Конспект развивающегося занятие педагога-психолога для детей 4-5 лет по теме «Весна пришла!» с использованием метода сказкотерапия
план-конспект занятия (средняя группа)

Игнатьева Оксана Александровна

Используя сказки в своих занятия, я хочу, чтобы дети научились сопереживать героям, учились доброте, щедрости, смогли проживать определенные эмоциональные состояния, умели слушать других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_prishla.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «В гости к нам пришла весна!».

Цель:  формирование представлений детей о весне как времени года, дать сравнительные характеристики времен года «зима» - «весна» по сюжету русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Задачи:

- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;

- помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;

- устанавливать причинно-следственные связи явлений природы;

- обогащать словарный запас по теме «Приметы весны»;

- воспитывать умение слушать друг друга;

- развивать познавательный интерес, высшие психические функции, крупную и мелкую моторику.

Материал к занятию:  герои сказки «Зающкина избушка», шаблоны солнышка и тучки, прищепки желтые и синие, разрезные картинки по теме весна на каждого ребенка, картинки к игре «Формы»,  геометрические детали к игре «Собери цветы».

Ход занятия

Ритуал приветствия

Игра «Паровозик с именем»

Дети сидят на стульчиках (или стоят).

Первым «движение» начинает психолог:

- Меня зовут… (имя педагога).

Психолог медленно бежит по кругу, произнося «Чух– чух – чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя. Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а психолог становится «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Чух – чух – чух». И «подъезжая» к детям выбирают новый «паровозик».

Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразил «паровозик».

Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел. Это же Зайка.

Логоритмическая игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (
дети делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (
повторяют движения)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть (
трут одну ладошку о другую)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(
 повторяют движения)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (
прыгают)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (
повторяют движения)

Зайка хочет с нами познакомиться и поиграть.

Зайка: «Здравствуйте. Меня зовут Ушастик, и я люблю играть в прятки. А тебя как зовут? (обращается к ребенку)

Психолог помогает ребенку поздороваться с зайкой, представиться, и сказать, что он любит делать:

- Здравствуй, меня зовут Маша, и я люблю танцевать.

Зайка: очень приятно. Так приветствует всех детей.

Зайка: Ребята, а я к вам пришел со своей сказкой. Но сначала отгадайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …  - Правильно, весна.

Психолог приглашает детей присесть на ковер и показывает сказку «Заюшкина избушка» (одновременно герои сказки есть и на магнитной доске)

Во время рассказа сказки (от имени героя) дети выполняют задания.

«Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная.

Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня, заюшка, в избушку.

Заяц пустил её в избушку. Прошёл день-другой, стала лиса зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала…»

Психолог: Ребята, а какая лисичка? – Хитрая, злая, коварная.

Психолог продолжает сказку: «Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы обтирает. Бегут мимо собаки:

— Тяф-тяф-тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — Мы её выгоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним!

Подошли к избушке:

— Тяф-тяф-тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

- Вот выполните мое задание, тогда и подумаю…»

Психолог: Ребята давайте поможем собачкам.

Игра «Собери солнышко и дождик»

Детям раздаются шаблоны солнышка и тучки. Необходимо у солнышка сделать лучики, у тучки дождинки с помощью прищепок.

Нужно прикрепить лучики - прищепки к солнышку, и сказать какое оно может быть:  жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, веселое, румяное, лучистое.

Прикрепляя дождинки - прищепки к тучке, нужно сказать какой дождик: весенний, теплый, мокрый, сильный, слабый.

Игра «Это хорошо и плохо»

Психолог предлагает детям подумать и ответить:

Солнышко – это хорошо, потому что … становится теплее, оно греет, природа просыпается, тает снег и т.д.

Дождик – это хорошо, потому что … он поливает травку, дает влагу растениям и т.д.

Дождик – это плохо, потому что …. нельзя гулять, можно промокнуть.

После выполненного задания, психолог продолжает рассказывать и показывать сказку:

«Не захотела лисичка впустить зайчика, да как закричит:

— Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет…»

Психолог: Ребята, а какой чувство испытывает зайчик? – Ему грустно.

 

Психолог продолжает сказку: «Идёт мимо волк:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом:

— Уыыы... уыыы... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

- Вот выполните мое задание, тогда и подумаю…»

Психолог: Ребята давайте поможем волку.

