Конспект непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
« Маленькие секреты воды »
образовательная область: « Познавательное развитие»
раздел «Познавательно-исследовательская деятельность »
( старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_volshebnitsa_voda.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность
Программное содержание:
- Познакомить детей с основными свойствами воды (вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, безвкусная, меняет цвет)
- Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой (по инструкции воспитателя)
- Развивать наблюдательность, способность сравнивать, делать выводы
- Воспитывать у детей интерес к экспериментированию
- Умение доброжелательно общаться со сверстниками во время проведения опытов
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций со свойствами воды, чтение и отгадывание загадок про воду, беседа с детьми о свойствах и значении воды, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации. Наблюдение за водой во время прогулок.
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, магнитная доска, карточки схемы с условными обозначениями, глобус, карточки для игры «Кому нужна вода».
Материал: 1стол: по 2 стакана на каждого ребенка, один с водой другой пустой, посередине стола в маленьких тарелочках насыпаны соль, сахар, лимонная кислота, в стакане маленькие ложки, трубочки;
2 стол: по 2 стакана каждого ребенка : один с водой, один с молоком, чайная ложка, полоски бумаги разных цветов, в середине стола стоят кисточки и краски на каждого ребенка;
3 стол: краски 4 шт., четыре стакана с водой, четыре тарелочки с сахаром, 4 чайные ложки, пустой стакан, и шприц без иголки.
Ход занятия:
Воспитатель:
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
И сразу мы стали добрее, доверчивей
Пусть доброе утро длиться до вечера
Я вам с удовольствием этого желаю.
Хотите, что бы у вас было доброе, доброе настроение, тогда чаще улыбайтесь. И с хорошим настроением садитесь на стульчики.
- Ребята, а вы знаете, что здесь под покрывалом? Даже не догадываетесь?
Я вам сейчас подскажу. Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Всем показывает страны
Реки горы океаны.
Как вы думаете что это? Никита как думает? А Миша, а Илья?
Глобус? Все так думают? Все догадались? Давайте посмотрим, Даша открывай покрывало.
Что такое глобус? (это наша земля, это модель земли…)
А что наша земля круглая? Посмотрите, какой глобус разноцветный. Какие цвета вы видите? Артем, какой цвет ты видишь? А Вика, а Глеб? Как вы думаете, что на глобусе обозначается коричневым цветом? Не знаете? Я вам подскажу, коричневым цветом на глобусе обозначаются горы. Повторите.
Воспитатель: А что обозначается желтым цветом? (песок).
Воспитатель: А что обозначается голубым цветом? (Реки, моря, океаны)
Воспитатель: Это значит что у нас много воды на земле. Вы знаете, что ученые путешественники выяснили, что воды на земле больше чем суши. Посмотрите сколько, много голубого цвета.
В это время раздается телефонный звонок.
Воспитатель: Ребята! У меня видео-звонок от жителей Луны. Я выведу его на экран нашего компьютера, и мы все вместе сможем их увидеть и услышать.
Анимационный слайд 1.
«Здравствуйте маленькие жители планеты Земля! Передаем вам большой инопланетный привет! Мы жители Луны. Мы очень долго наблюдаем за вашей планетой и не понимаем, почему она синего цвета. Помогите нам, разобраться в этом вопросе. Пожалуйста! »
Воспитатель: Ребята, а почему Земля синяя? (ответы детей)
А где в природе можно встретить воду?
Дети: в реке, в море, в океане, дождь, озеро, родник.
Слайд 2. «Водоемы»
Игра «Доскажи словечко»
А вы знаете, что в океане воду называют океаническая, а в море, реке, болоте, роднике…
Воспитатель: в море вода какая?
Дети: соленая
Воспитатель: А какая вода в роднике? Озере? Реке? (выслушать ответы детей)
Воспитатель: В роднике, озере, реке пресная вода. Обычная, ее можно пить. Повторите, как называется вода. Только предварительно ее очищают, кипятят.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, а кому нужна вода?
Игра «Кому нужна вода»
Подойдите к столу и выберите себе любую одну картинку.
Морковь.
Дельфин.
Акула
Гриб
Пожарный
Цветок
Птичка
Корова
Лиса
Слайд 3. «Кому нужна вода»
Воспитатель: Значит, вода нужна всем и людям и птицам и животным и растениям и рыбам. Молодцы! А зачем нужна вода, человеку? (пить, купаться, мыть посуду, мыть полы, готовить еду…)
Слайд 4. «Зачем нужна вода человеку»
Воспитатель: Отгадайте загадки:
Он длиннющий,
Он большущий,
Он от тучи до земли...
Пусть идет он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
(Дождь)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
(Град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.
(Роса)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке?
(Снежинка)
Слайд 5. (снег, град, роса, дождь)
Воспитатель: Значит, какой мы сделаем вывод, что вода встречается в виде дождя, снега, росы, града и еще у воды, еще много разных состояний.
Физ.минутка.
К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)
Наклонились и умылись.
1,2,3,4 (хлопки)
Вот так славно освежились (встряхиваем кисти рук)
Вышли на берег крутой (по тексту)
И отправились домой.
Воспитатель: Ребята, вода имеет свои свойства, вы знаете какие?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы с вами о них расскажем инопланетным жителям.
Я предлагаю провести опыты с водой, выявить ее свойства и полученные результаты опытов отправим им по электронной почте.
Для этого нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
Слайд 6. «Лаборатория»
Воспитатель: Я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Надевайте белые халаты и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Ребята, прежде чем приступить к исследованию, вспомните правила поведения в лаборатории:
Воспитатель показывает на экране символы, а дети объясняют, что они обозначают.
