Конспект развивающегося занятие педагога-психолога для детей 4-5 лет по теме «Весна пришла!» с использованием метода сказкотерапия
план-конспект занятия (средняя группа)
Используя сказки в своих занятия, я хочу, чтобы дети научились сопереживать героям, учились доброте, щедрости, смогли проживать определенные эмоциональные состояния, умели слушать других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna_prishla.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «В гости к нам пришла весна!».
Цель: формирование представлений детей о весне как времени года, дать сравнительные характеристики времен года «зима» - «весна» по сюжету русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Задачи:
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
- устанавливать причинно-следственные связи явлений природы;
- обогащать словарный запас по теме «Приметы весны»;
- воспитывать умение слушать друг друга;
- развивать познавательный интерес, высшие психические функции, крупную и мелкую моторику.
Материал к занятию: герои сказки «Зающкина избушка», шаблоны солнышка и тучки, прищепки желтые и синие, разрезные картинки по теме весна на каждого ребенка, картинки к игре «Формы», геометрические детали к игре «Собери цветы».
Ход занятия
Ритуал приветствия
Игра «Паровозик с именем»
Дети сидят на стульчиках (или стоят).
Первым «движение» начинает психолог:
- Меня зовут… (имя педагога).
Психолог медленно бежит по кругу, произнося «Чух– чух – чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя. Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а психолог становится «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Чух – чух – чух». И «подъезжая» к детям выбирают новый «паровозик».
Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразил «паровозик».
Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Это же Зайка.
Логоритмическая игра «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (повторяют движения)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть (трут одну ладошку о другую)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..( повторяют движения)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгают)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (повторяют движения)
Зайка хочет с нами познакомиться и поиграть.
Зайка: «Здравствуйте. Меня зовут Ушастик, и я люблю играть в прятки. А тебя как зовут? (обращается к ребенку)
Психолог помогает ребенку поздороваться с зайкой, представиться, и сказать, что он любит делать:
- Здравствуй, меня зовут Маша, и я люблю танцевать.
Зайка: очень приятно. Так приветствует всех детей.
Зайка: Ребята, а я к вам пришел со своей сказкой. Но сначала отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … - Правильно, весна.
Психолог приглашает детей присесть на ковер и показывает сказку «Заюшкина избушка» (одновременно герои сказки есть и на магнитной доске)
Во время рассказа сказки (от имени героя) дети выполняют задания.
«Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная.
Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
— Пусти меня, заюшка, в избушку.
Заяц пустил её в избушку. Прошёл день-другой, стала лиса зайца из избушки гнать:
— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала…»
Психолог: Ребята, а какая лисичка? – Хитрая, злая, коварная.
Психолог продолжает сказку: «Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы обтирает. Бегут мимо собаки:
— Тяф-тяф-тяф! О чём, заинька, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — Мы её выгоним.
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним!
Подошли к избушке:
— Тяф-тяф-тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
- Вот выполните мое задание, тогда и подумаю…»
Психолог: Ребята давайте поможем собачкам.
Игра «Собери солнышко и дождик»
Детям раздаются шаблоны солнышка и тучки. Необходимо у солнышка сделать лучики, у тучки дождинки с помощью прищепок.
Нужно прикрепить лучики - прищепки к солнышку, и сказать какое оно может быть: жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, веселое, румяное, лучистое.
Прикрепляя дождинки - прищепки к тучке, нужно сказать какой дождик: весенний, теплый, мокрый, сильный, слабый.
Игра «Это хорошо и плохо»
Психолог предлагает детям подумать и ответить:
Солнышко – это хорошо, потому что … становится теплее, оно греет, природа просыпается, тает снег и т.д.
Дождик – это хорошо, потому что … он поливает травку, дает влагу растениям и т.д.
Дождик – это плохо, потому что …. нельзя гулять, можно промокнуть.
После выполненного задания, психолог продолжает рассказывать и показывать сказку:
«Не захотела лисичка впустить зайчика, да как закричит:
— Как выскочу,
Как выпрыгну,
Пойдут клочки
По заулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет…»
Психолог: Ребята, а какой чувство испытывает зайчик? – Ему грустно.
Психолог продолжает сказку: «Идёт мимо волк:
— О чём, заинька, плачешь?
— Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом:
— Уыыы... уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Вот выполните мое задание, тогда и подумаю…»
Психолог: Ребята давайте поможем волку.
Игра «Разрезные картинки».
