Конспект открытого занятия по русскому языку на тему: «Волшебная посуда» в подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)
Программное содержание:
Образовательные цели: Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит, материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, кофейная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме: «Посуда» (по названиям: посуда, пища, предмет посуды – сервиз, кастрюля, сковорода, дуршлаг, противень, чайник, половник, лопатка, чугунок, горшочек, тарелка, супница, блюдо, салатница, соусник, солонка, селёдочница, хлебница, маслёнка, перечница, сахарница, молочник, ложка, вилка, нож, стакан, чашка, блюдце, графин; части посуды – крышка, ручка, носик, стенки, донышко, зубчики, края, лезвие; по признакам: столовая, кухонная, чайный, кофейный, заварочный, большая, маленькая, десертная, глубокая, мелкая, металлическая, фарфоровая, хрустальный, стеклянная, керамическая, деревянная, прочная, бьющаяся, хрупкая, прозрачный, гранёный, высокий, чистый, гладкий, длинный, острый, удобная; по действиям: приготавливать (пищу), наливать, варить, жарить, парить, тушить, печь, кипятить, насыпать, накалывать, отрезать, промывать, расставлять, хранить, расписывать, мыть, вытирать, сушить, хранить, беречь, сервировать, нагревать, охлаждать). Совершенствование грамматического строя речи (использование имён существительных в косвенных падежах), навыков слогового анализа слов. Уточнение и расширение представлений об этике.
Развивающие цели: Развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, зрительного восприятия и внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, тактильных ощущений.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества в игре и на занятии, взаимодействия, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, способности к сопереживанию, доброжелательности, ответственности.
Оборудование: Магнитная доска, наборное полотно, волшебный мешочек с маленькой кукольной посудой, плоскостные изображения посуды и витрины, тематические альбомы, журналы, каталоги, предметные картинки с изображениями посуды, натуральная и игрушечная посуда, книжка-сказка К.И Чуковского «Федорино горе».
Предварительная работа: Поход с родителями в хозяйственный магазин, рассматривание посуды и беседа о: её назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит. Чтение К.И Чуковского «Федорино горе». Разучивание стихотворения «Посуда», пальчиковой гимнастики «Помоем посуду», упражнения «Чайник», проведение сюжетно-ролевой игры «Хозяюшки», игры «Угости кукол чаем».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_podgot.groorzhak_s.s.doc | 322.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Алёнушка» с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Конспект открытого занятия по русскому языку на тему: «Волшебная посуда»
в подготовительной к школе группы
Выполнила: Воспитатель подготовительной группы
Ооржак Сайзаана Сергеевна
Кызыл-Мажалык-2018
Программное содержание:
Образовательные цели: Уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях, из которых она состоит, материалах, из которых она сделана. Формирование понятий чайная, кофейная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме: «Посуда» (по названиям: посуда, пища, предмет посуды – сервиз, кастрюля, сковорода, дуршлаг, противень, чайник, половник, лопатка, чугунок, горшочек, тарелка, супница, блюдо, салатница, соусник, солонка, селёдочница, хлебница, маслёнка, перечница, сахарница, молочник, ложка, вилка, нож, стакан, чашка, блюдце, графин; части посуды – крышка, ручка, носик, стенки, донышко, зубчики, края, лезвие; по признакам: столовая, кухонная, чайный, кофейный, заварочный, большая, маленькая, десертная, глубокая, мелкая, металлическая, фарфоровая, хрустальный, стеклянная, керамическая, деревянная, прочная, бьющаяся, хрупкая, прозрачный, гранёный, высокий, чистый, гладкий, длинный, острый, удобная; по действиям: приготавливать (пищу), наливать, варить, жарить, парить, тушить, печь, кипятить, насыпать, накалывать, отрезать, промывать, расставлять, хранить, расписывать, мыть, вытирать, сушить, хранить, беречь, сервировать, нагревать, охлаждать). Совершенствование грамматического строя речи (использование имён существительных в косвенных падежах), навыков слогового анализа слов. Уточнение и расширение представлений об этике.
Развивающие цели: Развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, зрительного восприятия и внимания, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координация речи с движением, тактильных ощущений.
Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества в игре и на занятии, взаимодействия, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, способности к сопереживанию, доброжелательности, ответственности.
Оборудование: Магнитная доска, наборное полотно, волшебный мешочек с маленькой кукольной посудой, плоскостные изображения посуды и витрины, тематические альбомы, журналы, каталоги, предметные картинки с изображениями посуды, натуральная и игрушечная посуда, книжка-сказка К.И Чуковского «Федорино горе».
