Тематическая неделя " К нам весна шагает" в подготовительной группе детского сада
методическая разработка (подготовительная группа)

Алехина Наталия Николаевна

В материале отражена образовательная работа с дошкольниками подготовительной группы детского сада, осуществляемая по теме недели "К нам весна шагает" по всем образовательным областям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_nam_vesna_shagaet.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

 День недели      понедельник         Дата 23.03.20        Тема недели:    «К нам весна шагает»   Итоговое мероприятие :    выставка детских рисунков на тему «Чем весна тебя удивила»

Режимные моменты

Программные задачи

Формы работы

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Утро:

Уточнить у детей знания сезонных изменений в природе; активизировать в речи детей народные пословицы и поговорки, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ситуативный разговор с детьми на тему: « Весенние приметы»

Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»

Игра «Танграм».

Содействовать закреплению у Никиты Б., Матвея К., Артема П. знаний геометрических фигур, умения осуществлять зрительно-мыслительный анализ их расположения, развивать воображение и творческое мышление.

Картинки по теме

фигуры

Прогулка

Развивать слуховое внимание, навыки  бега  врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, умение действовать по сигналу быстро, менять направление.

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»

участок

Групповой сбор

Способствовать созданию общности детей и взрослых, развитию  навыков и культуры общения, развития речи,  созданию позитивного настроя на предстоящий день.

Приветствие

Игра «Я начну, а ты продолжи»

Планирование деятельности

Информационная доска

ООД:

1.Познавательное раз-е (окружающий мир)

2. Художественно-эстетическое развитие

(художественная лит-ра)

3. Художественно-эстетическое развитие (рисование)

Воспитывать у детей любовь к природе, развивать интерес  к познанию природы, поощрять любознательность и стремление к  получению новых знаний. Закрепить и обобщить приметы ранней весны.Учить детей составлять рассказы по картине, составлять  рассказы о природе с опорой на личные наблюдения и опыт.

Воспитывать трепетное отношение к красоте русской природы, любовь к родному языку и поэтическому слову. Продолжать знакомить дошкольников с произведениями русских поэтов и писателей. Развивать творческое воображение, поэтический слух, умение чувствовать, понимать образы лирических произведений (замечать художественный приём олицетворения – наделения окружающего мира человеческими свойствами). Совершенствовать навыки литературного анализа, сопоставления двух и более художественных произведений. Формировать умение выразительного чтения наизусть.

Развивать у детей наблюдательность, воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. Учить передавать на бумаге характерные особенности ранней весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега,  на деревьях набухают почки, прилетают птицы); гармонично располагать сюжет на листе бумаги,  развивать чувство композиции; закреплять навыки тонирования бумаги с помощью известковых мелков. Показать гармоничную связь между различными видами  искусства, например поэзией и живописью. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Тема: «Весна пришла – весне дорогу»

- игра «Разрезные картинки»

- игра «Составь рассказ по картинкам»

- чтение стихотворе- ния Т. Белозерова «Подснежники»

- игра «Придумай сказку»

Тема: «Поэты и писатели о весне»

- игра «Колечко»

- чтение стих-ний о весне

- игра «Доскажи словечко»

- игра «Когда это бывает?»

- чтение с сопоставлением стих-я Г. Ладонщикова «Медведь проснулся» и сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце»

- задание на развитие творческого воображения «Миф о Весне»

Тема: «Ранняя весна. Прилет грачей»

- чтение стихов, которые ранее разучивались в группе

- рассматривание по схеме

 картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

- беседа «Как изобразить раннюю весну?»

- практическая дея-ть

О.А. Скоролупова. Ранняя весна. С.11

Разрезные картинки, картинки о весне

«Волшебное» колечко; 

Тексты стихотворений,

Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце»;

Репродукции картин известных художников с изображениями весенних    пейзажей.

Запись пьесы П.И. Чайковского «Март. Подснежник» из цикла «Времена года», пения соловья, журчания ручья, раскатов грома и т.д.

