Конспект ООД по программе "Социокультурные ИСТОКИ" для детей старшего возраста. Тема: "Светлая надежда"
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема ННОД: «Светлая надежда»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Присоединение родителей к осмыслению духовно – нравственной категории человека: «Надежда». Развитие единого контекста в группе.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- первичное освоение детьми социокультурных и духовно-нравственных категорий курса пропедевтики «Истоки»;
-познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда».
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- содействие общему развитию ребёнка, развитию его внутреннего мира;
- помогать развивать умение слушать друг друга.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание духовно-нравственной основы личности ребёнка-дошкольника;
-воспитание уважительного отношения друг к другу.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации: групповая, совместная деятельность взрослого и ребенка, работа в парах.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, ресурсный круг совместно с родителями, разговор-диалог, обсуждение, подвижная игра.
Оборудование или материал к ННОД: ИКТ (презентация, фильм «Предание о первой рождественской елке»), открытки с Рождеством, раскраски, карандаши, бумажные звезды для игры, книга 3 для развития детей «Светлая надежда», разрезные пословицы для родителей.
Предварительная работа по плану интеграции: чтение рассказа И.С. Шмелева «Рождество», Е. Ивановской «Предание о первой рождественской елке», Ф.М. Достоевского «Божий дар»
Место проведения: МБОУ «Излучинская ОНШ», дошкольное отделение №1, группа общеразвивающей направленности воспитанников 6-го года жизни №7.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Излучинская общеобразовательная начальная школа"
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории
«Светлая надежда»
Конспект составила:
Лугина Наталья Николаевна
Возрастная дошкольная группа: 5-6 лет
ННОД № 3
пгт. Излучинск, ноябрь 2019г.
Тема ННОД: «Светлая надежда»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Присоединение родителей к осмыслению духовно – нравственной категории человека: «Надежда». Развитие единого контекста в группе.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- первичное освоение детьми социокультурных и духовно-нравственных категорий курса пропедевтики «Истоки»;
-познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда».
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- содействие общему развитию ребёнка, развитию его внутреннего мира;
- помогать развивать умение слушать друг друга.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание духовно-нравственной основы личности ребёнка-дошкольника;
-воспитание уважительного отношения друг к другу.
Виды детской деятельности: Коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы организации: групповая, совместная деятельность взрослого и ребенка, работа в парах.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, ресурсный круг совместно с родителями, разговор-диалог, обсуждение, подвижная игра.
Оборудование или материал к ННОД: ИКТ (презентация, фильм «Предание о первой рождественской елке»), открытки с Рождеством, раскраски, карандаши, бумажные звезды для игры, книга 3 для развития детей «Светлая надежда», разрезные пословицы для родителей.
Предварительная работа по плану интеграции: чтение рассказа И.С. Шмелева «Рождество», Е. Ивановской «Предание о первой рождественской елке», Ф.М. Достоевского «Божий дар»
Место проведения: МБОУ «Излучинская ОНШ», дошкольное отделение №1, группа общеразвивающей направленности воспитанников 6-го года жизни №7.
Ход занятия:
1. Слайд с темой занятия
Слово к родителям.
Дорогие родители! Я приглашаю вас к разговору о Светлой Надежде. Что означают эти слова?
Надежда – это уверенность в добром исходе. В самое трудное время на Руси сохранялась Надежда. Со Светлой Надеждой человек начинал добрые дела и совершал героические поступки. Православный человек самую твердую Надежду возглавлял на Бога, обращаясь к нему с молитвой. Надежда помогала оставаться добрым и терпимым. Придавала сил и мужества, не позволяла опустить руки, чтобы продолжать жить и бороться с трудностями. Не бездействовать.
2. Слайд с пословицами
В пословицах говориться:
- «На Бога уповай, - а сам без дела не бывай».
- «Надейся, будет и на твоей улице праздник».
