Познавательно-творческий проект "Мир растений"
проект (старшая группа)

Ирина Ивановна Зацепина

Развитие познавательного интереса детей, расширять представления о разнообразии растительного мира, знакомить со свойствами растений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_rasteniy.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Региональная система повышения квалификации

ГАПОУ МО «Губернский коллежд»

Итоговый практико-значимый проект

Тема «Мир растений»

по курсу учебного модуля «Новый подходы к организации образовательного процесса с дошкольниками в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

   

                                                            Выполнила: слушатель КПК

                                                            Зацепина Ирина Ивановна, воспитатель

                                                            МАДОУ Детский сад №1 «Теремок»

                                                            г. Протвино

                                                            Научный руководитель: Михайлова О.А.,

                                                                                                    методист КПК

Серпухов, 2017г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

I Основная часть…………………………………………………………………...5

II Практическая часть……………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Приложение………………………………………...…………………………….13

Введение

Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием. Во время прогулки дети все чаще замечают интересные растения, которые окружают их. В этом возрасте ребята хотят знать больше и быть похожими на взрослых, быть ответственными. Поэтому необходимо расширять знания и представления о мире природы, воспитывать осознанно – бережное отношение к объектам природы. А растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Цель проекта - развивать познавательный интерес детей, расширять представления о разнообразии растительного мира, знакомить со свойствами растений.

Задачи проекта:

· Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений, углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений.

· Дать представление о том, что растениям для роста необходимы свет, тепло, влага и почва.

· Формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.

· Вызвать интерес к наблюдению за процессом роста растений, учить ухаживать за растениями, расширять представления о размножении растений (луковицами, семенами, клубнями, вегетативным методом размножения).

· Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.

Практическая значимость:

Участниками проекта являются воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Предполагаемые результаты – дети ориентируются в многообразии растительного мира, имеют представление о значении растений.

Данный проект может быть использован воспитателями в ходе реализации экологического воспитания.

        

Основная часть

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность. Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка - неповторимы, таит в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им присущую форму. Способность проникать в эти тайны, чувствовать красоту природы, наблюдать за ней – огромное счастье. Художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, красоте, к созиданию и творчеству. Растения окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания и часто не считают живыми объектами природы.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно- техническим прогрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек всё активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

  Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы её преобразования, усвоение природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Поэтому наша основная задача - создать у детей прежде всего установку на здоровый образ жизни, привить им элементы экологической культуры, сформировать экологическое сознание.

Маленький ребенок познает мир всеми органами чувств. Все интересное ему хочется схватить, ощутить всеми органами чувств, проверить на прочность. Именно в этом возрасте можно и нужно начинать формировать бережное отношение ко всему живому. Растения тоже дают обширное поле для наблюдений и получения разнообразного опыта. Цветы можно нюхать и рассматривать, развивая понятие о цвете. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по   уходу за комнатными растениями.

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Я предлагала не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Сравнивая растения, отмечали их различие: у фиалок стебель тонкий, прозрачный, сочный, а листья небольшие, нежные, светло-зеленые, а у фикуса листья большие, яркоокрашенные, ствол толстый, у листьев герани очень сильный запах и бархатистые, круглые листья.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (экологические игры, посещение открытых мероприятий, организация совместной деятельности родителя и ребенка).

Практическая часть

Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный (февраль – июль), исследовательский.

 Участники проекта: воспитанники старшей группы (24 человека), родители воспитанников, воспитатели группы.

План реализации проекта.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • Определение направленности проекта, цели и задач.
  • Создание опытно – исследовательских условий в группе.
  • Дополнение уголка природы в группе.
  • Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.
  • Оформление гербария.
  • Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
  1. Основной этап:

Направление деятельности

Содержание деятельности

Беседы, рассказы

  • «Мир растений».
  • «Как растет растение».
  • «Растения – легкие земли».
  • «Где любят жить растения».
  • «Что мы знаем о комнатных растениях».
  • «Растения на участке и в группе».
  • «Как живут растения зимой».
  • «Первые признаки весны».
  • «Первые цветы».
  • «Одуванчик - чудо-солнышко».
  • «Что растет в цветнике».
  • «Беседа – рассуждение».
  • «Корневая система растений».
  • «Из чего состоит растение».