Картины и иллюстрации с изображением ранней весны  

• Листы белой плотной бумаги  

• Разноцветные известковые мелки

 • Уголь

Прогулка

(дневная)

Уточнить и расширить знания о трясогузке, познакомить с народным названием этой птицы (ледоломка), выяснить, с чем связано это название (срок ее прилета совпадает с ледоходом, в народе говорят, что «трясогузка хвостом лед разбивает»); развивать умение определять отличительные свойства внешнего вида птицы (птица маленькая, серая, с черным «галстуком»; ножки высокие, тоненькие; хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом, отсюда и название; голос подает и в полете, и на земле.

Содействовать закреплению умения бегать врассыпную, перепрыгивать через препятствия; развивать внимание, умение действовать по правилам.

Содействовать развитию умения трудиться сообща. Уточнить представления о весенних работах человека в природе

Наблюдение за трясогузкой

Подвижные игры «Пятнашки», «Не замочи ноги», «Ветер»

Трудовая дея-ть: обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму.

Речевая игра: «Кто больше назовет действий».

Упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы. (Артем П., Вадим Н., Варя К.)

Участок

Вечер:

Способствовать развитию умения отгадывать загадку, определять характерные особенности птиц (цвет оперенья, повадки, предпочтения в корме), уточнить понятия «перелетные», «зимующие», «кочующие», продолжать учить узнавать птиц по голосу.

Игры «Отгадай загадку о птице», «Узнай птицу по голосу»

Игра «Какая птица лишняя».

Содействовать развитию логического мышления, умения объединять птиц по какому-либо признаку у Ромы Ф., Вадима Н., Рами Х.

Картинки к загадкам

Картинки с изображением птиц

Прогулка

Содействовать развитию умения выполнять ритмичные прыжки на месте под счёт, выполняя задание.

Подвижная игра  «Прыгни - повернись»

участок

Взаимодействие с родителями

Информация для родителей о теме недели

День недели      вторник         Дата 24.03.20           Тема недели  «К нам весна шагает»  

Режимные моменты

Программные задачи

Формы работы

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Утро:

Способствовать развитию умения находить  в разных источниках ответы на возникшие вопросы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе: лесу и его обитателям (диким животным); расширять и уточнять знания детей о весне, о жизни диких животных весной (пробуждаются, линяют, у них появляются детеныши), их внешнем виде и образе жизни.

Игра-исследование «Что дикие животные делают весной»

Книги, энциклопедии, презентации, картинки

Прогулка

Продолжать упражнять в умении прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен, стараясь не потерять мяч, приземляться на обе ноги. Развивать ловкость, быстроту движений, координацию.

Подвижная игра «Пингвины с мячом»

участок

ООД:

1.Познавательное раз-е (обучение грамоте)

2. Художественно-эстетическое развитие (лепка)

Закреплять представления детей о букве Ж и звуке [Ж], умения выделять его в потоке речи. Совершенствовать умения производить сложные виды звукового и слогового анализа, осуществлять мыслительные операции. Закреплять навыки изменения формы слов, умения классифицировать лексический материал в соответствии с заданной схемой.

Закрепить умение лепить скворца в движении, добиваясь большей точности в передаче основной формы, характерных деталей, используя разнообразные приемы лепки: раскатывание, сплющивание, оттягивание, сглаживание мест соединения; стимулировать речевую активность, творческое воображение детей; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Тема: «Звук [Ж]»

- Знакомство со звуком Ж

- Загадки

- Чтение скороговорок

- Игра «Измени слово»

- Работа по развитию звуко – слогового анализа

- Деление слов на слоги

Тема: «Скворцы на кормушке»

- заучивание заклички о скворце:

«Эй, скворцы-молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите!

С шелковой травой,

С жемчужной росой,

С теплым солнышком,

С пшеничным зернышком!»

- рассматривание изображения скворца

- показ способов лепки скворца в движении

- практическая дея-ть детей

образец, изображение скворца, пластилин, палочки, дощечки, стеки

Прогулка

(дневная)

Выяснить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток, какие еще произошли изменения, какое состояние кроны деревьев на участке)

Способствовать развитию умения быстро бегать, увертываться от ловящего, внимание, смекалку.

Продолжать учить ухаживать за деревьями весной, воспитывать любовь к природе.

Наблюдение за растениями и кустарниками на участке

Подвижные игры «Охотник и зайцы», «Котик, котик, какой цвет?»

Трудовая деятельность: сбор поломанных веток на участке, подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.

