Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
материал по теме
Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Педагогический проект:
«Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Выполнила:
Воспитатель группы № 9
Хасанова И. В.
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта: дети, воспитатель групп, родители.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
обоснование проекта
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;
оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;
оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;
оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
К.Д.Ушинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста обусловлено спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Ведь дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Участники моего проекта являются дети 3-5 лет, воспитатели и родители. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней
Концептуальность.
Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей.
Научность
В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П. Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д., Флериной Е.А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь. В том числе полноценное владение русским языком благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сенситивный период.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Проблема:
Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.
Гипотеза проекта:
В ходе работы над данным проектом, я пришла к выводу, что если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
Цель проекта:
- Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Определить уровень развития речевого умения детей.
- Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.
- Приобщение детей к культуре своего народа.
- Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
- Развитие творческих познавательных коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи проекта:
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
- Рассмотреть значение устного народного творчества в формировании личности и развития творческой активности у детей;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на учебную деятельность;
- Помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;
- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;
Методы и формы проекта:
Методы:
Для реализации проекта я использую разные виды методов.
Словесные: беседы, рассказ.
Игровые: дидактические и подвижные игры.
Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия.
ФОРМЫ:
Тематические занятия, досуги беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, консультативная работа с воспитателями и родителями, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, свободно-самостоятельная деятельность ,индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
Наличие теоретической базы:
http://festival.1september.ru/
http://nsportal.ru/user/136090
http://www.maaam.ru/obrazovanie/konspekty-zanyatij
Методическое:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв.М., 1985.
3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.
6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
8. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
Оптимальность и эффективность средств.
Данный проект осуществляется в МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида».
Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:
- проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;
- проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций;
- специальные игровые задания;
- психогимнастика;
- досуги;
- консультативная работа с воспитателями и родителями;
- свободно-самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений,
Совместная деятельность
Практика показывает, что ДОУ и семьи является важным фактором решения общей задачи – формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество детского сада и семьи влияет на формирование коммуникативных умений в целом. С родителями регулярно проводятся мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры. Совместные досуговые мероприятия с родителями и детьми, родительские собрания, конкурсы и выставки.
Содержание проектной деятельности
Данный проект реализовался в 3 этапа.
Этапы и сроки реализации:
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
1) подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;
2) собственно – исследовательский (основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
3) завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Результативность:
При этом использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.
Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
- Составлена картотека по русским, мордовским, татарским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «Раю-раю» обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
- Изготовлены книжки-малышки;
- В группе есть аудио и видеокассеты со сказками;
- Проводятся викторины;
- Конкурсы и выставки детских рисунков;
- Открытые мероприятия и праздники;
- Анкетирование;
- Беседы;
- индивидуальные и групповые консультации;
- родительские собрания;
- привлекались родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
- неоднократно организовывала совместные выставки работ;
- регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.
Проделанная работа дала следующие результаты:
У детей улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие. Сформировались знания о культуре русского народа.
Разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских, мордовских, татарских народных сказок. Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Диагностика
результатов деятельности по данному проекту показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Наблюдается улучшение уровня развития речи детей, соответствия уровня развития возрастным нормам наблюдается у 86% детей группы.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Вывод
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.
Возможность тиражирования.
Опыт моей работы был представлен на открытых занятиях для педагогов ДОУ. Мною была выполнена курсовая работа на тему «Воспитание толерантной личности в поликультурном пространстве дошкольного учреждения » в рамках курсов повышения квалификации в МРИО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

«Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейш...

самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей....
План самообразования во второй младшей группе по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....