Кружковая работа " Живая сказка"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Колокольчик» г.Янаул
муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17, 5-43-08
E-mail: Det_sad_7@mail.ru
Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru
КРУЖКОВАЯ РАБОТА « ЖИВАЯ СКАЗКА»
2019-2020 уч.год
1. Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения ,обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья ,как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка .
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны :ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, воспитанники знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии –через образы, краски, музыку, а умело поставленные воспитателем побуждают думать , анализировать , делать выводы и обобщения.
Развитие творческой активности ребенка ,его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения воспитанников друг с другом и воспитателем- актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.
Детское творчество особенно проявляется в играх-драматизациях ,в основе которых лежит народный фольклор: это сказки ,потешки .Чтобы воспитанники могли передать соответствующий образ , у них надо развивать воображение, речь, формировать умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П .Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры-драматизации можно назвать творческой игрой.
Творчество воспитанников в этих играх направлено на создание игровой ситуации ,на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Результатом педагогической работы становится обогащение словаря детей, раскрепощение поведения ,появление у воспитанников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребность в самовыражении.
Цель программы: приобщение воспитанников к разнообразным видам театральной деятельности. Развивать желание подражать положительным героям и быть не похожим на отрицательных.
Задачи:
Образовательные: изучить театрально-эстетическое искусство, развить артистизм, навыки сценических воплощений в играх-инсценировках ,драматизациях, также навыков овладения вождения кукол.
Развивающие: развивать у воспитанников выразительную речь. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развитие творческих способностей воспитанников , психологическое раскрепощение путем театрализованных игр.
Воспитательные: воспитывать у воспитанников интерес к театральному искусству, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Развивать эмоциональность ,чувства эмпатии , а также коммуникативных способностей театрального искусства.
Актуальность темы
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики ,позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры ,развитие навыков исполнительской деятельности ,накопление знаний о театре, которые переплетаются ,дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения
Полученные знания позволяют воспитанникам преодолеть психологическую инертность , позволяет развить их творческую активность , способность сравнивать, анализировать, планировать ,ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе.
Программа рассчитана на один год.
Количество воспитанников - 29.
Контингент воспитанников – 3-4 года.
Режим работы - 1 раз в неделю.
Длительность занятий - 15 минут.
Принципы программы:
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей, уровня их психического и физического развития, их сопутствующих дефектов;
- принцип интеграции работы с различной деятельностью детей (развитие речи, театрализованная направлениями воспитательной работы и видами деятельность, игры, музыка);
- принцип доступности;
- принцип постепенности.
Ожидаемые результаты:
Раскрытие творческих способностей детей(интонационное проговаривание, эмоциональный настрой ,мимическую выразительность ,навыки имитации).
Развитие психологических процессов(мышление ,речь ,память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