Игра «Мяч о стену»

Способствовать развитию умения выполнять одновременно несколько действий, быстроту реакции, координацию движений у Маши Ф., Андрея К., Матвея К.

Участок

Мяч

секатор

Вечер:

Воспитывать любовь к художественной литературе. Развивать творческое воображение в процессе обыгрывания знакомого произведения, умение строить выразительный образ.

Чтение с последующим инсценированием  рассказа «Медведь и солнце» Н. Сладкова

Заучивание наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды» (Варя К., рами Х., Рома Ф.) Содействовать развитию интонационной выразительности речи, дикции, интереса к поэзии.

Шапочки-маски солнца, медведя

Прогулка

Содействовать развитию бега врассыпную с увертыванием, умение действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание.

Подвижная игра  «Гуси-гуси»

участок

Взаимодействие с родителями

Рекомендации «Игры дома на тему весны»

День недели      среда         Дата 25.03.20           Тема недели     «К нам весна шагает»  

Режимные моменты

Программные задачи

Формы работы

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Утро:

Уточнять и расширять представления детей о деятельности людей в весенний период, развивать интерес к труду, природе; содействовать развитию умения составлять предложение по картинке, грамматического строя речи.

Уточнить представления о профессии телерепортера, понятие «интервью» составлять короткие рассказы об изменениях в природе весной. Отрабатывать навыки составления сложных предложений.

Рассматривание альбома «Труд людей весной»

С.р. игра «Телерепортер - весенние репортажи с улиц Котовска»

Речевая игра «Кто что делает?». Активизировать в речи Вадима Н., Артема П., Славы К. глаголы, обозначающие действия людей разных профессий, связанных с сельским хозяйством (садовод, овощевод, цветовод, агроном и др.)

Альбом

Микрофон, картинки о весне

Прогулка

Способствовать развитию ловкости, быстроты бега, быстроты реакции, умение действовать скоординировано, по правилам.

Подвижная игра «Гори, гори, ясно!»

Участок

ООД:

1.Познавательное развитие (математика)

2.Познавательное развитие (исслед. дея-ть)

Продолжать развивать интерес к математике, воспитывать позитивный настрой, желание добиваться лучших результатов. Закреплять понятия «больше», «меньше», «равно», навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10, их сравнения; отрабатывать умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание; развивать логическое мышление детей путём решения логических задач на определение недостающего элемента; учить ориентирования по схеме на листе бумаги; воспитывать у детей культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать своё мнение.

Закрепить умение узнавать и понимать первые признаки весны распознавать закономерности в природе. Прививать бережное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Тема: Ранней весной на поляночке лесной.

- чтение письма от Лесовичка с приглашением к нему в гости в лес

- рассматривание карты с определением маршрута

- игра «Лабиринт»

- игра «Реши задачу»

- Физкультминутка «Звуки леса»

- игр. упр-ние «Реши примеры»

- игра «Логические задачи»

Тема: «Как пробуждается весна»

- Рассматривание картины А. Саврасова «Ранняя весна».

Беседа по ней

- Чтение весенних примет и их объяснение.

- Показ презентации «История весенних месяцев» с последующей беседой

- Обучающая ситуация «Путешествие»

- Игра «Чей домик?»

- Игра «Ласточка»

- Игр. упр. «У кого кто?»

О.А. Скоролупова. Ранняя весна. С. 23 – 33

Репродукция картины А. Саврасова «Ранняя весна», карточки для выполнения заданий, ноутбук.

Прогулка

(дневная)

Содействовать развитию представлений о перелетных птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, предпочтениях в корме скворца. Развивать интерес к птицам.

Продолжать развивать умение двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения, навыки быстрого бега с увертыванием, умение действовать по правилам.

Расширять представления о весенних работах в природе, уточнить знания о правильной посадке саженцев сирени, воспитывать трудолюбие, интерес к природе.

Наблюдение за скворцом

Подвижные игры «Извилистая тропинка», «Ловишка с ленточками»

Трудовая деятельность: посадка саженцев сирени

Игр. упр-ние «Повтори движение. Способствовать развитию у навыков Насти В., Артема М. танцевальных движений в паре.

