о развитии интеллектуальных игр
консультация
Консультация для молодых педагогов "О развитии интеллектуальных игр дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_razvitii_intellektualnyh_igr_doshk-kov.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
О развитии интеллектуальных игр дошкольников
Консультация для молодых педагогов
Дошкольный возраст - плодотворный период: в это время развиваются наглядно – действенное и наглядно-образное мышление, речь, способность к символическим действиям и использованию знаков; закладываются предпосылки для развития словестно – логического мышления; формируются основы для развития всех психических процессов.
Интеллектуальные способности как внешние проявления классифицируются различными авторами по-разному. Один из подходов – деление способностей на дивергентные и конвергентные; при этом некоторые дополнительно выделяют обучаемость как интеллектуальную способность. Конвергентные способности проявляют себя в процессе нахождения единственно правильного решения определенной проблемы, дивергентные позволяют находить несколько решений проблемы и выдвигать множество правильных идей относительно одного и того же объекта. Обучаемость, проявляющаяся в способности усваивать новые знания и способы деятельности, характеризуется уровнем самостоятельности ребенка при выполнении заданий и применением известных ему знаний и способов деятельности. Высшая степень обучаемости – активное проявление ребенка.
Развитие интеллектуальных способностей тесно связано с воспитанием определенных личностных качеств. Условно их можно разделить на четыре группы:
- Познавательные: инициативность, любознательность, самостоятельность;
- Самооценочные: уверенность в себе, чувство интеллектуальной состоятельности;
- Коммуникативные: доброжелательность, умение учитывать точку зрения другого, критичность в оценке якобы бесспорных истин, способность к интеллектуальному диалогу;
- Эмоциональные: характеризуют отношение к окружающей действительности, искусству, творчеству, познанию, интеллектуальной деятельности.
Воспитание этих личностных качеств – необходимое условие развития интеллекта, который, в свою очередь, способствует формированию данных качеств личности. Важным средством развития интеллектуальных способностей и психических процессов является дидактическая игра, которая способствует концентрации внимания и формированию интеллектуального мышления дошкольников. С помощью игры можно вызвать интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности. Увлекательные дидактические игры как разновидность обучающих игр, без которых не обходится воспитательный процесс, вызывают интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят удовлетворение. Подобные игры иначе основаны на использовании умственных способностей, поэтому их можно отнести к разряду интеллектуальных.
Занятия с дошкольниками, построенные на основе интеллектуальных игр, могут приносить радость и удовольствие как им самим, так и взрослому, проводящему такое занятие. Они не требуют специального оборудования, могут быть организованы не только в отведенное для занятий время, но и во время прогулки.
Например, игра «Назови одним словом!» - назвать изображенные на картинках предметы одним словом. Упражнения можно выполнять и без картинок: взрослый предлагает ребенку назвать одним словом те предметы, которые он перечислит.
Для начала достаточно назвать три предмета. Постоянно задания усложняется за счёт увеличения количества предметов. Задание станет еще более сложным, если из перечисленного ряда предметов исключить один или несколько объектов или добавить к нему новые, т.е. расширять или сужать класс, в который эти объекты входят. Например: « Назови одним словом розу, тюльпан, ромашку». Естественно, обобщающим словом будет «цветы». После того как слово найдено, добавьте к этому ряду еще один объект. Например: «Я добавляю к словам «роза», «Тюльпан», «ромашка» слово «лопух». Как теперь можно назвать эти предметы, одним словом?». Произошло расширение класса объектов: теперь дети имеют дело не с цветами, а растениями.
Другой пример. Класс объектов (сметана, творог, вермишель, кефир), определяемых словом «продукты», сужаем, исключая слово вермишель». Новый класс объектов можно назвать тем же словом, но можно подобрать и более точное определение. Обсудив это с ребенком, подбираем новое обобщение: «Молочные продукты».
Дети не хотят постоянно быть в роли отгадывающего. Очень скоро у них возникает желание предложить свой ряд предметов. Провоцируйте их на рассуждения, допуская намеренные промахи и неточности. Например, ребенок предложил такой ряд: «береза, дуб, клен», очевидно имея в виду обобщающее слово «деревья». Озвучьте ему вариант «растения», а на его возражения предложите подумать, правильный ли ваш вариант. Он должен прийти к выводу, что слово «растения» тоже подходит, но слово «деревья» наиболее точное.
Подобные игры – упражнения развивают такие операции логического мышления, как обобщение и конкретизация, формируют представления о роде и виде, понятием «множество», «подмножество», «элементы множества».
«Найди лишнее!»
Детям предлагается ряд картинок, среди которых требуется найти лишнюю и обосновать свой выбор. Как и в предыдущем случае, такую игру можно проводить без использования наглядных изображений, оперируя только словесными образами. Это не потребует специального времени для проведения, а игра будет способствовать не только развитию мышления, но и активизации зрительной памяти, формированию умения оперировать словом как абстрактным заменителем наглядного образа.
Составляя ряд предметов, из которого нужно выбрать лишнее, желательно подбирать слова так, чтобы были возможными несколько правильных вариантов ответов. Например: береза роза ель яблоня. Первый сам собой напрашивается ответ: роза, так как это цветок, а все остальное – деревья. Но лишним можно назвать и любой другой из перечисленных объектов – ель; на ней хвоя, а на остальных листья; береза: ее ствол белый, а стволы остальных деревьев и стебель розы темные; яблоня: единственная из перечисленных имеет съедобные плоды. Сначала придется помогать детям находить все варианты ответов, но потом они с увлечением будут делать сами. Важно, чтобы ребенок не просто предложил свой вариант ответа, но и смог его четко аргументировать, обосновать свои выводы.