Опытно – экспериментальная деятельность

Опыты:

  • «Нужно ли растениям тепло?»
  •  «Во всех ли листьях есть питание?»
  •  «Как влияет солнце на растение»
  • «Как вода поступает к листьям»
  • «Потребность растений в воде»

Наблюдения

  • «Растения и кустарники на нашем участке».
  •  «Деревья и кустарники».
  •  «Ель».
  • «Береза».
  •  «Сосна».
  • «Рябина».
  • «Комнатные растения нашей группы».
  • «Одуванчик».
  • «Растения в цветнике».
  • «Цветник».
  •  «Мох».
  • «Растения зимой».
  • «Береза зимой».
  • «Как зимуют цветы?».
  • «Первоцветы».
  • «Проклюнувшиеся почки»
  • «Растения весной».
  • «Тюльпаны».
  • «Какие они, цветущие растения?»

Познавательная деятельность

  • НОД «Мир комнатных растений».
  • НОД «Что вырастает из семени»
  • НОД «Зимние явления в природе: как живут растения зимой»
  • НОД «Дерево»
  • НОД «Деревья и кустарники».
  • НОД «Цветы».
  • НОД «Леса и луга нашей Родины».
  • НОД «Зеленый наряд земли».

Художественное творчество

- Рисование: «Весенние деревья», «Ветка в вазе», «Цветы в горшке», «Белая береза под моим окном», «Деревья в инее», «Деревья смотрят в воду», «Цветут анютины глазки».

- Аппликация: «Весенний букет», «Подснежники», «Тюльпаны», «Цветик – семицветик», «Цветущее дерево».

- Конструирование из бумаги: «Тюльпаны». «Хризантемы», из соленого теста «Тонкий стебелек, красивый цветок», из мозаики.

Игровая деятельность

Подвижные игры, народные игры:

«Растения леса, сада, огорода», «Цветы и пчелки», «К дереву беги!», «Садовник» (народная игра),

Дидактические игры:

 «Жизнь в семенах», «Собери растение», «Что за чудо цветок», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Лекарство», «Кто быстрее», «Найди по описанию», «Горячо – холодно», «Что где растет?», «С чем нельзя в лес ходить?», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод».

Сюжетно – ролевые игры:

 «Садовники», «Помощники в лесу», «Продавец цветов», «Флористы».

Чтение художественной литературы

Рассказы и сказки: 

  • Чтение А. Онегова «Весенняя полянка».
  • Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет».
  • А.А. Плешаков «Зеленые страницы».
  • Т.А. Шорыгина «Маленькие путешественницы».
  • Г. Охапкина «История одного растения. Камелия».
  • Н. Усова «Фиалка», «Ландыш».
  • Н. Бычков «Ромашка», «Маки», «Одуванчик», «Репейник», «Подснежник», «Ландыши».
  •  Л. Герасимова «Василек», «Цветок», «Крапива», «Тюльпаны».
  • Анны Саксе «Сказки о цветах».
  • А.П. Платонов «Неизвестный цветок».
  • Прокофьева С.Л. «Про Машку и Ойку». «Маленький дубок».
  • Загадки, половицы и поговорки.
  1. Заключительный этап:
  • Выставка детских работ по проекту;
  • Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе;
  • Совместное с родителями оформление клумбы на участке для прогулок (высадка рассады).

Заключение

Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру. Подводя итог реализации проекта «Мир растений» можно сделать вывод, что проводимая работа дала положительный результат. Дети стали бережно относиться к растениям, сами выражают желание ухаживать за ними. Были сформированы глубокие знания детей о комнатных растениях, уходе, размножении. В ходе реализации была достигнута цель, которая была поставлена, а именно: удалось развить познавательный интерес детей, расширить представления о разнообразии растительного мира, познакомить со свойствами растений.

Также хочется отметить, что повысилась активность участия родителей в педагогическом процессе группы. 

В целях закрепления воспитательной ценности проекта произошла посадка молодых саженцев цветов на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними.




Список литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – синтез, 2016.
  2. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.
  3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2013.
  4. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10
  5. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.



Приложение

Наблюдение за лилией на клумбе происходило каждый день в течении трех месяцев. Появление из под снега первых побегов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект " Наш край- Поморье. Животные и растения Архангельской области"

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от ...

Познавательно - творческий проект «Животные и растения Архангельской области»

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от ...

Познавательно-творческий проект "Наш край -Поморье. Животные и растения Архангельской области".

Цель проекта-Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Архангельской области....

Познавательно – творческий минипроект для детей старшего дошкольного возраста «Красная книга Подмосковья.Растения»

Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, други...

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

Комплексный познавательно-творческий проект «Комнатные растения - наши друзья» .

С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя еди...

Информационно- познавательно-творческий проект "Комнатные растения - наши друзья"

Проектная деятельность в средней группе детского сада...