Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе "Знакомство с русским бытом"
план-конспект занятия (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» в р.п. Сурское
Конспект занятия
по познавательному развитию
во II младшей группе
«Знакомство с русским бытом»
Составила: воспитатель
МБДОУ д/с «Солнышко»
Трубецкая Вера Вячеславовна
Конспект занятия по познавательному развитию во II младшей группе
«Знакомство с русским бытом»
Задачи:
- Дать детям представление о русской избе, предметах русского быта (печь, чугунок, самовар, коромысло и др.);
- Обогатить словарь детей новыми словами (чугун, самовар, коромысло, горница, лопати и т. д.);
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Предварительная работа:
- Разучивание пословиц, поговорок, небылиц, хороводов, песенок, потешек, отгадывание загадок, чтение русских народных сказок;
Оборудование:
- «Русская изба» с предметами быта, аудиозапись музыкальной игры на деревянных ложках, баранки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в деревне? Бывал в деревенской избе? (ответы детей) Сегодня мы отправимся в гости к бабушке. Заглянем к ней в горницу – так называется комната в русской избе. Поиграем вместе с ней. А вы любите ходить в гости? Тогда пойдемте.
Стоит домик небольшой,
Ставеньки резные,
Окна расписные.
В доме живет бабушка,
Деток в гости к себе ждет. (Стучат в дверь)
(Воспитатель одевает платок, фартук – переодевается в бабушку)
Бабушка:
Иду, иду, дверь отопру.
Ведь я гостей жду.
Скок-поскок,
Сколочу мосток,
Серебром замощу,
Всех ребяток я пущу.
Здравствуйте, детишки! Как я рада, что вы ко мне в гости пришли. Какие вы ладные да нарядные! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Вера. А вас как зовут? (Дети по очереди называют свои имена) Надоело одной коротать долгие вечера, хочется праздника, веселья. Надеюсь, что у меня вам будет не скучно.
Вот мой дом. Милости прошу в гости! Проходите, ребята в мою горницу (Дети садятся на стульчики около стола)
У меня и стол накрыт,
Медный самовар стоит,
Он сам воду кипятит.
У него есть ручки, носик, из него вода течет.
Вот Чугунок, в нем я варю кашу.
Кашу сладкую, пшеничную.
И на вкус отличную.
Я вас обязательно угощу кашей. Только сначала угадайте мои загадки.
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? (блин, оладушки)
Я могу испечь вкусные оладушки. А вы можете их печь? (Чтение потешки «Ладушки-оладушки» с имитацией действий вместе с детьми)
Ладушки-ладушки,
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Всех угощала.
Молодцы, мы свами поиграли, повеселились, энергией зарядились, а теперь, мои хорошие, подумайте и найдите в моей горнице этот предмет:
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» (печь)
Правильно, печь. В старину бывало на Руси – как заканчивали работу люди, собирались они вечерами в избе, садились возле печи, беседовали, сказки сказывали, пели песни, а в горнице было тепло, светло, чисто. Самой главной в избе была печка.
А как вы думаете, в деревенской избе для чего ставили обязательно печь, для чего она нужна, что она приносила в дом? (тепло и уют, в ней готовили еду, пекли хлеб, варили кашу, грели воду, топили избу, спали на ней)
О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». На печи можно было спать, или лежать греться – место на печи, где спали люди, называли лопати.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
В каких русских народных сказках встречается печка? (ответы детей)
Ой, мои золотые, посмотрите, что в печи у нас стоит?
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля… (Чугунок)
Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи, была очень вкусная.
Печь держали в чистоте, украшали разными узорами и ласково называли ее «Матушкой», послушайте, какие слова ей говорили:
Ой, ты, печка, - сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Какие вы молодцы! Загадки отгадываете, потешки знаете. Отгадайте еще одну мою загадку.
Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра …. (коромысло).
Раньше воду носили из рек, колодца. Крана не было. Чтобы было легче нести воду в ведрах и придумали для этого коромысло. Давайте, дети, попробуем, тяжело ли было носить воду на коромысле. (Дети пробуют)
А сейчас нужно коромысло? (ответы детей) Сейчас коромысло не нужно, потому что воду носить не надо, она течет из водопровода.
Слушайте мою другую загадку:
Круглое лицо
Вытянутое, как яйцо,
Длинная ножка,
Чем щи хлебают? (ложкой)
А из чего сделаны ложки?(Ответы детей) Деревянные ложки люди делали из дерева своими руками. Ими пользовались во время еды, а еще ложки использовали как музыкальные инструменты. Давайте послушаем, как звучат ложки. (Дети слушают игру на ложках в аудиозаписи)
А сейчас отгадайте еще одну загадку:
Выпускает жаркий чай
Древний чайник…. (самовар).
Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар, значит сам варю.
А что же он варит? (чай).
Это самовар – птица жар. Его так называют, потому что он долго остывает. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами. Посмотрите, какой он: вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. Что это по бокам? (Ручки)
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Давайте поиграем в игру «Что есть у самовара?» (воспитатель показывает части самовара, дети называют)
А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (Ответы детей) Да, пользуются, только сейчас они стали электрические.
Я пузатый, я пыхтящий,
Я большущий, настоящий.
Если только захочу
Кипяток я вскипячу,
Всех вас чаем угощу.
Посмотрите поближе на самовар, потрогайте, сравните с чайником. Чем они похожи, чем отличаются? (ответы детей)
Ай качи, качи, качи,
Глянь, баранки, калачи.
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи.
Прилетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам остались бараночки.
Спасибо, ребята, что в гости пришли. Угощайтесь бараночками. Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите. Только напомните мне, пожалуйста, что интересного есть у меня в избе (дети перечисляют) Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите еще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_russkim_bytom.docx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию первой младшей группы "Прогулка на огород"
Ребёнок познает мир, исследуя его и экспериментируя, монепулируя его предметным содержанием, познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю....
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей подгруппе «Как мы Снегурушку искали» (с элементами гражданского воспитания)
Программное содержаниеДать первоначальное представление о лесе: лес-это дом деревьев, птиц, зверей; каждое животное находит в лесу корм и укрытие(дом),о связи между растительным и животным миром.Воспи...
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Доктор Айболит о здоровье говорит»
Формирование у младших дошкольников представления о здоровом образе жизни+...
Конспект занятий по познавательному развитию в младшей возрастной группе «Знакомство со свойствами воды» Образовательная деятельность с элементами экспериментирования.
Уточнить представление детей о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, может окрашиваться в разные цвета .В воде они предметы тонут, а другие плавают, вода может замерзать и превращаться в л...
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе. Тема «Осень»
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе.Тема «Осень»...
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: « Тяжёлый- лёгкий»
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: « Тяжёлый- лёгкий» Программное содержание -Закрепить знания у детей о свойствах воды.-Подвести к пониманию того что, в...
Конспект занятия по познавательному развитию детей 3-4 лет "Русская матрёшка"
Приобщение детей к национально-культурным традициям через знакомство с русской народной игрушкой матрешкой, как символом русского народного творчества....