Стендовый доклад «Сказка как средство социально-коммуникативного развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка (младшая группа)

Марченко Марина Александровна

Представленный материал предназначен для педагогов дошкольных групп. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 «Большегалкинская средняя общеобразовательная школа», дошкольная группа

https://cdn.azbyka.ru/deti/wp-content/uploads/2018/02/kolobok.jpg

Стендовый доклад

«Сказка как средство социально-коммуникативного развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Марченко Марина Александровна, воспитатель

2019г.

Сказка — это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

В.А. Сухомлинский

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать социально-коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Представляю вам опыт работы по созданию условий для формирования положительных нравственных представлений детей о нормах социальных отношений и моделях поведения посредством сказок.

Цель: создание оптимальных условий для социально-коммуникативного, личностного развития детей посредством сказок.

            Моя работа ориентирована на формирование образности речи детей в процессе ознакомления со сказкой. В связи с этим мы изучаем, читаем, слушаем, играем и конечно же используем разнообразную театрализованную деятельность. С помощью сказки можно решать практически все задачи методики развития речи.

            Воспитание сказкой оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а так же нравственных качеств личности ребёнка, которое определяет его внутренний мир. Значительную роль в использовании нравственного содержания сказки, как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения дошкольника «играет» ДОУ. Сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми используются в интегрированной форме, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной и совместной деятельности  (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Работа строится на следующих основных принципах:

-  тщательный отбор материала в соответствии с возрастом детей;

- интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

- активное включение детей;

- использование развивающего потенциала в создании речевой среды максимально.

Для решения данных задач по работе со сказкой создана соответствующая предметно-развивающая среда. Во ФГОС ДО предметно-пространственная развивающая образовательная среда заявлена как один из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, а одной из функций предметно-пространственной развивающей среды определена коммуникативная функция.

  • Книжный центр. В этом центре  ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
  • Сюжетные картинки по сказкам. Сочинение сказок по картинкам поможет детям научиться рассказывать в определенной последовательности, в соответствии со структурой повествования (начало, середина, конец), использовать образные выразительные средства языка, будет способствовать развитию воображения и творчества ребенка.
  • Инсценировки по сказкам. Ролевые игры и инсценировки по сказкам очень популярны у детей. Они помогают малышам примерить на себя роль разных персонажей, прочувствовать их эмоции, передать тембр голоса мышки или мишки косолапого, понять причины тех или иных поступков, способствуют развитию уверенности в себе. Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов.
  • Настольный театр по сказкам. Постановка кукольного спектакля - это увлекательная игра, а также важный шаг к творческому самовыражению. Настольный театр развивает у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогает справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, воображения, внимания, расширению кругозора. Настольный театр можно сделать своими руками из бумаги и картона, из бросового материала и т.д. Такой театр обычно очень интересен детям.
  • Пальчиковый театр. Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
  • Сказки-раскраски. Дети с удовольствием раскрашивают полюбившихся персонажей или дорисовывают персонажу хвостик, ушки, глаза.
  • Настольно-печатные игры по сказкам. Это кубики, лото, домино, парные картинки. Дети собирают разрезные картинки по мотивам сказок.

Нетрадиционные способы работы со сказкой описаны в книге Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста».  Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д Особой популярностью в нашей группе пользуется метод придумывания другой концовки. Скажу честно, детской фантазии нет предела, но в концовке, придуманной детьми, колобок не прыгнул лисе на нос, а спел свою песенку громко, чтобы лиса услышала.

Чтобы работа по социально-коммуникативному развитию была более эффективной, привлекала родителей. Старалась вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Для этого использовала различные формы работы:

  • консультации по запросам родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»;
  • мастер-класс для родителей «Приемы работы со сказкой»
  • родительском собрание с показом презентации «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
  • викторина по сказкам совместно с родителями и детьми;
  • создание родителями электронной книжки-малышки « По страницам любимых сказок»
  • помощь в оснащении группы игровым материалом;
  • помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к сказкам;
  • изготовление лепбуков по любимым сказкам. Дети выбирали любимую сказку и вместе с родителями  собирали информацию, иллюстрации для оформления лепбука.
  • рисование сказки. Дети вместе с родителями рисовали персонажей из любимых сказок, рассказов, стихов. Совместное рисование детей и взрослых — способствует развитию ребенка. Оно укрепляет дружеские отношения, способствует повышению доверия и позитивного настроя малыша.

          Последним этапом по работе со сказкой стал проект «Книга в жизни ребенка». Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первый год жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только полезно, но и очень интересно.

          Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители и педагоги дают во время совместного чтения. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не совсем так, как видит и понимает его взрослый. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по своему, то есть, как говорил психолог Д. Б. Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Главное требование ФГОС ДО к дошкольному образованию - сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Поэтому сказка является одним из самых доступных, понятных, гармоничных с природой развития ребенка средств воспитания и обучения.                                                                           Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление; активную речь; внимание; умение связно выразить мысль; творческие способности и фантазию, все виды памяти; умение правильно использовать мимику.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу в том, что такое хорошо и что такое плохо. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

 Наблюдая за изменениями в поведении детей, проявляется эффективность  системы работы над сказкой. У детей повысился уровень самоконтроля, уровень эмоционального контроля, что позволило им адекватно вести себя в конфликтных ситуациях. У дошкольников изменилось и внешнее проявление чувств. Они научились сдерживать свои эмоции и адекватно выражать их в принятой общественной форме: при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонации голоса.

Как показали наблюдения со стороны воспитателей и родителей, у детей в группе сложился благоприятный, эмоциональный климат, дети легко идут на контакт друг с другом и взрослыми, снизилась раздражительность, тревожность и агрессивность, что способствовало эмоциональному благополучию дошкольников, повысилась самооценка, у вновь прибывших детей легче и быстрей прошла адаптация. Дети более твердо усвоили  общественные нормы, правила поведения, человеческие отношения. И здесь помогла им сказка, где сказочным героям свойственны человеческие отношения.

Нельзя не отметить появление у младших дошкольников чувства прекрасного, которое вызывает у детей художественное произведение, а особенно сказка. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.

           Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематическая работа над сказкой     может иметь существенное значение в жизни дошкольника. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС"

Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; станов...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных.  Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ Слайд 1.    Художественно-эстетическое воспитание - это важнейшее средство нравственного и умственного во...

Самообразование по развитию речи в старшей группе «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС»

В самообразование подготовлен материал по развитию речи для  саморазвития педагога....

Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...

доклад «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »

laquo;Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »...

Опыт работы «Лэпбук как средство обучения, воспитания и развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Введение.Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это перио...