Опыт работы «Лэпбук как средство обучения, воспитания и развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_1.docx | 826.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для полноценного и гармоничного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому!», то есть подразумевает, что нам воспитателям необходимо постоянно искать новые формы развития познавательной активности детей.
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками, с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.
Проблема исследования. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Исходя из актуальности проблемы, нами была поставлена следующая цель: оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук».
Далее выделен объект исследования: современные средства обучения детей дошкольного возраста, и предмет исследования: лэпбук как средство обучения, воспитания и развития детей в условиях реализации ФГОС ДО.
При исследовании была выдвинута гипотеза: предположим, что систематическое включение технологии «лэпбук» выступает эффективным средством для полноценного развития детей дошкольного возраста.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
- изучить методическую литературу и другие источники по проблеме исследования;
- отборать оптимальные методы педагогического воздействия на развитие дошкольников;
- определить сущность понятия «Лэпбук»;
- выявить уровень развития детей по направлению «Познавательное развитие» ФГОС ДО;
- разработать систему занятий по формированию знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста с использованием технологии «лэпбук»;
- проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы и выявить динамику развития детей.
При решении задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы и передового опыта по проблеме исследования);
- эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование);
- интерпретационные: количественный анализ результатов исследования (обобщение, систематизация, статическая обработка результатов).
Этапы исследования: подготовительно-диагностический (констатирующий эксперимент), обучающий (формирующий эксперимент), заключительный (контрольный эксперимент).
Теоретическая значимость исследования: проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания дошкольников, используя в работе технологию «лэпбук».
Практическая значимость исследования:
- представлено теоретическое основание ведущей роли игровой деятельности в воспитании и развитии дошкольников;
- разработана подборка макетов лэпбуков для детей всех возрастных групп;
- определены условия эффективного применения технологии «лэпбук» в условиях реализации ФГОС ДО;
- осуществлен промежуточный контроль и диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков у деттей в соответствии с ФГОС ДО.
Новизна опыта состоит в систематизации и обобщении материала по развитию и воспитанию детей при применении в работе технологии «лэпбук». Нами составлен план работы: конспекты игровой деятельности, индивидуальных занятий, подобран материал для консультаций для работы с педагогами и родителями.
Адресная направленность опыта: опыт адресован воспитателям, руководителям кружков, родителям воспитанников, частично узким специалистам ДОО.
База исследования: МАДОУ Детский сад № 12 «Рябинушка» г. Бирска, дети группы «Облачко».
Глава I. Теоретические основы воспитания и обучения дошкольников посредством лэпбука.
1.1. Понятие, виды, значение использования лэпбука в практике дошкольного образования.
1.1.1. Понятие технологии «лэпбук», виды интерактивных папок. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования педагогам приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жёсткая предметность. Развитие ребёнка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук. Термин «Лэпбук» был впервые введён мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала его так, именно потому, что весь лэпбук умещается на коленях ребёнка. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его ещё называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, с вынимающимися и разворачивающимися листочками, с кармашками, дверками, подвижными деталями, маленькими книжками, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определённой теме. Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации познавательного материала. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребёнком и предложила использовать её в исследовательской работе с детьми. Ребёнок (или группа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринуждённой форме закрепляет и расширяет свои знания по определённой теме. При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определённые задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку; ребёнок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
1.1.2. Значение использования лэпбука в практике дошкольного образования. Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнёрской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:
- включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативный;
- полифункциональный: способствует развитию творчества, воображения;
- пригодный к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук даёт возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, создать условия, при которых сам ребёнок становится активен в выборе содержания своего образования. Ребёнок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Именно поэтому тематическая папка может стать незаменимым помощником в работе всех специалистов детского сада. Преимущество использования лэпбука в работе с детьми в следующем:
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;
- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Создание лэпбука состоит из нескольких этапов. На первом этапе выбирается тема лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста. В младшем возрасте это могут быть общие темы. В старшем возрасте лучше брать частные темы. Темами лэпбука могут стать: интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца); тематические недели; решение проблемных ситуаций; литературные произведения; интерес ребенка к конкретному виду деятельности. На втором этапе составляется план будущего лэпбука. После того, как выбрали тему, надо написать план. Ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, используется модель трёх вопросов. Задаются ребенку вопросы: «Что ты знаешь о…? Что хотел бы узнать? Что сделать, чтобы узнать?» Лэпбук в своей работе могут использовать не только воспитатели, но и узкие специалисты: логопеды, дефектологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре. Логопеды могут создавать лэпбук на определённый звук, включив туда всевозможные задания на автоматизацию этого звука: в словах, предложениях и текстах разной степени сложности; задания направленные на формирование звуко-слогового анализа и синтеза, грамматические упражнения, задания, направленные на запоминание графического образа буквы, пальчиковую гимнастику. Есть возможность объединить игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря и формирование связной речи, по какой-либо лексической теме в одну папку. Инструкторы по физической культуре могут в такой папке расположить информацию о каком-либо виде спорта, спортсменах, олимпийских играх и чемпионах, изображения с упражнениями, которые необходимо выполнить. На сегодняшний день в необъятных просторах сети Интернет можно встретить многочисленные примеры готовых интерактивных папок, которые можно брать за основу или приобретать готовые, подходящие по вашей теме и соответствующие возрасту детей и использовать в работе. Но лучше всего изготавливать лэпбук самостоятельно, так как это дешевле (не все шаблоны бесплатны), уникально и более творчески, не ограничивается рамками существующего шаблона, больше ценится и бережется детьми, так как создано своими руками. Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, с родителями, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса – лэпбук. Он способствует творческому развитию педагога Исследование теории вопроса использования лэпбука как средства обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
1.2. Исследование теории вопроса использования лэпбука как средства обучения, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста.
Вот уже несколько лет образовательный процесс в детском саду выстраивается на основе комплексно – тематического планирования. И здесь столкнулись с такой проблемой как итоговое мероприятие, т.е. в конце каждой тематической недели должен представляться какой-либо продукт (это может быть мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер-класс с родителями, досуг и другие формы работы).
Использование инновационных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из эффективных, на мой взгляд, является - тематическая папка. Лэпбук – то наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОО на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада.
Вот и начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Лэпбук интересен и полезен тем, что в нем содержится методический и практический материал, способствующий саморазвитию педагогов и повышению их профессиональной компетенции в соответствии с ФГОС ДО.
В условиях модернизации дошкольного образования требования стандарта к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одним из итоговых результатов воспитания выпускника детского сада является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; способность к самостоятельному выбору участников по совместной деятельности.
В современных условиях модернизации системы образования основной линией преобразований стало осуществление индивидуализированного подхода к каждому ребенку. Особое значение в контексте решения проблем детей дошкольного возраста приобретает индивидуализация обучения, под которой понимаем научно обоснованную систему психолого-педагогических мер, осуществляемых с учетом потенциальных возможностей каждого дошкольника. Однако до сих пор определенные стереотипы образовательной практики не ориентируют специалистов на индивидуальный подход к ребенку и не предполагают применение индивидуализированных развивающих программ в работе с дошкольниками.
Основной целью педагогических усилий остается создание определенного объема знаний, умений и навыков, приводящее к выравниванию возможностей детей и применению одинаковых форм, методов и технологий педагогической работы с ними. Важной причиной такого положения является то, что на сегодняшний день фактически не существует специальных исследований, определяющих принципы и условия реализации индивидуального подхода к дошкольникам.
При организации образовательного процесса в группе столкнулись с проблемой взаимодействия ребенка со сверстником: дети не умеют включаться в совместную деятельность: принимать общую задачу, распределять действия между собой, проявлять заинтересованность к действиям партнера. Все это приводит к конфликтам, разобщенности, неумению доводить дело до конца. В «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовали современному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам.
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по использованию лэпбука с целью обучения и воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.
2.1. Деятельность педагога ДОО по использованию лэпбука с целью обучения и воспитания дошкольников.
Одной из задач нашего исследования является разработка и апробация системы занятий по формированию знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста с использованием лэпбука. Одним из условий, необходимых для решения этой задачи, стало создание лэпбуков на различную тематику. В качестве примера, мы остановимся на лэпбуке по теме «Правила дорожного движения». Цель создания лэпбука для педагогов и родителей: познакомить с методическим пособием, как способом систематизации, обобщения и закрепления материала на тему «ПДД» в игровой, интерактивной форме. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал. Цель создания лэпбука для детей: расширение запаса знаний и представлений об окружающем, закрепление полученных знаний и умений, повышение уровня речевого развития у детей. В ходе формирующей работы были разработаны лэпбуки по следующим темам: «Транспорт», «Насекомые», «Профессии», «Правила дорожного движения».