Слайд 7. « Правила поведения в лаболатории»
- Дети: Не шуметь – этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой.
- Слушать воспитателя.
- Внимательно следить за результатом опыта.
- Закончив наблюдение, сделать вывод
Воспитатель: Ребята, подходим к первому столу, мы начинаем наши эксперименты.
Дети подходят к первому столу.
На столе: (по 2 стакана на каждого ребенка, один с водой другой пустой, посередине стола в маленьких тарелочках насыпаны соль, сахар, лимонная кислота, в стакане маленькие ложки, трубочки)
Опыт 1.Вода – жидкость
Возьмите стаканчик и перелейте содержимое в пустой стаканчик.
Что делает вода? Почему? Ответы детей (льется, переливается, выливается) Вода льется, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью. Ребята, а что еще можно назвать жидкость? Ответы детей (сок, молоко)
Опрос детей, почему вода – жидкость?
Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать, она течет.
На доску выставляю карточку-схему вода - жидкость.
Опыт 2. Вода без вкуса.
Цель. Выяснить, имеет ли вкус вода.
Воспитатель: Как вы думаете, вода имеет вкус?
В стаканчиках вода. Возьмите трубочки и попробуйте её. (Дети пьют воду через трубочку)
Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)
Дети: Вода безвкусная.
Воспитатель: Добавьте в воду различные вещества (сахар, соль или лимонный сок), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у воды?
Дети: Сладкий, соленый, кислый.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
На доску выставляю карточку-схему вода - безвкусная.
Дети подходят ко второму столу.
На столе: (по 2 стакана каждого ребенка : один с водой, один с молоком, чайная ложка, полоски бумаги разных цветов, в середине стола стоят кисточки и краски на каждого ребенка)
Опыт 3.Вода бесцветная.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель: Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети: Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель: Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети: Лист белого цвета.
Воспитатель: А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети: Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель: А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети: Нет.
Воспитатель: Молоко, лист белой бумаги?
Дети: Да.
(подводим детей к правильному ответу, - какой цвет у воды?)
Воспитатель: А что можем сказать о цвете воды?
Дети: Вода без цвета.
Воспитатель: Без цвета, значит, какая вода, какой делаем вывод?
Дети: Вода - бесцветная.
Вывод: Третье свойство – вода без цвета
На доску выставляю карточку-схему вода - бесцветная.
Опыт 4. Вода прозрачная.
Воспитатель: Перед вами стоят по два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите ложку. В каком из стаканчиков она видна, а в каком нет? Почему?
Дети: В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель: Какой делаем вывод?
Дети: Вода – прозрачная.
Вывод: Четвертое свойство – вода прозрачная
На доску выставляю карточку-схему вода - прозрачная.
Опыт 5. Вода меняет цвет.
Воспитатель: А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети: Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель: Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети: Вода изменила свой цвет.
Воспитатель: Какой вывод из этого следует?
Дети: Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Вывод: Пятое свойство – вода меняет цвет.
На доску выставляю карточку-схему вода - меняет цвет.
Дети подходят к третьему столу.
На столе: ( краски 4 шт., четыре стакана с водой, четыре тарелочки с сахаром, чайные ложки) перед воспитателем стоит пустой стакан, и шприц без иголки.)
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).
Воспитатель: Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги. Хотите? Тогда нам нужно воспользоваться знакомым свойством воды. Как вы думаете каким? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы сделать радугу, мне нужна ваша помощь, разделитесь на пары. Молодцы.
Воспитатель: Вода может менять цвет. Но сначала, вам нужно положить ложкой в стакан с водой сахар. Один ребенок в паре добавляет сахар в стакан и перемешивает, другой берёт краску, кисточкой закрашиваем воду и хорошо перемешивает. Первая пара будет делать синий цвет, вторая – зеленый, третья – желтый, а четвертая – красный. (дети выполняют).
- А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара, затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)
- А сейчас самое интересное. (В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана. В стакане образуется 4 разноцветных слоя– самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась.
Воспитатель: В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная). Этот опыт вы еще повторите.
Воспитатель: Ребята наша работа в лаборатории окончена, мы провели много опытов с водой. Какой вам опыт понравился больше всего? Что же мы с вами узнали о свойствах воды? (ответы детей)
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
Воспитатель: Ну что же, ребята у нас получилось вот такое электронное письмо, и мы можем его оправить нашим инопланетным друзьям.
Слайд 7 «Свойства воды»
Анимационный слайд 8
Спасибо вам большое ребята! Мы получили ваше письмо. Теперь мы знаем, почему ваша планета синего цвета, это все из-за воды! Вода это чудо природы. Она нужна всем на планете Земля, поэтому ее так много. До свидания!!! Ваши инопланетные друзья!
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята вам понравилось занятие? Если понравилось тогда возьмите зеленую капельку, а если вам было скучно, не интересно, тогда возьмите красную капельку.
- Вы такие, молодцы!
- Все старались, не ленились
- И, играючи учились!
- От меня за труд такой
- Вам подарок небольшой!
- Вы меня не подведите,
- А скорей его найдите:
- Не далеко, не близко,
- Не высоко, не низко,
- Не в шкафу он, не в руке,
- А в волшебном сундучке!
- (Дети находят сундучок с мыльными пузырями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию.12.04.2018год Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию Тема: «Матрешек русский хоровод»
Тема:"матрёшек русский хоровод".12.04.2018год...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики «В поисках сокровищ старого волшебника»Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП в подготовительной к школе группе с использованием нейрогимнастики«В поисках сокровищ старого волшебника» \...