Игра «Разрезные картинки».

У каждого ребенка картинка разрезана на 4-е части. Ее необходимо собрать и сказать, что на ней изображено (тематика «Весна»- по реке плывут льдинки,  в лесу появились первые цветы, на деревьях набухают почки).

После выполненного задания, психолог продолжает рассказывать и показывать сказку:

«Не захотела лисичка впустить зайчика, да как закричит:

— Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался волк и убежал…»

Психолог: Ребята, что испытал волк? – Страх, правильно.

Психолог продолжает сказку: «Вот заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый медведь:

— О чём ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл медведь к избушке и зарычал:

— Рррр... ррр. Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

- Вот выполните мое задание, тогда и подумаю…»

Психолог: Ребята давайте поможем медведю.

Психолог предлагает детям присесть за столы.

Игра «Формы»

Детям раздается по одной карточке с картинкой геометрической формы (например: куб, шар, конус, кирпичик).

Психолог показывает картинку - предмет (например: коробка, мяч, карандаш, книга и др.), дети должны забирать картинки с похожими на них предметами (по 4 картинки).

После выполненного задания, психолог продолжает рассказывать и показывать сказку:

«Не захотела лисичка впустить зайчика, да как закричит:

— Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался медведь и ушёл …»

Педагог: Ребята, что испытал медведь? – Страх и грусть, что не помог зайчику.

Педагог продолжает сказку: «Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.

— Ку-ка-реку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не вы гнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый мед ведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл петух к избушке:

— Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь...

Петух опять:

— Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

А лиса говорит:

— Что ты Петя кричишь, посмотри какая весна за окошком. Помоги лучше весенние цветочки собрать…»

Педагог: Ребята давайте поможем Петушку.

Игра «Собери цветы»

Педагог проговаривает из чего состоит цветок: стебель, листья,  лепесточки и сколько их должно быть.

На фланелеграфе располагаются образец цветка из геометрических фигур, который должны сделать дети и стебельки. На отдельном столике лежать детали к цветам. Психолог предлагает детям собрать цветок точно такой же, как на доске. Дети выполняют задание.

После выполненного задания, психолог продолжает рассказывать и показывать сказку: «Петух в третий раз:

— Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А Заюшка с петухом стали жить да поживать. Но иногда Лисичку в гости приглашать»

Дети делятся впечатлениями о прослушанной сказке. Заинька благодарит ребят за помощь.

Завершение занятия

Дети и психолог вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Игра «Я была рада с тобой поиграть»

Дети становятся в круг. Психолог берет зайчика в руки и говорит:

- Заиньке очень понравилось с вами играть, и он вам говорит: «Я был рад с тобой поиграть».

И далее игрушка передается по кругу рядом стоящему ребенку с этими словами (если ребенок не говорит, то за него проговаривает психолог, а ребенок передает игрушку дальше). Кому передается игрушка, говорит: «Спасибо». Игрушка делает «круг» и возвращается обратно к психологу.

Психолог прощается со всеми до следующей встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми средней группы

Занятие направлено на развитие у детей положительного отношения к себе и другим, развитие воображения, снижение симптомов агрессивности, снятие мышечного и психоэмоцтонального напряжения. Детям заняти...

Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми 2-младшей группы

Цель:·         Развивать способность видеть положительное в себе и других;·         снизить проявление симптомов агресси...

"Волшебное путешествие в страну сказочной феи" - конспект развивающего занятия педагога-психолога

Современное общество  живет в эпоху кризисов и социальных перемен и на многих  взрослых людей эти явления действуют  угнетающе, приводят к ухудшению их физического и психологического со...

Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми средней группы

Занятие направлено на развитие у детей положительного отношения к себе и другим, развитие воображения,снижение симптомов агрессии, снятие психоэмоционального напряжения....

Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и подготовительной группы "Мир семьи".

Конспект  развивающего занятия педагога-психолога по теме:  «Мир семьи».Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее чл...

Конспект развивающего занятия педагога-психолога методом сказкотерапии в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в сказочный остров знаний»

Психологические задачи:Способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед занятием.Способствовать развитию эмоционально-волевой  готовности детей к школе.Изучить уровень самооценки лично...

Конспект развивающего занятия педагога-психолога для детей старшей и подготовительной группы "Мир семьи" посредством песочной терапии.

Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков.Задачи:Учить детей быть внимательными к...