Познавательно – творческий минипроект для детей старшего дошкольного возраста «Красная книга Подмосковья.Растения»
проект (подготовительная группа) на тему
Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Каждое растение-это маленькая тайна, которую надо попытаться раскрыть. Это поможет лучше узнать природу своего родного края, бережно относиться к ней.
Данный минипроект был создан и реализован в рамках проекта "Природа родного края" с целью создания условий для формирования у детей знаний о растениях родного края, занесенных в Красную книгу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasnaya_kniga_podmoskovya.rasteniya_pasport_proekta.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – творческий минипроект
для детей старшего дошкольного возраста
«Красная книга Подмосковья.Растения»
Ключкина Елена Валентиновна,
воспитатель
МДОУ Детский сад № 1 комбинированного вида
г.о. Власиха Московской области
2016 год
Паспорт проекта.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки проведения: 07.11.2016. – 14.11.2016.
Участники: воспитатель, дети, родители.
Форма проведения: групповая.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: .
Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов. Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества.
Загрязнение атмосферы, почвы, воды, шумовые загрязнители, огромные мусорные свалки! Переизбыток удобрений, химических пестицидов, которые используют для борьбы с вредителями! Кислотные дожди! Главные виновники этого – промышленность, электростанции, автомобили. Вырубка больших лесных массивов! Осушение болот, непрерывное расширение автодорог! Лесные пожары! Кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, бросает камнем в птицу – развлекается.
В 1966 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) была впервые издана Красная книга.
Каждое растение-это маленькая тайна, которую надо попытаться раскрыть. Это поможет лучше узнать природу своего родного края, бережно относиться к ней.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать в рамках проекта «Природа родного края» познавательно – творческий минипроект «Красная книга Подмосковья. Растения»».
Проектировочный компонент.
Цель: Создание условий для формирования у детей знаний о растениях родного края, занесенных в Красную книгу.
Задачи:
Задачи для детей:
- Расширять кругозор детей о растениях Московской области, занесенных в Красную книгу.
- Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.
- Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе родного края.
Задачи для педагогов:
1.Подготовить презентацию «По страницам Красной книги»
2.Подобрать игры по теме «Растения»
3.Оформить в группе выставку «Природа родного края»
Задачи для родителей:
1.Ознакомление родителей с информационными листами по данной теме.
2.Консультация для родителей «Учите детей любить и беречь природу»
3.Совместное творчество детей и родителей в изготовлении «страничек» для Красной книги группы.
Интеграция образовательных областей:
Познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, труд, безопасность.
Подготовительный этап:
- Выявление первоначальных знаний детей о растениях родного края, в том числе редких.
- Информирование родителей о предстоящей работе..
- Подбор дидактических материалов, наглядных пособий, методической литературы для оформления выставки.
- Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала для проведения бесед и организации организованной образовательной деятельности.
- Подбор презентаций на тему «Красная книга».
- Знакомство с расписанием всероссийских творческих конкурсов на сайте Академия развития творчества «АРТ – талант», посвящённых теме природы. Изучение положений конкурсов.
- Получение разрешения от родителей для участия детей в конкурсах.
Предполагаемый результат:
Осознание детьми и взрослыми значимости изучения редких цветов и растений родного края;
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе города и края;
Формирование стремления сохранять живописные места;
Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой;
Аппликация «Цветочная поляна» участвует во Всероссийском творческом конкурсе «Мы в ответе за планету!» на сайте Страна талантов.
Создание с детьми альбома «Красная книга Подмосковья. Растения».
Продукт проектной деятельности:
- Изготовленные родителями совместно с детьми «странички» для групповой Красной книги.
- Выставка детских рисунков «Редкие растения Подмосковья»
- Аппликация «Цветочная поляна».
- Создание детьми собственных «Красных» книжек-малышек.
- «Красная книга Подмосковья: растения», изготовленная детьми совместно с воспитателем для уголка нравственно-патриотического воспитания (оформление обложки коллажем из букв).