Составлять подобные ряды – занятие достаточно трудное для дошкольников. Типичная ошибка: дети в качестве «личного» предмета включают объект, логически никак не связанный с остальным рядом. Например: ложка, тарелка, береза. Нужно объяснить, то все предметы в ряду должны иметь что – то общее, а тот предмет, который задуман как лишний, иметь отличительные особенности, характерные признаки. Например, исправить предложенный ряд можно так: вилка, тарелка, кастрюля. Тогда все перечисленные предметы в качестве общего признака имеют принадлежность к одному классу – «посуда» в качестве лишнего может быть назван любой из перечисленных объектов: кастрюля предназначена для того, чтобы готовить еду, а остальные – чтобы есть; тарелка стеклянная, а остальные предметы металлические; вилка – единственный из перечисленных предметов, в который нельзя ничего положить или налить.
Подобная игра эффективна для развития логического и абстрактного мышления, речи; формирование навыка аргументации своих выводов. Она формирует представление об общем и частном, об общих свойствах класса предметов и отличительных признаках представителей этого класса.
«Угадай, что это!»
Взрослый предлагает угадать, объект, о котором он сейчас расскажет. Например: овощ, длинный, зеленый, его можно есть сырым, а можно засолить и отведать зимой соленым. Разумеется, это огурец! Угадав первое слово, дети непременно захотят загадать сами что-нибудь. Возможно, первая попытка будет не совсем удачной. Такому виду деятельности, как и любому другому, нужно учить. Задача взрослого – сформировать алгоритм описания объекта.
Первое – мы должны узнать, что это за объект: животное, овощ, дерево. Посуда, одежда и т.д., т.е. к какому классу объектов принадлежит нами загаданный объект. Второе – перечисляем характерные признаки объекта: цвет, форму, размер, материал, из которого он изготовлен. Если речь идет о живом существе, можно рассказать, где оно живет, чем питается. Третье – описание действия, характерные для загаданного объекта: что он может делать и что с ним можно делать. В описании объекта можно включить сравнительные характеристики: похож на…, размером такой, как…, есть крылья, но не.…Усвоив этот алгоритм, дети удивят вас точными, интересными, а подчас оригинальными описаниями.
Приведу примеры таких загадок, составленных 5 – летними малышами. «Это часть дома, квадратная, ровная, такая же как пол, но высоко не достанешь», «Этот фрукт, желтый, мягкий, длинный, но немножко загнут, как месяц. Есть кожура, которую нужно счищать, и вкусная сладкая мякоть». Обратите внимание на те сравнения которые будут употреблять ваши подчиненные. Уверена, каждому свойственна неординарность мышления, и ее нужно приветствовать и поощрять, например: «Как ты верно заметил, банан действительно похож формой на месяц. Как я на это не обратила внимания! Здорово, что ты нам об этом рассказал!».
Придумывание и отгадывание подобных загадок – это игровые упражнения. В котором заложено большое количество развивающих возможностей. Отгадывая, какой объект задуман, ребенок учиться распознавать объекты по их характерным признакам. При этом работают и логическое, и образное мышление, и воображение. Составляя описание объекта, дети учатся определять, к какому классу он принадлежит, выделять его характерные признаки и свойства, сравнивать и составлять его с другими объектами, находить общие и отличительные способности, составлять словесную характеристику. Развивается речь, логическое мышление, наблюдательность, активизируется память и воображение.
«Что изменилось»
Эту игру используют для тренировки зрительной памяти. Перед детьми раскладывают несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем дети закрывают глаза, какие – то игрушки убираются или меняются местами. Надо определить, что изменилось. Подобную игру можно проводить без использования предметов: детям предлагается определенная ситуация. «Представьте, по лесной дорожке идут звери. Первый – медвежонок, за ним – волчонок, потом – зайчонок, и последний – лисенок. Вдруг зайчик пробежал вперед и встал первым. Что изменилось? Кто за кем теперь идет?». Ребенок должен представить предложенную ситуацию, удержать ее в памяти и проанализировать происшедшее изменения. Это непростое игровое упражнение: выполнение мыслительных операций с предметами. Оно полезно для развития пространственных представлений, логического мышления, воображения, умение удерживать в памяти созданный с помощью словестного описания образ и производить с ним мыслительные операции, что формирует внутренний план действий. Когда ребенок предложит вам поменяться ролями, и сам задаст подобную задачу, допускайте умышленные ошибки, провоцируйте его на защиту своей версии. Это полезно для развития речи, формирования умения спорить, обосновывать свои выводы, не полагаясь слепо на авторитет старшего.
Подобные игры - упражнения можно использовать как для 3 – летних детей, так и для 6 – летних. Такие игры можно и нужно использовать родителями, в воспитании ребенка как творческой, мыслящей личности.
Интеллектуальные возможности детей гораздо богаче, чем об этом принято думать. Подарите им радость интеллектуальной деятельности, и вы почувствуете глубокое удовлетворение от общения с малышом, радость творчества, приносящего плоды в виде оригинальных суждений и логичных рассуждений, находчивости и изобретательности.
Используемая литература:
- Наумова В.В. Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте. Режим доступа: razvitie_ intellektualnyh_sposobnostey_v_doshkolnom_ vozraste.doc
- Холодная М. психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1983.
- Дошкольное воспитание, № 1/ 2014 г. Стр.30 – 33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА
Формы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию интеллектуальных способностей при помощи развития мелкой моторики рук ребенка...
Конспект открытого занятия на тему: «Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Конспект открытого занятия...
Проект по развитию интеллектуально - творческих способностей посредством конструктивной деятельности «Первые шаги в робототехнику». Академия развития.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Именно поэтому идея сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содерж...
ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»
Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...