Личностных качеств(дружеские ,партнерские взаимоотношения ;коммуникативные навыки ;любовь к животным)
2. Учебно-тематический план
№ | Тема | Время проведения | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||||
Сказка «Курочка Ряба» | ||||||||||
1.1 | «Давайте познакомимся» | 15 минут | Рассматривание ширмы для кукольного театра ,рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра. | «Скажи свое имя ласково»,народная игра. | ||||||
1.2 | Народная сказка «Курочка Рябя» | 15 минут | Прослушивание аудио записи ,беседа по содержанию сказки | Веселый танец с детьми на тему сказки. | ||||||
1.3 | Народная сказка « Курочка Ряба» | 15 минут | Пересказ сказки с использованием игрушек | Подвижная игра «Курочка и цыплята» | ||||||
1.4 | Народная сказка «Курочка Ряба» | 15 минут | Подвижная игра «Курочка и цыплята»;драматизация по сказке «Курочка Ряба» | |||||||
Итого: | 1 час | 3 | 4 | |||||||
Путешествие по сказке « Колобок» | ||||||||||
2.1 | Путешествие по сказке «Колобок» | 15 минут | Чтение сказки « Колобок» | Игровое упражнение «Повтори-ка» | ||||||
2.2 | Сказка«Колобок» | 15 минут | Показ настольного театра «Колобок»;упражнение «Изобрази героя» | |||||||
2.3 | Загадки | 15 минут | Разгадывание загадок | |||||||
2.4 | Колыбельные пени | 15 минут | Разучивание колыбельной песни | Подвижная игра «Гуси», хороводы | ||||||
Итого: | 1 час | 2 | 4 | |||||||
К.Чукотский «Цыпленок» | ||||||||||
3.1 | Знакомство со сказкой К.Чукотского «Цыпленок» | 15 минут | Чтение сказки | Подвижная игра «Курочка –хохлатка» | ||||||
3.2 | Сказка К.Чукотского«Цыпленок» | 15 минут | Рассказывание сказки вместе с детьми ;беседа по содержанию | Имитационное упражнение «Изобрази героя» | ||||||
3.3 | Отгадывание загадок | 15 минут | Ряженье ,имитационное упражнение, свободные веселые танцы | |||||||
3.4 | Драматизация сказки К.Чукотского «Цыпленок» | 15 минут | Слушание спокойной музыки | |||||||
Итого: | 1 час | 2 | 4 | |||||||
Знакомство со сказкой «Перчатки» | ||||||||||
4.1 | Знакомство со сказкой С.Маршака «Перчатки» | 15 минут | Чтение сказки ,беседа по содержанию. | Подвижная игра «Курочка-хохлатка» | ||||||
4.2 | Драматизация сказки С .Маршака «Перчатки» | 15 минут | Отгадывание загадок | Мимические этюды у зеркала | ||||||
4.3 | Знакомство с потешкой «Как на тоненький ледок» | 15 минут | Рассматривание иллюстрации к потешке | Имитационные упражнения | ||||||
4.4 | Театрализация «Как на тоненький ледок» | 15 минут | Обыгрывание ролей воспитанниками | |||||||
Итого: | 1 час | 3 | 4 | |||||||
5 | Сказка «Рукавичка» | |||||||||
5.1 | Пальчиковые игры по сказкам | 15 минут | Беседа по пройденной сказке «Колобок», «Курочка Ряба» | Обыгрывание ролей | ||||||
5.2 | Знакомство со сказкой «Рукавичка» | 15 минут | Чтение сказки | Беседа с воспитанниками по содержанию сказки | ||||||
5.3 | Сказка«Рукавичка» | 15 минут | Рассказывание сказки вместе с воспитанниками | Игра «Назови друга ласково» | ||||||
5.4 | Сказка «Рукавичка» | 15 минут | Рассказывание сказки по ролям | Пантомимические упражнения | ||||||
Итого: | 1 час | 4 | 4 | |||||||
6 | Праздник наших пап | |||||||||
6.1 | 15 минут | Беседа о праздниках | ||||||||
6.2 | Праздник- День Защитника Отечества | 15 минут | Беседа о празднике | Слушание песни про папу | ||||||
6.3 | 15 минут | Изучение песни | Игра «Я- солдат» | |||||||
6.4 | Отгадывание музыкальных загадок | 15 минут | Ряженье в костюмы ,имитация голосов разных героев сказок | |||||||
1 час | 3 | 3 | ||||||||
7 | Сказка «Заюшкина избушка» | |||||||||
7.1 | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» | 15 минут | Рассматривание иллюстраций к сказке | Подвижная игра «Лиса и зайцы» | ||||||
7.2 | Праздник наших бабушек и мам | 15 минут | Чтение стихотворения «Про мамочку» | Изучение песни для мамы | ||||||
7.3 | Песня для любимой мамочки | 15 минут | Исполнение песни «Мамочка моя» | |||||||
