Беседа с детьми на тему:"Ознакомление детей с русским народным костюмом"
план-конспект занятия (средняя группа)

Селиверстова Светлана Николаевна

  Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды. Вызвать интерес к жизни наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_russkim_narodnym_kostyumom.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 комбинированного вида»

Беседа с  детьми в средней группе

на тему:

«Ознакомление с русским народным костюмом»

                                                                               Подготовила и  провела:

                                                                                воспитатель 1кв. кат.

                                                                            Селиверстова С.Н.

Саранск, 2020

Программное содержание:

1. Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды. Вызвать интерес к жизни наших предков. 2. Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

3. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

 Материал и оборудование:  Традиционный русский костюм, предметы быта Древней Руси (самовар, головные уборы (кокошник, повязка, рушник). Фонограммы русских народных мелодий «Береза», «Ярмарка».

 Предварительная работа: Знакомство с устным народным творчеством: чтение русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», заклички («Дождик, дождик, веселей…», «Грачи-киричи»), поговорок, пословиц («Какова пряха, такова и рубаха», «Терпение и труд все перетрут»). Знакомство с элементами русского народного костюма, музыкальными произведениями русского народа («Колыбельная» Е.Макшансова, «Береза», «А я по лугу» музыка В.Агафонникова). Русскими народными играми «Жмурки», «Ловишки», «Салки».

Ход беседы:

(Дети входят в группу с воспитателем под мелодию «Отчего так в России березы шумят». Обходя  змейкой, встают в полукруг).

Воспитатель: Ребята, мы не случайно начали сегодняшнюю встречу с прославления русской березки. Береза с давних времен считалась любимым деревом русского народа, его символом. - Русский народ талантлив во всем: и в работе, и в отдыхе. Русский фольклор удивляет нас и по сей день изобилием пословиц, поговорок, потешек.

Воспитатель:  Какие из них вы знаете?

 (Ответы детей) «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Воспитатель:  А еще народ говорил: «Какова пряха, такова и рубаха». Вот сегодня, мы с вами и рассмотрим, какова была рубаха. А  сколько труда вкладывали люди, чтобы создать такую красоту. Этот костюм одевали русские женщины. Костюму много лет, а он выглядит, как новенький. А знаете почему? (предполагаемые ответы детей).  Его шили с любовью, очень бережно хранили и одевали только по праздникам. Поэтому костюм радует наш глаз и сегодня. Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Какого цвета использовали материю, для изготовления костюма?

(Ответы детей)  Белого, красного (много), и темной или светлой отделки.

Воспитатель:  Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?

 (Ответы детей) Девушки, женщины.

Воспитатель:  Для чего она нужна (вышивка)?

(Ответы детей)  Для красоты.

Воспитатель:  Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий. Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами. Ребята, а как вы думаете, что вышивали на сарафане?

(Ответы детей) Цветы, солнце, птиц и просто крестиком.

Воспитатель:  По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза. Ребята, а как вы думаете, какой головной убор одевали девушки и женщины?

(Ответы детей).

Воспитатель:  Головной убор девушки: повязка, твердая спереди, она называется «краса». Что использовали девушки для украшения повязки? (Ответы детей).

Воспитатель:  Украшали повязку: бисером, цветными стеклами, бусинками, золотой нитью. Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кокошник (показ головных уборов). Ребята, давайте вспомним, какая в старину была обувь?

 (Ответы детей)

Воспитатель:  На Руси широко распространены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.

Ребята, в таком нарядном костюме не стыдно и на ярмарку пойти.

А что такое ярмарка?

(Ответы детей) Это праздничные рынки, базары.

Воспитатель:  На ярмарке можно было не только купить, но и продать что надо, повеселиться, поводить хороводы. Посмотреть театр, поиграть в игры. Вы хотите поиграть на нашей ярмарке?

(Ответы детей)  Да.

Русская народная игра «Карусель». (В центре зала стоит воспитатель. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему лентами. Дети (по количеству ленточек) стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого – конец ленточки. Воспитатель со словами начинает игру: Еле, ели, закружились карусели, (дети идут шагом). А потом, потом, потом, все бегом, бегом, (дети побежали). Тише, тише, не спешите, карусель остановите (дети останавливаются, идут шагом).

Итог беседы: Ребята, чем вы сегодня занимались? Что больше всего вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий : Триз, мнемотаблицы, коллаж по теме: «Ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой».

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.Задачи развивающих  мнемотаблиц:- развитие основных психических процес...

Статья. Ознакомление детей с русским народным костюмом Воронежской губернии.

Ознакомление детей с русским народным костюмом Воронежской губернии....

НОД по ознакомлению детей с русским народным творчеством “Русские народные сказки”

Познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов русских народных сказок -Е. Рачева, Т. Мавриной.Развивать интерес к русской народной сказки как произведению устного фольклора.Расширять предст...

Презентация "Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом посредством творчества хуждожников-иллюстраторов"

Презентация "Ознакомление  дошкольников с русским народным костюмом посредством творчества художников -иллюстраторов" разработана  в рамках части программы, формируемой участниками...

Детско-родительский проект "Ознакомление дошкольников (6-7 лет) с историей вещей, на примере лексической темы "Одежда" (на примере русского народного костюма Архангельской губернии конца 19 века)"

ФИО автора, ОУВашкевич Мария Николаевна, ОДОД  ГБОУ СОШ № 35 Василеостровского района.Название проектаОзнакомление дошкольников (6-7 лет) с историей вещей, на примере лексической темы "Одежд...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...