Этапы работы по созданию лэпбука в процессе партнёрской деятельности детей и педагога представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Раскрывает проблему (цель). Определяется тема лэпбука. 2. Вводит в проблемную ситуацию. 3. Объясняет задачи. | 1. Принятие проблемы или ситуации. 2. Вхождение в режим поиска. 3. Обсуждение темы лэпбука. |
2 этап | 4. Организует и направляет процесс планирования детьми деятельности по изготовлению лэпбука. 5. Задает наводящие вопросы, уточняет планы детей | 4. Создание инициативных групп. 5. Обсуждение плана работы и распределение обязанностей. |
3 этап | 6. Наблюдение за работой детей. 7. Оказание помощи и поддержки по ситуации | 6. Подготовка, оформление лэпбука. 7. Подготовка продукта деятельности к презентации. |
4 этап | 8. Организация презентации и защиты работы. 9. Организация рефлексии. | 8. Презентация детьми созданного лэпбука. 9. Рефлексия. |
Лэпбук «Правила дорожного движения»
Паспорт лэпбука.
Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» представляет собой папку в форме машины ДПС. Обклеена со всех сторон фетром и фоамираном. На страницах пособия имеются карманы с играми, в которых собрана основная информация по деме ПДД. Предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста и помогает реализовывать пять направлений ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. .
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий, здоровьесберегающих технологий.
Таблица 2
1 | ФИО автора | Анисова Елена Сергеевна |
2 | Название | Правила дорожного движения |
3 | Цели | Закреплять знания детей о безопасности дорожного движения, формировать устойчивые практические умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. |
4 | Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
5 | Содержание лэпбука | |
Перечень разделов (игр) | Описание игр и правил к ним, входящих в раздел. | |
Раздел «Дорожные знаки и транспорт» находится на первом развороте лэпбука. В нем находятся различные игровые материалы по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. | ||
1 | Лото дорожные знаки | Цель. Формировать знания о дорожных знаках, правил дорожного движения. Задачи: формировать знания детей о дорожных знаках; учить различать дорожные знаки; способствовать развитию умственных способностей и зрительного восприятия; формировать интерес к ПДД. Правила игры. В игре принимают участие от 2 до 6 человек. В ходе игры нужно первым заполнить свою игровую карту. Для этого к каждому знаку игровой карты нужно найти пару – карточку с рисунком. Ведущий перемешивает карточки и вытягивает по одной, игрок, найдя у себя на игровой карте показанный знак, поднимает руку и закрывает его. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут заполнены. Выигрывает тот, кто первый заполнит игровую карту. |
2 | Игра в картинках «Найди тень» | Цель. Учить детей зрительно анализировать картинки и находить заданные силуэты. Задачи: закреплять знания детей о дорожных знаках, расширять словарный запас. Развивать внимание. Совершенствовать умения узнавать и называть транспорт по тени. Правила игры. В игре участвуют от 2 до 4 человек. Каждому игроку раздаются игровые карточки и маркеры для белой доски. Детям необходимо маркером соединить линией картинку и тень от нее. Побеждает тот, кто первый соединит картинки правильно. |
3 | Дидактическая игра «Соедини цифры по порядку» | Цель. Развивать счета в прямом порядке в пределах двух десятков. Задачи: закреплять счетные навыки в пределах 20, знания цифр; развивать внимание, логическое мышление, чувство ритма, зрительную и слуховую память. Продолжать развивать воображение мелкую моторику. Правила игры. Ребенку дается карточка с цифрами и маркер для белой доски. С единицы - начинается прямой счёт по порядку. Но, если ребёнок научился соединять числа по порядку (от меньшего числа к большему), можно предложить ему соединять точки в обратном порядке (от большего числа к меньшему), при этом задание значительно усложняется. Таким образом, точки можно соединять в прямом и обратном порядке. |
3 | Настольно-печатная игра «Путешествие по стране ПДД» | Цель. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на дорогах. Задачи: уточнять знания детей о назначении светофора и дорожных знаков; расширять представления о правилах поведения в общественных местах; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями; развивать память, внимание; закреплять названия сигналов пешеходного светофоров. Правила игры. В игре могут принимать участие от 2-х человек. Игроки по очереди бросают игральный кубик и передвигают свои фишки (транспорт) вперед на столько ходов, сколько точек выпало на кубике. На пути встречаются преграды и препятствия, попадая на них, нужно будет выполнить соответствующие действия. Победителем станет тот, кто быстрее всех доберется до финиша, преодолев все препятствия и преграды на своем пути. |
