Программа саморазвития по теме: «Формирование пространственных представлений в процессе конструирования из бумаги».
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Программа саморазвития с целями, задачами и планом на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_2022-2023.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 154»
Программа саморазвития
2022-2023г.
Воспитатель Герасимова А.Е.
Образовательная область: «Познавательное и художественно – эстетическое развитие».
Тема: «Формирование пространственных представлений в процессе
конструирования из бумаги».
Актуальность:
Пространственные представления - представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном или вращательном движении и пр. Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространственных представлений является необходимой предпосылкой любой практической, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности.
Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни, складывается постепенно, и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития. С раннего возраста ребёнок усваивает самые простейшие представления об этом - слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении. Все эти понятия способствуют развитию пространственных представлений у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Конструирование из бумаги имеет большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению к школе. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространённый в работе с детьми материал. Бумага – благодатный материал. Её легко сгибать, резать, скручивать, можно подкрасить, а если слегка подмочить – возникнет бумажная скульптура. Характерной особенностью конструирования из бумаги является воссоздание и преобразование пространственных представлений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления. Конструирование из бумаги требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Оригами – увлекательнейшее занятие, привлекающее детей, и взрослых. И уже не каждый вспоминает, что любимые детьми лодочки, пароходики, кошельки, защищающие от солнца пилотки – всё это из страны Оригами. Интересное и полезное занятие складывания – сгибания бумаги в определённой последовательности развивает усидчивость, наблюдательность, память, воображение, пространственное мышление, тонкие движения пальцев рук, глазомер.
Цель работы - Формирование пространственных представлений в процессе конструирования из бумаги в технике оригами.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- Формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бумагой; знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.; создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; развивать мелкую моторику рук и глазомер; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- Воспитывать интерес к конструированию из бумаги; аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
.
- Развивать концентрацию внимания, пространственное воображение, умение сосредоточиться.
- Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
- Заинтересовать детей данным видом деятельности, вызвать желание заняться этой работой в свободное время.
- Создать ближайшую перспективу, раскрывая где, когда и какие вещи можно сделать из бумаги.
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приемы работы с детьми: практические, наглядные, продуктивные, проблемно-поисковые.
Работа педагога:
∙ Изучение научно-педагогической литературы;
∙ Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;
∙ Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
∙ Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
∙ Обобщение опыта работы по самообразованию. Предполагаемый результат работы над темой самообразования.
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства:
∙ умение анализировать научно-методическую литературу;
∙ умение применять полученные знания на практике;
∙ активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Предполагаемый результат:
- Воспитанник самостоятельно определяет виды бумаги и правила работы с ней; обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами; базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т. д.)
- Умеет различать виды бумаги; разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой; определять виды геометрических фигур; конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество; соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.
- Результат занятия оригами – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Форма самообразования: индивидуальная
Изучение учебно-методической литературы:
- Долженко Г.И. 100 оригами. «Академия развития», Ярославль 2003г.
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
- Щеглова А.В. «Оригами для начинающих» «Владис», 2010
- Сержантова Т.Б. «Оригами Лучшие модели» «Айрис-Пресс »,2003
- Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
- О. Щеглова, А. Щеглова «Оригами для всех».
- Т. Б. Сержантова «366 Моделей оригами».
- Н. С. Васина «Бумажные цветы» Р. А. Туфкрео, М. В. Кудейко «Коллекция идей».
. Месяц | Работа с детьми | Задачи |
Сентябрь | Знакомство с оригами. Знакомим с условными и приёмами. Учим складывать. | Познакомить детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги. Учить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. Используя базовую форму «книжечка», изготовить дом. |
Октябрь | Базовая форма «Книга» Домик. Коробочка. | Продолжать учить работать с исходной формой квадрат, прямоугольник; развивать точность движений, умение проглаживать линии сгиба; воспитывать интерес к искусству оригами |
Ноябрь | Базовая форма «Треугольник» Грибная пора | Развивать умение работать с квадратной и прямоугольной формой; воспитывать желание создавать коллективную композицию, помогать друг другу. |
Декабрь | Базовая форма «Воздушный змей» «Снежинка» | Продолжать учить детей пользоваться базовой формой «воздушный змей». Закреплять умение соединять детали попарно и склеивать их, закреплять детали на основе. Уметь пользоваться условными обозначениями и папками схемами. |
Январь | Базовая форма «Треугольник» Щенок. Котенок. Зайчонок. | Формировать умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. |
Февраль | Базовая форма «Воздушный змей» Лебедь. Путешествие по сказкам Пушкина А.С. | Способствовать умению детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Уметь пользоваться условными обозначениями и папками схемами. |
Март | Базовая форма «Дверь» Мышь. Поросенок. Тюлень | Познакомить детей с новой базовой формой «дверь». Учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. |
Апрель | Базовая форма «Двойной треугольник». Ракета. Самолет. | Познакомить с базовой формой «двойной треугольник». Закрепить приёмы складывания и сгибания бумаги в процессе изготовления тематических работ. Учить выполнять работу, соблюдая последовательность |
Май | Базовая форма «Двойной треугольник». Бабочка. Цветы. Лягушка | Учить детей складывать знакомые базовые формы, следуя словесному указанию воспитателя, делать заготовки для цветов, соединять детали между собой, создавая цветочную композицию. |
Оригами – это вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной (как, например, при письме или рисовании) и без необходимости удерживания инструмента.
Оригами - очень полезный процесс для растущего детского организма, для гармоничного формирования личности и, вместе с этим, увлекательное занятие.
Работа с родителями
Консультации для родителей на темы:
«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей»
«Значение оригами для всестороннего развития ребенка».
«Развитие творческих способностей детей в семье».
«Как воспитать творческую личность».
«Влияние оригами на развитие умственных и творческих способностей детей»
Мастер класс для родителей «Бабочка-красавица»
Составление альбома «Искусство оригами»
Результаты проведенной работы показали:
- произошло значительно более активное развитие мелкой моторики рук и глазомера, что, несомненно, пригодится им в будущем на занятиях в школе;
- развился художественный вкус, творческие способности
- повышение уровня развития познавательных процессов; формирование пространственного мышления, развитие фантазии и воображения;
- речевое развитие; способствует становлению коммуникативных навыков
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими)
- увеличилась концентрация внимания, пространственное воображение, умение сосредоточиться.
Таким образом, работа в технике оригами требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
творческий отчет...
Формирование пространственных представлений в процессе конструктивной деятельности у дошкольников
Формирование у ребенка пространственных представлений важная задача детского сада, т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности; это задача выступает как необходимый элемент подготовки ...
План по самообразованию по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов", подготовительная группа
Документ содержит план по самообразованию по теме, примеры рисуночных диктантов....
Отчет по самообразованию по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью графических диктантов", подготовительная группа
Отчет по самообразованию с примерами работ....
Презентация по самообразованию "Формирование пространственных представлений в процессе конструирования из бумаги"
Материал для педагогов ДОУ...
Формирование пространственных представление посредством 3D-конструирования
Формирование пространственных представление посредством 3D-конструирования...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»
Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...