Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
материал по теме

Хасанова Ирина Владимировна

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ustnoe.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

                                   

                           

         

                           Педагогический проект:

«Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

                                   

                                                                                                        Выполнила:

                                                                                                         Воспитатель группы № 9

                                                                                   Хасанова И. В.

                                                         Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.

По содержанию:  социально - педагогический.

Участники проекта: дети, воспитатель групп, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

обоснование проекта

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно  объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,  среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

                                                                                                               К.Д.Ушинский

АКТУАЛЬНОСТЬ

 Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

   А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста обусловлено спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

       Ведь дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

   Участники моего проекта являются дети 3-5 лет, воспитатели и родители. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней

Концептуальность.

Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих  способностей у детей.

Научность

   В исследованиях отечественных педагогов  Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П. Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д., Флериной Е.А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь. В том числе полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сенситивный период.

   Важнейшим  источником  развития детской речи и ее выразительности являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Проблема:

     Проблема,  связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют  поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь  устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного  создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.    Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её  в маловыразительную, скучную  однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Гипотеза проекта:

В ходе работы над данным проектом, я пришла к выводу, что если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

                                                      Цель проекта:

  1. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Определить уровень развития речевого умения детей.  
  2.   Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.  
  3.    Приобщение детей к культуре своего народа.
  4.    Расширение  знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
  5.  Развитие творческих познавательных коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

                                                                        Задачи проекта:

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

  1. Рассмотреть значение устного народного творчества в формировании личности и развития творческой активности у детей;
  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  3. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на учебную деятельность;
  4. Помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;
  5. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;

                                              Методы и формы проекта:

Методы:

Для реализации проекта я использую разные виды методов.

Словесные: беседы, рассказ.

Игровые: дидактические и подвижные игры.

Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия.

                                                         ФОРМЫ:

 Тематические занятия, досуги беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, консультативная работа с воспитателями и родителями, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, свободно-самостоятельная деятельность ,индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.

Наличие теоретической базы:

http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru/user/136090

http://www.maaam.ru/obrazovanie/konspekty-zanyatij

Методическое:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв.М., 1985.

3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.

6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

8. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.

                           Оптимальность и эффективность средств.

  Данный проект осуществляется в МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида».

Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:

  1. проведение цикла тематических  занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на  освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;
  2. проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций;
  3. специальные игровые задания;
  4. психогимнастика;
  5. досуги;
  6. консультативная работа с воспитателями и родителями;
  7. свободно-самостоятельная деятельность; загадывание загадок,  проведение наблюдений,

                                                  Совместная деятельность

 Практика показывает, что ДОУ и семьи является  важным фактором решения общей задачи – формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество детского сада и семьи влияет  на формирование коммуникативных умений в целом. С родителями регулярно проводятся мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры. Совместные досуговые мероприятия с родителями и детьми, родительские собрания, конкурсы и выставки.

                                              Содержание проектной деятельности

 Данный проект реализовался в 3 этапа.

Этапы и сроки реализации:

 I этап – подготовительный,

II этап – практический,  

III этап – заключительный.

1)        подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;

2)        собственно – исследовательский (основной):  выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

3)        завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Результативность:

     При этом использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.

              С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички.                                                      

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

  1.  Составлена картотека по русским, мордовским, татарским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток»,  «Раю-раю» обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
  2. Изготовлены книжки-малышки;
  3. В группе есть аудио и видеокассеты со сказками;
  4. Проводятся викторины;
  5. Конкурсы и выставки детских рисунков;
  6. Открытые мероприятия и праздники;
  7. Анкетирование;
  8. Беседы;
  9. индивидуальные и групповые консультации;
  10. родительские собрания;
  11.  привлекались  родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
  12. неоднократно организовывала совместные выставки работ;
  13. регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.

Проделанная работа дала следующие результаты:

        У детей улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие. Сформировались знания о культуре русского народа.

Разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре

 Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских, мордовских, татарских  народных сказок. Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Диагностика 

результатов деятельности по данному проекту показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Наблюдается улучшение уровня развития речи детей, соответствия уровня развития возрастным нормам наблюдается у  86% детей группы.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

 

 Вывод

     Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

   В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как  без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.

                   Возможность тиражирования.

           Опыт моей работы был представлен на открытых занятиях для педагогов ДОУ. Мною была выполнена курсовая работа на тему «Воспитание толерантной личности в поликультурном пространстве дошкольного учреждения » в рамках курсов повышения квалификации в МРИО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

«Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейш...

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Использование устного народного творчества  наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей....