Программа по формированию пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями
рабочая программа по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Система пространственных представлений начинает своё формирование уже в раннем возрасте, возможно даже до момента рождения. Недостаточная сформированность пространственных и квазипространственных представлений особенно отчетливо проявляется в школьном возрасте. Она напрямую влияет на уровень актуального речевого и интеллектуального развития ребёнка, проявляясь в нарушениях графической деятельности, чтении, письме, сформированности математических операций, нарушениях различных видов мышления (абстрактно – логического компонента речемыслительной деятельности).
Пространственные представления развиваются в условиях разнообразных видов деятельности дошкольников, например при помощи программно-модульного комплекса «Баланс».
Применение современных инновационных разработок и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, основанных на принципах биоуправления позволяют добиться устойчивого результата и ускорить процессы развития пространственных представлений.
Специально разработанный программно-модульный комплекс Баланс позволяет проводить анализ траектории перемещения центра равновесия, отражает способность сохранять правильную осанку и управлять вертикальным положением тела в разных ситуациях.
Во время занятий развивается чувство координации, равновесия и вертикальной устойчивости, закрепляется навык сохранения правильной осанки и опороспособности за счет возможности контролировать положение своего тела и своевременно устранять ошибки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Утверждено Согласовано
Заведующим МДОУ Заведующим по СПС:
детский сад «Солнышко»: Глухова А.М____________
Хазиева Ж.В._____________ «____»___________2021 г.
«____»___________2021 г.
Программа
по формированию пространственных представлений
у дошкольников с речевыми нарушениями
Составила
учитель-логопед:
Бексе Ч.Е.
Аксарка-2021
Пояснительная записка
Система пространственных представлений начинает своё формирование уже в раннем возрасте, возможно даже до момента рождения. Недостаточная сформированность пространственных и квазипространственных представлений особенно отчетливо проявляется в школьном возрасте. Она напрямую влияет на уровень актуального речевого и интеллектуального развития ребёнка, проявляясь в нарушениях графической деятельности, чтении, письме, сформированности математических операций, нарушениях различных видов мышления (абстрактно – логического компонента речемыслительной деятельности).
Пространственные представления имеют уровни формирования. Уровни не просто «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, пересекаясь и «встраиваясь» друг в друга (Н.Я. Семаго и М.М. Семаго).
1 уровень - Представления о пространстве собственного тела (телесность, схема тела). Ребенок сначала учится ориентироваться на собственном лице: глазки, носик и т.д. Затем в частях тела и после на руке.
2 уровень – Представления о физическом пространстве. Взаимодействие с внешним пространством (пространство окружающих предметов по отношению к телу ребёнка, взаимоотношения между двумя или несколькими предметами). Сначала формируются представления вертикали («верх – низ»), затем представления горизонтали («от себя») вперёд, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади».
3 уровень – Уровень вербализации пространственных представлений. Пространство речи и языка. Имеется два подуровня: понимание и использование в речи предлогов и слов, обозначающих «физическое пространство» и так называемые квазипространственные представления – речевая и языковая компетентность ребенка. Для организации психологического сопровождения на данном уровне важно знание специалистом возрастных нормативов понимания и использования предлогов и временных последовательностей в речи.
4 уровень – Пространство межличностных отношений ребенка. Оно зависит и опирается на все сформировавшиеся всей нижележащие структуры пространственных представлений, включая и начальный уровень – телесный – представление о собственном теле.
К типичным недоразвитиям детей дошкольного возраста с ОНР Е. В. Мальцева, Р. Д. Тригер, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова относят несформированность у них элементарных процессов восприятия, а также недоразвитие широкого круга пространственных представлений, что эти авторы считают препятствием для дальнейшего развития у детей высших психических функций и выделяют в качестве одной из важнейших причин неготовности их к включению в учебную деятельность.
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных.
В ходе выявления особенностей пространственных представлений у дошкольников с ОНР в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием было установлено, что дошкольники с ОНР слабо ориентируются в схеме собственного тела и в соотнесении окружающих предметов со схемой своего тела; демонстрируют в целом более низкий уровень сформированности навыка узнавания предлогов и понятий, отражающих пространственные представления, чем дети контрольной группы; демонстрируют низкий уровень способности создать пространственный образ.
Итак, к моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Пространственные представления должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др. Недостаточное развитие пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи может привести к нарушениям письменной речи при их поступлении в школу.
Пространственные представления развиваются в условиях разнообразных видов деятельности дошкольников, например при помощи программно-модульного комплекса «Баланс».
Применение современных инновационных разработок и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, основанных на принципах биоуправления позволяют добиться устойчивого результата и ускорить процессы развития пространственных представлений.
Специально разработанный программно-модульный комплекс Баланс позволяет проводить анализ траектории перемещения центра равновесия, отражает способность сохранять правильную осанку и управлять вертикальным положением тела в разных ситуациях.
Во время занятий развивается чувство координации, равновесия и вертикальной устойчивости, закрепляется навык сохранения правильной осанки и опороспособности за счет возможности контролировать положение своего тела и своевременно устранять ошибки.
Использование анимационных сюжетов в качестве сигналов обратной связи существенно повышает мотивацию и эффективность сеансов биоуправления по опорной реакции, превращая однообразные тренировки в увлекательный процесс.
Мощным средством формирования пространственных представлений являются игры, включенные в программу модульного комплекса Баланс.
Своевременная и эффективная помощь ребенку в формировании пространственных представлений является условием успешной адаптации к новым условиям обучения.
Цель программы:
- Создание условий для формирования пространственных представлений у детей имеющих речевые нарушения.
Задачи:
- развитие экспрессивной и импрессивной речи у детей с ОНР.
- развивать зрительно – моторную координацию;
- формирование предпосылок пространственных представлений, в том числе пространственно-временных.
Принципы построения программы:
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются.
- Принцип возрастания сложности.
- Принцип доступности.
- Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
- Деятельностный принцип.
Этапы реализации программы:
Этап | Цель | Мероприятие | Срок |
Организационный | Создание необходимых психолого-педагогических условий. Подготовка программы и оборудования. | Подготовка программы и оборудования. Диагностическое исследование уровня сенсомоторного развития. | Сентябрь |
Содержательно-практический | Реализация программы | Занятия по программе | Октябрь-Май |
Оценочный | Оценка динамики Изменения сенсомоторного развития детей. | Диагностика | Май |
Планируемые результаты программы:
- развитие пространственной ориентировки, пространственных представлений и формирование пространственно-временных последовательностей;
– развитие и совершенствование речи ребенка;
– ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении и других видах детской активности.
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
Основные методы программы учителя-логопеда:
- Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног. Это повышает развитию речи детей с ОНР.
- Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и речевых реакций, что придает психомоторному и речевому развитию ребенка. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.
-Метод развития пространственных представлений. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. Медленное выполнение движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
- Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.
Содержательный раздел
Содержание коррекционной работы обусловлено особенностями сенсомоторного развития детей с речевыми нарушениями, спецификой недостатков их эмоционального развития и требует обязательного дифференцирования индивидуализации. Основными критериями дифференцировании и индивидуализации содержания требования выступают, с одной стороны, педагогически значимые личностно-психологические различия детей, с другой – задачи коррекционной работы, а также специфика сенсорных стимулов.
Предлагаемые игры и игровые задания в данном модульном комплексе направлены на развитие речемоторных функций, пространственных представлений, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры и задания подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими с периодическими повторами данных игр на занятиях.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения с уклоном на речевое развитие и коррекции, с учетом возрастных особенностей. Системно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития произвольного внимания через использование различных видов игр на данном тренажере, свойственных данному возрасту.
Программа является коррекционно-развивающей для детей с ОНР в возрасте от 5-7 лет.
Цикл занятий рассчитан на учебный год, занятия ведутся с октября по май, 1 раз в неделю, всего 34 занятий с продолжительностью 30 минут. Существует 2 уровня прохождения программы – для детей старшей (5-6) и подготовительной к школе (6-7) группы.
Занятия проводятся индивидуально с детьми-логопатами.
Содержание коррекционной программы учителя-логопеда
для детей с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет
Месяц | Занятия | Задачи | Формы занятия |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №1 | Знакомство с оборудованием; Развитие невербального и вербального общения; Снятие телесного и эмоционального напряжения Развитие речи Развитие пространственной ориентации | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. Ритуал прощания |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №2 | Знакомство с оборудованием; формирование коммуникативных навыков. Осознание ребенком своих положительных качеств; | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. Ритуал прощания |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №3 | Закрепление и обобщение знаний о программно-модульном комплексе Баланс. Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентирования. - развитие связной речи, - развитие понимания обращенной речи; | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. Ритуал прощания «Пожелание» |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №4 | Развитие зрительной памяти, мышления, внимания. Развитие коммуникации, моторики. Развитие пространственной ориентации. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. Ритуал прощания |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №5 | Развитие коммуникативных навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие памяти, мышления. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. игра «Башня» (первый уровень) 4. Релаксация 5. Ритуал прощания |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №6 | Развитие невербального общения. Развитие произвольного внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой и общей моторики. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Башня» (второй уровень) 5. Ритуал прощания «Комплимент» |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №7 | Развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, мышления, речи, мелкой моторики пространственной ориентации, зрительно-двигательной координации. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Башня» (третий уровень) 5. Ритуал прощания «Комплимент» |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №8 | Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим. Развивать пространственные представления. Развитие мелкой и общей моторики Развитие самостоятельной активной и пассивной речи | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Метка» 5. Ритуал прощания «Пожелание» |
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №9 | Развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, мышления, речи, моторики. Развитие мышления, внимания. Развитие пространственных представлений. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Ловец» 5. Ритуал прощания «Пожелание» |
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №10 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Развитие зрительной памяти. Развитие внимания, графо-моторных навыков и пространственной ориентации. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Контуры» 5. Ритуал прощания «Пожелание» |
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №11 | Развитие способности понимать эмоциональное состояние самого себя. Развитие пространственной ориентации. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Коридоры» 5. Ритуал прощания «Пожелание» |
Январь | Коррекционно-развивающий комплекс №12 | Развивать зрительную память, мышления, внимания. Развитие коммуникации, Моторики. Развитие пространственных представлений.
| 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Платформа» (второй уровень) 5. Ритуал прощания «Пожелание» |
Январь | Коррекционно-развивающий комплекс №13 | Развитие мышления. Развитие коммуникации, Развитие эмоционально-волевой сферы. - развитие связной речи, - развитие понимания обращенной речи; | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Платформа» (третий уровень) 5. Ритуал прощания «Пожелание» |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №14 | Развивать внимание, память, мышление. Развитие пространственной ориентации. - развитие способности самоконтроля за речью. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Видеоплеер» (первый уровень) 5. Ритуал прощания «Пожелание» |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №15 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Развитие зрительной памяти. Развитие мышления, Внимания, моторики. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «видеоплеер» (второй уровень) 5. Ритуал прощания |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №16 | Развитие мелкую и общую моторику. Развитие навыков самосознания. - развитие связной речи | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Видеоплеер» (третий уровень) 5. Ритуал прощания |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №17
| Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. Развитие пространственной ориентации - развитие самостоятельной активной и пассивной речи | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Платформа» (третий уровень) 5. Ритуал прощания «Комплимент» |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №18 | Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки самосознания. Развитие связной речи | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Платформа» (третий уровень) 5. Ритуал прощания «Комплимент» |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №19 | Развитие позитивного отношения к себе, умения взаимодействовать. Развитие самостоятельной активной и пассивной речи | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Телевизор» 5. Ритуал прощания |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №20 | Развивать навыки самосознания. Развитие слухового восприятия, внимания. Развитие моторных навыков, пространственной ориентации | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Раскраски» 5. Ритуал прощания |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №21 | Развитие зрительной памяти. Развитие внимания. Развитие пространственной ориентации. Развитие связной речи, умение поддерживать диалог. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Ленивец» 5. Ритуал прощания «Пожелание» |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №22 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Развитие зрительной памяти. Развитие внимания, графо-моторных навыков и пространственной ориентации. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Блоки» 5. Ритуал прощания «Пожелание» |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №23 | Формирование пространственно-временных последовательностей. Развитие моторики. Развитие эмоционально-личностной сферы. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация 4. игра «Лабиринт» 5. Ритуал прощания |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №24 | Развитие коммуникативной. Развитие зрительной памяти. Развитие внимания, пространственных представлений. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация, игра «Здравствуй» 4. игра «Фруктопад» 5. Ритуал прощания |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №25 | Развитие коммуникативных навыков. Развитие навыков самосознания. Развитие внимания, пространственных представлений. |
1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация, игра «Найди предмет, который я загадала» 4. игра «Кристаллы» 5. Ритуал прощания |
Май | Коррекционно-развивающий комплекс №26 | Развитие коммуникативных навыков, навыков самосознания, уверенности в себе. Развитие мышления, внимания. Развитие моторных навыков. Развитие связной речи, умение поддерживать диалог. | 1. Внесение в картотеку ребенка 2. Прохождение калибровки 3. Релаксация, игра «Найди предмет, который я загадала» 4. игра «Кафе» «Штриховка» 5. Ритуал прощания «Пожелания на лето» |
Содержание коррекционной программы учителя-логопеда
для детей с речевыми нарушениями в возрасте 6-7 лет
Месяц | Занятия | Задачи | Формы занятия |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №1 | Закрепление и обобщение знаний о программно-модульном комплексе Баланс. Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентирования. | 1.Приветствие Знакомство с оборудованием. 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация 5. игра «Метка» (первый уровень) 6. Ритуал прощания «Пожелание» |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №2 | Закрепление и обобщение знаний о программно-модульном комплексе Баланс. Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентирования. | 1.Приветствие Знакомство с оборудованием. 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация 5. игра «Метка» (второй уровень) 6. Ритуал прощания «Пожелание» |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №3 | Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентирования. Развитие связной речи, умение поддерживать диалог. | 1.Приветствие 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «Подбери парные карточки» 5. игра «Метка» (третий уровень) 6. Ритуал прощания «Пожелание» |
Октябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №4 | Развитие зрительной памяти, мышления, внимания. Развитие коммуникации, общей моторики. Развитие пространственной ориентации. | 1.Приветствие 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «Найди отличия» 5. игра «Платформа» 6. Ритуал прощания |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №5 | Развитие коммуникативных навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие памяти, мышления. Развитие самостоятельной активной и пассивной речи | 1.Приветствие «Комплимент» 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «Обозначь, одинаковые фигуры» 5. игра «Видеоплеер» 6. Ритуал прощания «Пожелание» |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №6 | Развитие произвольного внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой и общей моторики. | 1.Приветствие 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, задание «Подбери парные карточки» 5. игра «Башни» 6. Ритуал прощания |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №7 | Развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, мышления, речи, мелкой моторики пространственной ориентации, зрительно-двигательной координации. | 1.Приветствие 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «Что слева, что справа» упражнение «Плывем в облаках» 5. игра «Блоки» 6. Ритуал прощания |
Ноябрь | Коррекционно-развивающий комплекс №8 | Формирование доброжелательного отношения к окружающим. Формирование пространственно-временные последовательности. Развитие диалоговой речи | 1.Приветствие «Комплимент» 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, задание «Кто стоит слева/справа от меня…» 5. игра «Видеоплеер» 6. упражнение «Закончи предложение» 7. Ритуал прощания
|
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №9 | Формирование позитивного отношения Развитие пространственной ориентировки. развитие связной речи, - развитие понимания обращенной речи; | 1.Приветствие «Я тебе рад!». 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, Задание «Отгадай предмет, по описанию» 5. игра «Кристаллы» 6. Игра «Левая и правая» 7. Ритуал прощания |
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №10 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы, моторных навыков и пространственной ориентации. | 1.Приветствие. Игра «Здравствуй» 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «Найди отличия» 5. игра «Башни» Упражнение «Штриховка» 6. Ритуал прощания Игра «Азбука эмоций»
|
Декабрь | Коррекционно-развивающий комплекс №11 | Развитие способности понимать свое эмоциональное состояние Развитие пространственных представлений. Развитие самостоятельной активной и пассивной речи | 1.Приветствие 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «Выложи фигуры так, как только что видел» 5. игра «Телевизор» 6. Ритуал прощания «Пожелание» |
Январь | Коррекционно-развивающий комплекс №12 | Развитие коммуникации, эмоционально-волевой сферы, общей моторики. Развитие пространственных представлений. Развитие диалоговой речи | 1.Приветствие: Здравствуй, с разными эмоциями. 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «Слушай хлопки» 5. игра «Лабиринты» Задание «Найди по плану игрушку» 6. Ритуал прощания |
Январь | Коррекционно-развивающий комплекс №13 | Развитие слухового восприятия, мышления. Развитие коммуникативных навыков Развитие пространственных представлений, моторики. | 1. Приветствие. Здравствуй, друг 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «Слушай ритм» 5. игра «Фруктопад» Задание «Найди предмет, который я загадала» 6. Ритуал прощания |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №14 | Развитие коммуникации, умения сотрудничать. Развитие речемоторных навыков. Развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, мышления. | 1. Приветствие. Здравствуй, друг 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «На что похоже?» 5. игра «Кафе» Задание «Доскажи словечко» 6. Ритуал прощания |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №15 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Внимания, моторики. Развитие связной речи. | 1. Приветствие. 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «Мы похожи» 5. игра «Ленивец» Задание «Доскажи словечко» 6. Ритуал прощания |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №16 | Развитие коммуникации. Развитие мелкой моторики. Развитие слухового и зрительного внимания, речи. | 1. Приветствие. 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, задание «Доскажи словечко» 5. игра «Лабиринты» Упражнение «Необычная радуга» 6. Ритуал прощания |
Февраль | Коррекционно-развивающий комплекс №17
| Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы. Развитие пространственно-временных последовательностей. Развитие навыков речевого анализа. | 1. Приветствие «Я тебе рад!». 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, задание «Угадай месяц по описанию» 5. игра «Раскраски» 6. Игра «Левая и правая» 7. Ритуал прощания |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №18 | Развитие коммуникативных навыков. Развитие графо-моторных навыков развитие связной речи, - развитие понимания обращенной речи; | 1. Приветствие «Я тебе рад!». 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация. Игра «Дорисуй узор» 5. игра «Коридор» 6. Игра «Справа, слева, выше-ниже, нарисуешь, как услышишь» 7. Ритуал прощания |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №19 | Развитие позитивного отношения к себе, умения взаимодействовать. Развитие графо-моторных и пространственно-ориентированных навыков. | 1. Приветствие «Поздоровайся ласково!» 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, задание «Рисуй зеркально» 5. игра «Контуры» 6. Задание «Найди ошибки» 7. Ритуал прощания |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №20 | Формирование отношения умения сотрудничать. Развитие графо-моторных навыков, пространственной ориентации, ситуативной речи. | 1. Приветствие «Поздоровайся ласково!» 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, задание «Разнеси по местам» 5. игра «Аэрохоккей» 6. Игра «Левая и правая» 7. Ритуал прощания |
Март | Коррекционно-развивающий комплекс №21 | Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы. Развитие пространственной ориентации, графо-моторики. | 1.Приветствие. Здравствуй, с разными эмоциями. 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, игра «Чем похожи, чем отличаются» 5. игра «Ловец» 6. Задание «Штриховка» 7. Ритуал прощания |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №22 | Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентировок. Развитие навыков речевого анализа. | 1. Приветствие «Я твой друг и ты мой друг». 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, задание «Найди фигуры по описанию» 5. игра «Ленивец» 6. Задание «Нарисуй двумя руками» 7. Прощание |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №23 | Формирование пространственно-временных последовательностей. Развитие моторики. Развитие графо-моторных навыков | 1. Приветствие «Я твой друг и ты мой друг». 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, задание «Чего тут не было» 5. игра «Ловец» 6. Задание «Закончи предложение» 7. Прощание |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №24 | Развитие коммуникативной сферы. пространственных представлений. Снятие эмоционально-психического напряжения. | 1. Приветствие «Мы лучшие друзья». 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, задание «Опиши любимую игрушку» 5. игра «Кристаллы» 6. Задание «Найди лишний предмет» 7. Прощание |
Апрель | Коррекционно-развивающий комплекс №25 | Развитие коммуникативных навыков. пространственных представлений. Развитие самостоятельной активной и пассивной речи | 1. Приветствие. Здороваемся мимикой 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация. Игра «Собери букет» 5. игра «Ленивец» 6. Задание «Сочини сказку по серии картинок» 7. Прощание |
Май | Коррекционно-развивающий комплекс №26 | Развитие коммуникативных навыков, навыков самосознания, уверенности в себе. Развитие моторики рук, связной речи, обогащение словарного запаса. | 1.Приветствие - обними соседа! 2. Внесение в картотеку ребенка 3. Прохождение калибровки 4. Релаксация, задание «Рисуем пожелания!» 5. игра на Балансе по выбору ребенка 6. Мешочек из слов «Добрые пожелания на лето» 7. Прощание |
Список литературы:
1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. Издательство «Гном и Д», 2003.
2. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96с.
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. М.: Школьная Пресса, 2003. – 80 с., ил.
4. Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. М., 2005
5. Кигпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. – Журнал Дошкольное воспитание №2, 2001.
6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М., 2000.
7. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 – 8 лет.- М., 2004.
8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2003г
10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекцитя в детском ворзрасте, М. 2003г
11. Чистякова М.И. Психогимнастика, М. 1995г.
12. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. М., 2006
13. О. Б. Иншакова. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2х частях. Издательство Владос, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Формирование пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения"
Работа с детьми с нарушением зрения...
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....
Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.
Как развивать пространственные представления, почему это важно....
Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом
Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом...
«Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом».
laquo;Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»....
Выступление на родительском собрании в группе компенсирующей направленности «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»
Конспект ООД "Конструктивно-модельная деятельность" ОО "Художественно -эстетическое развитие " Комната для зайки" для детей с нарушенным слухом 1 -2 года обучения...
Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»
laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...