7.4 | Сказка «Заюшкина избушка» | 15 минут | Рассказывания сказки вместе с детьми | Имитационные движения под музыку с использованием элементов костюмов. | ||||||
Итого | 1 час | 3 | 4 | |||||||
8 | Сказка «Теремок» | |||||||||
8.1 | Знакомство со сказкой «Теремок» | 15 минут | Чтение сказки | |||||||
8.2 | Сказка «Теремок» | 15 минут | Рассказывание сказки с использованием настольного театра | |||||||
8.3 | Сказка «Теремок» | 15 минут | Упражнения на интонационную выразительность | |||||||
8.4 | Закрепление сказки «Теремок» | 15 минут | Беседа по сказке | Имитация с использованием костюмов, подражание героям сказки | ||||||
Итого: | 1 час | 3 | 2 | |||||||
9 | «Угадай, о ком говорю» | |||||||||
9.1 | «Угадай, о ком говорю» | 15 минут | Загадки по сказке«Теремок». | Имитационные упражнения | ||||||
9.2 | «День Победы!» | 15 минут | Беседа о празднике, чтение художественной литературы | |||||||
9.3 | «Угадай, о ком говорю» | 15 минут | Загадки по сказке «Заюшкина избушка» | Драматизация сказки « Заюшкина избушка» | ||||||
9.4 | «Угадай, о ком говорю» | 15 минут | Отгадывания загадок по костюмам к разным сказкам | Веселый танец | ||||||
Итого | 1 час | 4 | 3 |
3. Содержание программы
Тема№1 (1 час)
Сказка «Курочка Ряба»
Основные вопросы:
Расширять кругозор путем углубленного ознакомления с историей возникновения народных сказок на примере сказки « Курочка Ряба».Подвижная игра «Курочка и цыплята».Пробудить интерес воспитанников к театрализованной деятельности.
Практическая работа: пересказ с использованием игрушек, разыгрывание сказки.
Материал к занятию: настольный театр ,костюмы для ряжания.
Знать: о способах выполнения поделок из природного материала. Иметь представление о сборе и подготовке природного материала для поделок. Правила безопасности труда, организации рабочего места и личной гигиены при обработке различных материалов.
Уметь: следить за развитием действий, делать самостоятельные выводы..
Тема№2 (1 час)
Путешествие по сказке «Колобок»
Основные вопросы:
Чтение сказки «Колобок».Беседа. Игровые упражнения использованием музыкального сопровождения.
Практическая работа: разучивание песни Колобка.
Материал к занятию: иллюстрации по сказке ,игрушка колобок, мнемотаблица по сказке.
Знать: содержание сказки, героев.
Уметь: повторять сказку по таблице.
Тема№3 (1 час)
К.Чукотский «Цыпленок»
Основные вопросы:
Знакомство со сказкой К.Чукотского «Цыпленок».Рассказывание сказки вместе с воспитанниками, беседа по содержанию. Отгадывание загадок.
Практическая работа: подвижная игра «Курочка хохлатка»,имитационное упражнение «Изобрази героя»,ряжение ,свободные веселые танцы..
Материал к занятию: музыкальное сопровождение, маски (детям -цыплята, кошка, воспитателю- курица),костюмы для ряжения.
Знать: содержание ,действующих лиц, последовательность действий.
Уметь: ритмично двигаться в соответствии с текстом; изображать героя.
Тема№4 (1 час)
1.Знакомство со сказкой «Перчатки»
2.Потешка «Как на тоненький ледок»
Основные вопросы:
Чтение сказки «Перчатки»,знакомство с потешкой «Как на тоненький ледок».Беседа по содержанию произведений ,отгадывание загадок, обыгрывание ролей воспитанниками .
Практическая работа :мимические этюды у зеркала по сказке «Перчатки»;обыгрывание ролей по потешке.
Материал к занятию: маски котят, перчатки по количеству воспитанников, музыкальное сопровождение, зеркало каждому воспитаннику.
Знать: содержание сказки
Уметь :осмысливать характеры персонажей, рассказывать сказку по ролям.
Тема № 5 (1 час)
Сказка «Рукавичка»
Основные вопросы:
Знакомство со сказкой «Рукавичка».Рассказывание сказки вместе с воспитанниками.
Практическая работа :игра «Назови друга ласково»,дидактическая игра «Продолжи сказку»,пантомимические упражнения, обыгрывание ролей.
Материал к занятию: настольный театр.
Знать: содержание сказки ,последовательность действий.
Уметь: эмоционально воспринимать сказки ,рассказывать сказку по ролям.
Тема№6 (1 час)
«Праздник наших пап!»