3. Слайд изображение храма
Со Светлой Надеждой люди посещали храмы. Душа очищалась, становилось легче, верилось в чудо.
4. Слайд праздник Рождества
Одним из самых любимых и чудесных праздников в России является Рождество Христово. В Рождественскую ночь повсюду зажигают свечи, наряжают елочки, славят Христа, рассказывают о чуде Его рождения.
5. Слайд рождение Христа
Не случайно Рождественскую ночь называют ночью младенцев, а Рождество – любимым праздником детей. Только ребенок может стать счастливым от одного вида Рождественской елки и доверчиво ждать чудо.
6. Слайд праздник Рождества дети вокруг елки
Сияние великого праздника искоркой входит в каждый дом, семью, личную жизнь человека. И хотя меняются времена, остается неизменной потребность людей в светлом, живом празднике, ожидании чуда. Все это накрепко связано любовью. И когда в домах и сердцах людей живет Надежда – забываются житейские заботы, неурядицы.
Праздник Светлого Рождества во все времена напоминает людям о милосердии и любви. Призывает творить добро!
Я начну занятие с детьми, а вам предлагаю поразмышлять о смысле следующих пословиц:
1. Взойдет солнышко и к нам во двор.
2. Утро вечера мудренее.
3. Добрая надежда жить помогает.
1. Первая часть. Присоединительный этап.
(Дети заходят в группу и становятся полукругом около выставки открыток посвященных рождественскому празднику) в группе оформлена выставка открыток, посвященных «Рождеству Христово».
Воспитатель: - Добрый день, дети! Сегодня на наше занятие пришли ваши родители, давайте с ними поздороваемся!
Дети: - Здравствуйте!
Воспитатель: - Мне очень приятно видеть ваши добрые улыбки и ласковые глазки. Давайте возьмемся за руки и пожелает друг другу самого желанного, здоровья, что б ваши глаза всегда сверкали счастьем.
Организационный момент:
Воспитатель обращает внимание детей на выставку рождественских открыток:
7. Слайд с Рождественскими открытками
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас лежит на столе?
Дети: - Рождественские открытки.
Воспитатель: - Правильно, это Рождественские открытки. А что изображено на открытках?
Дети: - На поздравительных христианских открытках изображены: Иисус Христос в яслях, летящий ангел со звездой в руках, рождественская ёлка.
Воспитатель: - Да, ребята, очень часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки. Зелень этого дерева – символ Рождества, вечно обновляющейся жизни. Открытки отражали обычай славления Христа в день Его Рождества.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему на рождественских открытках так много звезд?
Дети: - Произошло рождественское чудо, звезды упали с неба и рассыпались.
Воспитатель: - Правильно, дети.
Присоединение к теме:
Воспитатель: - Сегодня на занятии мы с вами поговорим о светлой надежде. Надежда – это уверенность в добром исходе. А так как исход добрый, то и надежда добрая. Со светлой надеждой человек начинал добрые дела и совершал добрые поступки. Со светлой надеждой люди посещали Храмы. Душа очищалась, становилось легче, верилось в чудо. Одним из самых любимых и чудесных праздников в России является Рождество. Сейчас мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.
(Воспитатель и дети садятся в круг).
Беседа по прочитанным произведениям.
Воспитатель: - Мы с вами недавно читали произведение «Рождество». Что вам особенно запомнилось из этого произведения?
Дети: - Необычная ночь, елочные базары, очень холодно, люди идут в Храм.
Воспитатель: - Что пожелали бы вы на Рождество своим близким и друзьям?
Дети: - Счастья, здоровья, благополучия, любви…
Воспитатель: - Что чувствует человек накануне Рождества?
Дети: - Радость, ожидание чуда, надежда на лучшее.
Воспитатель: - А какие подарки вы ждете на Рождество?
(Ответы детей)
2. Вторая часть. Ресурсный круг «Рождественское чудо» Основной этап.
