РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА
статья по логопедии на тему
Формы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию интеллектуальных способностей при помощи развития мелкой моторики рук ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА
Середа Н.П., воспитатель МБДОУ ДС № 108
Известно, что последнее десятилетие уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, играют на компьютере. Они редко делают что-то своими руками. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но менее эффективно ( одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезывания и т. д.).
Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают, используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.
Эта работа по освоению речи происходит втайне от нас, в лабораториях мозга, но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук ребёнка. Кисти рук – представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции.
Так каким же образом можно развивать мелкую моторику рук ребёнка?
Для этого существует множество разнообразных игр и упражнений.
- Массаж – очень полезное и приятное занятие; великолепно активизирует речевые центры мозга.
- Фасолевые ванны – в миску с фасолью и горохом бросить мелкие игрушки. Доставая их, ребёнок развивает координацию пальцев.
- Игры с крупами – перебирать в разные ёмкости перемешанные крупы.
- Шнуровки – развивают мелкую моторику рук и, к тому же, благодаря им ребёнок овладевает повседневным практическим навыком – шнурованием и завязыванием ботинок.
- Игры с пуговицами, бусинами также способствуют развитию мелкой моторики рук.
- Мозаика тоже улучшают мелкую моторику, развивает сообразительность и творчество.
- Пазлы разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей рук.
- Лепка из разных материалов развивает гибкость и подвижность пальцев, учит творческому самовыражению.
- Разнообразные конструкторы (металлические, пластмассовые и т. п.), а также конструкторы «Лего» позволяют развивать не только моторику рук, но и фантазию. Кроме того, поделками можно просто играть.
- Рисование –формирует элементарные графические умения, укрепляя мелкую мускулатуру рук.
- Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. Смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг и развитие ребёнка резко улучшается.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развития пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т. д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т. д.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста: выполнять массаж пальчиков, подключать пальчиковые и развивающие игры и т. д. Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При этом необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком сложные задания не вызывают у детей интереса. По мере усвоения материала задания можно усложнять, увеличив количество предметов, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал на словесный.И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных способностей ребёнка к 6 годам
Развитие интеллектуальных способностей ребёнка к 6 годам...
Использование технологии хромотерапии в развитии интеллектуальных способностей ребёнка.
Тема: Использование технологии хромотерапии в развитии интеллектуальных способностей ребёнка.Цель: Формирование у ребенка эмоционально-чувственного развития.Задачи:-Расширение ...
Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия: интег...
Картотека "интеллектуальных игр". Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Игры для детей...
Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей ребенка с ОВЗ
Как правила в последнее время увеличивается число детей, в развитии которых обнаруживаются различные виды нарушений. Мы педагоги в работе не раз слышим такие слова (от самых близких ребенку людей), он...
Семинар-практиткум «Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей ребенка с ОВЗ»
Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ....
"ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА»
Логико- математические игры....