Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Экспериментирование в раннем возрасте

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.

         Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.

         Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

         Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

         В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.

Задачи работы с детьми при экспериментировании

Ø    Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

Ø    Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представление о некоторых свойствах предметов, вещей, материалов, отношений объективного мира.

Ø    Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему миру, желание оберегать и создавать красивое.

Ø    Значительно повысить развивающий эффект во всех видах восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), логического мышления, устойчивого внимания, мелкой моторики.

Ø    Выражать словами свои ощущения, впечатления, свойства и признаки материалов, предметов, то есть стимулировать развитие активной речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опытно-экспериментальная деятельность в раннем возрасте (от 2 до 3 лет) Подготовила воспитатель: ГБДОУ д/с 12 Рыбакова Н.Н. СПб 2019г

Слайд 2

Познаем окружающий мир через игру и эксперименты. Любопытство – важная черта детского поведения.

Слайд 3

Актуальность Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе экспериментирования воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к её пониманию. Малышей интересует всё новое и неизведанное. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, не только в условиях ДОУ, но и дома с родителями. Благодаря проведению опытов у детей развивается познавательный интерес.

Слайд 4

Цель: Основная цель нашей работы, создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Слайд 5

Задачи: Познавательные: Познакомить детей с некоторыми явлениями и свойствами неживой природы. Формирующие: Сформировать у детей навыки экспериментирования, умение делать простейшие выводы. Развивающие: Развивать наблюдательность, мелкую моторику рук, мышление, развивать речь детей, активизировать словарный запас. Воспитательные: Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу . Уточнить и закрепить правила безопасного поведения во время игры с камнями и песком, воспитывать аккуратность во время игр с водой, бережное отношение к природе.

Слайд 6

Методы и приёмы Наглядный: Наблюдение, демонстрация экспериментальной деятельности. Словесный: Вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность (художественное слово). Практический: Экспериментирование, совместные действия воспитателя и ребёнка. Игровой: Создание игровой ситуации, смена деятельности.

Слайд 7

Ожидаемые результаты: Положительная динамика развития познавательного интереса и наблюдательности. Обогащение словарного запаса и знаний детей о свойствах живой и неживой природы.

Слайд 8

Материалы для детского экспериментирования. «Хочу всё знать!»

Слайд 9

Игра «Что плавает, что нет» Программное содержание: показать детям, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми, развивать любознательность, наблюдательность. Ход игры: предложить детям по очереди опустить в воду резиновые игрушки, затем-камушки.

Слайд 10

Игра «Водяная мельница» Программное содержание: показать детям , как вода может приводить в движение другие предметы, развивать любознательность, наблюдательность . Ход игры: предложить детям набрать в лейку воды и полить на водяную мельницу.

Слайд 11

Игра «Песок» Программное содержание: показать детям свойства песка (мокрый, сухой), развивать любознательность, наблюдательность. Ход игры: сначала предложить детям построить куличик из сухого песка-что получится, затем намочить песок и попробовать ещё раз.

Слайд 12

Игра «Волшебное сито» Программное содержание: показать детям, что с помощью сито, можно отделить фасоль и др. от песка, развивать любознательность, наблюдательность . Ход игры: положить несколько фасолинок каждому на поднос, а затем предложить , с помощью сито отделить фасоль от песка.

Слайд 13

Игра «Волшебный рисунок» Программное содержание: показать ребятам, как с помощью манки можно рисовать различные предметы. развивать любознательность, наблюдательность, мелкую моторику. Ход игры: предложить детям самостоятельно попробовать нарисовать что-нибудь.

Слайд 14

Игра «Краски» Программное содержание: показать ребятам, как с помощью краски можно окрасить воду в разные цвета; развивать любознательность, наблюдательность, мелкую моторику . Ход игры: предложить детям с помощью краски и кисточки окрасить воду в банках в разные цвета.

Слайд 15

Игра «Мыльные пузыри» Программное содержание: показать ребятам, как с помощью жидкого мыла и воды получаются мыльные пузыри; развивать любознательность, мелкую моторику. Ход игры : предложить детям самим, с помощью венчика, взбить пену. Затем попробовать надуть мыльный пузырь, используя трубочки.

Слайд 16

Игра «Что растворяется в воде?» Программное содержание: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Ход игры: предложить детям по очереди растворять в воде различные вещества (мука, сахар, песок) и затем посмотреть, что растворилось, а что нет; развивать любознательность, наблюдательность.

Слайд 17

Вывод: Экспериментирование не только приносит детям радость, но и развивает целый спектр умений и способностей, координацию рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и наблюдательность.

Слайд 18

Что я слышу – забываю, Что я вижу – помню, Что я делаю – понимаю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Материал предназначен для воспитателей детского сада.группы раннего возраста....

План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста ....

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста на тему «Волшебная вода». 2019 год

Цель • Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую деятельность. ...

Презентация "Проект опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста"

Презентация "Проект опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста"...

Презентация: "Игры по опытно - экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста".

Презентация к мастер - классу по опытно - экспериментальной деятельсти с детьми раннего возраста....

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста....

Презентация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

В раннем возрасте — познание мира происходит через экспериментирование: от манипуляции к целенаправленному действию.Детское экспериментирование выступает как метод обучения, и применяется для пе...