Основные вопросы:
Беседа «Мой папа самый лучший»,слушание песни про пап.. Игровые приёмы с использованием музыкального сопровождения. Беседа о празднике «День Защитника Отечества». .
Практическая работа :разучивание стихотворений и песен папам ,игра «Я -солдат».
Материал к занятию: иллюстрации с изображением солдат ,военной техники, музыкальное сопровождение.
Знать: «Родина одна- ее надо охранять и защищать».
Уметь :красиво и выразительно прочитать свои стихотворения.
Тема№7 (1 час)
1.«Праздник наших мам!»
2.Сказка «Заюшкина избушка»
Основные вопросы:
Беседа о празднике наших бабушек и мам. Чтение стихотворения «Про мамочку».
Практическая работа:1)исполнение песни « Мамочка моя»,рассказывание стихотворений;2)имитационные движения под музыку, с использованием элементов костюмов.
Материал к занятию: музыкальное сопровождение ,иллюстрации ,мягкие игрушки.
Знать: 1)слова песен и стихотворений;2)содержание сказки, последовательность действий.
Уметь: 1)красиво и выразительно читать свои стихотворения;2)сопереживать героям сказки ,быть вежливым ,вести диалог.
Тема№8 (1 час)
Сказка «Теремок»
Основные вопросы.
Знакомство со сказкой «Теремок».Чтение сказки ,рассказывание сказки с использованием настольного театра .Беседа и закрепление сказки.
Практическая работа: упражнения на интонационную выразительность, разыгрывание сказки.
Материал к занятию: костюмы для ряжания и маски настольный театр.
Знать: последовательность действий, содержание.
Уметь :использовать средства выразительности -мимику,жест.движение; строить ролевой диалог.
Тема№9 (1 час)
«Угадай, о ком говорю»
Основные вопросы.
Беседа по пройденным сказкам ,повторение. Пальчиковая гимнастика .Беседа о празднике «День Победы»,чтение художественной литературы.
Практическая работа: имитационные упражнения, драматизация сказки «Заюшкина избушка»; веселый танец.
Материал к занятию :костюмы и игрушки по разным сказкам ,иллюстрации.
Знать: героев сказок, содержание.
Уметь: красиво держать себя на выступлениях, ролевой
4. Методическое обеспечение
Проведение занятий в кружке направлено на раскрытие творческих способностей воспитанников. В процессе занятий театрального кружка ребята приобретают знания о театральном искусстве, учатся правильно и красиво говорить.
В ходе индивидуальных занятий воспитанники получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.
В ходе общения и совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах , так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях.
Основными методами реализации данной программы можно считать:
-метод театрализации
-игру
-метод работы « от простого к сложному»
-метод эмоциональной драматургии
Различные формы работы ( культура речи, работа над художественным образом ,беседы, совместные праздники) направлены на сплочение воспитанников в один дружный, творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Материально-техническое обеспечение:
-музыкальная аппаратура
-аудиозаписи
-декорации
-театральные костюмы
-маски
-мягкие игрушки
-книги со сказками
-картинки, иллюстрации.
5. Список литературы
1.Н.Б.Улашенко « Организация театральной деятельности» г.Волгоград 2009г
2.Т.Н. Доронова Играем в театр .М.;2004г
3.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду .М.;2001г
4.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников .М.; 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект кружковой работы. Игровое взаимодействие по сказке С.Я. Маршака "Сказка о глупом мышонке"
Средняя группа...
Конспект занятия по кружковой работе "Обыгрывания сказки Репка"
Материал очень интересный для воспитателей младших групп по театральной деятельности....
КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ПОЧВА - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)
Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.Развивать у детей умение с помощью во...
Перспективное планирование по кружковой работе «Мы живем в России».
Перспективное планирование по кружкой работе "Мы живем в России"...
Кружковая работа « ЖИВАЯ СКАЗКА»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка...
кружковая работа " Играем Сказку"
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, через какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.Так...
Отчет по кружковой работе "Волшебные сказки"
Цель: Средствами театрального искусства развивать творческие и артистические способности детей. Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, и...