Детско-родительский проект "Ознакомление дошкольников (6-7 лет) с историей вещей, на примере лексической темы "Одежда" (на примере русского народного костюма Архангельской губернии конца 19 века)"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Вашкевич Мария Николаевна

ФИО автора, ОУ

Вашкевич Мария Николаевна, ОДОД  ГБОУ СОШ № 35 Василеостровского района.

Название проекта

Ознакомление дошкольников (6-7 лет) с историей вещей, на примере лексической темы "Одежда" (на примере русского народного костюма  Архангельской губернии конца 19 века).

Тип проекта

Творческий.

Цель проекта

Создать условия для развития интереса детей (6-7 лет)  к истории вещей, на примере лексической темы "Одежда" (на примере русского народного костюма  Архангельской губернии конца 19 века).

Продукт проекта

Альбом: «Одежда тогда и сейчас».

Задачи

 

Образовательные:

1. познакомить детей с предметами русского народного костюма  на примере традиционного костюма  Архангельской губернии конца 19 века, с деталями этой одежды, обуви и головных уборов;

2. дать знания о том, как производили одежду в старину на Руси; закрепить представления о профессиях, связанных с производством одежды, обуви, головных уборов;

3.создать условия для развития речи детей, расширения словарного запаса словами: рубаха, сарафан, душегрея, коротёна, лапти, кокошник, косоворотка, порты.

Развивающие:

1. создать условия для активизации творческого воображения детей;

2. создать условия для развития мелкой моторики рук детей, памяти, мышления.

Воспитательные:

1. воспитывать у детей бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других;

2. привлечь внимание родителей к совместной творческой деятельности с детьми по изготовлению альбома «Одежда: тогда и сейчас».

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (сроки) 10.01.2022 г.- 12.01.2 г.

2. Основной (сроки) 13.01.2022 г. – 20.01.2022 г.

3. Итоговый (оформление результатов) 21.01.2022 – 23.01.2022 г.

Критерии и показатели эффективности проекта

1. Интерес детей к проектной деятельности.

2. Включение родителей в проектную деятельность.

Ожидаемые социальные эффекты проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. включенность родителей в образовательный процесс;

2. бережное отношение к изготовленному альбому, а также к костюмам в уголке ряженья и фабричной кукольной одежде;

3. повышение творческой активности детей;

4.повышение с помощью творчества низкой самооценки детей;

5. бережное отношение детей к своей одежде; понимание важности и ценности не количества и дороговизны одежды, а её чистоты и опрятности.

 

Диагностика

Дети: метод - включённое наблюдение.

Родители: степень участия в проектной деятельности (анкетирование).

 

Этап работы

Содержание этапа

Полученный результат этапа

Исполнители, ответственный

Сроки (даты)

1

Подготовительный

 

Сбор материалов для изготовления Альбома: «Одежда тогда и сейчас»

 (пастельных цветов и белые листы бумаги формата А4, цветные гелевые ручки, цветные и простые карандаши, краски (акварель, гуашь), фломастеры, маркеры, ватные палочки,  цветная бумага, клей, кисти, разные кусочки ткани).

 

Знакомство детей с предметами традиционного костюма русских крестьян Северо-Западного региона России.

Чтение сказки Ушинского К.Д. «Как рубашка в поле выросла».

 

Занятие по познавательному развитию: «Секреты из сундука».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание  алгоритмов

художественного оформления

иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас»  (для родителей и для детей).

 

Информирование родителей о конкурсе-выставке.

 

Собраны материалы для создания Альбома: «Одежда тогда и сейчас»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети имеют представление о процессе изготовления одежды на Руси.

 

Дети имеют представление о традиционном костюме  русских крестьян Северо-Западного региона России, о предметах одежды костюма, обуви и головных уборах (зимние и летние, повседневные и праздничные).

1. Просмотрено видео о процессе прядения из льняной кудели, исследованы образцы ткани.

 

2. Рассмотрены иллюстрации и предметы  одежды, головные уборы, платки, сумки в народном стиле.

 

 3. Прослушан аудиогид с сайта Российского этнографического музея:   «Девичий костюм. Русские» https://izi.travel/ru/7aef-russkie/ru#e632-kostyum-donskoy-kazachki-russkie/ru).

4. Проведена дидактическая игра «Угадай, в каком мешочке семена льна?»

 

Созданы алгоритмы  

художественного оформления

иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас» (для родителей и для детей).

 

Опубликована информация для родителей в мессенджере о конкурсе-выставке, размещены фото  примеров художественного оформления

иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас»

Педагоги, дети, родители.

10.01.2022 г.- 12.01.2022 г.