Раздел «Светофорик» расположен на втором развороте. В этом разделе представлены речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. | ||
4 | Раскраски | Цель. Обучать правильному подбору цветовых сочетаний, развивать навыки рисования. Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память; закреплять знания цвета и оттенков, формы; воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность. |
5 | Дидактическая игра «Веселый лабиринт» | Цель: развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги. Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги (вверх, вниз, влево, вправо); развивать внимание, мыслительные операции и словесную память; соблюдать предложенные правила игры; формировать контроль и самоконтроль выполняемой деятельность; воспитывать инициативность, ответственность. Правила игры. Игроку дается карточка с лабиринтом. Далее предлагается выполнить игровое задание (помоги герою найти дорогу, выбери правильный путь и т.д.) |
6 | Физкульт-минутки «Физкульт-УРА!» | Цель. Ослабить наступающее утомление и переключить ребенка на продолжение занятий. Восстанавливать физические силы детей. Задачи: продолжать знакомить с правилами дорожного движения; развивать мышление, зрительное внимание; снять усталость и сонливость. |
7 | Дидактическая игра «Ребусы» | Цель. Тренировать в умении разгадывать ребусы по данной теме Задачи: закреплять знания о правилах дорожного движения; пополнять тематический словарь по теме; развивать внимание, воображение, логическое мышление. |
8 | Стихи о правилах дорожного движения | Цель. Формировать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений. Задачи: продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Расширять словарный запас детей. формировать интерес к ПДД и культуру поведения как участников дорожного движения. |
2.2. Планирование работы по внедрению лэпбук-технологии в образовательный процесс.
Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента и методическую литературу по проблеме исследования, мы перешли к формирующему этапу эксперимента.
Цель формирующего этапа заключалась в разработке и экспериментальном внедрении лэпбук-технологии в образовательный процесс. Данная работа проводилась в экспериментальной группе. В контрольной группе работа по формированию знаний, умений и навыков велась по традиционному плану.
Для реализации плана эксперимента мы использовали индивидуальную работу с детьми и работу подгруппами.
Для планомерной и целенаправленной работы разработан перспективный план по внедрению технологии «Лэпбук» в образовательный процесс.
Таблица 4.
Месяц | Название лэпбука | Задачи |
Сентябрь | Транспорт | Способствовать осознанному желанию познать новое; совершенствовать уровень накопленных знаний; активизировать речь детей; содействовать активному использованию в речи новых слов; развивать у детей способности к самостоятельному выбору игры; развивать поисковую деятельность детей; развивать способность преодолевать трудности при выполнении задания; воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи; поддерживать интерес детей к деятельности сверстников; воспитывать навыки самостоятельности. |
Октябрь | Мой край родной – Башкортостан | Формировать представления о Башкортостане как о родной стране, об Уфе как о столице Башкортостана; формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; развивать психические процессы (память, внимание, мышление); зрительное восприятие; развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, творческие способности, самостоятельность; способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики Башкортостана; воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности; воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства уважения к другим народам, их традициям. |
Ноябрь | Мой друг – светофорик |
|
Декабрь | Зимушка – зима |
|
Январь | Народная культура |
|
Февраль | Наша Армия |
|
Март | Все профессии нужны |
|
Апрель | Насекомые |
|
Глава III. Анализ результатов эксперимента.
Исследование было построено на общетеоретических, методических положениях и имело практическую направленность. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ Детский сад № 12 «Рябинушка» г. Бирска с августа 2021 года по май 2022 года. В исследовании приняли участие дети подготовительной группы «Облачко». Общее количество испытуемых – 28 человек, среди них 11 мальчиков и 17 девочек. Для чистоты эксперимента все испытуемые были разделены на две подгруппы: экспериментальная группа (14 детей) и контрольная группа (14 детей).
Подготовительно-диагностический (контролирующий эксперимент), обучающий (формирующий эксперимент), заключительный (контрольный эксперимент).
Этапы экспериментального исследования:
1 этап (август 2021г.) – подбор диагностического инструментария для мониторинга знаний, умений и навыков у дошкольников.