Участок

ленточки

Саженцы, лопата, ведро с водой

Вечер:

 Содействовать развитию умения составлять рассказ с опорой на схему, закрепить с детьми знания о строении тела птицы, ее отличительных особенностях.

Игра «Составь о птице рассказ по картинке» (при помощи мнемотаблицы)

Заучивание наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды». Способствовать развитию у интонационной выразительности речи, воспитывать интерес к поэзии, развивать умение слышать красоту поэтического слова. (Настя В., Андрей К., Дима С.)

см. в кн. Т. И. Подрезовой ( №1) стр. 149)

Прогулка

Развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку.

Подвижная игра «Раз, два, три — беги!»

участок

Взаимодействие с родителями

Предложить тексты стихотворений весенней тематики для заучивания в семейном кругу.

День недели      четверг        Дата  26.03.20         Тема недели   «К нам весна шагает»  

Режимные моменты

Программные задачи

Формы работы

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Утро:

 Показать детям на наглядной модели причину смены времен года. Развивать логическое мышление, умение устанавливать  причинно-следственные связи, делать выводы. Продолжать формировать у детей знание о том, что эксперимент - один  из способов познания окружающего мира.

Игра-эксперемент «Смена времен года»

Глобус, настольная лампа, фонарик, лист бумаги.

О.А. Скоролупова. Ранняя весна

Прогулка

Способствовать умения действовать по правилам, развивать ловкость, быстроту, координацию и скорость движений, умение ориентироваться в пространстве.

Подвижная игра «Кот идет»

участок

ООД:

1.Речевое развитие (речевое общение)

Обогащать содержание речевого общения детей; поддерживать стремление высказывать своё мнение, рассуждать, формировать мысль в виде короткого текста; совершенствовать умение произвольно строить предложения разной грамматической структуры, подбирать близкие по смыслу слова; развивать дикцию дошкольников, артикуляционный аппарат, воспитывать любознательность, интерес к письменной речи.

Тема: «Каждая птица свое гнездо защищает»

- Мозговой штурм «Кто или что умеет летать?»

- Игр. упр. «Чье гнездо?»

- Чтение пословицы с последующим объяснением

- Чтение рассказа Ю. Баркова «Незваная гостья».

Беседа по его содержанию.

- Пересказ детьми по цепочке.

Прогулка

(дневная)

Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще наблюдать приметы зимы (местами лежит снег, деревья, кроме хвойных, кустарники стоят голые, насекомых не видно), и уже заметны признаки весны   (видны  проталины, оживленнее стали птицы, из шишек ели высыпаются семена).Упражнять детей в умении различать деревья. Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их эстетические переживания. Воспитывать у детей любовь к  природе родного края. Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе. Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Экскурсия в лес

- чтение стих-я Тютчева «Весенние воды»

- игра «Найди в лесу признаки весны»

- наблюдения за объектами (деревья, почва, цветы, мох)

- подвижные  игры: «Раз, два, три - к дереву беги!», «Кто внимательнее»

- сбор сломанных веток, мха для поделок

Ближайший лес

Вечер:

Способствовать формированию у детей обобщённых представлений о весне, умение отражать эти представления в рисунке, уточнить понятия «пейзаж», «линия горизонта», «передний, задний план»; развивать умение составлять рассказ из личного опыта.

Рисуночная игра «Нарисуй и расскажи, чем весна тебя удивила»

Игра «Без чего не может быть…». Способствовать развитию у Артема П., Артема М., Вадима Н. связной речи, логического мышления, умения рассуждать, делать выводы.

Изобразительный материал

Картинки к игре

Прогулка

Учить детей бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга. Учить детей следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.

Подвижная игра  «Встречные перебежки»

участок

Взаимодействие с родителями

Подборка художественной литературы на тему «Весна» для чтения дома

День недели      пятница       Дата 27.03.20            Тема недели  «К нам весна шагает»

Режимные моменты

Программные задачи

Формы работы

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Утро:

Способствовать расширению и уточнению представлений о первоцветах, умению определять их характерные особенности, сравнивать; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Рассматривание альбома «Первоцветы»

Игра «Раздели цветы на группы». Развивать логическое мышление, уточнить понятия «первоцветы», «лесные цветы», «садовые», «полевые». (Милана К., Кристина Е., Настя В.)