Воспитатель: - Молодцы, садитесь на стульчики. Сейчас я прочитаю вам о празднике Рождества Христова: «Предание о первой рождественской елке» (автор Е. Ивановская), а на доске вы сможете посмотреть картинки к этому произведению.
8. Слайд показ фильма без звука https://www.youtube.com/watch?v=nn-0X7xD3jo
Текст «Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу: - Он спит в пещере в простых яслях. Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос! И вот один Ангел полетел искать, чем украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых роз, лилий, белых, как снег, веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий, сорвал и несколько крупных желтых лотосов… И все цветы принес в пещеру. Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса были устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал: -Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из растений севера, посмотрит на маленького Христа. И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу: - Тс! Тише! Он уснул! Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась. - О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудесные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещеру украсить… И она горько заплакала. Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала: - Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка. И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие звезды и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке. А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом: - Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех? И елочка чувствовала себя вполне счастливо. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память первой елки - той, которая была украшена настоящими звездами с неба. |
9. Слайд картинка «Предание о первой рождественской елке»
Воспитатель: - Итак, как называется произведение, фильм о котором вы посмотрели?
Дети: - «Предание о первой рождественской елке»
Воспитатель: - Что за чудо произошло в рождественскую ночь?
Дети: - Родился Христос!
Воспитатель: - Где он родился?
Дети: - В пещере.
Воспитатель: - Чем украсили пещеру ангелы?
Дети: - Цветами и елочкой.
Воспитатель: - О чем грустила маленькая елочка?
Дети: - О том, что она некрасивая и простенькая.
Воспитатель: - Какое еще произошло чудо?
Дети: - Звезды упали с неба и украсили елочку.
Воспитатель: - «А какое чудо вы ждете на Рождество?»
Далее разговор ведется по кругу. Первым на вопрос отвечает ребенок, сидящий слева от воспитателя.
Дети: - Новую игрушку, новых друзей…
ИГРА: «Собери звезды для рождественской елочки»
Воспитатель: - Ребята, а скоро и мы с вами в нашей группе поставим рождественскую елочку. У нашей елки есть очень много красивых шаров и игрушек, но нет ни одной звезды. Я предлагаю вас сыграть в игру и собрать для нашей елочки разноцветные звезды. Согласны?
Дети: - да!
Воспитатель: -Слушайте внимательно правило игры. Я разделю вас на пары, каждая пара будет собирать звездочки своего цвета, но каждая пара будет держаться за руки. Один будет держать корзинку для звездочек, а второй собирать звездочки, под музыку. Когда музыка закончится, мы с вами посчитаем, чья пара соберет больше звезд для нашей елочки.
3.Третий этап. Выполнение задания раскрашивание раскраски «Вифлеемской звезды».
Воспитатель: - «Люди любят праздник Рождества потому, что считают, что именно в это время чудеса сбываются». Ребята, я вам предлагаю присесть за столы. У вас на столах раскраски с Вифлеемской звездой, рассмотрите внимательно их. Это обычная звезда?
Дети: - Нет, у нее больше лучиков, она очень красивая.
Воспитатель: - Правильно, а чтоб наши звезды были еще красивее, я раздам вам карандаши, а вы их раскрасите.
10. Слайд с пословицами для родителей
Ресурсный круг с родителями.
Воспитатель обращается к родителям: - Уважаемые родители, пока наши детки раскрашивают картинки, я бы хотела услышать ваши рассуждения на пословицы, которые были вам предложены вначале занятия.
Ответы родителей.
11. Слайд с темой
Воспитатель: - А сейчас я вам задам вопросы о Рождестве.
1.Как и весь православный мир, наша страна отмечает праздник Рождество Христово:
- 25 декабря;
- 31 декабря;
- 7 января.
(Ответ: 7 января).
2.День 6 января в нашей стране является:
- Рождественскими Святками;
- Рождественским Сочельником;
- Самим Рождеством.