2 этап (сентябрь 2021г.) (констатирующий эксперимент) – проведение первичной диагностики с целью изучения знаний, умений и навыков у дошкольников.
3 этап (сентябрь – октябрь 2021г.) – анализ результатов.
4 этап (октябрь 2021г. – март 2022г.) (формирующий эксперимент) – организация работы по формированию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастом в условиях ФГОС ДО.
5 этап (апрель – май 2022 г.) (контрольный эксперимент) – проведение повторного мониторинга с целью изучения сформированности ЗУН у дошкольников; сопоставительный анализ полученных результатов исследования, определение эффективности работы по формированию ЗУН у дошкольников в соответствии с возрастов в условиях ФГОС ДО; подведение итогов.
В нашем исследовании, для оценки уровня освоения основной программы, мы использовали диагностический материал программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой качества образования в группе (через реализацию образовательных областей).
Цель: изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условий.
Задачи:
- изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов детской деятельности;
- составить объективное представление об уровне индивидуального развития каждого ребенка;
- выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.
Структура проведения диагностического обследования:
- сбор материала;
- обработка и анализ информации, исследования о влиянии тех или иных факторов на качество воспитательно – образовательного процесса;
- беседы с родителями детей, имеющие целью обсуждение существующих у ребенка особенностей;
- проведение подгрупповых и индивидуальных занятий;
- информирования о плане работы по программе диагностики в ДОУ. На итоговом родительском собрании делаются рекомендации родителям будущих школьников;
- индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, содержащих рекомендации по работе с детьми.
Диагностика образовательной деятельности осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы и диагностика детского развития, который осуществляется на основе оценки развития интегративных, личностных качеств ребенка. Диагностика образовательной деятельности и детского развития осуществляется в течение времени пребывания ребенка в учреждении, определённым Уставом учреждения, осуществляется через педагогические наблюдения, беседы, дидактические игры, с помощью несложных экспериментов (в виде отдельных поручений ребенку), в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Методика исследования составлена с учетом принципа интеграции по основным образовательным областям.
3.1. Выявление уровня знаний, умений и навыков детей по пяти направлениям ФГОС ДО на первичной диагностике.
Формой работы на констатирующем этапе являлась индивидуальная работа с детьми и наблюдения.
Результаты исследования на констатирующем этапе.
Таблица 3.
Группа | Познавательное развитие (ПР) | Речевое развитие (РР) | Социально-коммуникативное развитие (СКР) | Художественно-эстетическое развитие (ХЭР) | Физическое развитие (ФР) | ||||||||||
НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | |
КГ | 47% | 53% | - | 55% | 45% | - | 35% | 51% | 14% | 26% | 74% | - | 24% | 69% | 14% |
ЭГ | 35% | 65% | - | 57% | 43% | - | 32% | 68% | 20% | 66% | 14% | 33% | 67% | - |
Результаты контрольной группы. Результаты экспериментальной группы.
Рисунок 1. Рисунок 2.
Таким образом, мы видим, что на начальном этапе исследования в образовательной области «Познавательное развитие на начало года средний показатель имеют 53 % детей из КГ и 65% детей ЭГ. Низкий уровень имеют 47% детей КГ и 35% детей из ЭГ. Высокого уровня развития на начало года не наблюдалось. Проанализировав результаты исследования на констатирующем этапе по образовательной области «Познавательное развитие», я пришла к выводу, что дети затруднялись выделять разнообразные свойства и отношения предметов, сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; измерять и сравнивать длины и объемы; получать каждое число прибавлением или вычитанием единицы. Также были затруднения в умении ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов, пользоваться знаковыми обозначениями.
В образовательной области «Речевое развитие» средний показатель имеют 45 % воспитанников из КГ и 43% детей из ЭГ. Низкий уровень имеют 55% воспитанников из КГ и 57% – из ЭГ.
В ходе диагностики выявлено, что дети используют речь для инициирования общения со взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей. Затрудняются в составлении самостоятельно или по образцу составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок. Подбирать к существительному несколько прилагательных, заменять слово другим словом, сходным по значению. Имеются проблемы с правильным произнесением согласных звуков, дифференциацией звуков по твердости/мягкости, глухости/звонкости. Многие дети имеют трудности со звуковым анализом слова и выделением ударного гласного.