 

2

Практический

 

Проведение занятия по художественному оформление

иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас» . (художественно-эстетическое развитие) «Знакомство с народным костюмом на примере традиционного костюма  Архангельской губернии конца 19 века». Обращено внимание детей на связь орнаментов, цвета одежды с природой края: материал, цвет, используемые декоративные элементы (узоры, природные (растительные и «животные» мотивы) элементы).

 

 

 

Конкурс-выставка   иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас»

 

 

 

 

 

 

 

Занятие «Найди замену» (подбор к предметам традиционного костюма  подходящей замены в современном варианте, возможно, даже несколько вариантов и выполнение изображения).

 

Размещение справочной информации для родителей о занятии «Найди замену».

 

 

В конце занятия детям было предложено творческое задание (по желанию) – вместе с родителям составить иллюстрации предметов современной одежды, из тех, которые дети нарисовали на занятии, а также, дополнить иллюстрации теми, что они сделали дома.  

 

Создание Альбома «Одежда: тогда и сейчас» из иллюстраций, созданных детьми с родителями и на занятиях.

 

Досуг. Дети надевают народные костюмы, водят хоровод, играют в русскую народную игру «Ручеек».

Проведено занятие по  художественному оформлению

иллюстрации для Альбома «Одежда: тогда и сейчас» .

Получены

иллюстрации для Альбома «Одежда: тогда и сейчас».

В конце занятия проведено творческое изучение получившихся иллюстраций: классификация по виду, сравнение по узору и украшению, использованию по времени года (зимняя, летняя), соотнесение предметов традиционной одежды с современными эквивалентами.

 

 

Размещена информация в группе в мессенджере для родителей о конкурсе-выставке   иллюстрации для Альбома «Одежда: тогда и сейчас», сделанных детьми совместно с родителями.

 

 

Проведено занятие «Найди замену» по подбору к  предметам традиционного костюма  подходящей замены в современном варианте и выполнение изображения.

 

 

Размещена информация в группе в мессенджере для родителей о занятии «Найди замену».

 

Созданы иллюстрации из предметов современной одежды, из тех, которые дети нарисовали на занятии, а также, дополнены иллюстрации теми, что они сделали дома с родителями. 

 

 

 

 

 

Создан Альбом «Одежда: тогда и сейчас»

 

 

 

 

Размещена информация в мессенджере для родителей о проведении досуга.

Дети, родители, педагоги

 

13.01.2022 г. – 20.01.2022 г

3

Оформление результатов

 

Награждение участников конкурса -  выставки  иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас»

Проведено торжественное награждение участников конкурса выставки  иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас». Детям

вручены грамоты.

 

Дети, родители, педагоги

 

21.01.2022 – 23.01.2022 г.

 

Диагностика

 

Критерий 1

Интерес детей к Альбому «Одежда: тогда и сейчас», к предметам традиционного костюма и современной одежды.

1. Эмоциональное положительное отношение в процессе работы по теме  - 90 % (15 из 18)

2. Желание продолжать деятельность за пределами отведенного времени  - 66%  (12 из 18)

3. Вопросы по теме - 33% (6 и 18)

4. Задействование творческого продукта в свободной деятельности  - 44 % (8 из 18)

 

    В % от общего числа детей группы.

 

Критерий 2

Включение родителей в проектную деятельность

1. Участие в выставке - 77 %  (14 из 18).

2. Интерес к беседам (принимают участие, задают вопросы) -  38% (7 из 18).

 

В % от общего числа родителей группы.

 

 

Дальнейшее применение продукта проекта:

1. Записать видео с краткими описательными рассказами о предметах традиционной одежды и современных эквивалентах.

2. Реализовать идеи, возникшие в ходе проекта: дополнить Альбом изображениями предметов народного костюма других губерний Северо-Западного региона России (Вологодской, Псковской).

3. Разработать дидактическую игру «Одень куклу в традиционный костюм» на развитие качества зрительного восприятия и внимания детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Решение проблемной ситуации с дошкольниками старшего и среднего возраста на примере русской народной сказки «Колобок» "

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию русской народной сказки "Колобок", эта презентация может быть использованна на занятиях по ознакомлению с окружающим, в частности   на...

Театрализованная деятельность старших дошкольников с элементами конструирования на примере русской народной сказки "Теремок"

Презентация театрализации русской народной сказки "Теремок" с изготовлением кукол-игрушек - действующих лиц спектакля.Постановка спектакля с использованием изготовленной с детьми атрибутики ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание у детей нравственных качеств: дружбы и взаимопомощи, на примере русской народной сказки»...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Русские народные художники-пейзажисты XIX века – И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин»

Цель: приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, чувствовать красоту художественной репродукции картин....

Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

Методическая разработка: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры «Живи в веках моя Россия!»

Детство – каждодневное открытие мира.Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,познанием человека и Отечества.Чтобы в детский ум и сердце входилакрасота настоящего человека,величие и ни с че...