(Ответ: День перед Рождеством называют сочельником. Православные люди в этот день ничего не едят до самого вечера: ждут, когда на небе первая звездочка загорится,).
3.Двенадцать праздничных дней между праздниками Рождество Христово и Крещение называются…:
- Святки;
- Колядки;
3.Сочельник.
(Ответ: Называют эти дни Святками и продолжаются 12 Священных дней, с 7 января до 19-го, до Крещения Христова).
4.Как назвали Младенца?
- Ирод;
- Иисус Христос;
- Соломон.
(Ответ: Иисус Христос).
5.Слово «Христос»:
1. Это фамилия Иисуса;
2. Означает «Помазанник»;
3. Означает «Сын Бога».
(Ответ: Сын Бога).
6. Иисус родился:
1. В Вифлееме;
2. В Иерусалиме;
3. В Вифании.
(Ответ: В Вифлееме).
7. Как звали родителей Младенца?
- Иван да Марья;
- Мария и Иосиф;
- Пётр и Феврония.
(Ответ: Мария и Иосиф).
8.Счастливую весть о рождении Сына Божьего Деве Марии принёс:
- Ангел;
- Муж;
- Врач.
(Ответ: Ангел).
9.Как ныне называется день, когда Мария узнала, что станет матерью Спасителя человечества?
1. Благовещение;
2. Успение;
3. Пасха.
(Ответ: Благовещение).
10. Второй вестью рождения Сына Божьего была (о):
- Комета;
- Звезда;
- Северное сияние.
(Ответ: Звезда).
Воспитатель: - Молодцы родители!
4.Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим, какие красивые звезды у вас получились. Молодцы, очень постарались.
- Ребята, Рождество Христово – это светлый прекрасный праздник детства, милый и дорогой для каждого человека. На Рождество происходят чудеса и если пожелать чудо не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется.
А за то, что вы сегодня были внимательны, активны на занятии, я хочу вам подарить вот такие медальки, которые будут вам напоминать о нашем занятии.
Воспитатель: - Ребята, а давайте научим наших родителей небольшой новогодней игре?
Дети: - Давайте.
Воспитатель: - Уважаемые мамы и папы, выходите к нам, становитесь в круг и повторяйте с нами!
Физкультминутка «Елочка»
Ждут красавицу колючую | «Рисуют» руками елочку |
В каждом доме в декабре. | Делают ладошками «дом». |
На ветвях зажгут фонарики, | Показывают «фонарики». |
Искры брызнут в серебре. | Руки над головой, пальцы оттопырены |
Сразу станет в доме празднично, | Берутся за руки и становятся в хоровод |
Закружится хоровод. | Идут по кругу |
Дед Мороз спешит с подарками | Закидывают воображаемый мешок |
Наступает Новый год. | Хлопают радостно в ладоши |
Воспитатель: - Дети, а что самого интересного вам сегодня запомнилось и понравилось?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки, улыбнемся и пожелаем друг другу всего самого доброго. Спасибо вам ребята, спасибо родители, мне было очень приятно провести это занятие вместе с вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.
В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...
Конспект коррекционной логопедической деятельности для детей старшего возраста по теме "Автоматизация звука [C] в слогах, словах, словосочетаниях"
ТЕМА: Автоматизация звука [С] слогах, словах, словосочетаниях без стечения согласных....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ОНР "Профессии".
Цели:Активизировать словный запас....
Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего возраста
Русский народный праздник " Масленица"для детей старшего возраста....
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Знакомство детей с водой и её свойствами»
Сформировать у детей представление о воде, её свойствах (прозрачность, текучесть), познакомить с тремя состояниями воды (жидкость, пар, лёд.)...
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста. Тема: «Знакомство детей с водой и её свойствами»
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста. ...
Конспект занятия по математике для детей старшего возраста "Незнайка в гостях у детей"
Дети учатся отсчитывать предметы, работая на трехступенчатой лесенке. Знакомятся с цифрой 7. Учатся узнавать лево и право....