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая красоту природы. Развивать поэтический слух детей. 3.Рисование якутских узоров «Эрэhэ ойуу», «Сyрэх ойуу» Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды. 4.Национальные подвижные игры «Бег с платком», «Не задень полено» Цель: развитие внимания, быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве. | |
Март | |
1.Беседа «Месяц март – Дьɵhɵгɵй Хотун» Цель: дать детям представление о месяце марте в обычаях и традициях якутского народа. 2.Заучивание стихотворения «Поснежник» И. Эртюкова Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая красоту природы. 3.Рисование якутских узоров «Дьɵhɵгɵй ойуу», «Буɵр ойуу» Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды. 4.Национальная настольная игра «Тыксаан» Цель: развитие мелкой моторики пальцев и координации движений и глазомера. | |
Апрель | |
1.Беседа «Месяц апрель – Айыыhыт Хотун» Цель: дать детям представление о месяце апреле в обычаях и традициях якутского народа. 2.Изготовление якутских сувениров «Коврик» Цель: познакомить детей с национальным сувениром, научить детей изготавливать коврик из бумаги. 3.Рисование якутских узоров «Туйах ойуу», «От ойуу» Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды. 4.Национальная подвижная игра «Волк и жеребята» Цель: развитие волевых качеств, умение внимательно слушать говорящего. | |
Май | |
1.Беседа «Месяц май – Иэйэхсит Хотун» Цель: дать детям представление о месяце мае в обычаях и традициях якутского народа. 2.Знакомство «Животные Якутии», «Птицы Якутии», «Флора Якутии» Цель: продолжать знакомить детей с флорой и фауной Якутии. 3.Рисование якутских узоров «Ынах ойуу», «Кɵҕуɵр ойуу» Цель: учить детей рисовать узоры по мотивам якутских росписей, передавая их колорит. Развивать умение составлять узоры на предметах одежды. 4.Национальная настольная игра «Тырыынка» Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движения и смекалки. | |
Июнь | |
1.Беседа «Месяц июнь – Yрyн Аар Тойон» Цель: дать детям представление о месяце июне в обычаях и традициях якутского народа. 2. Рассматривание картин - якутский священный столб - СЭРГЭ Цель: познакомить детей с разновидностями сэргэ и их основными функциями. Познакомить с народными мифами и поверьями, традициями, связанными с СЭРГЭ. 3. Кумысное празднество - ЫСЫАХ Цель: продолжить знакомство с народными традициями и обычаями. Рассказать об основных элементах праздника. Воспитывать интерес к культуре других народов, толерантное отношение. 4. Знакомство с героическим эпосом «Олонхо» Цель: познакомить с народным героическим эпосом «Олонхо». Дать понятие «героический». Учить пересказывать отдельные сюжеты эпоса. Воспитывать уважение к народному творчеству | |
Июль | |
1.Беседа «Месяц июль – Аан Алахчын» Цель: дать детям представление о месяце июле в обычаях и традициях якутского народа. 2. Народное песенное творчество Цель: знакомить с типами якутской песни, содержанием песенного фольклора. Поддерживать интерес к народным обрядам 3.Косторезное искусство Якутии Изготовление панно «Охота» на пластилиновых дощечках (техника «резьбы» по основе) Цель: познакомить детей с творчеством якутских мастеров-косторезов. Учить определять основную тематику работ, мотивы фольклора и этнографии. | |
Август | |
1.Беседа «Месяц август – Аан Дьааhын» Цель: дать детям представление о месяце августе в обычаях и традициях якутского народа. 2.Беседа «Лекарственные растения Якутии» Цель: познакомить детей с лекарственными растениями Якутии. 3.Рассматривание энциклопедии «Якутия» Цель: продолжать знакомить детей с интересными местами Якутии. 4.Национальная настольная игра «Мотовка» Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движения и смекалки. |
Используемая литература:
1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория,
история, концептуальные основы: монография. - СПб.: Издательство
«Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и
Ленинградской области», 2009.
2. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное
воспитание дошкольника.
3. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы
работы по патриотическому воспитанию.
4. Лыкова И.А. Художественное творчество.
5. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод
проектов в ДОУ.
6 . “Нюргун Боотур Стремительный”- эпос-олонхо Платона Ойунского
перевод на русский язык Владимира Державина. 1982 г.
7. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного
образования в инновационном образовательном учреждении
8. Филиппова Н. И., Флегонтова У. М. Результаты мониторинговых
исследований «Олонхо и современные дети» // Иитии кыьата. - 2011.
9.Андросова Н.П. Якутия: детская энциклопедия.- Якутск: Бичик, 2015.
10. Киричек Е.А., Проснякова Т.Н. Край, в котором я живу. Моя Якутия.-АСТ_ПРЕСС ШКОЛА, 2016.
11.Пестерев В.И. По родному краю. Бичик, 2014.
12.Андросова Ю.В., Александрова Н.П. Олонхо в игровой деятельности. Бичик,2013.
13.Андреева Р.П., Иванова А.Н. Оhуор ойуута, Бичик 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"
Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нео...
Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»...
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре и языку коми народа
тематический план работы по этнокультурному напрвлению в группах дошколного возраста в детском саду...
"Бәхетле балачак" кружок по ознакомлению детей дошкольного возраста с татарской культурой и традициями (публикация для соцсетей) ФПМ 2022 год
Публикация в интернете и СМИ....
Мастер-класс для педагогов на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с народной культурой и традициями»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, воспитатель детского сада №7 «Колосок» с. Благодатного Боровко Екатерина Владимировна.Я думаю, уважаемые коллеги, все вы со мной согласитесь,...