Презентация проекта:
- Презентация детьми «страничек», выполненных совместно с родителями, на тему «Красная книга Подмосковья: растения».
- Обмен опытом с коллегами: выступление на методическом объединении педагогов дошкольного образования г.о.Власиха по теме «Использование новых технологий в экологическом воспитании: организация проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении с природой» (из опыта работы).
- Обмен опытом с коллегами: представление опыта работы по созданию Красной книги Подмосковья (растения), на региональном научно-практическом семинаре «Эффективные формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края».
Организационный компонент. Реализация проекта
Познание. Формирование целостной картины мира.
Организованная образовательная деятельность с использованием информационно коммуникативных технологий по теме «По страницам Красной книги».
Социализация.
Сюжетно-ролевые игры:
«В аптеке».
«Зеленый патруль».
Дидактические игры:
«Убери лишнее».
«Назови цветок по описанию».
«Зеленая аптека».
Коммуникация.
- Беседы по темам «Редкие растения Подмосковья», «Цветы Москвы», «Кустарники и деревья Москвы».
Художественное творчество.
Рисование:
«Мой любимый цветок».
«Растения Подмосковья».
Аппликация:
«Цветочная поляна».
Лепка:
«Цветы нашего края».
Совместная деятельность детей и родителей.
- Консультация для родителей: «Учите детей любить и беречь природу».
- Создание «страничек» с информацией о редком растении Подмосковья для групповой Красной книги.
Рефлексивный компонент.
Реализация проекта прошла успешно. Все поставленные цели и задачи были выполнены в полном объёме.
В результате проведённых мероприятий у детей значительно расширился кругозор в области знаний о редких растениях родного края. Благодаря разным формам работы и видам деятельности по данной теме, дети прочувствовали красоту окружающей природы; поняли значимость каждой травинки, цветочка, кустика и необходимость беречь и охранять природные богатства.
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
1.Организация выставки "Природа родного края" с 17.10.2016. по 18.11.2016.
2.Реализация проекта «Создание Красной книги Подмосковья: растения» с 07.11.2016. по 14.11.2016.
3.Проект будет представлен на премию Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2017 году.
4.Аппликация «Цветочная поляна» участвует во Всероссийском творческом конкурсе «Мы в ответе за планету!» на сайте Страна талантов с 11.01.2017 - 14.04.2017. stranatalantov.com
5. Участие проекта «Создание Красной книги Подмосковья. Растения» во Всероссийском конкурсе для педагогов, детей и родителей «Природы чудный лик» на сайте «Талант с колыбели» с 01.02.2017. – 31.05.2017. Диплом- II место.
6.Обмен опытом с коллегами: представление опыта работы по созданию Красной книги Подмосковья (растения), на региональном научно-практическом семинаре «Эффективные формы и методы повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края» - Сертификат.
7.Создание с детьми альбома «Красная книга Подмосковья. Растения».
1.Беседа с детьми подготовительной группы №10 «Капельки» с использованием ИКТ «По страницам Красной книги».
Цель: Познакомить детей с Красной книгой, как государственным документом, охраняемыми растениями, животными.
В ходе беседы дети узнали, что Красная книга-это книга, где представлены списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Кроме того, там находятся данные об их распространении и особенности строения. Здесь же указываются и основные причины, приведшие к резкому сокращению численности того или иного вида.
В-ль: Ребята, а почему книга называется Красной?
Дети: Потому что она красного цвета; потому что красивая;
В-ль: Красная книга, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Остановись! Не трогай! Не уничтожай!» Эта книга-сигнал бедствия, который подают нам обитатели живого мира, нуждающиеся в помощи.
Дети с удовольствием «путешествовали» по разноцветным страницам книги и узнали, что каждый цвет обозначает:
- На черных страницах записаны те животные, которых мы больше никогда не увидим (морская корова, дронт)
- Красные страницы содержат информацию об исчезающих видах (амурский тигр, белый медведь, красный волк и др.)
