Методическая разработка "Волшебный мир песка"
методическая разработка (средняя группа)
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. В игре с песком идет накопление представлений об окружающем мире, совершенствуется деятельность органов чувств, развитие художественно-творческих способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Юрченко Е.В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 16 Петродворцового района
Санкт-Петербург
Методическая разработка по использованию нетрадиционных игр
в образовательно-воспитательном процессе детского сада.
«Волшебный мир песка»
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Трудно переоценить значение сенсомоторного развития в дошкольном детстве. В игре с песком идет накопление представлений об окружающем мире, совершенствуется деятельность органов чувств, развитие художественно-творческих способностей ребенка.
Мир развивается, меняются дети и их родители, растет необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно – обоснованных путей сенсомоторного развития детей для их готовности к обучению в школе.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с кинетическим песком по сенсорному развитию и мелкой моторике у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует развитию воображения, формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, а главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
- Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола покрасим голубою краской.
Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор возьмём в игру…
Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,
Пройдя ПОЗНАНИЯ дорогу!
(Т. Грабенко)
С древних времен известна игра с песком, эти игры богаты разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Не умея выражать свои переживания, страхи словами, ребенок может выразить их в играх с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. В игре приобретает бесценный опыт разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
И на сегодняшний день игра с песком становится все более популярной как в педагогической практике, так и в работе психологов.
В песочнице развивается тактильная чувствительность ребенка.
Советский педагог В.А. Сухомлинский сказал «Ум ребенка — на кончиках пальцев». Эти слова дают объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, складывается целостное представление об их свойствах и качествах.
Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем раньше он начинает говорить.
Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. Существенно повышается мотивация ребенка к занятиям и более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Учитывая, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то во время образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Вот сегодня я вам предлагаю самим вернуться в детство и поиграть с песком, снять негативное настроение, расслабиться.
Метод песочной терапии для взрослых дает возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и при желании, изменить ее. Расставленные фигурки в пространстве песочницы будут олицетворять Вашу проблемную ситуацию. Песок становится землей, голубое дно песочницы превращается в водную гладь, борта – стороны горизонта. Фигурки людей и зверей, «ожившие» в Ваших руках, начинают разыгрывать Вашу личную сказку и вести ее к счастливому завершению.
В этой истории Вы будете сказочником и главным героем. Поймете суть своей проблемы, найдете способы ее решения и получите удовольствие от игры.
Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках.
Правила поведения детей в песочнице
1. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
2. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
3. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
4.Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
5. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
6. После игры с песком – помой руки!
1.Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!»
Цель: снизить психофизическое напряжение.
Ведущий просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Задания:
· Дотрагиваться до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
· Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
· Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
· Перетираем песок между пальцами и ладонями
Родители описывают и сравнивают свои ощущения:
· «приятно – неприятно»
· «колючее – шершавое – гладкое»
2. Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие мелкой моторики обеих рук, развитие тактильной чувствительности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (следов разных животных); формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; доброжелательных взаимоотношений людей (помочь, ласкового обратиться); развитие речевого творчества (придумывание названия фантастического животного).
Материалы: песок.
Ход игры.
· «Идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
· «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
· «Ползут змейки» — расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
· «Бегут жучки-паучки» — двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
· «Кроказябла» — оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.
3.«Портрет на песке»
Цель: гармонизировать эмоциональную сферу человека через применение игр с песком.
· Инструкция: « нарисуйте на песке свой портрет:
· © когда вам дарят подарок;
· © когда вас обидели;
· © когда вы испугались;
· © когда увидели радугу».
· Материал: песочница, стеки, разноцветные камешки.
4. Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Теперь мои милые творцы встанем в круг над песочницей, протяните свои руки вперед и сделайте движения как - будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:
Мой дом – Вселенная, а я – её частичка,
Частичка – точечка, частичка – невеличка
Звездочка блистает – тоже точечка,
Но свет её сияет и путь всем освещает
Я звездочкой блесну, всем людям помогу!
Педагог: Я надеюсь игра с песком вас порадовала. Подведем итог.
В чем польза кинетического песка для детей
Перечислим главные полезные свойства такой игрушки, как кинетический песок.
1. Игра с этим материалом способствует развитию мелкой моторики детских рук.
2. Своеобразная текстура активно развивает тактильную чувствительность.
3. Игра в песочнице помогает развитию творческого воображения.
4. Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние малыша. Игра поможет детям раскрыться и приучит к концентрации внимания. Детскими психологами активно используется кинетический песок.
5. Чрезвычайно увлекательно играть с этим материалом даже в одиночку и, главное, полезно. А в компании, еще развиваются коммуникативные навыки.
6. Родителям не надо беспокоиться о безопасности ребенка в то время, когда он играет в песочнице. И у них появится время для себя.
Полезен ли кинетический песок для подростков?
Можно смело утверждать, что он является универсальной развивающей игрушкой. Он может принести немалую пользу, как детям, так и подросткам. В подростковом возрасте чрезвычайно сложно открыто выразить свои чувства и поделиться переживаниями. Для того чтобы избавиться от внутреннего напряжения, можно изобразить на поверхности материала пугающие образы, а затем нарисовать возможный выход из сложившейся ситуации.
Взрослым тоже может помочь кинетический песок?
Экспериментально доказано, что игра с этим материалом снимает стресс, способствует расслаблению, активизирует мышление и воображение. Офисные работники, которые поставили себе на рабочий стол небольшую чашку с кинетическим песком, признались, что у них значительно снизился уровень нервозности и раздражительности, например при разговорах с коллегами или телефонных звонках клиентам. Разминка рук с песком, даже непродолжительная, помогает человеку морально отдохнуть, а также возвращает энтузиазм и повышает работоспособность, дарит положительные эмоции и новые ощущения.
Сенсорное воспитание развивает у детей мелкую моторику пальцев, разнообразные движения руки при выполнении любых манипуляций с предметами. Действительно, таким доступным материалом сенсорного развития детей является песок. Такие игры благотворно влияют на эмоциональную сферу детей, успокаивают, создают умиротворенное настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Игры с песком" (дошкольный возраст)
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Игры с песком». Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущ...
методическая разработка "Игры с песком"
Цель презентации: проконсультировать родителей о совместной прогулке с детьми. О том, в кожно какие игры с песком можно поиграть,как завлечь ребёнка,чтобы ему было интересно гулять....
Методическая разработка проекта в старшей группе "Волшебный мир песка"
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождении, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале...
Методическая разработка "Игры с песком".
Чем бы заняться с ребёнком летом? Строить песчаные замки!...
Методическая разработка на тему: «Использование игр с песком в детском саду».
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях....
Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие
Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...
методическая разработка "Терапия песком"
Развитие пространственного воображения, творческого мышления, психомоторных навыков, познание себя- все это возможно на занятиях с песком....