По результатам исследования на начало учебного года по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» низкий показатель имеют
37 % детей контрольной группы (КГ) и 32% детей экспериментальной группы (ЭГ); средний уровень имеют 51% детей КГ и и 61% из ЭГ; высокий уровень имеют 14 % детей из КГ.
В ходе диагностики выявлено, что не у всех детей есть необходимые умения и навыки в разных видах труда, не все стараются доводить начатое дело до конца, бросают при возникновении сложностей. Имеют поверхностные знания о безопасности собственной жизнедеятельности. Не все дети замечают и самостоятельно устраняют непорядок в своем внешнем виде. Не умеют подчиняться правилам в групповых играх, убирать игрушки в отведенное для них место, вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» высокий уровень развития имеют 14% детей из ЭГ. В контрольной группе детей с высоким уровнем развития по данной образовательной области нет. Средний уровень имеют 74% из КГ и 66% из ЭГ. Низкий уровень у 26% детей КГ, у 20 % детей ЭГ.
Диагностика показала, что практически все воспитанники могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе. Затрудняются в определении жанра произведения, в умении различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
«Физическое развитие» высокий уровень имеют 14% детей в контрольной группе; больше половины детей в обеих группах имеют средний показатель; низкий уровень физического развития имеют 24% в контрольной группе и 33% в экспериментальной группе.
Дети знают о важных и вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, режима дня. Соблюдают элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности и умеют быстро одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в шкафчиках.
Исходя из табличных и графических данных, можно определить, что показатели по всем образовательным областям экспериментальной и контрольной групп находится на низком уровне у большинства детей. Поэтому необходимо внедрение новых технологий в образовательный процесс. А именно технологию «Лэпбук», который будет способствовать всестороннему развитию детей.
3.2. Динамика освоения Программы ДОО по пяти образовательным областям. Результаты контрольного этапа эксперимента.
С целью эффективности работы по внедрению технологии «Лэпбук» в образовательный процесс нами была проведена повторная диагностика знаний, умений и навыков по основным образовательным областям. После обследования детей, данные были обработаны и сведены в таблицу.
Результаты контрольного исследования.
Таблица 5.
Группа | Познавательное развитие (ПР) | Речевое развитие (РР) | Социально-коммуникативное развитие (СКР) | Художественно-эстетическое развитие (ХЭР) | Физическое развитие (ФР) | ||||||||||
НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | |
КГ | 7 % | 52% | 41% | 14% | 45% | 41% | - | 68% | 32% | - | 58% | 42% | 7% | 63% | 30% |
ЭГ | - | 59% | 41% | - | 57% | 43% | - | 54% | 46% | - | 62% | 38% | 67% | 33% |
Результаты контрольной группы. Результаты экспериментальной группы.
Рисунок 1. Рисунок 2.
Таким образом, мы видим, что на контрольном этапе исследования показатели экспериментальной группы (рисунок 2) выше, чем показатели контрольной группы (рисунок 1).
Показатели в образовательной области «Познавательное развитие» значительно выросли: в контрольной группе в мае низкий уровень развития имеют 7% воспитанников, средний уровень – 52%, высокий уровень – 41%. В экспериментальной группе низкий уровень отсутствует, средний уровень имеют 59% детей, высокий – 41%.
В ходе диагностики выявлено, что воспитанников сформированы навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, также дети знакомы с числами второго десятка, знают способы посредственного измерения и сравнения объектов. Умеют слставлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; измерении и сравнении длины и объемы; умении получать каждое число прибавлением или вычитанием единицы. Имеют представления о живой и неживой природе, рукотворном мире, классифицирует предметы, обобщая их по определенным признакам. Называют элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы, взаимодействие человека с природой, выделяют разнообразные свойства и отношения предметов, сравнивают предметы, устанавливают их сходство и различие.
В образовательной области «Речевое развитие» в КГ низкий уровень развития имеют 14% воспитанников, средний уровень у 45%, высокий уровень имеют 41%. В ЭГ низкий уровень речевого развития отсутствует, средний уровень у 57% детей, у 43% – высокий уровень.
За время эксперимента у детей расширился словарный запас, они начали осваивать выразительные средства языка, подбирать однокоренные слова, слова-синонимы, появилась самостоятельность суждений. Умеют составлять сложно-сочиненные и сложно-подчиненные предложения, согласовывать предложения. Дети научились самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием, из личного опыта. Знают понятия «предложение», «слово», «слог». Умеют делить слова на слоги и имеют представление об элементарном звуковом анализе слова. Интерес к художественной литературе развит в достаточной мере: дети знают сказки, рассказы, стихотворения, стараются читать самостоятельно. Различают литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение).