Предварительная работа: Поход с родителями в хозяйственный магазин, рассматривание посуды и беседа о: её назначении, материалах, из которых она сделана, частях, из которых она состоит. Чтение К.И Чуковского «Федорино горе». Разучивание стихотворения «Посуда», пальчиковой гимнастики «Помоем посуду», упражнения «Чайник», проведение сюжетно-ролевой игры «Хозяюшки», игры «Угости кукол чаем».
Ход занятия:
Организационный момент: Игра «Волшебный мешочек» (развитие связной речи, тактильных ощущений, объявление темы занятия).
Воспитатель встречает детей, предлагает занять места рядом со стульчиками, стоящими вокруг стола.
Воспитатель: Чтобы узнать, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии, выполните моё задание, опустите руку в мешочек нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.
(Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол).
Ответы детей: Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка и.т.п.
Воспитатель: Молодцы! Вы все угадали предметы и хорошо рассказали о каждом из них. А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Правильно, а для чего нужна посуда, вы знаете?
Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Воспитатель: О посуде, её назначении, материалах из которых её делают, о частях из которых она состоит, мы и будем говорить сегодня.
Игра «В магазине» (уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда, уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»).
Воспитатель помещает на наборное полотно изображение витрины. На верхней полке витрины закреплены изображения чайной посуды, на средней – столовой, на нижней – кухонной.
Воспитатель: Игра называется «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продаётся посуда. Перечислите какая посуда стоит на верхней полке.
Дети: Чайник, чашка, блюдце, сахарница.
Воспитатель: Эта посуда нужна для того чтобы пить чай. Её называют чайная посуда. Повторите это название.
Воспитатель: Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
Дети: Тарелки, супница, вилка, ложка, нож.
Воспитатель: Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите как она называется?
Воспитатель: И, наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Дети: Кастрюля, сковорода, половник, нож кухонный.
Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда. Повторите и это название.
Воспитатель: А теперь повторите ещё раз, как называется посуда на каждой полке.
Дети: На верхней полке находится чайная посуда, на второй полке – столовая посуда, а на нижней полке – кухонная посуда.
Воспитатель: Верно, а теперь давайте поиграем.
Игра «Что изменилось?» (развитие зрительного внимания и восприятия речи).
Воспитатель: Посмотрите ещё раз на витрину и запомните, что где стоит, а потом закройте глаза.
Дети закрывают глаза, воспитатель заменяет один предмет на другой.
Воспитатель: Открываем глаза, посмотрите, что изменилось?
Ответы детей
(Упражнение повторяется ещё 3-4 раза, воспитатель меняет местами, убирает, добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы).
Игра «Поможем Федоре» (расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи).
Воспитатель: Ребята послушайте отрывок из стихотворения К.И Чуковского «Федорино горе» и запомните о какой посуде в нём говорится.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
И помчался по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит …
А за ними блюдца-блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? Куда? Куда?
А за нею вилки,
Чашки да ложки.
Скачут по дорожке.
А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитесь домой!»
Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била, нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»
Воспитатель: Ребята, у бабушки Федоры горе от неё сбежала посуда, давайте назовём какая посуда сбежала от Федоров. (воспитатель выкладывает на стол маленькие предметные картинки с изображением посуды и предлагает детям назвать какая посуда сбежала от Федоры, дети по одному подходят к столу и выбирают по картинке, составляя простые предложения.)
Дети: От Федоры сбежало сито, корыто. От Федоры сбежала кастрюля, сковорода, сбежал чайник, кофейник, сбежали блюдца, вилки, чашки, ложки.
Воспитатель: Почему от Федоры сбежала посуда?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поможем Федоре помыть посуду. (детям предлагается пальчиковая гимнастика «Моем посуду».
Раз, два, три, четыре, (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга).
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибать пальчики по одному, начиная с большого).
И большую поварёшку
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).
Так Федоре помогли мы! (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
(Потом детям предлагается выбрать любую маленькую картинку на наборном полотне и составить по ней предложение:
Ответы детей: Я буду мыть кастрюлю, я буду мыть чашки и.т.п.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что посуда бывает кухонная, столовая и чайная, давайте поможем Федоре поставить посуду на место:
кухонную – на плиту, столовую на стол, чайную – в буфет
(Дети по желанию выбирают предметные картинки с изображением предметов посуды и расставляют её по местам.)
Ответы детей: Я поставлю чайник на плиту, потому что это кухонная посуда.
Воспитатель: Молодцы ребята, навели порядок, помогли Федоре, я думаю, что теперь она будет обращаться с посудой хорошо, будет её беречь, и не будет её больше обижать.
А в знак благодарности Федора оставила для вас мешочек, а мешочек не простой волшебный с загадками, вы готовы их разгадать?
Воспитатель читает загадки:
Сама не ем, а других кормлю. (ложка)
Скажите, как назвать её: Купили новенькое,
Все в дырках зубы у неё, Такое кругленькое,
Но свёклу, редьку, морковку Качают в руках,
Она перетирает ловко. (Тёрка). А оно всё в дырках. (Сито).
Воспитатель: Молодцы ребята, и с загадками вы справились.
А сейчас мы подвигаемся и поиграем в игру «Найди пару».
Вставайте и проходите на ковёр, на полу разложены картинки, вы должны найти себе пару и объяснить почему вы так решили: (словообразование сущес Сахар - сахарница
Перец – перечница
Конфеты–конфетница и.т.п. Ответы детей: Хлеб мы кладём в хлебницу. Салат мы кладём в салатницу.
Перец мы кладём в перечницу и.т.д)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами вспомним стихотворение «Посуда». Я вам прочитаю стихотворение, а вы ответите какая посуда для чего предназначена:
Я учу свою сестрёнку
Масло я кладу в маслёнку
В чайник чай я наливаю
И про соль, конечно, знаю:
Я насыплю соль в солонку -
Не просыпать бы тихонько
Мама кофе очень любит
Для него кофейник служит
А для супа - супница
Знаю я всё, умница
А детки догадаются
Как это называется?
Для чего предназначена:
для чая – чайник,
для хлеба – хлебница,
для конфет – конфетница,
для салата – салатница,
для сахара – сахарница,
для масла – маслёнка,
для салфеток – салфетница,
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы все мастера – умельцы и изготовили посуду из разного материала. Я буду называть материал, из которого сделана посуда, а вы должны сказать, какая посуда из него получилась:
Ложка из дерева – деревянная ложка,
Стакан из стекла – стеклянный стакан,
Миска из пластмасса – пластмассовая миска,
Горшок из глины – глиняный горшок,
Чайник из металла – металлический чайник,
Чашка с блюдцем из фарфора – фарфоровая чашка, фарфоровое блюдце.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из каких частей состоит посуда?
Что есть у: чайника: ручка, крышка, носик, донышко.
чашки: край, ручка, донышко, стенки.
кастрюли: крышка, ручки, стенки, донышко.
Воспитатель: Игра «Без чего». А сейчас посмотрите на картинки и скажите без чего нарисованы: чайник, кастрюля, чашка, кружка.
Ответы детей: Чайник без носика, кастрюля без крышки, чашка без блюдца, кружка без ручки
Воспитатель: Ребята мы уже выяснили, какая бывает посуда, для чего она нужна. А вы знаете что есть такие кухонные приборы, которые помогают готовить еду, как можно назвать одним словом кухонный прибор если он:
Варит кофе – кофеварка,
Рубит мясо – мясорубка,
Режет овощи – овощерезка,
Выжимает сок – соковыжималка,
Варит сок – соковарка,
Воспитатель: Очень сложные слова, но вы молодцы справились.
Наше занятие подходит к концу, но я хочу вам немного рассказать, как давние люди изобретали посуду, у каждой вещи, как и у человека, своя биография, своя удивительная судьба, послушайте небольшой рассказ про вилку, про ложку, про тарелку, про чашку.
Окончание занятия. Оценка работы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, я хочу вас похвалить и поблагодарить, вы все так хорошо отвечали, играли в игры. Вам понравилось!
- А помните волшебный мешочек, который оставила Федора, она там не только загадки оставила, но и ещё для каждого из вас сюрприз.
(Поощрения детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по ФЭМП «Мы спешим на помощь Каркуше» в подготовительной к школе группе
Программное содержание:1. Закрепить знание детей о последовательности дней недели;2. Продолжать учить выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путём сложения и воспитания однозначны...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника».
Конспект открытого занятия по развитию связной речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе: «В гостях у фокусника» в рамках мероприятий Дня открытых дверей (по преемственности школы и ДО...
Конспект открытого занятия по организации и руководству хозяйственно - бытовым трудом в подготовительной к школе группе с ТНР.
Конспект открытого занятия по организации и руководству хозяйственно - бытовым трудом в подготовительной к школе группе с ТНР....
Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию мелкой моторики рук в подготовительной к школе группе: «Ловкие ручки»
Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию мелкой моторики рук в подготовительной к школе группе:«Ловкие ручки»...
Конспект открытого занятия по формированию ЗОЖ (здоровый образ жизни) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) на тему «Я и моё тело»
Проведение «Недели здоровья» стало уже доброй традицией в нашем дошкольном учреждении. Многочисленные мероприятия проводятся с целью укрепления здоровья, воспитания потребности в...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему «Волшебное электричество» в подготовительной группе
Занятие с конструктором "Знаток" в старшем дошкольном возрасте...