У каждого ребенка картинка разрезана на 4-е части. Ее необходимо собрать и сказать, что на ней изображено (тематика «Весна»- по реке плывут льдинки, в лесу появились первые цветы, на деревьях набухают почки).
После выполненного задания, психолог продолжает рассказывать и показывать сказку:
«Не захотела лисичка впустить зайчика, да как закричит:
— Как выскочу,
Как выпрыгну,
Пойдут клочки
По заулочкам!
Испугался волк и убежал…»
Психолог: Ребята, что испытал волк? – Страх, правильно.
Психолог продолжает сказку: «Вот заяц опять сидит и плачет.
Идёт старый медведь:
— О чём ты, заинька, плачешь?
— Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошёл медведь к избушке и зарычал:
— Рррр... ррр. Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Вот выполните мое задание, тогда и подумаю…»
Психолог: Ребята давайте поможем медведю.
Психолог предлагает детям присесть за столы.
Игра «Формы»
Детям раздается по одной карточке с картинкой геометрической формы (например: куб, шар, конус, кирпичик).
Психолог показывает картинку - предмет (например: коробка, мяч, карандаш, книга и др.), дети должны забирать картинки с похожими на них предметами (по 4 картинки).
После выполненного задания, психолог продолжает рассказывать и показывать сказку:
«Не захотела лисичка впустить зайчика, да как закричит:
— Как выскочу,
Как выпрыгну,
Пойдут клочки
По заулочкам!
Испугался медведь и ушёл …»
Педагог: Ребята, что испытал медведь? – Страх и грусть, что не помог зайчику.
Педагог продолжает сказку: «Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.
— Ку-ка-реку! Заинька, о чём ты плачешь?
— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не вы гнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый мед ведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
— Нет, выгоню.
Пошёл петух к избушке:
— Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
— Одеваюсь...
Петух опять:
— Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
А лиса говорит:
— Что ты Петя кричишь, посмотри какая весна за окошком. Помоги лучше весенние цветочки собрать…»
Педагог: Ребята давайте поможем Петушку.
Игра «Собери цветы»
Педагог проговаривает из чего состоит цветок: стебель, листья, лепесточки и сколько их должно быть.
На фланелеграфе располагаются образец цветка из геометрических фигур, который должны сделать дети и стебельки. На отдельном столике лежать детали к цветам. Психолог предлагает детям собрать цветок точно такой же, как на доске. Дети выполняют задание.
После выполненного задания, психолог продолжает рассказывать и показывать сказку: «Петух в третий раз:
— Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А Заюшка с петухом стали жить да поживать. Но иногда Лисичку в гости приглашать»
Дети делятся впечатлениями о прослушанной сказке. Заинька благодарит ребят за помощь.
Завершение занятия
Дети и психолог вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Игра «Я была рада с тобой поиграть»
Дети становятся в круг. Психолог берет зайчика в руки и говорит:
- Заиньке очень понравилось с вами играть, и он вам говорит: «Я был рад с тобой поиграть».
И далее игрушка передается по кругу рядом стоящему ребенку с этими словами (если ребенок не говорит, то за него проговаривает психолог, а ребенок передает игрушку дальше). Кому передается игрушка, говорит: «Спасибо». Игрушка делает «круг» и возвращается обратно к психологу.
Психолог прощается со всеми до следующей встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми средней группы
Занятие направлено на развитие у детей положительного отношения к себе и другим, развитие воображения, снижение симптомов агрессивности, снятие мышечного и психоэмоцтонального напряжения. Детям заняти...
Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми 2-младшей группы
Цель:· Развивать способность видеть положительное в себе и других;· снизить проявление симптомов агресси...
"Волшебное путешествие в страну сказочной феи" - конспект развивающего занятия педагога-психолога
Современное общество живет в эпоху кризисов и социальных перемен и на многих взрослых людей эти явления действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического и психологического со...
Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми средней группы
Занятие направлено на развитие у детей положительного отношения к себе и другим, развитие воображения,снижение симптомов агрессии, снятие психоэмоционального напряжения....
Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и подготовительной группы "Мир семьи".
Конспект развивающего занятия педагога-психолога по теме: «Мир семьи».Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее чл...
Конспект развивающего занятия педагога-психолога методом сказкотерапии в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный остров знаний»
Психологические задачи:Способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед занятием.Способствовать развитию эмоционально-волевой готовности детей к школе.Изучить уровень самооценки лично...
Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и подготовительной группы "Мир семьи" посредством песочной терапии.
Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков.Задачи:Учить детей быть внимательными к...