По результатам исследования в конце учебного года по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» низкого показателя нет ни в контрольной, ни в экспериментальной группе. Средний уровень имеют 68% детей КГ и и 54% из ЭГ; высокий уровень имеют 32% детей из КГ и 46% из ЭГ.
В ходе диагностики выявлено, что дети умеют самостоятельно организовывать игры, придерживаются правил и норм поведения. Хорошо развиты организаторские способности, чувство коллективизма, отношения в группе построены на основе сотрудничества и взаимопомощи: дети играют большими компаниями, умеют распределять роли между собой; активно используют атрибуты для игр, при их отсутствии самостоятельно их создают (рисуют, строят из конструктора и пр.)
Дети знают профессии взрослых, имеют представление о себе как о члене коллектива, знают свою роль в обществе, активно принимают участи в жизни детского сада. Самостоятельно одеваются, раздевается, складывают, убирают одежду, приводят ее в порядок. Выполняют обязанности дежурного по столовой, правильно сервируют стол, умеют пользоваться столовыми приборами. Самостоятельно по просьбе взрослого готовят рабочее место, убирают материалы по окончании работы. У детей есть необходимые умения и навыки в разных видах труда, умеют доводить начатое дело до конца. Знают основы безопасности собственной жизнедеятельности, имеют представления о культуре поведения в общественных местах. Имеют представления об осторожном обращении с предметами в быту, соблюдают меры предосторожности в работе опасными предметами (ножницы, инструменты и пр.)
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» высокий уровень развития имеют 14% детей из ЭГ. В контрольной группе детей с всоким уровнем развития по данной образовательной области нет. Средний уровень имеют 74% из КГ и 66% из ЭГ. Низкий уровень у 26% детей КГ, у 20 % детей ЭГ.
Практически все воспитанники могут передавать общие признаки и характерные детали образа, располагать лист в заданном формате и правильно располагать изображение на листе, могут назвать основные виды декоративно - прикладного творчества. У воспитанников достаточно развит навык лепки объемного образа, воспитанники до конца и аккуратно выполняют плоскую лепку. Воспитанники имеют представление об искусстве как о творческой деятельности людей, знают различные техники рисования, в т.ч. нетрадиционные. Имеют представления о цветовом круге, о принципах работы с ним, строят композиции на всем листе бумаги, сохраняя пропорции.
«Физическое развитие» высокий уровень имеют 14% детей в контрольной группе; больше половины детей в обеих группах имеют средний показатель; низкий уровень физического развития имеют 24% в контрольной группе и 33% в экспериментальной группе.
Дети знают о важных и вредных факторах для здоровья, о ценности здорового образа жизни, правильном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, физических упражнений, режиме дня, закаливании. С охотой играют в спортивные и подвижные игры, соблюдая правила. Соблюдают элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности и умеют быстро одеваться и раздеваться, соблюдают порядок в шкафчиках.
Сравнительные результаты освоения Программы ДОО на
констатирующем и контрольном этапах исследования.
Группа | Познавательное развитие (ПР) | Речевое развитие (РР) | Социально-коммуникативное развитие (СКР) | Художественно-эстетическое развитие (ХЭР) | Физическое развитие (ФР) | |||||||||||
НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | НУ | СУ | ВУ | ||
Констатирующий этап | КГ | 47% | 53% | - | 55% | 45% | - | 35% | 51% | 14% | 26% | 74% | - | 24% | 69% | 14% |
ЭГ | 35% | 65% | - | 57% | 43% | - | 32% | 68% | 20% | 66% | 14% | 33% | 67% | - | ||
Контрольный этап | КГ | 7 % | 52% | 41% | 14% | 45% | 41% | - | 68% | 32% | - | 58% | 42% | 7% | 63% | 30% |
ЭГ | - | 59% | 41% | - | 57% | 43% | - | 54% | 46% | - | 62% | 38% | 67% | 33% |
Анализируя результаты контрольного этапа эксперимента по освоению программы можно заметить, что значительно выросли показатели в экспериментальной группе: низкий уровень отсутствует, на высоком уровне процент ощутимо повысился.