- Желтые страницы-численность животных быстро снижается (бобр, выдра, пеликан)
- На серых страницах записаны названия растений и животных, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены
- Белые страницы-численность животных невелика (фламинго, пятнистый олень, снежный барс)
- Последние страницы Красной книги-зеленые. На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания (бурый медведь, лось, зубр)
Также дети узнали, какие растения занесены в Красную книгу Московской области: Водяника (Вороника, Шикша) чёрная, Горицвет весенний, Сон-трава или Прострел раскрытый, Рябчик шахматный, Тимьян (чабрец) ползучий или Богородская трава, Многоножка обыкновенная, Венерин башмачок, Колокольчик сибирский и др.
Ребята рассмотрели картинки с изображением растений, отметили, что каждый цветок неповторим, очень красив, узнали о лекарственных свойствах растений, таких, как ландыш майский, зверобой, чабрец, сон-трава и т.д.
В конце беседы был сделан вывод:
- Необходимо знать растения и животных, занесенных в Красную книгу;
- Охранять природные богатства родной земли;
- Бережно относиться ко всему живому и защищать природу.
2.Коллективная аппликация «Цветочная поляна»
Цель: формировать представления детей о частях (строении) растений; учить классифицировать растения; воспитывать интерес к растительному миру.
Аппликация выполнена с использованием нетрадиционных техник: использование ниток, рисование пластилином. В ходе выполнения работы дети закрепили названия частей растений (стебель, листья, цветок), отметили сходство и отличие растений друг от друга (различаются цветом, формой цветка, листьев). Во время работы были использованы загадки о цветах, стихи.
В конце занятия была проведена игра «Узнай по описанию»: один ребенок описывает любой цветок, остальные дети находят его и показывают на «полянке».
3.Изготовление совместно с родителями «страничек» для Красной книги группы и рассказы детей о редком растении со своей странички.
Дома родители совместно с детьми изготовили «странички» с изображением растения из Красной книги Московской области и небольшим рассказом о нем. В группе ребята рассказали о том, как называется цветок, как он выглядит, где он растет, чем полезен и почему его нужно охранять.
4.Рисование «Многоножка», «Фиалка» и «Чабрец».
На занятии по рисованию с педагогом Гилевой Л.В дети закрепили знания о редких растениях Подмосковья, строении и среде обитания многоножки (папоротника), фиалки и чабреца (тимьяна), узнали о полезных свойствах этих лекарственных растений.
5.Создание в группе Красной книги:
Работа по оформлению обложки-коллаж из букв, украшение обложки цветами по желанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематического физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Красный, желтый, зеленый"
В процессе игровой двигательной деятельности дети закрепляют основные виды движений, познают основы безопасности жизнедеятельности, закрепляют знания правил дорожног...
НОД для детей старшего дошкольного возраста "Красная шапочка идет в гости"
Данный когспект позволяет формировать навыки безопасного поведения на дороге, закрепить название некоторых видов транспорта, закрепить понятие «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть», их назнач...
Познавательно – исследовательский. Среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ. ОХРАНА РЕДКИХ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ
Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, друг...
Презентация для детей старшего дошкольного возраста " Красная книга Республики Коми: животный мир"
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с представителями животного мира, занесенными в Красную книгу Республики Коми....
Конспект сценария интеллектуально-творческой игры для детей старшего дошкольного возраста «Красный, желтый, зеленый».
Уточнение представления детей о правилах поведения на улице. Закрепление умения детей применять полученные знания в играх и в повседневной жизни....
Презентация для детей старшего дошкольного возраста"Красная книга"
Красная книга-это список редких, исчезающих или вымерших видов животных, насекомых, рыб, грибов и растений....
Лэпбук по познавательно - речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Красная книга России».
Цель: ознакомление детей с Красной книгой как государственным документом, формирование первичных представления детей о значении Красной книги для сохранения редких видов животных и растений....