Альбом

Картинки с изображением цветов

Прогулка

Продолжать учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Подвижная игра «Горелки»

Участок

Групповой сбор

Способствовать созданию общности детей и взрослых, развитию  навыков и культуры общения, развития речи,  созданию позитивного настроя на предстоящий день.

Приветствие

Обсуждение результатов ранее запланированной дея-ти

Информационная доска

ООД:

 1.Познавательное развитие (конструирование)

2.Познавательное развитие (валеология)

Способствовать развитию воображения, творчества. Формировать у детей умение подбирать материал для создания поделки, анализировать его; учить использовать знакомые приёмы построения образов способом «опредмечивания» (достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного расположения).

Помочь уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, правилах дорожного движения, дорожных знаках. Развивать внимание, связную речь, умение отвечать полным предложением, проявлять сдержанность, выслушивая ответы других.

Тема: «Игра - практикум «Птицы прилетели»

- игра «Узнай образ птицы в природном материале»

- практическая работа по изготовлению птиц из природного материала

- составление общей композиции

Тема: «На улицах города»

- приход инспектора ГИПДД

- игр. упр-ние «Продолжи предложение»

- рассматривание картины «Движение на улицах города» с обсуждением действий героев, с точки зрения безопасного поведения

- игра «Назови вид транспорта»

- игра «Что означает знак?»

- игра «Сложи знак из частей»

Л.А. Парамонова. Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет. С. 770 – 771.

Природный материал, пластилин

картина «Движение на улицах города», карточки к играм

Прогулка

(дневная)

Способствовать развитию умения  ориентироваться по плану – находить клад. Продолжать знакомить с разнообразием камней и их свойствами.

Закреплять умение двигаться по сигналу на носках, с высоким подниманием колен, галопом, парами.

Развивать навыки коллективного труда: умение договариваться, действовать слаженно, оказывать помощь.

Развивать игровые действия (объединение в игре, взаимодействие по ходу игры, осуществление замысла, распределение ролей, планирование, подбор атрибутов, оборудование места игры); Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре поездку в автобусе, встречу с инспектором.

Наблюдение за камнями

Подвижные игры

«Кто быстрее?», «Ручеек»

 

Трудовая деятельность

Коллективный труд по уборке территории.

С.р. игра «Инспектор ГИБДД»

Игр. упр-ние «Прокати обруч». Совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении у Вани К., Вари К., Димы С.

Участок

обручи

Грабли, веники

Вечер:

Продолжать формировать умение играть и заниматься каким-либо делом (рисовать, конструировать, рассматривать книги) рядом с другими, поддерживать взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе интереса к игре.

Свободная деятельность и игры по интересам

Прогулка

Развивать активность, умение действовать по правилам, по сигналу, основные движения.

Подвижная игра  по выбору детей

участок

Взаимодействие с родителями

Консультация «Как уберечься от простуды ранней весной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование тематической недели мой родной город в старшей группе детского сада

планирование тематической недели мой родной город в старшей группе, оформлено в виде таблицы...

Тематическая неделя "Правила безопасного поведения " в средней группе детского сада

В течение недели "Правила безопасного поведения" дети познакомятся и научатся соблюдать правила безопасного поведения на дороге, в быту и с незнакомыми людьми...

Календарный план воспитательно-образовательной работы тематической недели "Правила дорожного движения" в средней группе детского сада

Тема недели: «Правила дорожного движения».Цель: Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке, детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с п...

Сценарий итогового мероприятия - путешествия тематической недели «Наш город» для детей старшей группы детского сада комбинированного вида.

Занятие - путешествие составлено с оплорой на мультимедийную презентацию. Рассчитано на детей старшего возраста....

Тематическая неделя "В мире профессий" в младшей группе детского сада

Цель тематической недели:формировать у детей элементарные представления о труде взрослых, о современных профессиях человека...

Пространство детской реализации по теме недели «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада

Представлено наполнение центров активности по теме недели  «Как создаются мультики?» в подготовительной группе детского сада...

Тематическая неделя " Идет волшебница - зима " в подготовительной группе детского сада

В материале отражена образовательная работа с дошкольниками подготовительной группы детского сада, осуществляемая по теме недели " Идет волшебница - зима " по всем образовательным областям....