В контрольной группе также прослеживается повышение уровня знаний, умений и навыков, но процент повышения гораздо ниже. По ОО «Познавательное развитие» на низком уровне осталось 7% детей, по ОО «Речевое развитие» на низком уровне осталось 14% детей, по ОО «Физическое развитие» на низком уровне осталось 7 % детей.
Сделав сравнительный анализ всего вышеуказанного, можно сделать следующий вывод: проводимая работа по внедрению лэпбук-технологии в образовательный процесс была эффективной. У детей экспериментальной группы значительно выросли показатели по пяти образовательным областям. Данные выводы подтверждают выдвинутую мной гипотезу.
Заключение.
Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное овладение знаниями, умениями и навыками. Целью данного проекта была оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук». Дыл изучен немногочисленный опыт работы отечественных и зарубежных педагогов по данной теме. На основе анализа изученных материалов были разработаны и созданы макеты лэпбуков для апробации их в ходе режимных моментов. Были проведены консультации и мастер-классы с педагогами МАДОУ Детский сад № 12 «Рябинушка» г. Бирска для ознакомления с данной формой организации образовательного процесса.
Результаты эксперимента показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач.
Диагностические методики проводились индивидуально с каждым ребёнком в естественных условиях. Это позволило получить достаточно объективную оценку сформированности у детей знаний, умений и навыков на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы. В работе было показано влияние лэпбука на умственное развитие старших дошкольников. Данная работа осуществляется с учётом основных дидактических и методических принципов и способствует реализации содержания умственных задач, обозначенных в ФГОС ДО.
Результаты констатирующего исследования побудили к поиску новых форм работы с детьми по повышению умственного уровня развития. Такой новой формой работы стал лэпбук. Формирующее исследование включало в себя: выбор форм работы с детьми по развитию ЗУН, разработку плана работы на учебный год по месяцам, изготовление лэпбуков, подготовку необходимого материала; проведение систематической работы в течение учебного года по развитию детей посредством сменяемого лэпбука и его содержимого в течение учебного года. Контрольное исследование было направлено на анализ результатов опытно-исследовательской работы по влиянию лэпбука на уровень умственного развития старших дошкольников. Результаты показали положительную динамику. В результате проведенного исследования, поставленные задачи решены, цели достигнуты. Таким образом, гипотеза о том, что систематическое включение технологии «лэпбук» выступает эффективным средством для полноценного развития детей дошкольного возраста подтвердилась.
Список используемой литературы.
- Андрюшина Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации. Азбука детства. – Самара: ООО «НТЦ». – 2017.
- Болотова И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Молодой ученый. – 2016. – № 7.
- Брынзарей Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2014.
- Бурачевская Н.И. Интерактивные средства формирования произносительной стороны речи. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24-28 апреля 2017 г.) Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 2011.
- Волков Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет. Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. – Москва: Мозаика – Синтез, 2019.
- Киракосян А. В. Лэпбук как результат проектной деятельности. – 2016.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Просвещение, 2015.
- Лукашук О.С. Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности – 2016.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: Детство – Пресс, 2016.
- Нурисламова А.Д. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования. А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. Конф. Самара, март 2016 г. – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология. – 2-е изд., стереотип. – М.: Тривола, 2001.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Е.Н. и др. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.
- Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка дошкольника: ближние и дальние горизонты. – М.: Обруч. – 2013.
- Попова Е.Н. Пословицы и поговорки. – Якутск: Бичик, 2012.
- Попова Л.Д. Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения. Журнал «Коррекционная работа в ДОУ». – 2015. – №5. –
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384). Российская газета. Федеральный выпуск. – № 6241 (265). – 2013.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. ФГОС ДО – М.: ТЦ Сфера, 2020
- Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М: Эксмо, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
На современном этапе развития дошкольного образования экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений, так как через любовь к родной природе мы формируем такие качества харак...
Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в условиях реализации ФГОС
План по самообразованию...
«Лэпбук как средство развития в условиях реализации ФГОС»
организация развивающей среды в коррекционном учреждении для детей с нарушением зрения...
Опыт работы " Лэпбук как средство развития познавательных способностей у детей "
Опыт работы " Лэпбук"...
«Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в условиях реализации ФГОС»
Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в условиях реализации ФГОС»...
Сообщение на тему:«Основные направления работы с родителями в образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС»
Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье прои...
Опыт работы на тему "Предметно - пространственная развивающая среда как необходимое условие реализации ФГОС ДО"
Предметно - пространственная развивающая среда - система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценног...