Стендовый доклад «Сказка как средство социально-коммуникативного развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка (младшая группа)
Представленный материал предназначен для педагогов дошкольных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Представлен материал работы по сказкам с детьми младшего дошкольного возраста. | 112.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Большегалкинская средняя общеобразовательная школа», дошкольная группа
Стендовый доклад
«Сказка как средство социально-коммуникативного развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Марченко Марина Александровна, воспитатель
2019г.
Сказка — это зернышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.
В.А. Сухомлинский
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.
Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать социально-коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Представляю вам опыт работы по созданию условий для формирования положительных нравственных представлений детей о нормах социальных отношений и моделях поведения посредством сказок.
Цель: создание оптимальных условий для социально-коммуникативного, личностного развития детей посредством сказок.
Моя работа ориентирована на формирование образности речи детей в процессе ознакомления со сказкой. В связи с этим мы изучаем, читаем, слушаем, играем и конечно же используем разнообразную театрализованную деятельность. С помощью сказки можно решать практически все задачи методики развития речи.
Воспитание сказкой оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а так же нравственных качеств личности ребёнка, которое определяет его внутренний мир. Значительную роль в использовании нравственного содержания сказки, как средства коррекции эмоциональной сферы и социального поведения дошкольника «играет» ДОУ. Сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми используются в интегрированной форме, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной и совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Работа строится на следующих основных принципах:
- тщательный отбор материала в соответствии с возрастом детей;
- интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- активное включение детей;
- использование развивающего потенциала в создании речевой среды максимально.
Для решения данных задач по работе со сказкой создана соответствующая предметно-развивающая среда. Во ФГОС ДО предметно-пространственная развивающая образовательная среда заявлена как один из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, а одной из функций предметно-пространственной развивающей среды определена коммуникативная функция.
- Книжный центр. В этом центре ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
- Сюжетные картинки по сказкам. Сочинение сказок по картинкам поможет детям научиться рассказывать в определенной последовательности, в соответствии со структурой повествования (начало, середина, конец), использовать образные выразительные средства языка, будет способствовать развитию воображения и творчества ребенка.
- Инсценировки по сказкам. Ролевые игры и инсценировки по сказкам очень популярны у детей. Они помогают малышам примерить на себя роль разных персонажей, прочувствовать их эмоции, передать тембр голоса мышки или мишки косолапого, понять причины тех или иных поступков, способствуют развитию уверенности в себе. Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов.
- Настольный театр по сказкам. Постановка кукольного спектакля - это увлекательная игра, а также важный шаг к творческому самовыражению. Настольный театр развивает у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогает справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, воображения, внимания, расширению кругозора. Настольный театр можно сделать своими руками из бумаги и картона, из бросового материала и т.д. Такой театр обычно очень интересен детям.
- Пальчиковый театр. Это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
- Сказки-раскраски. Дети с удовольствием раскрашивают полюбившихся персонажей или дорисовывают персонажу хвостик, ушки, глаза.
- Настольно-печатные игры по сказкам. Это кубики, лото, домино, парные картинки. Дети собирают разрезные картинки по мотивам сказок.
Нетрадиционные способы работы со сказкой описаны в книге Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д Особой популярностью в нашей группе пользуется метод придумывания другой концовки. Скажу честно, детской фантазии нет предела, но в концовке, придуманной детьми, колобок не прыгнул лисе на нос, а спел свою песенку громко, чтобы лиса услышала.
Чтобы работа по социально-коммуникативному развитию была более эффективной, привлекала родителей. Старалась вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Для этого использовала различные формы работы:
- консультации по запросам родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Справиться с детским непослушанием помогут сказки»;
- мастер-класс для родителей «Приемы работы со сказкой»
- родительском собрание с показом презентации «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
- викторина по сказкам совместно с родителями и детьми;
- создание родителями электронной книжки-малышки « По страницам любимых сказок»
- помощь в оснащении группы игровым материалом;
- помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к сказкам;
- изготовление лепбуков по любимым сказкам. Дети выбирали любимую сказку и вместе с родителями собирали информацию, иллюстрации для оформления лепбука.
- рисование сказки. Дети вместе с родителями рисовали персонажей из любимых сказок, рассказов, стихов. Совместное рисование детей и взрослых — способствует развитию ребенка. Оно укрепляет дружеские отношения, способствует повышению доверия и позитивного настроя малыша.
Последним этапом по работе со сказкой стал проект «Книга в жизни ребенка». Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первый год жизни ребенка. В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители (законные представители) и воспитатели. Именно они учат его сначала делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки. Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. Именно благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать, не только полезно, но и очень интересно.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители и педагоги дают во время совместного чтения. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не совсем так, как видит и понимает его взрослый. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по своему, то есть, как говорил психолог Д. Б. Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Главное требование ФГОС ДО к дошкольному образованию - сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Поэтому сказка является одним из самых доступных, понятных, гармоничных с природой развития ребенка средств воспитания и обучения. Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление; активную речь; внимание; умение связно выразить мысль; творческие способности и фантазию, все виды памяти; умение правильно использовать мимику.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу в том, что такое хорошо и что такое плохо. Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.
Наблюдая за изменениями в поведении детей, проявляется эффективность системы работы над сказкой. У детей повысился уровень самоконтроля, уровень эмоционального контроля, что позволило им адекватно вести себя в конфликтных ситуациях. У дошкольников изменилось и внешнее проявление чувств. Они научились сдерживать свои эмоции и адекватно выражать их в принятой общественной форме: при помощи взглядов, улыбок, мимики, жестов, позы, движений, интонации голоса.
Как показали наблюдения со стороны воспитателей и родителей, у детей в группе сложился благоприятный, эмоциональный климат, дети легко идут на контакт друг с другом и взрослыми, снизилась раздражительность, тревожность и агрессивность, что способствовало эмоциональному благополучию дошкольников, повысилась самооценка, у вновь прибывших детей легче и быстрей прошла адаптация. Дети более твердо усвоили общественные нормы, правила поведения, человеческие отношения. И здесь помогла им сказка, где сказочным героям свойственны человеческие отношения.
Нельзя не отметить появление у младших дошкольников чувства прекрасного, которое вызывает у детей художественное произведение, а особенно сказка. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что систематическая работа над сказкой может иметь существенное значение в жизни дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС"
Содержание образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; станов...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Профессия воспитателя – одна из самых сложных и ответственных. Найти подход к каждому ребёнку, познакомить его с окружающим миром, помочь раскрыть его способности, найти общий язык со сверс...
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ Слайд 1. Художественно-эстетическое воспитание - это важнейшее средство нравственного и умственного во...
Самообразование по развитию речи в старшей группе «Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС»
В самообразование подготовлен материал по развитию речи для саморазвития педагога....
Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...
доклад «Современные технологииречевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »
laquo;Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »...
Опыт работы «Лэпбук как средство обучения, воспитания и развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Введение.Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это перио...